Образ человека будущего глазами молодого поколения



Образ человека будущего глазами молодого поколения

oboznik.ru - Образ человека будущего глазами молодого поколения

Формирование молодого поколения тесно связано с такими процессами, как воспитание, образование, самовоспитание, самообразование, развитие и многие другие. Если данные процессы, а это именно процессы, т.к. они предусматривают некую активность, движение от одного уровня к другому, от незнания к знанию, сравнить, то среди них можно отметить разноуровневые по сложности.

Дело в том, что самовоспитание и самообразование являются более сложными, т.к. предполагают активность того человека, на которого распространяются. Самостоятельно поставить цель деятельности, учесть все факторы, которые могут повлиять, составить программу деятельности, предположить ее результат – все это очень сложно, т.к. это все необходимо делать человеку самостоятельно, без какой-либо помощи извне, а человек, как известно, существо слабое. Ведь «…самый лучший день это завтра. Завтра мы все займемся спортом, начнем учиться, усердно работать, бросим пить и курить, начнем читать какую-нибудь книгу…».

Процессы воспитания, образования тоже сложны, т.к. также необходимо поставить цель, определить задачи, предусмотреть различные факторы, разработать программу и т.д. Однако все это исходит либо от школы, либо от родителей, либо от государства и т.д. В некотором плане это «легче», т.к. кто-то, а не человек, на которого рассчитано воздействие, будет совершать первоначальную активность. Однако эта «легкость» относительна. Сложность и неоднозначность воспитательного процесса отражена в его понятиях.

Что же представляет собой процесс воспитания? Согласно Педагогическому словарю Г.М. Коджаспировой и А.Ю. Коджаспирова, воспитание как общественное явление – это «…сложный и противоречивый социально-исторический процесс передачи новым поколениям общественно-исторического опыта, осуществляемый всеми социальными институтами: общественными организациями, средствами массовой информации и культуры, церковью, семьей, образовательными учреждениями разного уровня и направленности, который обеспечивает общественный прогресс и преемственность поколений»[1; 22].

Как педагогическое явление воспитание представляет собой: «…целенаправленную профессиональную деятельность педагога, содействующую максимальному развитию личности ребенка, вхождению его в контекст современной культуры, становлению как субъекта собственной жизни, формированию его мотивов и ценностей» [ 1; 22]. Казалось бы, все ясно и просто, создавайте условия, и подрастающее поколение будет развиваться. Однако многое зависит от квалификации педагога, от его желания, от его заинтересованности в максимальном развитии личности детей. «…целостный, сознательно организованный педагогический процесс формирования и образования личности в учебно-воспитательных учреждениях специально подготовленными специалистами» [1; 22]. В то же время часто мы можем наблюдать отступление от соблюдения такого важного принципа воспитания, как единство воспитательных воздействий. «…целенаправленная, управляемая и открытая система воспитательного взаимодействия детей и взрослых, в которой воспитанник является паритетным участником…» [1; 22].

Прикрываясь тем, что вокруг образовательного учреждения аккумулируются не совсем благонадежные «личности», оно (учреждение) и родителей с трудом допускает внутрь, поэтому говорить, что это открытая система, порой затруднительно. Как мы видим, воспитательный процесс очень сложен, т.к. в нем присутствуют как минимум три главных участника: учителя, родители и дети но каждый из них имеет свое собственное представление о результате, да и процессе воспитания, поэтому мы и отмечаем сложность и неоднозначность воспитательного процесса. Кроме этого, сложности и противоречивости воспитания во многом способствуют и кризисные явления, вызванные непрекращающимися экономическими и социально-политическими преобразованиями в обществе, бурный технический прогресс, не просто развал, а полное уничтожение прежней системы воспитания.

В результате средняя российская семья сегодня, помимо непосредственного воспитания детей, должна преодолевать и материальные трудности, и проблемы, связанные с недостатком детских учреждений, и психолого-педагогические проблемы, вызванные кризисом поколений, возникшим еще в советское время. В масштабах страны все это ведет к росту числа неполных и неблагополучных семей, распространению, в том числе и среди детского населения, нищеты, недоедания и связанных с ними болезней, увеличению числа покинутых детей и социального сиротства, снижению уровня физического и психического здоровья детей и другим негативным явлениям.

Помимо этого, сложности воспитания способствуют и его особенности, такие как целенаправленность, многофакторность (влияние объективных и субъективных факторов), длительность, непрерывность, комплексность, вариативность (неоднозначность) и неопределенность результатов. Однако если цель воспитания (при некотором усилии со стороны заинтересованных участников воспитательного процесса) можно сформулировать, субъективные и объективные факторы учесть, то обеспечить длительность, непрерывность и комплексность процесса воспитания уже сложнее. Дело в том, что очень немногие хотят нести тотальную ответственность за подрастающее поколение двадцать четыре часа в сутки (школа после уроков старается быстрее отправить детей домой, родители – погулять и т.д.).

