Образ человека будущего глазами молодого поколения

Формирование молодого поколения тесно связано с такими процессами, как воспитание, образование, самовоспитание, самообразование, развитие и многие другие. Если данные процессы, а это именно процессы, т.к. они предусматривают некую активность, движение от одного уровня к другому, от незнания к знанию, сравнить, то среди них можно отметить разноуровневые по сложности.
Дело в том, что самовоспитание и самообразование являются более сложными, т.к. предполагают активность того человека, на которого распространяются. Самостоятельно поставить цель деятельности, учесть все факторы, которые могут повлиять, составить программу деятельности, предположить ее результат – все это очень сложно, т.к. это все необходимо делать человеку самостоятельно, без какой-либо помощи извне, а человек, как известно, существо слабое. Ведь «…самый лучший день это завтра. Завтра мы все займемся спортом, начнем учиться, усердно работать, бросим пить и курить, начнем читать какую-нибудь книгу…».
Процессы воспитания, образования тоже сложны, т.к. также необходимо поставить цель, определить задачи, предусмотреть различные факторы, разработать программу и т.д. Однако все это исходит либо от школы, либо от родителей, либо от государства и т.д. В некотором плане это «легче», т.к. кто-то, а не человек, на которого рассчитано воздействие, будет совершать первоначальную активность. Однако эта «легкость» относительна. Сложность и неоднозначность воспитательного процесса отражена в его понятиях.
Что же представляет собой процесс воспитания? Согласно Педагогическому словарю Г.М. Коджаспировой и А.Ю. Коджаспирова, воспитание как общественное явление – это «…сложный и противоречивый социально-исторический процесс передачи новым поколениям общественно-исторического опыта, осуществляемый всеми социальными институтами: общественными организациями, средствами массовой информации и культуры, церковью, семьей, образовательными учреждениями разного уровня и направленности, который обеспечивает общественный прогресс и преемственность поколений»[1; 22].
Как педагогическое явление воспитание представляет собой: «…целенаправленную профессиональную деятельность педагога, содействующую максимальному развитию личности ребенка, вхождению его в контекст современной культуры, становлению как субъекта собственной жизни, формированию его мотивов и ценностей» [ 1; 22]. Казалось бы, все ясно и просто, создавайте условия, и подрастающее поколение будет развиваться. Однако многое зависит от квалификации педагога, от его желания, от его заинтересованности в максимальном развитии личности детей. «…целостный, сознательно организованный педагогический процесс формирования и образования личности в учебно-воспитательных учреждениях специально подготовленными специалистами» [1; 22]. В то же время часто мы можем наблюдать отступление от соблюдения такого важного принципа воспитания, как единство воспитательных воздействий. «…целенаправленная, управляемая и открытая система воспитательного взаимодействия детей и взрослых, в которой воспитанник является паритетным участником…» [1; 22].
Прикрываясь тем, что вокруг образовательного учреждения аккумулируются не совсем благонадежные «личности», оно (учреждение) и родителей с трудом допускает внутрь, поэтому говорить, что это открытая система, порой затруднительно. Как мы видим, воспитательный процесс очень сложен, т.к. в нем присутствуют как минимум три главных участника: учителя, родители и дети но каждый из них имеет свое собственное представление о результате, да и процессе воспитания, поэтому мы и отмечаем сложность и неоднозначность воспитательного процесса. Кроме этого, сложности и противоречивости воспитания во многом способствуют и кризисные явления, вызванные непрекращающимися экономическими и социально-политическими преобразованиями в обществе, бурный технический прогресс, не просто развал, а полное уничтожение прежней системы воспитания.
В результате средняя российская семья сегодня, помимо непосредственного воспитания детей, должна преодолевать и материальные трудности, и проблемы, связанные с недостатком детских учреждений, и психолого-педагогические проблемы, вызванные кризисом поколений, возникшим еще в советское время. В масштабах страны все это ведет к росту числа неполных и неблагополучных семей, распространению, в том числе и среди детского населения, нищеты, недоедания и связанных с ними болезней, увеличению числа покинутых детей и социального сиротства, снижению уровня физического и психического здоровья детей и другим негативным явлениям.
Помимо этого, сложности воспитания способствуют и его особенности, такие как целенаправленность, многофакторность (влияние объективных и субъективных факторов), длительность, непрерывность, комплексность, вариативность (неоднозначность) и неопределенность результатов. Однако если цель воспитания (при некотором усилии со стороны заинтересованных участников воспитательного процесса) можно сформулировать, субъективные и объективные факторы учесть, то обеспечить длительность, непрерывность и комплексность процесса воспитания уже сложнее. Дело в том, что очень немногие хотят нести тотальную ответственность за подрастающее поколение двадцать четыре часа в сутки (школа после уроков старается быстрее отправить детей домой, родители – погулять и т.д.).
