Первая мировая война: развертывание военно-морских сил



Первая мировая война: развертывание военно-морских сил

oboznik.ru - Первая мировая война: развертывание военно-морских сил

oboznik.ru - Первая мировая война: развертывание военно-морских сил

Морские театры военных действий

Военные действия флотов в первую мировую войну охватили почти весь Мировой океан. Но наиболее интенсивно они велись на Северном море, в северо-восточной части Атлантического океана, на Средиземном, Балтийском и Черном морях. По гидрометеорологическим и навигационным условиям театры значительно отличались друг от друга. Условия базирования флотов и оборудование театров были также самыми различными. В целом же ни один из флотов не имел к началу войны достаточно развитой системы базирования. Рассчитывая закончить войну в короткие сроки, империалистические державы не хотели тратить средства на строительство баз и оборудование морских театров. Даже Англия, имевшая самый большой флот в мире, на который возлагала главные свои надежды в войне, не смогла своевременно создать отвечающую потребностям флота систему базирования. Уже в ходе войны ей пришлось в спешном порядке дооборудовать ряд баз. Отдельные морские театры характеризовались следующими физико-географическими особенностями, влиявшими на ведение флотами военных действий.

Северное море. Наибольшая протяженность моря по меридиану составляет 660 миль, по параллели — 380 миль. На театре преобладают глубины от 50 до 100 м, что позволяет ставить мины почти всюду. Но значительные приливо-отливные колебания уровня воды и сильные течения оказывают неблагоприятное влияние на минные заграждения (срыв мин) и действия флота в прибрежных районах. Так, например, германские крупные корабли могли выходить из своей главной базы Вильгельмсхафена только во время прилива. Навигационные условия на театре из-за сложного гидрометеорологического режима (частые штормы, туманы и другие факторы) довольно трудные.

Важнейшие морские пути на театре проходили через Английский канал (Ла-Манш), вдоль восточного побережья Англии, у западных берегов Бельгии, Голландии, Германии, а также в северной части театра (Британские острова — Скандинавия). В базах Северного моря находился основной состав флотов главных морских соперников — Англии и Германии.

Средиземное море.

Этот театр занимал весьма важное стратегическое положение. На него выходили шесть воюющих государств — Франция, Италия, Австро-Венгрия, Черногория, Греция и Турция, а также английские и французские колониальные владения. По Средиземному морю шли кратчайшие пути в Европу из стран Дальнего Востока, Южной Азии, Восточной Африки. Несмотря на благоприятные климатические и навигационные условия, военные действия на Средиземноморском театре были сопряжены для Англии, Франции и их союзников с большими трудностями. Охрана торгового судоходства и воинские перевозки на коммуникациях огромной протяженности (продольные коммуникации — около 2000 миль, поперечные — до 400 миль) потребовали выделения крупных сил флота. Громадные силы и средства союзники вынуждены были затратить также на блокаду австрийского флота и германских подводных лодок в Адриатическом море, на оборудование с этой целью противолодочного барража в Отрантском проливе, имеющем большие глубины. Основная тяжесть по защите морских сообщений на театре была возложена на французский флот.

Океанские театры. Борьба на океанских сообщениях велась фактически на протяжении всей войны. Сначала на них действовали германские надводные рейдеры, а затем подводные лодки. Наиболее важным узлом коммуникаций являлись юго-западные подходы к Англии. Здесь сходились морские пути из Северной и Южной Америки, из Средиземного моря и стран Востока, из Африки и Австралии. Именно сюда германское командование в период неограниченной подводной войны направляло наибольшее число своих подводных лодок. В свою очередь союзники, располагая в этом районе развитой системой базирования, держали здесь основные силы противолодочной обороны.

Балтийское море.