В итоге страдают результаты воспитания, т.к. повышается их неоднозначность и неопределенность. Родители часто получают (либо видят) результат своих воспитательных воздействий на детей тогда, когда они уже вырастают, становятся взрослыми, имеют свои семьи и детей, т.е. тогда, когда менять что-то уже слишком поздно. А в условиях постоянного, непрекращающегося кризиса в стране этот процесс усложняется и усугубляется в несколько раз. Вот так и происходит, что, воспитывая детей в постоянно меняющихся условиях (экономических и социально-политических), мы до конца не можем предположить, что же сильнее повлияет на подрастающее поколение: либо наши усилия, либо действия (часто непосредственные) окружающих, либо процессы, происходящие и в стране, и в мире в целом.

И порой очень сильно удивляемся, когда получаем совершенно не те результаты, на которые рассчитывали. Однако, несмотря на все трудности воспитательного процесса, каждое последующее поколение по сравнению с предыдущим всегда имеет свой образ человека будущего, который сформирован с учетом особенностей экономического и социально-политического устройства нашего государства, с учетом особенностей воспитания конкретного человека. Анонимный опрос, проведенный среди студентов института экономики и финансов Государственного аграрного университета Северного Зауралья, показал, что наиболее востребованными качествами в будущем могут стать доброта, наличие жизненной цели, внимательность к другим, способность к обучению, общительность, трудолюбие, ответственность, отзывчивость, умение адаптироваться. Таким образом, студенты отметили как индивидуальные личностные качества (доброта, ответственность, отзывчивость), так и качества, которые подчеркивают социальную природу человека (внимательность к другим, общительность, умение адаптироваться), а также качества, которые могут способствовать совершенствованию человека (наличие жизненной цели, способность к обучению, трудолюбие).

Кроме этого, студенты выделили и такие качества, как устойчивость к неблагоприятному воздействию, духовная развитость, смелость, упорство, хваткость, способность понимать и т.д. Если обратиться к конкретному образу человека будущего, то студенты выделяют следующее: «Эталон будущего это ухоженный вид и грамотная речь». «В будущем необходимо отказаться от глобализации и культивировать качества, характерные каждому полу». «Идеальный образ человека будущего это немного верующий, честный, незлопамятный, мобильный, отзывчивый, чтобы помимо хороших, «положительных» качеств, было и немного плохих, не люблю идеальных людей, они скучные и непонятные».

«Человек будущего должен быть образованным, с сильным духом и хорошим воспитанием, с жизненной целью». «Главным качеством в человеке является его душа, и тогда он будет добрым, честным, умным, отзывчивым, воспитанным, дружелюбным, ответственным, вежливым, терпеливым, трудолюбивым». «Человек будущего должен быть готов к активному и мобильному образу жизни». «Идеальный образ человека будущего это, прежде всего, высоконравственный человек, который способен не только к безусловной любви, но и способен защищать свои убеждения, устои, способен дать отпор злу».

«Человек будущего должен быть всесторонне развитым, образованным, дисциплинированным, самоорганизованным, активным, настойчивым и целеустремленным, должен иметь твердые, устойчивые взгляды на общественные процессы и быть толерантным, милосердным, добрым по отношению к слабым». Таким образом, человек будущего, с одной стороны, должен быть твердым, а с другой стороны, мягким к другим людям. Кроме этого, необходимо учитывать и тот факт, что наша страна является преимущественно аграрной, следовательно, необходимо рассматривать особенности влияния на формирование образа человека будущего и данного факта.

В этом плане студенты единодушны, среди особенностей воспитания в сельской местности они отмечают более тесные отношения между людьми, отсутствие процессов урбанизации на селе (по мнению студентов – это плюс для воспитания детей), строгое воспитание, уважение к старшим, приучение к труду. Все это в комплексе способствует, по их мнению, формированию таких качеств, как ответственность, самостоятельность, приспособляемость к сложным условиям жизни либо к тяжелым условиям труда.

В то же время отсутствие увеселительных заведений (баров, кафе, кинотеатров и т.д.) студенты считают положительным моментом в воспитании, а вот доверчивость и открытость, отрицательными качествами, являющимися итогом воспитания в сельской местности. В заключение хотелось бы отметить, что у любой системы воспитания существуют как положительные, так и отрицательные стороны, и мы должны стремиться особо развивать именно положительное, т.к. оно, как правило, складывалось веками и соответственно может принести большую пользу, нежели то, что насаждается извне и не соответствует нашим культурным и национальным особенностям.

Библиографический список: 1. Коджаспирова, Г.М. Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. – 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 176 с.48 2. Семенкова, С.Н. Социальная работа: вчера, сегодня, завтра (на примере Тюменской области). Учебное пособие. / С.Н. Семенкова. – Тюмень: Вектор Бук, 2005. 140 с.

Cеменкова С.Н.



Другие новости и статьи

« Николай Иосифович (Осипович) Богатко

Заключение о проблемах интендантского обеспечения русской армии в Первую мировую войну »

Запись создана: Воскресенье, 6 Июль 2014 в 18:09 и находится в рубриках Новости.

Метки: ,



Дорогие друзья, ждем Ваши комментарии!

Комментарии для сайта Cackle

Комментарии

Загрузка...

Контакты/Пресс-релизы