Загадки Великой битвы на Чудском озере 1242 г.

Тайны Ледового побоища
Официальная версия разгрома “псов-рыцарей” на Чудском озере является весьма противоречива. Отсюда возник вопрос: а что же было на самом деле? За отсутствием достоверных источников ответ на сей вопрос довольно затруднён. Так, до сих пор точно не известно даже место битвы. Его наши историки ищут с середины XIX века. Причём одни считают местом битвы западный берег Чудского озера, другие - западный берег Псковского, некоторые называют разные места Тёплого озера.
Из десяти историков, занимавшихся этим вопросом (Костомаров, Васильев, Трусман, Лурье, Порфиридов, Бунин, Беляев, Тихомиров, Паклар, Козаченко), только эстонец Паклар производил специальные изыскания на месте, остальные же пытались найти решение в тиши своих кабинетов. В итоге предполагаемые места битвы разбросаны на участке протяжённостью около ста километров!
Археологи на берегах и даже в прибрежных водах озера сделали десятки интересных находок, рассказывающих о жизни местного населения в XII—XIV веках. Но, увы, среди них нет ни братских могил, ни групповых захоронений воинов, ни больших находок оружия, словом, ничего того, что могло служить вещественным доказательством битвы 1240 года.
Фантазировать на тему, кто кого и как «стаскивал крючьями с лошадей», не станем. Но зато есть серьёзные сомнения в том, что все лавры победителя в сражении принадлежат Александру Невскому. Так, Суздальская летопись отводит главную роль в Ледовом побоище не Александру, а Андрею Ярославовичу и его дружине: «Великыи князь Ярославь посла сына своего Андреа в Новъгород Великыи в помочь Олександрови на немци и победиша я за Плесковым (Псковом) на озере и полон мног плениша и възратися Андреи к отцу своему с честью».
Эта информация косвенно подтверждается немецкой «Рифмованной хроникой». Там повествуется о захвате немцами Пскова, после чего говорится об ответных действиях русских:
«Есть город на Руси,
Новгородом он называется.
Их королю стало об этом известно.
Он выступил со многими отрядами…
И пришёл он с большой силой.
Он многих русских привёл,
Чтобы освободить тех, кто в Пскове».
После взятия Пскова и изгнания немцев события развивались так:
«Король Новгорода ушёл в свою землю,
Недолго было спокойно.
Есть город большой и просторный
Также на Руси. Суздалем он называется.
Александром звали того,
Кто в то время там был королём.
Своим подданным он велел
собираться в поход.
Русским их неудачи обидны были.
Быстро они собрались.
И поскакал король Александр,
С ним много других
Русских из Суздаля.
У них было луков без числа,
Очень много блестящих доспехов.
Их знамёна богато расшиты,
Их шлемы славились своим сиянием.»
Судя по тексту, автор «Хроники…» не был на Чудском озере, но слышал рассказы участников битвы. Обратим внимание на его ошибку: безымянный «король» Новгорода берёт Псков и возвращается в Новгород, а в 1242 году из Суздаля явился «король Александр» с войском в «блестящих доспехах». Он-то со своей кованой ратью и «накостылял» немцам.
Итак, битву на Чудском озере выиграла суздальская кованая рать. Но суздальским князем тогда был Андрей Ярославич, а не Александр Ярославич. Однако ошибка немецкого хрониста вполне объяснима: и до 1242 года, и после Орден вёл переговоры с Александром Невским, а Андрей «пришёл, увидел, победил» и ушёл назад в родной Суздаль - его немцы и не знали.
Надо ли также говорить, что если бы «впервые в истории военного искусства» бой против рыцарей выиграла пехота, то это нашло бы отражение в пространном тексте «Хроники…». Но, увы, там нет ни слова ни про пехоту, ни тем более про мужиков с топорами.
Летом 1242 года в Пскове был заключён договор между Ливонским орденом, Псковом и Новгородом. Немцы возвратили все земли Новгорода, куда они «зашли» в 1238—1242 годах, а именно Водь, Лугу, Псков и Летьголу, то есть Занаровье в Ижорской земле и часть Латгалии. К Новгороду отходил район от Изборска до истоков юго-западных притоков реки Великой, фактически весь бассейн этой реки с притоками Кудеб, Вяда Кухва, Утроя и Льжа. Кроме того, был произведён полный обмен пленными без выкупа.
* * *
Таков взгляд на события 1240-х годов у Александра Борисовича Широкорада, автора книги «Прибалтийский фугас Петра Великого» (2008 г.).
К этому можно добавить ещё некоторые сведения на эту тему. В Германии утвердилось другое название боя в районе Чудского озера: сражение у Пейпус-озера (нем. Schlacht auf dem Peipussee). Связано это с тем, что Чудское озеро в Эстонии называли и именуют до сих пор как Пейпси. Это обозначение можно увидеть на современных и старинных картах.