Балтийский театр был главным в борьбе русских морских сил с флотом Германии. Отсюда противник мог угрожать всему прибалтийскому побережью России, включая район столицы — Петербурга. Кроме того, к морю выходил северный фланг русско-германского фронта, который нуждался в защите с морского направления. Балтийское море с его большими заливами — Финским, Рижским и Ботническим — в военно-географическом отношении значительно отличалось от других морей. Устья заливов и многочисленные острова позволяли России создавать сильные минно-артиллерийские позиции.
Однако мероприятия по оборудованию этих позиций (сооружение береговых батарей, накопление запасов мин заграждения, противолодочных сетей) и созданию развернутой системы базирования флота, намеченные планами, не были выполнены к началу войны. Уже в ходе военных действий пришлось проводить их в жизнь.

В отношении базирования в лучшем положении находился германский флот. Он имел на Балтийском море хорошо оборудованные и защищенные базы и пункты базирования (Киль, Данциг, Пиллау), располагавшие достаточными ремонтными средствами. Кильский канал давал возможность германскому командованию маневрировать силами флота между Северным морем и Балтикой.

В южной части Балтийского моря и вдоль побережья Швеции проходили очень важные для Германии коммуникации, по которым она снабжалась шведской железной рудой, лесом, сельскохозяйственной продукцией. Эти коммуникации в ходе войны были главным объектом действий русского флота.
Небольшие сравнительно размеры балтийского морского театра позволяли обеим сторонам осуществлять в короткие сроки развертывание сил для операций, а также облегчали взаимодействие различных классов кораблей. Вместе с тем сложные гидрометеорологические и навигационные условия на театре затрудняли ведение боевых действий. Особенно сдерживал боевую деятельность русского флота продолжительный ледостав в Финском заливе и Або-Аландском шхерном районе.

Черное море. В отличие от Балтийского Черное море является глубоководным бассейном с преобладанием глубин в 1-2 тыс. м. Лишь северо-западная часть его имеет глубины менее 200 м. Эта особенность оказывала большое влияние на ведение минной войны. Мины можно было ставить только в прибрежных районах. Ограниченные размеры моря (наибольшая протяженность по параллели — 610 миль, по меридиану (Очаков — Эрегли) — 350, расстояние от Севастополя до Босфора — 280 миль) обусловливали быстрое развертывание морских сил в любом районе театра.
Вдоль берегов Турции, Болгарии и Румынии проходили очень важные для Турции морские коммуникации, по которым доставлялись подкрепления и снабжение войскам Кавказского фронта, каменный уголь, нефть (из Румынии до вступления ее в войну на стороне Антанты), продукты сельского хозяйства в Константинополь и другие города западной части Турции. Блокада Босфора [262] и нарушение морских сообщений Турции на театре составляли одну из главных задач русского Черноморского флота.

Оборудование и оборонительные средства русских баз (за исключением Севастополя) к началу войны находились в неудовлетворительном состоянии. Особенно слабой была береговая артиллерия.

Побережье противника не имело средств защиты. Укреплен был только район Босфора.
Белое и Баренцево моря. Белое море и южная часть Баренцева моря составляли в годы первой мировой войны русский североморский театр. Однако до начала войны царское правительство не обращало внимания на подготовку этого театра к войне, на создание там военно-морских сил. Считалось, что на североморском театре военные действия противника исключены. Только после начала войны, когда Россия лишилась связей со своими союзниками через Балтийское и Черное моря, были предприняты на театре меры оборонительного характера, главным образом по защите морских сообщений, по которым осуществлялись межсоюзнические перевозки, имевшие стратегическое значение.

Белое и Баренцево моря отличаются суровым климатом и тяжелыми навигационными условиями. В долгие зимние месяцы они покрываются сплошными или плавучими льдами. Плавание судов в Белом море и его горле в зимнее время возможно только с помощью ледоколов. Южная часть Баренцева моря и Кольский залив благодаря действию Гольфстрима доступны для навигации круглый год. Плавание судов и кораблей на театре в зимний период осложняется также продолжительной полярной ночью.

