Духовно-рыцарские ордена и Северо-восточная Русь



Духовно-рыцарские ордена и Северо-восточная Русь

oboznik.ru - Духовно-рыцарские ордена и Северо-восточная Русь

Тайны Ледового побоища

Ещё до битвы на реке Омовже рыцари-меченосцы решили объединиться с военно-монашеским Тевтонским орденом. Этот орден был основан в 1128 году в Палестине. Несколько богатых немецких рыцарей основали в Иерусалиме особое братство для помощи паломникам под названием «Братство святой Марии Тевтонской». Когда арабы выставили крестоносцев из Палестины, гроссмейстер Тевтонского ордена Герман фон Зальца перебрался в Венецию.

В 1220-х годах княжество Мазовия (Польша) вело длительную войну с языческими племенами пруссов. Мазовецкий князь Конрад принял христианство и, поверив рассказам о бескорыстии и прочих добродетелях военно-монашеских орденов, в 1226 году решил подарить Тевтонскому ордену Кульмскую и Лебодскую волости. Наивный Конрад надеялся, что рыцари будут защищать его от набегов языческих племен.

В 1228 году большая часть рыцарей Тевтонского ордена вместе с гроссмейстером Германом фон Зальцем прибыла в Мазовию. Рыцари быстро завоевали земли пруссов. Большая часть населения была истреблена, а оставшиеся обращены в рабство. В Пруссию хлынул поток немецких переселенцев. Тевтонские рыцари построили в Пруссии несколько укреплённых городов, первый из которых, Торн, был заложен в 1231 году (ныне польский город Торунь).

В 1234 году Тевтонский орден получил от Римского папы права на владение всей Прусской и Кульмской землей за обязательство платить дань лично папе, который таким образом стал сюзереном ордена. Дань орден платил исправно, но власть папы оставалась номинальной, и фактически орден был независим в своей внешней и внутренней политике.

В 1229 году умер рижский епископ Альберт. Магистр Ордена меченосцев Волквин, воспользовавшись его смертью, решил избавиться от своей зависимости от рижских епископов и предложил Герману фон Зальцу объединить ордена. Однако тот отказался.

После разгрома рыцарей на реке Омовже войском Ярослава Всеволодовича переговоры по объединению орденов возобновились. В 1235 году фон Зальца отправил в Ливонию двух командоров Тевтонского ордена, Эренфрида фон Нойенбурга и Арнольда фон Нойндорфа, поставив им задачу разузнать о правах и обычаях Ордена меченосцев и вообще о положении дел в Ливонии. Вскоре посланцы вернулись вместе с тремя представителями ливонских рыцарей.

Людвиг фон Оттинген, наместник великого магистра в Пруссии, собрал капитул в Марбурге, где ливонских рыцарей подробно расспросили об их правилах, образе жизни и владениях. Потом были расспрошены командоры, посланные в Ливонию.

Эренфрид фон Нойенбург представил поведение рыцарей Ордена меченосцев в совсем не привлекательном виде, описал их людьми упрямыми и крамольными, не любящими подчиняться правилам своего ордена, ищущими прежде всего личной корысти, а не общего блага, и, указав пальцем на прибывших с ним ливонских рыцарей, добавил: «А эти, да ещё четверо мне известных, хуже всех там».

Арнольд фон Нойндорф подтвердил слова своего товарища. После такой «рекламы» не удивительно, что, когда стали собирать голоса, объединяться ли с меченосцами, то сначала воцарилось молчание, а потом единогласно решено было дожидаться прибытия великого магистра.

Эта история объединения орденов излагается не по русским летописям или трудам советских историков, которых можно обвинить в предвзятом отношении к военно-монашеским орденам. Сведения взяты из немецких хроник.

То, что донесения немецких рыцарей относительно поведения меченосцев были справедливы, доказывают послания пап. В 1238 году папа Григорий IX указывал епископу Моденскому, своему легату в Ливонии, чтобы обращённые в христианство язычники не подвергались рабству. В том же году он писал, чтобы рабам дали облегчение и позволили ходить в церковь. Известны и другие послания пап, обличающие ордена на востоке Европы, как, например, послание папы Иннокентия IX рыцарям в 1245 году.

Так что нравы рыцарей-монахов в художественных фильмах «Александр Невский» и «Крестоносцы» не только не очернены, а скорее приукрашены, поскольку даже сегодня в кино нельзя показать всех мерзостей, которые творили монахи-рыцари. И это касается не только орденов Тевтонского и меченосцев. Вспомним, сколько гнусных преступлений рыцарей-монахов было выявлено на процессе ордена тамплиеров во Франции в 1307-1314 годах.

