Чтение как способ мобилизации стратегических ресурсов ума и культуры



Чтение как способ мобилизации стратегических ресурсов ума и культуры

oboznik.ru - Чтение как способ мобилизации стратегических ресурсов ума и культуры

oboznik.ru - Чтение как способ мобилизации стратегических ресурсов ума и культуры

Учитесь и читайте. Читайте книги серьезные. Жизнь сделает остальное.

Достоевский Ф. М.

В 2014 году мы не достигли уровня чтения, который был в уже так далеком 1992 году [3]. Хотя вполне очевидно то, что для развития общества и государства в целом этот показатель должен расти вместе с другими, определяющими державную мощь страны. Чтение дает образование, навыки, компетенции, не так ли? У него свои взаимозависимости и даже своя экономика, внутренние и внешние связи которой еще мало изучены. Сергей Степашин утверждает, что  "без чтения книг никогда не построить процветающее государство" [5]. В сутках 24 часа или 1440 минут, и только 9 (0,6%) из них современный россиянин тратит на чтение книг [7]. Общий итог могут предположить многие - отмирает, то что не используется, а затем то, что атрофировалось уже сложно восстановить. Получается что так или иначе постепенно отмирают образование и навыки, не так ли?

Процветание в большой степени зависит от того, что мы умеем делать лучше всех, иначе говоря, от  конкурентноспособности, а последнее от людей, трудящихся на всеобщее благо. Если за границей блага будут делать быстрее и дешевле, то о процветании и говорить не придется. Конкурентоспособность уже давно обеспечивают не стратегические запасы нефти, а удачно мобилизованные стратегические ресурсы ума и культуры [6].

Для интеллектуальной мобилизации необходимо выявление проблем, постановка задач и их решение. Одной из  таких проблем является снижение популярности и доступности чтения, отсутствие активной работы, в результате которой общество обширно и массово получает ответы на такие вопросы как: зачем читать, что читать и как читать? Социальная реклама эти вопросы практически не охватывает вообще, средства массовой информации работают в сфере популяризации чтения не очень активно. 

В далеком 1982 году на всесоюзном радио обсуждали идею создания газеты "Читатель" [8] посвященной главным образом искусству чтения, но идея так и осталось таковой, а со временем и она вытеснилась интернетом, от чего лучше не стало, а напротив, принесло больше хаотичности в мышление его многочисленных пользователей разного возраста, читающих мало, быстро и "наискосок". Править балом стали клипы-видеоролики и картинки. Многочисленные технологичные интернет-агрегаторы и собиратели новостей, закладок и ссылок кроме собственных коммерческих замыслов общего порядка, сосредоточенности и новых идей в повседневность не приносят. 

Отмечая критичность проблемы, необходимо отметить, что падение популярности чтения ведет к постепенной деградации и так называемой твиттеризации мышления (твиты [4] и репосты притупляют в людях способность думать самостоятельно, становятся менее креативны). Происходит сетезация человека. Это явление вкупе с современной массовой культурой производит разрушительный симбиоз, в котором каждая отдельная личность теряет способность быть собой, быть в себе, чувствовать границы своей "самости"  (нем. Selbst — «я», собственная личность). Мысли в голове становятся похожими на своего рода микроблог, их обрывки блуждают в сознании, постоянно отвлекая, разрушая какую бы то ни было сосредоточенность. 

Кроме того, потоки поступающей информации постоянно увеличиваются, многие повсеместно говорят об удобной доступности знаний, интернет-энциклопедии отвечают на запросы за секунды, однако и здесь наблюдается интересный и отрицательный эффект. Говоря образно - доступность знаний покрывает ржавчиной их ценность.  Чем меньше информации поступает к человеку, тем она важнее для него [12, 1]. Ошибочно полагать, что душа питается информацией, как говорят "почитаю что-нибудь для души". Нет, душа питается мыслью от прочитанного! Можно и почитать душевное, но без духовного осмысления, душа так и останется голодной.