Военно-морские силы Германии

Перед войной военно-морские силы Германии состояли из Флота открытого моря, флота Балтийского моря, Тихоокеанской эскадры, отдельных отрядов и кораблей, находившихся в разных морях и океанах. Флот открытого моря — крупнейшее объединение германских морских сил — предназначался для активной борьбы с главными силами английского флота. В его состав входили 5 эскадр линейных кораблей, эскадра броненосцев береговой обороны, 5 отрядов крейсеров (всего 37 линкоров, из них 15 дредноутов, 8 броненосцев береговой обороны и 25 крейсеров, в том числе 3 линейных крейсера), 8 флотилий эскадренных миноносцев, 2 флотилии подводных лодок, отряд заградителей и 3 дивизиона тральщиков. Командовал флотом адмирал Ингеноль. [263] Главная база Флота открытого моря — Вильгельмсхафен, расположенная в бухте Яде (Северное море), у устья р. Везер, была хорошо защищена с моря (крепость Гельголанд и другие укрепления). На о-ве Гельголанд имелась база для миноносцев и подводных лодок. В ходе войны немцы расширили систему базирования на Северном море; были созданы базы подводных лодок в оккупированных бельгийских портах Зеебрюгге и Остенде.

На Балтике к началу войны Германия имела так называемую Дивизию обороны побережья Балтийского моря и Портовую флотилию в Киле под общим командованием гроссадмирала принца Генриха Прусского. Базами были Киль (главная база), Данциг, Пиллау{243}.
В заграничных водах Германия держала небольшие силы по сравнению с Англией. В 1912 г. в Средиземное море были направлены линейный крейсер «Гебен» и легкий крейсер «Бреслау», которые в качестве стоянок использовали базы и порты Австро-Венгрии (Пола), Италии (Мессина), Албании (Скутари). В Тихом океане находилась крейсерская эскадра с базированием на «арендованный» у Китая порт Циндао. Небольшие отряды и отдельные корабли стояли также в африканских колониях Германии (Восточная Африка, Юго-Западная Африка, Камерун, Того){244}.

Германский Флот открытого моря с середины июля находился в практическом плавании у берегов Норвегии. 25 июля он получил приказание вернуться в свои базы. 1 августа была официально объявлена мобилизация, и флот сосредоточился в своей главной базе Вильгельмсхафен, ожидая начала военных действий.
Немецкое командование, опасаясь внезапного нападения английского флота на Гельголандскую бухту, приняло заблаговременные меры по усилению ее охраны: выставило оборонительные минные заграждения и ввело новую систему дозорной службы.
Мобилизационные мероприятия в германских морских силах на Балтийском море начались также заблаговременно. В период с 27 июля по 1 августа (день объявления Германией войны России) корабельные соединения и части береговой обороны были приведены в боевую готовность, усилена охрана Кильской и Данцигской бухт и наблюдение за Датскими проливами. Боевым кораблям и вспомогательным судам приказано быть готовым к демонстративным действиям против русского флота и постановке оборонительных активных минных заграждений.

Военно-морские силы Англии

Накануне войны Англия имела четыре крупных флота и несколько отдельных эскадр и соединений. Самым большим и сильным был 1-й флот, укомплектованный новейшими кораблями, поскольку он противостоял основным морским силам Германии — Флоту открытого моря. В его состав входили 4 эскадры линейных кораблей, 1 эскадра линейных крейсеров, 4 эскадры броненосных и легких крейсеров (всего 29 линкоров, из них 20 дредноутов, 4 линейных и 24 броненосных и легких крейсера). Командующим флотом с началом войны был назначен адмирал Дж. Джеллико. 2-й и 3-й флоты Англии имели также крупные силы. Базами морских сил метрополии являлись Портсмут, Портленд, Плимут (Девонпорт), Розайт, Гарвич, Дувр, Чатам, Ширнесс. Создавались базы в Скапа-Флоу (Оркнейские острова) и Кромарти. Несмотря на большое число баз, система базирования не обеспечивала выполнение задач, поставленных перед английскими военно-морскими силами, и явно отставала от их развития.