Однако объединиться орденам всё же пришлось. В 1236 году магистр Волквин совершил опустошительный набег на Литву, но вскоре был окружён многочисленными толпами «язычников» и погиб со всем своим войском. Любопытно, что в составе орденского войска был и отряд из двухсот псковичей. Вернулись из них в Псков всего двадцать человек (разногласия между представителями двух течений христианства – православного и католического не являлись, как видим, помехой в совместной борьбе за утверждение новой религии).

После этого поражения уцелевшие меченосцы отправили посла в Рим рассказать папе о плачевном состоянии ордена и ливонской церкви и настоятельно просить о соединении их с Тевтонским орденом. Гроссмейстер Тевтонского ордена стал сюзереном ордена Меченосцев, который с этого времени стали называть Ливонским орденом. Первым после объединения магистром Ливонского ордена стал Герман фон Балк.

Первое столкновение русских с Тевтонским орденом относится к 1235 году. Мазовецкий князь Конрад уступил ордену какие-то свои земли, на которые претендовал и удельный волынский князь Даниил Романович Галицкий. Согласно летописи, Даниил сказал: «Не годится держать нашу отчину крестовым рыцарям» и пошёл на них с большим войском, взял город, захватил в плен старшину Бруно и ратников.

В отличие от большинства других городов Руси власть в Новгороде принадлежала владыке (архиепископу), посаднику и вече (народному собранию). Причём и владыка, и посадник были выборными. При этом выбор владыки был несколько экзотичным: духовенство и миряне выдвигали три кандидатуры, а затем тянули жребий. И после этого новый владыка уже чисто формально утверждался митрополитом. Примерно такая же система управления была и в Пскове.

А где же княжеская власть? По неписаным конституциям Новгорода и Пскова князья выполняли роль кондотьеров – предводителей наёмных дружин, которые должны были защищать город. Князь и его дружина размещались вне города. Так, наёмные новгородские князья занимали замок Рюриково городище. Князю и дружине выдавались в кормление волости и, кроме того, производились денежные выплаты.

Главная функция князя – защита от внешнего врага. В отдельных случаях князю доверяли вести внешние сношения с соседями. Всякое же вмешательство князей в городскую жизнь исключалось. Другой вопрос, что своенравные Рюриковичи иной раз пытались творить суд и расправу в Новгороде и Пскове. После этого обычно князю «показывали путь», т.е. говорили: а пошёл ты к… матери – назад во Владимир, Суздаль или Переславль-Залесский. И приглашали нового князя.

Когда среди князей не оказывалось подходящего свободного Рюриковича (от богатого княжества) или те желали брать не по чину, то новгородцы и псковичи приглашали литовского князя. Литовские князья были людьми покладистыми, сразу по приезде в Новгород или Псков становились православными. А «получив путь» и отправляясь в этническую Литву, вновь возвращались к древней вере отцов.

Первый раз князь Александр Ярославич (будущий Невский) был приглашён новгородцами княжить в 1228 году в возрасте 7 лет(!) вместе со старшим, девятилетним братом Фёдором. Через год вече прогнало обоих. А ещё через год обоих братьев пригласили опять. Фёдор умер в 1233 году (скончался неожиданно перед запланированной женитьбой – в 13 лет), и Александр стал княжить один.

После победы на Неве в июле 1240 года новгородцы встретили Александра и его дружину колокольным звоном. Однако не прошло и нескольких недель, как властолюбивый князь и беспокойные граждане вольного Новгорода рассорились, и Александр Ярославович вместе с дружиной отправился восвояси в Переславль-Залесский (под Ярославль). Но время для «крамолы великой» и ссоры с князем Александром новгородцы выбрали явно неудачно.

См. также:
1. Разногласия Северо-восточной Руси с Западным миром

См. далее:
3. Битва на Чудском озере 1242 г. Различные версии

По публикациям в “Красной звезде

См. также:
1. Александр Невский - герой, но тевтонцы не собаки
2. Александр Невский (1220 г. или 1221-1263 гг.)
3. Александр Невский: в Переяславской отчине
4. Александр Невский: испытание мужества
5. Александр Невский на роковом рубеже
6. Тревожная юность Александра Невского
7. Татарское «число»
8. Александр Невский в «глухом царстве»
9. Александр Невский: гибель отца
10. Александр Невский: «Бысть вечье»
11. Александр Невский: мир с Литвой
12. Нева и Чудское озеро (1240 г. и 1242 г.)



Другие новости и статьи

« Л.Н. Толстой. Книга «В чем моя вера?» (1884)

Списания с учета воинской части материальных ценностей, пришедших в негодное состояние »

Запись создана: Понедельник, 1 Октябрь 2018 в 2:18 и находится в рубриках Вещевое обеспечение, Кашеварная часть, Управление тылом.

Метки: , , , ,



Дорогие друзья, ждем Ваши комментарии!

Комментарии

Загрузка...

Контакты/Пресс-релизы