1 Октябрь 2018

Духовно-рыцарские ордена и Северо-восточная Русь

oboznik.ru - Духовно-рыцарские ордена и Северо-восточная Русь

Тайны Ледового побоища

Ещё до битвы на реке Омовже рыцари-меченосцы решили объединиться с военно-монашеским Тевтонским орденом. Этот орден был основан в 1128 году в Палестине. Несколько богатых немецких рыцарей основали в Иерусалиме особое братство для помощи паломникам под названием «Братство святой Марии Тевтонской». Когда арабы выставили крестоносцев из Палестины, гроссмейстер Тевтонского ордена Герман фон Зальца перебрался в Венецию.

В 1220-х годах княжество Мазовия (Польша) вело длительную войну с языческими племенами пруссов. Мазовецкий князь Конрад принял христианство и, поверив рассказам о бескорыстии и прочих добродетелях военно-монашеских орденов, в 1226 году решил подарить Тевтонскому ордену Кульмскую и Лебодскую волости. Наивный Конрад надеялся, что рыцари будут защищать его от набегов языческих племен.

В 1228 году большая часть рыцарей Тевтонского ордена вместе с гроссмейстером Германом фон Зальцем прибыла в Мазовию. Рыцари быстро завоевали земли пруссов. Большая часть населения была истреблена, а оставшиеся обращены в рабство. В Пруссию хлынул поток немецких переселенцев. Тевтонские рыцари построили в Пруссии несколько укреплённых городов, первый из которых, Торн, был заложен в 1231 году (ныне польский город Торунь).

В 1234 году Тевтонский орден получил от Римского папы права на владение всей Прусской и Кульмской землей за обязательство платить дань лично папе, который таким образом стал сюзереном ордена. Дань орден платил исправно, но власть папы оставалась номинальной, и фактически орден был независим в своей внешней и внутренней политике.

В 1229 году умер рижский епископ Альберт. Магистр Ордена меченосцев Волквин, воспользовавшись его смертью, решил избавиться от своей зависимости от рижских епископов и предложил Герману фон Зальцу объединить ордена. Однако тот отказался.

После разгрома рыцарей на реке Омовже войском Ярослава Всеволодовича переговоры по объединению орденов возобновились. В 1235 году фон Зальца отправил в Ливонию двух командоров Тевтонского ордена, Эренфрида фон Нойенбурга и Арнольда фон Нойндорфа, поставив им задачу разузнать о правах и обычаях Ордена меченосцев и вообще о положении дел в Ливонии. Вскоре посланцы вернулись вместе с тремя представителями ливонских рыцарей.

Людвиг фон Оттинген, наместник великого магистра в Пруссии, собрал капитул в Марбурге, где ливонских рыцарей подробно расспросили об их правилах, образе жизни и владениях. Потом были расспрошены командоры, посланные в Ливонию.

Эренфрид фон Нойенбург представил поведение рыцарей Ордена меченосцев в совсем не привлекательном виде, описал их людьми упрямыми и крамольными, не любящими подчиняться правилам своего ордена, ищущими прежде всего личной корысти, а не общего блага, и, указав пальцем на прибывших с ним ливонских рыцарей, добавил: «А эти, да ещё четверо мне известных, хуже всех там».

Арнольд фон Нойндорф подтвердил слова своего товарища. После такой «рекламы» не удивительно, что, когда стали собирать голоса, объединяться ли с меченосцами, то сначала воцарилось молчание, а потом единогласно решено было дожидаться прибытия великого магистра.

Эта история объединения орденов излагается не по русским летописям или трудам советских историков, которых можно обвинить в предвзятом отношении к военно-монашеским орденам. Сведения взяты из немецких хроник.

То, что донесения немецких рыцарей относительно поведения меченосцев были справедливы, доказывают послания пап. В 1238 году папа Григорий IX указывал епископу Моденскому, своему легату в Ливонии, чтобы обращённые в христианство язычники не подвергались рабству. В том же году он писал, чтобы рабам дали облегчение и позволили ходить в церковь. Известны и другие послания пап, обличающие ордена на востоке Европы, как, например, послание папы Иннокентия IX рыцарям в 1245 году.

Так что нравы рыцарей-монахов в художественных фильмах «Александр Невский» и «Крестоносцы» не только не очернены, а скорее приукрашены, поскольку даже сегодня в кино нельзя показать всех мерзостей, которые творили монахи-рыцари. И это касается не только орденов Тевтонского и меченосцев. Вспомним, сколько гнусных преступлений рыцарей-монахов было выявлено на процессе ордена тамплиеров во Франции в 1307-1314 годах.

Однако объединиться орденам всё же пришлось. В 1236 году магистр Волквин совершил опустошительный набег на Литву, но вскоре был окружён многочисленными толпами «язычников» и погиб со всем своим войском. Любопытно, что в составе орденского войска был и отряд из двухсот псковичей. Вернулись из них в Псков всего двадцать человек (разногласия между представителями двух течений христианства – православного и католического не являлись, как видим, помехой в совместной борьбе за утверждение новой религии).