Во внеевропейских водах Англия имела: флот на Средиземном море (командующий адмирал Мильн), состоявший из эскадры линейных кораблей, эскадры крейсеров, флотилии эскадренных миноносцев и отряда подводных лодок; базами этого флота служили Ла-Валетта на о-ве Мальта (главная база), Гибралтар, Фамагуста (Кипр), Александрия (Египет), которые в целом обеспечивали действия флота на всем протяжении Средиземного моря; отдельные эскадры и отряды кораблей в колониальных владениях на Дальнем Востоке, в Индии, Южной Африке, Австралии, Новой Зеландии и Канаде{246}. Эти соединения Англия использовала не только для защиты своих заморских владений от покушений внешнего врага, но и для подавления национально-освободительного движения в колониях.

Английский флот с середины июля почти весь находился в Портленде и готовился к очередному увольнению личного состава в запас. Британское Адмиралтейство, получив предупреждение правительства о возможности войны в ближайшее время, приказало флоту прекратить демобилизационные мероприятия и быть в боевой готовности.
Утром 29 июля 1-й флот ушел из Портленда в Скапа-Флоу и Кромарти, а 2-й и 3-й флоты рассредоточились по южным базам — Портсмут, Портленд, Плимут. В начале войны 2-й и 3-й флоты были объединены во Флот Канала. 4 августа 1-й флот, переименованный в Гранд-Флит («Большой флот»), вышел под [265] командованием адмирала Дж. Джеллико в Северное море на поиск неприятеля.
Численность кораблей основных классов в военно-морских силах сторон на Северном море по завершении мобилизации и развертывания показана в табл. 16.

Таблица 16. Основной состав военно-морских сил сторон на Северном море к началу военных действий *

Флоты

Линейные корабли

Линейные крейсера

Крейсера (в том числе броненосные)

Эскадренные миноносцы

Подводные лодки

дредноуты

додредноуты

Английский (Гранд-Флит, Флот Канала и соединения, не входившие в них)

20

38

5

67

192

68

Французский (морские силы Канала)

8

28

19

Всего

20

38

5

75

220

87

Германский (Флот открытого моря и флотилия по охране гаваней и устьев рек) **

15

22

3 ***

25

137

24

* Таблица составлена на основании данных, содержащихся в трудах: О. Гроос. Война на море 1914-1918 гг., т. I. Приложения, табл. 1; «Боевое расписание морских сил Германии (к началу августа 1914 г.)», стр. 1-4, табл. 30; Боевое расписание морских сил Англии к началу войны, стр. 2-4; Ю. Корбетт. Операции английского флота в мировую войну, т. I, стр. 41-44; X. Вильсон. Линейные корабли в бою 1914-1918 гг., стр. 35.
** Без эскадры кораблей береговой обороны (8 броненосцев).
*** В начале войны вступил в строй еще 1 линейный крейсер «Дерфлингер».

Как видно из таблицы, военно-морские силы Англии и Франции на Северном море значительно превосходили своего противника — германский флот — по всем основным классам кораблей. Однако простого численного превосходства еще недостаточно для достижения победы. Надо было умело использовать это превосходство.

Военно-морские силы Франции

Военно-морские силы Франции были сведены в два объединения — Флот Средиземного моря и Морские силы Канала (Ла-Манш). Флот Средиземного моря (командующий вице-адмирал Буэ де Ля-Пейрер, являвшийся одновременно главнокомандующим морскими силами Франции) имел в своем составе: особую группу кораблей{246а}, 2 эскадры и дивизию (резервную) линейных [266] кораблей, 2 дивизии броненосных крейсеров, дивизию особого назначения{247}, флотилию эскадренных миноносцев и флотилию подводных лодок. Базы флота: Тулон (главная база), Бизерта (Тунис), Оран (Алжир), временные базы — Аяччо и Бонифачио на о-ве Корсика. Система базирования обеспечивала боевые действия флота в западной части Средиземного моря. В Адриатическом море и в восточной части Средиземного моря флот не имел своих баз. Морские силы Канала (командующий контр-адмирал Руйе) состояли из дивизии крейсеров, флотилии эскадренных миноносцев, флотилии миноносцев и флотилии подводных лодок. Базировались силы на Брест (главная база), Шербур, Дюнкерк, Кале.
21 июля французский флот закончил большие маневры и начал проводить мобилизационные мероприятия. К 28 июля мобилизация была в основном закончена, и флот, сосредоточившись в Тулоне, ждал приказа о выходе в море. Английские силы с 30 июля находились на Мальте и также ждали приказаний Адмиралтейства.