Массовая культура производит продукты питания для души, которые проходят через мышление. И несложно догадаться что многие из "продуктов" имеют опасный для душевного здоровья "химический состав" или даже могут быть признаны полностью отравленными. Осложнениями этих "скрытых непищевых отравлений" являются злость, ненависть, мелочность, зависть, да и собственно весь ряд существующих и осуждаемых человеческих пороков. Науке только надо разобраться какой инфопродукт какую мерзость развивает в душе человека. А что еще более важно - науке надо разобраться какой инфопродукт развивает все признанные человеческие добродетели. Последнее отчасти может и известно, по крайней мере каждый считающий себя разумным человек может предположить, что такое позитивный контент и что он точно является частью какой-либо идеологии. Последнее слово после советской эпохи вызывает у многих отчуждение, но разве не имеет право на жизнь идеология всеобщего здравомыслия? Кроме того, все больше мыслителей в последнее время утверждают, что нам и нужна непременно сама идеология, ибо с утратой последней люди так или иначе катятся в пропасть пороков и великих несчастий.

После таких проведенных исследований станет ясно, что у нас больше развивается, пороки или добродетели. Тогда и всю информацию можно будет классифицировать, как бы маркировать воображаемые упаковки особыми знаками-надписями. Например: "Внимание - чтение этого текста ведет к зависти и злости! Будьте осторожны! Протестировано ассоциацией книговедов-психологов". И кратенькое обоснование, которое кому интересно - прочитает. Сама запись не отнимет желания у страждущего прочитать, но он будет предупрежден, что известной нам поговоркой предусматривает вооруженность предупрежденного, а это уже очень важно для его духовной безопасности. Или положительно наоборот: "Чтение этого текста способствует тренировке логического мышления, учит порядочности и добродушию". Кстати, ключевые слова, давно существующие в интернете, успешно перекочевали и в печатные научные статьи, но до книг они не дошли и по сей день, а было бы интересно увидеть облако тегов книги, которая выбрана для чтения. Искусный и мыслящий читатель должен уметь определить их сам [2], но начинающему да и просто увлекающемуся для подсказки по выбору чтения будет весьма полезно. 

О мышлении и чтении имеется немало научных трудов, но на наш взгляд, весьма слабо проводится популяризация этих ценных знаний. Люди все меньше познают и понимают сами себя (за разными отвлечениями это делать очень сложно) и таким образом теряют главный элемент своего творческого начала. Внешняя информационная среда с каждым годом становится агрессивнее и противостоять ей все труднее. Она несет свои идеи, предлагает заранее определенное направление (тренд) развития разума людей. 

Общая суть этого тренда в снижении рассудительно-мыслительной и увеличении шаблонно-потребительской активности. Вокруг Вас могут говорить (писать в СМИ, показывать по ТВ): вот это (на самом деле!) было так, это надо делать так, а это уже устарело, поэтому надо идти в ногу со временем и делать (покупать) надо вот то, что мы предлагаем. И заставляют безропотно верить в это с помощью разного рода психологических уловок. Но на самом деле ко всему этому надо подходить спокойно, рассудительно и с определенной критичностью. И что особенно важно - уметь классифицировать. 

Мы приходим в продуктовый магазин и благодаря собственному накопленному опыту, имеем представление как выбирать те или иные продукты. Смотрим на упаковки, сроки хранения, химический состав, на то, как произведен продукт по ГОСТу или по ТУ. Знаем, что выбирать предпочтительнее то, что сделано по ГОСТу. Смотрим цвет, проверяем на свет, вдыхаем запахи. Век подделок и желание быть здоровыми заставляет нас это делать внимательно и очень тщательно, ведь никто не пожелает отравлять свой организм суррогатами. Известно, что на производителей продуктов законодательно наложен ряд обязательств о том, какая информация должна быть на упаковках, как сертифицируется тот или иной продукт. 

Если попробовать дать волю воображению и представить как эту "кухню" с продуктами питания спроецировать на информацию? Известно, что А.Энштейн полагал, что воображение важнее знания. Вполне возможно, что первое определенным образом притягивает второе и (или) первое появляется в результате наличия второго. Сейчас на носителях информации принято ставить только опознавательный знак возрастного ограничения (18+ и т.п.). Других нет, хотя у отдельных изданий (чего нельзя сказать о телепрограммах) много можно почерпнуть из вступления (введения). Cейчас модно снимать ток-шоу, где люди часами, перебивая друг друга громкими возгласами обсуждают какую-нибудь важную общечеловеческую проблему, но обобщающих аналитических выводов как правило в конце передачи не звучит (и что можно почитать по данной теме), хотя очень бы следовало это делать.

А что бы было интересно узнать, например на первых страницах какого-либо труда, книги? 