После этого поражения уцелевшие меченосцы отправили посла в Рим рассказать папе о плачевном состоянии ордена и ливонской церкви и настоятельно просить о соединении их с Тевтонским орденом. Гроссмейстер Тевтонского ордена стал сюзереном ордена Меченосцев, который с этого времени стали называть Ливонским орденом. Первым после объединения магистром Ливонского ордена стал Герман фон Балк.

Первое столкновение русских с Тевтонским орденом относится к 1235 году. Мазовецкий князь Конрад уступил ордену какие-то свои земли, на которые претендовал и удельный волынский князь Даниил Романович Галицкий. Согласно летописи, Даниил сказал: «Не годится держать нашу отчину крестовым рыцарям» и пошёл на них с большим войском, взял город, захватил в плен старшину Бруно и ратников.

В отличие от большинства других городов Руси власть в Новгороде принадлежала владыке (архиепископу), посаднику и вече (народному собранию). Причём и владыка, и посадник были выборными. При этом выбор владыки был несколько экзотичным: духовенство и миряне выдвигали три кандидатуры, а затем тянули жребий. И после этого новый владыка уже чисто формально утверждался митрополитом. Примерно такая же система управления была и в Пскове.

А где же княжеская власть? По неписаным конституциям Новгорода и Пскова князья выполняли роль кондотьеров – предводителей наёмных дружин, которые должны были защищать город. Князь и его дружина размещались вне города. Так, наёмные новгородские князья занимали замок Рюриково городище. Князю и дружине выдавались в кормление волости и, кроме того, производились денежные выплаты.

Главная функция князя – защита от внешнего врага. В отдельных случаях князю доверяли вести внешние сношения с соседями. Всякое же вмешательство князей в городскую жизнь исключалось. Другой вопрос, что своенравные Рюриковичи иной раз пытались творить суд и расправу в Новгороде и Пскове. После этого обычно князю «показывали путь», т.е. говорили: а пошёл ты к… матери – назад во Владимир, Суздаль или Переславль-Залесский. И приглашали нового князя.

Когда среди князей не оказывалось подходящего свободного Рюриковича (от богатого княжества) или те желали брать не по чину, то новгородцы и псковичи приглашали литовского князя. Литовские князья были людьми покладистыми, сразу по приезде в Новгород или Псков становились православными. А «получив путь» и отправляясь в этническую Литву, вновь возвращались к древней вере отцов.

Первый раз князь Александр Ярославич (будущий Невский) был приглашён новгородцами княжить в 1228 году в возрасте 7 лет(!) вместе со старшим, девятилетним братом Фёдором. Через год вече прогнало обоих. А ещё через год обоих братьев пригласили опять. Фёдор умер в 1233 году (скончался неожиданно перед запланированной женитьбой – в 13 лет), и Александр стал княжить один.

После победы на Неве в июле 1240 года новгородцы встретили Александра и его дружину колокольным звоном. Однако не прошло и нескольких недель, как властолюбивый князь и беспокойные граждане вольного Новгорода рассорились, и Александр Ярославович вместе с дружиной отправился восвояси в Переславль-Залесский (под Ярославль). Но время для «крамолы великой» и ссоры с князем Александром новгородцы выбрали явно неудачно.

См. также:
1. Разногласия Северо-восточной Руси с Западным миром

См. далее:
3. Битва на Чудском озере 1242 г. Различные версии

По публикациям в “Красной звезде

См. также:
1. Александр Невский - герой, но тевтонцы не собаки
2. Александр Невский (1220 г. или 1221-1263 гг.)
3. Александр Невский: в Переяславской отчине
4. Александр Невский: испытание мужества
5. Александр Невский на роковом рубеже
6. Тревожная юность Александра Невского
7. Татарское «число»
8. Александр Невский в «глухом царстве»
9. Александр Невский: гибель отца
10. Александр Невский: «Бысть вечье»
11. Александр Невский: мир с Литвой
12. Нева и Чудское озеро (1240 г. и 1242 г.)

Другие новости и статьи

« Л.Н. Толстой. Книга «В чем моя вера?» (1884)

Списания с учета воинской части материальных ценностей, пришедших в негодное состояние »

Запись создана: Понедельник, 1 Октябрь 2018 в 2:18 и находится в рубриках Вещевое обеспечение, Кашеварная часть, Управление тылом.

метки: , , , ,

Темы Обозника:

В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение вуз выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение оружие офицер охрана патриот патриотизм пенсии пенсия подготовка право призыв продовольствие расквартирование реформа русь сердюков служба сталин строительство управление учеба финансы флот экономика

А Вы как думаете?  

Комментарии для сайта Cackle

СМИ "Обозник"

Эл №ФС77-45222 от 26 мая 2011 года

info@oboznik.ru

Самое важное

Подпишитесь на самое интересное

Социальные сети

Общение с друзьями

   Яндекс.Метрика