Ливонская рифмованная хроника, в которой сохранились некоторые сведения о Ледовом побоище, - это объёмный летописный памятник, который датируется XIII веком. В хронике битву описали очевидцы события, которые отметили некоторые детали. У русского войска было множество стрелков из лука, и именно они приняли на себя первый удар, располагаясь впереди княжеской дружины. Рыцари без особого труда одолели лучников: очевидцы с немецкой стороны отмечают, что было видно, как разрубались пополам шлемы. Убитых было достаточно с обеих сторон.
Однако войско князя Александра превосходило ливонских рыцарей количеством: по немецким данным, у крестоносцев - 1.200—1.800 воинов, у русских - от 3.000 до 4.000 ратников. Несмотря на яростное сопротивление, крестоносцам пришлось отступить.
Тяжеловооружённых рыцарей было немного. Содержание конного рыцаря в то время было делом дорогостоящим. Псков, например, будучи захваченным ливонцами, мог содержать всего двух таких полноценных воинов. Разумеется, они выступали в поход вместе со своими слугами и оруженосцами, но даже вместе с ними численность такого рыцарского подразделения не могла быть больше, чем 15—20 воинов, причём конных было всего 5—7 человек. На один замок Ливонского ордена, как правило, приходился один рыцарь. Его именовали комтуром, и он руководил комтурством, которое обычно состояло из одного замка и прилегающих к нему земель. С 1230 по 1290 год на территории Прибалтики орден построил примерно 90 замков. Отсюда несложно рассчитать военные возможности ордена и численность его войска.
Надо также учесть, что за год до этого, 9 апреля 1241 года, Тевтонский орден принимал участие в битве под Легницей. Тогда войско Золотой Орды под командованием внука Чингисхана Байдара одержало верх над объединённым польско-немецким войском под командованием краковского князя Генриха II Благочестивого. Учитывая, что немало тевтонцев погибло в той битве, в Ледовом побоище могли принять участие не более 60-70 рыцарей ордена (некоторые старинные немецкие источники ведут речь о 30 рыцарях, при каждом из которых было ещё по 5-6 конных воинов). С поддерживающей их пехотой набралось около полутора тысяч воинов, включая слабо вооружённых эстонцев. Значительная часть из них ушла на дно Чудского озера вместе с рыцарями. Рыцарей погибли 20 человек, шестерых русские взяли в плен.
Победа князя Александра стала возможной, судя по всему, благодаря поддержке его младшего брата Андрея, прибывшего из Суздаля с отрядом хорошо вооружённых конных воинов и, видимо, «вспомогательному» татарскому войску. Это, разумеется, не умаляет заслуг Александра Невского и его полководческих способностей.
Версию о важной роли подкрепления, полученного войском князя Александра из Суздаля и даже от Золотой Орды, выдвигают, прежде всего некоторые европейские историки, например британский исследователь Дэвид Николь. Они ссылаются на сообщение поляка Рейнгольда Гейденштейна (1556—1620), тот в своих работах вспоминал предание, в соответствии с которым князь Александр Ярославович победил ливонцев при поддержке союзного войска Золотой Орды.
Такой возможности исключать нельзя, учитывая, что Александр Невский и его отец великий князь Владимирский Ярослав Всеволодович ладили с военачальниками Золотой Орды. Историк С.М. Соловьёв утверждает, что до своего похода на земли Ливонского ордена князь Александр встречался с Бату-ханом по его приглашению. В присланной грамоте Бату-хана якобы говорилось: «Приходи ко мне, коли хочешь сберечь владения свои, увидишь честь моего царства».
См. также:
1. Разногласия Северо-восточной Руси с Западным миром
2. Духовно-рыцарские ордена и Северо-восточная Русь
3. Битва на Чудском озере 1242 г. Различные версии
По публикациям в “Красной звезде”
См. также:
1. Александр Невский - герой, но тевтонцы не собаки
2. Александр Невский (1220 г. или 1221-1263 гг.)
3. Александр Невский: в Переяславской отчине
4. Александр Невский: испытание мужества
5. Александр Невский на роковом рубеже
6. Тревожная юность Александра Невского
7. Татарское «число»
8. Александр Невский в «глухом царстве»
9. Александр Невский: гибель отца
10. Александр Невский: «Бысть вечье»
11. Александр Невский: мир с Литвой
12. Нева и Чудское озеро (1240 г. и 1242 г.)
Другие новости и статьи
« Вехи, отголоски и уроки Первой мировой войны
Армейский жаргон: причины появления, способы создания лексики »
Запись создана: Воскресенье, 18 Август 2019 в 1:01 и находится в рубриках Вещевое обеспечение, Кашеварная часть, Управление тылом.
метки: битва, политика, Александр Невский, орден, рыцари
Темы Обозника:
COVID-19 В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медикаменты медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение охрана патриотизм пенсии подготовка помощь право призыв продовольствие расквартирование ремонт реформа русь сердюков служба спецоперация сталин строительство управление финансы флот эвакуация экономика