Военно-морские силы Австро-Венгрии

Флот Австро-Венгрии находился в Адриатическом море и состоял из 2 эскадр линейных кораблей, дивизии крейсеров, 2 флотилий эскадренных миноносцев и миноносцев, флотилии подводных лодок и резерва из старых кораблей{249}. Командовал флотом адмирал Гаусс. Базы флота — Пола (главная база), Каттаро (Котор) и временные базы — Себенико (Шебеник) и Зара. Кроме того, флот мог использовать порты Триест и Фиуме. Система базирования отвечала составу австро-венгерского флота и в целом обеспечивала его боевые действия против итальянского флота в Адриатическом море. Однако флот не имел оборудованной базы у выхода в Средиземное море (Отрантский пролив). Боевые действия в этом районе при большом удалении от главной и других баз затруднялись.
Австро-Венгрия имела речную флотилию на Дунае для содействия своим сухопутным войскам на среднем течении реки и ее притоках. Флотилия состояла из мониторов, сторожевых кораблей и вспомогательных судов, сведенных в дивизионы и группы. База ее до войны находилась в Будапеште{250}.
Общее состояние сил сторон на Средиземноморском театре перед началом войны показано в табл. 17.

Таблица 17. Состав военно-морских сил сторон на Средиземном море к началу военных действий *

Флоты

Линейные корабли

Линейные крейсеры

Крейсеры (в том числе броненосные)

Эскадренные миноносцы

Подводные лодки

дредноуты

додредноуты

Французский

1{*1}

18

3

15

41

15

Английский

8

20

3

Всего

1{*2}

18

3

23

61

18

Австро-Венгерский

3{*3}

9

9

19

6

Германский отряд крейсеров

1

1

Всего

3{*3}

9

1

10{*4}

19{*4}

6

{*1}Таблица составлена на основании данных, приведенных в трудах: А. Томази. Морская война на Адриатическом море, стр. 146 — 148: X. Вильсон. Линейные корабли в бою 1914-1918 гг., стр. 318-322.
{*2}Вскоре после начала войны вошли в строй еще 2 дредноута.
{*3}Еще 1 линкор вступил в строй после начала войны.
{*4}Австрийский флот, кроме того, имел 60 малых миноносцев старой постройки и в резерве 3 броненосца береговой обороны, 5 старых крейсеров, 7 эскадренных миноносцев типа «Метеор» и 18 малых миноносцев (А. Томази. Морская война на Адриатическом море, стр. 147—148).

Военно-морские силы России

Военно-морские силы России состояли из флотов (Балтийский, Черноморский) и флотилий (Сибирская, Каспийская). Морские силы Балтийского и Черного морей подразделялись на действующие флоты и резервы. Действующий флот на Балтике накануне войны состоял из бригады линейных кораблей, бригады крейсеров, двух минных дивизий, бригады подводных лодок, отряда заградителей, партии траления и отряда канонерских лодок. Оперативным соединением действующего флота являлась эскадра, включавшая бригаду линкоров, бригаду крейсеров и 1-ю минную дивизию. В 1-м резерве состояла бригада старых крейсеров, а во 2-м — сводный дивизион миноносцев и учебные отряды кораблей — артиллерийский, минный и подводного плавания. Командовал морскими силами Балтийского моря с 1908 по 1915 г. вице-адмирал Н. О. Эссен; он же был и командующим эскадрой.