1. Актуальность информации. По сути каждая книга обязана претендовать на постоянную актуальность. Она должна чему-то учить положительному или показывать то, что отрицательно, что неприменимо в жизни. Главное, чтобы читатель смог отличить одно от другого. Для этого нужна четкая, яркая аннотация к тексту, обращающая внимание на эти особенности.

3. Расширенное оглавление. Очень удобно в художественных сериалах просматривать кратко то, какие события произошли ранее, так и в книге весьма выгодно для читателя иметь краткое содержание каждой главы, детально проработанное, помогающее разобраться в общем сюжете или замысле книги.

4. Ключевые слова и их количество. Оценив ключевые слова станет понятно, чему более всего внимания уделял автор.

5. Обозначенный результат чтения. При наличии описания возможных результатов чтения, потом станет ясно совпадает ли задуманное с действительным. Особо желанны конкретные результаты: "прочитав книгу вы разберетесь в", "начнете понимать", "овладеете приемами и навыками". При их неполучении можно будет подумать и разобраться в том, кто больше виноват автор или читатель.

Удивительно, но в XXI веке забывается постулат о том, что именно благодаря толковости мышления человеческая раса смогла выжить. Благодаря пониманию общей картины мира и отдельных ее важных элементов. Современный ее облик похож на то, что группа прозорливых пытается одурачить как можно больше вокруг себя людей, чтобы потом управлять одураченными, а самое главное пользоваться их ресурсами и получать с них доход. Любая массовая потребность человека (продовольствие, медицина, жилье, финансовые услуги, развлечения) превращается в бизнес с деликатно-мягким смещением в сторону снижения качества и увеличением их стоимости, что позволяет сделать красивая визуализация каких-либо, как правило, мнимых достоинств (все врачи советуют, косметологи рекомендуют, протестировано учеными, бери сейчас, отдашь потом и т.п.).

Так оттачивается массовое клиповое мышление, при котором в голове проносятся яркие картинки свойств разных объектов, каламбурно, без осознания какой-либо связи между ними. Взаимосвязи и последствия стало принято скрывать как можно лучше. В спектре результатов клипового мышления лежит страх, депрессия, неудовлетворенность, зависть. Это весьма удобно для прозорливых продающих, радостно отмечающих положительную динамику роста продаж.

В тоже время, читающие и размышляющие прекрасно понимают, что лучшие вещи в жизни — это не те самые «вещи», а отношения, опыт и достижение целей. Они являются продуктами счастливой жизни.

Счастливый человек (подразумеваем творческий) не выгоден прозорливо-продающим, потому что они могут получать прибыли, только если в основе жизни человека лежит неудовлетворенность несчастливого. Отчетливо понимается, что люди постоянно должны в чем-то испытывать потребность, даже если эта потребность искусственная. Так порождается гонка за излишествами, в которой выигрывают ее устроители, а участники, отнюдь не становятся счастливые. 

Наш мир переполнен проблемами. Технологии улучшаются, ускоряется скорость обработки информации, поиск решений стало возможно автоматизировать. Но чаще происходит так, что проблемы этим не решаются, а напротив искуственно получают новую остроту. Глобальное потепление, межнациональная рознь, терроризм, организованная преступность, коррупция, бедность, нехватка продовольствия, борьба с алкоголизмом, курением и наркоманией. Проблемы требуют творческого решения, но общество вгоняют больше в догматизм и автоматизм, потому что творческий мыслительный процесс может кому-то испортить общий замысел и (или) рост прибыли. Д. Чернышев предполагает [1, стр. 7], что в будущем появятся антикризисные правительства ("Рюрик Интернешнл") которые в короткие сроки, талантливо смогут решить важные государственные социально-финансовые проблемы. Но какое государство их допустит к "штурвалу управления"?. Если выяснится, что группа творческих людей решит в государстве то, что десятилетиями не исправляется бесчисленными реформами и антикризисными программами, то правительству придется признать массу ошибок и расточительство бюджетов, а армию чиновников очень заметно сокращать, что безусловно, не позволят сделать никаким творческим группам с царственными названиями. Конкурентная борьба имеет место, но только там, где не установлена  монополия на принятие решений. Существующие проблемы и противоречия не решаются и не устраняются никакими технологиями и в нашем веке, людям как раньше, так и сейчас требуется активное творческое и сосредоточенное мышление.