В итоге страдают результаты воспитания, т.к. повышается их неоднозначность и неопределенность. Родители часто получают (либо видят) результат своих воспитательных воздействий на детей тогда, когда они уже вырастают, становятся взрослыми, имеют свои семьи и детей, т.е. тогда, когда менять что-то уже слишком поздно. А в условиях постоянного, непрекращающегося кризиса в стране этот процесс усложняется и усугубляется в несколько раз. Вот так и происходит, что, воспитывая детей в постоянно меняющихся условиях (экономических и социально-политических), мы до конца не можем предположить, что же сильнее повлияет на подрастающее поколение: либо наши усилия, либо действия (часто непосредственные) окружающих, либо процессы, происходящие и в стране, и в мире в целом.
И порой очень сильно удивляемся, когда получаем совершенно не те результаты, на которые рассчитывали. Однако, несмотря на все трудности воспитательного процесса, каждое последующее поколение по сравнению с предыдущим всегда имеет свой образ человека будущего, который сформирован с учетом особенностей экономического и социально-политического устройства нашего государства, с учетом особенностей воспитания конкретного человека. Анонимный опрос, проведенный среди студентов института экономики и финансов Государственного аграрного университета Северного Зауралья, показал, что наиболее востребованными качествами в будущем могут стать доброта, наличие жизненной цели, внимательность к другим, способность к обучению, общительность, трудолюбие, ответственность, отзывчивость, умение адаптироваться. Таким образом, студенты отметили как индивидуальные личностные качества (доброта, ответственность, отзывчивость), так и качества, которые подчеркивают социальную природу человека (внимательность к другим, общительность, умение адаптироваться), а также качества, которые могут способствовать совершенствованию человека (наличие жизненной цели, способность к обучению, трудолюбие).
Кроме этого, студенты выделили и такие качества, как устойчивость к неблагоприятному воздействию, духовная развитость, смелость, упорство, хваткость, способность понимать и т.д. Если обратиться к конкретному образу человека будущего, то студенты выделяют следующее: «Эталон будущего это ухоженный вид и грамотная речь». «В будущем необходимо отказаться от глобализации и культивировать качества, характерные каждому полу». «Идеальный образ человека будущего это немного верующий, честный, незлопамятный, мобильный, отзывчивый, чтобы помимо хороших, «положительных» качеств, было и немного плохих, не люблю идеальных людей, они скучные и непонятные».
«Человек будущего должен быть образованным, с сильным духом и хорошим воспитанием, с жизненной целью». «Главным качеством в человеке является его душа, и тогда он будет добрым, честным, умным, отзывчивым, воспитанным, дружелюбным, ответственным, вежливым, терпеливым, трудолюбивым». «Человек будущего должен быть готов к активному и мобильному образу жизни». «Идеальный образ человека будущего это, прежде всего, высоконравственный человек, который способен не только к безусловной любви, но и способен защищать свои убеждения, устои, способен дать отпор злу».
«Человек будущего должен быть всесторонне развитым, образованным, дисциплинированным, самоорганизованным, активным, настойчивым и целеустремленным, должен иметь твердые, устойчивые взгляды на общественные процессы и быть толерантным, милосердным, добрым по отношению к слабым». Таким образом, человек будущего, с одной стороны, должен быть твердым, а с другой стороны, мягким к другим людям. Кроме этого, необходимо учитывать и тот факт, что наша страна является преимущественно аграрной, следовательно, необходимо рассматривать особенности влияния на формирование образа человека будущего и данного факта.
В этом плане студенты единодушны, среди особенностей воспитания в сельской местности они отмечают более тесные отношения между людьми, отсутствие процессов урбанизации на селе (по мнению студентов – это плюс для воспитания детей), строгое воспитание, уважение к старшим, приучение к труду. Все это в комплексе способствует, по их мнению, формированию таких качеств, как ответственность, самостоятельность, приспособляемость к сложным условиям жизни либо к тяжелым условиям труда.
В то же время отсутствие увеселительных заведений (баров, кафе, кинотеатров и т.д.) студенты считают положительным моментом в воспитании, а вот доверчивость и открытость, отрицательными качествами, являющимися итогом воспитания в сельской местности. В заключение хотелось бы отметить, что у любой системы воспитания существуют как положительные, так и отрицательные стороны, и мы должны стремиться особо развивать именно положительное, т.к. оно, как правило, складывалось веками и соответственно может принести большую пользу, нежели то, что насаждается извне и не соответствует нашим культурным и национальным особенностям.
Библиографический список: 1. Коджаспирова, Г.М. Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. – 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 176 с.48 2. Семенкова, С.Н. Социальная работа: вчера, сегодня, завтра (на примере Тюменской области). Учебное пособие. / С.Н. Семенкова. – Тюмень: Вектор Бук, 2005. 140 с.
Cеменкова С.Н.
Другие новости и статьи
« Заключение о проблемах интендантского обеспечения русской армии в Первую мировую войну
Николай Иосифович (Осипович) Богатко »
Запись создана: Вторник, 17 Декабрь 2019 в 0:15 и находится в рубриках Новости.
метки: воспитание, культура
Темы Обозника:
COVID-19 В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медикаменты медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение охрана патриотизм пенсии подготовка помощь право призыв продовольствие расквартирование ремонт реформа русь сердюков служба спецоперация сталин строительство управление финансы флот эвакуация экономика