Главной базой Балтийского флота являлся Гельсингфорс, но он не был достаточно укреплен и оборудован для базирования больших кораблей. Линейные корабли вынуждены были стоять на незащищенном внешнем рейде. Бригада крейсеров находилась в Ревеле, который намечено было со временем оборудовать под главную базу флота. Передовыми базами были Либава и Виндава, но с началом войны пришлось их оставить. Пунктами базирования легких сил служили Балтийский порт, Рогокюль, Усть-Двинск. В Кронштадте находились корабли резерва, он же служил ремонтной базой флота.
Командование флота, предвидя неизбежность войны с Германией, в конце июля приступило к мобилизации и развертыванию флота в соответствии с «Планом операций морских сил Балтийского моря» 1912 г. и боевым расписанием флота. 12 (25) июля была объявлена повышенная готовность в частях и соединениях флота, усилена охрана рейдов и гаваней, а на следующий день при входе в Финский залив установлен постоянный дозор из крейсеров «Громобой», «Адмирал Макаров», «Баян» и «Паллада». В этот же день 13 (26) июля бригада линейных кораблей в составе «Цесаревич», «Слава» и «Павел I» перешла из Ревеля в Гельсингфорс, чтобы принять топливо и боеприпасы. 14 (27) июля отряд заградителей — «Амур», «Енисей», «Ладога» и «Нарова» — вместе с дивизионом эскадренных миноносцев прибыли в Порккала-Удд, готовые к постановке мин на Центральной и Шхерной позициях. Резервной бригаде крейсеров было приказано перейти в состояние боевой готовности. Началась частичная эвакуация Либавы. 15 (28) июля было приступлено к постановке крепостного минного заграждения у Кронштадта.

С объявлением общей мобилизации (в полночь 17 (30) июля) заградители под прикрытием линейных кораблей, эскадренных миноносцев и подводных лодок приступили (утром 18 (31) июля) к постановке главного минного заграждения на Центральной позиции (о. Нарген, Порккала-Удд). В течение четырех с половиной часов они выставили 2119 мин{255}. Одновременно были приведены в боевую готовность береговые батареи на позиции. К этому времени имелось всего 8 четырехорудийных батарей калибром от 75 (зенитные) до 203 мм.
Соотношение сил на Балтийском море по окончании мобилизации и развертывания показано в табл. 18.
Данные таблицы говорят о многократном превосходстве Балтийского флота над немецкими силами. Однако германское

Таблица 18. Состав военно-морских сил России и Германии на Балтийском море к началу военных действий *

Классы кораблей

Россия

Германия

Линейные корабли (додредноуты)

4**

Броненосные крейсера

3

Крейсера

7

8 ***

Эскадренные миноносцы

49

16

Миноносцы

21

Минные заградители

6

5

Подводные лодки

11

4

Канонерские лодки

6

1

* Для таблицы использованы данные, содержащиеся в трудах: «Всеподданнейший отчет по Морскому министерству за 1914 г.» Пг., 1915, стр. 28 — 29; «Российский императорский флот и флоты Германии и Турции».Пг., 1915, стр. 4-11; С. П. Моисеев. Список кораблей русского парового и броненосного флота. М., 1948, стр. 58-61, 74-83, 102-141, 184-189, 210-213, 224-225; О Гроос. Война на море 1914-1918 гг., т. 1. Приложения, табл. 1, стр. 3-4; Р. Фирле. Война на Балтийском море, стр. 361-362.
** Без старого линейного корабля «Император Александр II», состоявшего во 2-м резерве.
*** В том числе крейсер «Фрейя» (до мобилизации учебный корабль).
командование могло в зависимости от складывающейся на балтийском театре обстановки перебросить из Северного моря по Кильскому каналу дополнительные силы. Так оно и случалось много раз в ходе войны.
Действующий флот на Черном море состоял из бригады линейных кораблей, минной дивизии (крейсер, эскадренные миноносцы, минные заградители), дивизиона подводных лодок, партии траления. Оперативным соединением действующего флота, как и на Балтике, была эскадра, включавшая линкоры, крейсера и эскадренные миноносцы. Устаревшие корабли и учебные суда составляли 1-й и 2-й резервы{257}. Командовал флотом адмирал А. А. Эбергард.
Главной базой флота являлся Севастополь, базами — Одесса и Батум, тыловой ремонтной базой — Николаев. Система базирования в целом обеспечивала действия Черноморского флота у своего побережья и на морских сообщениях противника в юго-восточной части моря. Батумская база давала возможность привлекать к поддержке фланга армии на Кавказском фронте корабли с ограниченным радиусом действия. Вместе с тем система базирования не обеспечивала боевые действия разнородных сил Черноморского флота в юго-западной части моря{258}.