Дмитрий Чернышев сделал попытку разобраться в вопросе о том, "как люди думают" [1] , предложить миру вариант алфавита мышления и таким образом помочь людям учиться творчески мыслить, имея такой алфавит как точку опоры для выстраивания идей. Автор признает, что люди думают крайне редко и довольствуются выполнением привычных алгоритмов. Немного перефразировав автора, можно сказать, что у многих имеет место своего рода жизнь "4П" - последовательность постоянно повторяющихся практик. Другими словами - каждый день одно и то же, рутина, при которой мы в основном выполняем должностные инструкции, предписания законов и социальные нормы, потребляем все необходимое нашему организму и всю информацию поступающую из внешнего мира. 

И последнее. Очевидно для понимания то, что чтение и мышление это очень затратные процессы, но они делают человека образованного, а затем уже образованного человека делают еще гораздо сильнее, открывая горизонты поиска нестандартных вариантов решения задач. Причем следует заметить, что в самом общем плане нельзя признать такое явление как "законченное высшее образование" и со временем оно исчезнет вообще, ибо человек, заботящийся о своей конкурентоспособности должен учиться всю жизнь, быть увлеченным чем-то и верить душой и сердцем в то, что он делает. А для этого надо читать книги, читать их много: с чувством, с толком и расстановкой. Чтобы возникало желание их дополнить и продолжить.

Р.А. ДорофеевВ.В. Головинский, специально для Oboznik.ru

1. Чернышев Д.А. Как люди думают? - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2013. - 304 с.

2. Р.А. Дорофеев, В.В. Головинский.  Ключевые слова патриотических ценностей:[Электронный ресурс] // Oboznik.ru URL: http://www.oboznik.ru/?p=29778 (Дата обращения: 01.07.2014).

3. Тенденции чтения России в 2014 году:[Электронный ресурс] // Oboznik.ru URL: http://www.oboznik.ru/?p=35611 (Дата обращения: 01.07.2014).

4. Твит — термин сервиса микроблоггинга Twitter, обозначающий запись, публикуемую пользователем в его твиттере. Особенностью твита является его длина, которая не может быть больше 140 знаков
Подробнее: http://www.wikireality.ru/wiki/%D0%A2%D0%B2%D0%B8%D1%82

5.Степашин: Без чтения книг никогда не построить процветающее государство:[Электронный ресурс] // BaltInfo URL: http://www.baltinfo.ru/2014/05/23/Stepashin-Bez-chteniya-knig-nikogda-ne-postroit-protcvetayuschee-gosudarstvo-427175 (Дата обращения: 02.07.2014).

6.Скажи, что ты читаешь:[Электронный ресурс] // Российская газета URL: http://www.rg.ru/2005/07/27/chtenie.html (Дата обращения: 07.07.2014).

7. И. Васильева. Девять минут на чтение книги:[Электронный ресурс] // Oboznik.ru URL: http://www.oboznik.ru/?p=35212 (Дата обращения: 01.07.2014).

8. В. Баранов. Чтение как национальная проблема (Об искусстве вычитывания и о вреде «вчитывания»):[Электронный ресурс] // Oboznik.ru URL: http://www.oboznik.ru/?p=35589 (Дата обращения: 07.07.2014).

См. также:

1. Р.А. ДорофеевВ.В. ГоловинскийЧтение как источник патриотизма

2. Н.Н. Сметанникова. Чтение и грамотность

3. Р.А. ДорофеевВ.В. ГоловинскийКак прогресс усложняет жизнь

4. Р.А. ДорофеевВ.В. ГоловинскийЧтение истинное творчество и рецепт счастья

5. C. Янина.  Классики педагогической мысли о роли чтения книг в духовно-нравственном воспитании

6. Р.А. ДорофеевВ.В. ГоловинскийЧтение это искусство и учитель жизни

7. Е. Бредис, «Без Шекспира ученый не состоится»

7.  Р.А. ДорофеевВ.В. ГоловинскийЧтение о жизни: в поисках аналогий, смысла и новых возможностей

8. Г.А. Омарова. Культура чтения как один из факторов духовного воспитания личности

9. Смородинская М. Д., Маркова Ю. П. Культура чтения художественной литературы

10. Чему учит литература?

11. Памятка при чтении книг



Другие новости и статьи

« Заключение о проблемах интендантского обеспечения русской армии в Первую мировую войну

Мираж военной подготовки »

Запись создана: Понедельник, 7 Июль 2014 в 17:16 и находится в рубриках Новости, О патриотизме в России.

Метки: , , , , , , ,



Дорогие друзья, ждем Ваши комментарии!

Комментарии

Контакты/Пресс-релизы