Продолжение: «О перспективах развития тылового обеспечения в условиях рыночной экономики»
Продолжение. Начало см.: http://www.oboznik.ru/?p=348
Кратко обозначу контуры некоторых предлагаемых вариантов.
Вертикальный вариант – это когда в ведение департамента передается целый вид обеспечения, например торгово-бытовое. Тогда все структуры, начиная от центрального аппарата ГУТ МО до последнего военного магазина (киоска), передаются из подчинения Тыла ВС в подчинение департамента.
Постепенно из каждого силового ведомства будут изыматься гражданские элементы их структуры и передаваться департаменту. Никаких особых затрат бюджетных денег здесь не нужно.
Произойдут лишь некоторые изменения в самой структуре финансирования. Например, средства на содержание структур ГУТ МО будут планироваться и поступать не по линии Минобороны, а по линии департамента.
Горизонтальный вариант предполагает передачу стационарных объектов по гарнизонам (военным городкам) независимо от того, к какой службе они относятся и какому ведомству принадлежат.
Здесь самым эффективным может быть территориальный вариант, когда в пределах одного субъекта Российской Федерации (региона, военного округа) все обеспечивающие структуры объединяются в одну под региональным управлением, а региональные управления, в свою очередь, подчиняются Центру.
При этом они тесно взаимодействуют с администрацией субъекта Российской Федерации (командованием военного округа). Такой подход уже существует в структуре отдельных министерств и ведомств (МЧС, ФПС и др.).
Например, существует Северо-Кавказское региональное управление ФПС, которое решает определенные задачи. Примерно в тех же границах решают свои задачи региональные управления МЧС и МВД. Кроме них практически на этой же территории размещены войска СКВО.
ВОТ В ЧЕМ ОТЛИЧИЕ
В общих чертах, по официальной версии, на территории военного округа должна быть создана одна сопряженная система тылового обеспечения под единым управлением. В качестве органа управления территориальной системой предлагается управление тыла СКВО.
При этом часть задач обеспечения остается в ведении региональных органов управления Тыла силовых ведомств, включенных в единую систему.
Однако есть и другие точки зрения по данному вопросу: от полного неприятия как официальной, так и других версий, до абсолютно радикальных – передачи функций обеспечения войск коммерческим структурам.
В чем отличие предлагаемого территориального варианта от официального?
Во-первых, предлагается иметь территориальную систему не в составе военного округа, а только в границах его территории.
Соответственно есть различие и в функциях управлений военного округа. Они не руководят процессом обеспечения войск в мирное время, их функции в нем крайне ограничены. Фактически эти функции сводятся к формированию заказов (заявок) и контролю своевременности и качества их выполнения в подчиненных войсках. По предлагаемому варианту органы военного управления непосредственно несут ответственность только за сохранность имеющихся в войсках запасов материальных средств и боевую готовность своих войск, в том числе и подвижной части Тыла. Соответственно, ввиду ограничения круга обязанностей (функций) органов военного управления в мирное время, должна быть ограничена и их штатная численность.
Во-вторых, этот вариант создает абсолютно равные условия для воинских частей и учреждений любой подчиненности в границах определенной территории. Все они обеспечиваются по заявкам (заказам) в соответствии с установленными правительством России нормами и лимитами в пределах назначений по соответствующим статьям бюджета. При этом каждая воинская часть имеет свой «маленький» подвижный тыл, предназначенный только для ее обеспечения в особый период.
Принципиальное отличие заключается в том, что в условиях мирного времени военные имеют материальные средства, но ими не распоряжаются.
Все, что касается обеспечения войск (сил), делает новая система: сколько положено войскам (силам), столько и отпустит горючего и других материальных средств; накормит личный состав или обеспечит пайком в натуре; выдаст по соответствующей норме вещевое имущество и выстирает обмундирование, организует помывку личного состава и пр. Другими словами, система снимает с военных несвойственные им функции.
В-третьих, этот вариант почти исключает или в значительной степени ограничивает ведение хозяйственной деятельности всеми военными структурами. Ведь практически все хозяйственные задачи будет решать вновь созданная система. Войска (подвижный тыл) будут участвовать только в освежении запасов и техническом обслуживании штатных технических средств.
При этом варианте – в виде уже упомянутого департамента – создается дополнительный государственный орган контроля за использованием бюджетных средств, выделяемых на оборону. Ведь структуры департамента смогут отпустить материальные средства и услуги только в пределах бюджетных назначений и по соответствующим нормам.
Таким образом, с введением новой системы обеспечения войск произойдет разделение функций и по финансовым вопросам. Одни (военные) будут более основательно обосновывать свои потребности, зная о том, что существует система, которая четко отслеживает, куда и на что расходуются бюджетные средства во всех ведомствах. Другие (правительство РФ, департамент), в свою очередь, удовлетворяя заказы (потребности) военных в материальных средствах, смогут достаточно четко контролировать их использование и эффективность расхода бюджетных средств, выделяемых на оборону.
Если же система будет оставлена в составе Минобороны России, то непременным условием ее развития и совершенствования должно быть создание самостоятельного департамента всестороннего обеспечения войск. Он не должен находиться в подчиненной зависимости от Генерального штаба Вооруженных сил.
Логика здесь проста: в мирное время департамент организует выполнение гражданских задач, не свойственных военным органам, а Генштаб, напротив,– занимается решением мобилизационных, боевых и других чисто военных вопросов. Но оба органа в своей работе преследуют одну общую цель – укрепление обороны. Именно поэтому они должны тесно взаимодействовать, но не находиться в подчиненной зависимости.
Оба этих органа управления должны быть подчинены в военное время одному лицу. Таким лицом является президент РФ – Верховный главнокомандующий. Что касается мирного времени, то они могут подчиняться соответствующим структурам правительства РФ.
С другой стороны, департамент представляет часть народного хозяйства, выделенную для обеспечения всех войск в мирное время, как бы сливается с остальной частью народного хозяйства в условиях военного времени. И именно ему в особый период будет принадлежать главная роль в тыловом и техническом обеспечении войск (сил), в то время как Генштаб Вооруженных сил будет занят планированием и проведением военных операций.
Здесь нет противоречий. Ведь необходимая часть специалистов Тыла и технического обеспечения в любом случае будет иметься в составе воинских частей, соединений и органов управления. Другое дело, что она будет не такой значительной по составу и структуре, а также функции ее будут совершенно иными, чем сегодня.
Конечно, данный проект вызовет активное сопротивление, в первую очередь – руководства военного интендантства, тем не менее представляется вполне реальным, что в современных условиях и на ближайшую перспективу (первую половину XXI века) предлагаемый способ всестороннего обеспечения войск (сил) все-таки станет основным и найдет свое воплощение в наших Вооруженных силах.
Андрей Одинцов - полковник запаса.
Другие новости и статьи
« О перспективах развития тылового обеспечения в условиях рыночной экономики
Стратегические мясо с картошкой »
Запись создана: Суббота, 11 Октябрь 2008 в 14:33 и находится в рубриках Вещевое обеспечение, Медицинское обеспечение, Продовольственное, Реорганизация 90-х годов, Транспорт, Управление тылом.
метки: медицинское обеспечение, вещевое обеспечение, Транспорт, управление тылом
Темы Обозника:
COVID-19 В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медикаменты медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение оружие охрана патриотизм пенсии подготовка помощь право призыв продовольствие расквартирование реформа русь сердюков служба спецоперация сталин строительство управление финансы флот эвакуация экономика