К 14 (27) октября на Черноморском флоте были в основном завершены мобилизационные мероприятия. Для защиты Одессы и входа в Днепро-Бугский лиман создан специальный отряд кораблей, состоявший из канонерских лодок «Донец» и «Кубанец» и минных заградителей «Бештау» и «Дунай».
14 (27) октября главные силы флота выходили в море для маневрирования, имея полные запасы снарядов и топлива. С получением сообщения о появлении турецких кораблей в Черном море флот с утра 28 октября перешел на первую боевую готовность (по тогдашней терминологии — «1-е положение»).
В ночь на 16 (29) октября, т. е. перед вероломным нападением германо-турецкого флота на русские военно-морские базы и порты, дислокация Черноморского флота была следующей.

Главные силы — все линейные корабли и крейсера стояли на Большом рейде в Севастополе. Здесь же находились 4 заградителя с запасом мин. Минная бригада пребывала в Евпаторийском заливе в 6-часовой готовности. 3 миноносца несли дозор в море между Севастополем и Евпаторией, а заградитель «Прут» — между Севастополем и Ялтой. Канонерские лодки «Донец» и «Кубанец» и заградитель «Бештау» находились в Одессе, заградитель «Дунай» — у Очакова, заградитель «Дыхтау» и транспорт «Березань» — в Батуме.

Военно-морские силы Турции

По своему составу флот Турции уступал флотам крупных держав — участников первой мировой войны. Турция сама боевых кораблей не строила, а заказывала или покупала их за границей. К началу военных действий германо-турецкий флот состоял из 3 линейных кораблей, 1 линейного крейсера, 3 легких крейсеров и флотилии эскадренных миноносцев{260}. Командовал флотом германский контр-адмирал Сушон. На линейных кораблях и легких крейсерах было по два командира: немец и турок (последний выполнял роль дублера). Остальными кораблями командовали только немцы{261}.
Единственной оборудованной базой турецкого флота являлся Константинополь (Стамбул). После вступления в войну Болгарии на стороне Тройственного союза была использована для базирования немецких подводных лодок Варна.
Германо-турецкий флот усиленно готовился к военным действиям. В сентябре — октябре его корабли поодиночке и в соединениях неоднократно выходили в Черное море с целью разведки, изучения театра и отработки учебно-боевых задач.
14 (27) октября германо-турецкое командование приняло окончательное решение о нападении в ночь на 16 (29) октября на русский флот в его базах. В приказе военного министра Турции Энвера-паши, подписанном еще 9 (22) октября, указывалось: «Турецкий флот должен добиться господства на Черном море. Найдите русский флот и атакуйте его без объявления войны…»
Представление о составе морских сил сторон перед началом военных действий на черноморском театре дает табл. 19.

Таблица 19. Состав военно-морских сил России и Турции на Черном море к началу военных действий{1*}

Классы кораблей

Россия

Турция

Линейные корабли (додредноуты)

5{2*}

3

Линейные крейсера

1{3*}

Крейсера

2

3{4*}

Эскадренные миноносцы

17

10

Миноносцы

12

12

Подводные лодки

4

2

Минные заградители

2{5*}

2

Канонерские лодки

3{5*}

 

{1*}"Всеподданнейший отчет по Морскому министерству за 1914 г ", стр. 28 - 29; "Российский императорский флот и флоты Германии и Турции", стр. 12-17, 40-43; С.П. Моисеев. Список кораблей русского парового и броненосного флота, стр. 278-287, 312-313, 320-323, 326-329; Г. Лорей. Операции германо-турецких морских сил в 1914-1918 гг., стр. 17-18, 50-52.
{2*}Без старых линейных кораблей "Синоп" (постройки 1883 - 1889 гг.) и "Георгий Победоносец" (постройки 1889 - 1896 гг.), числившихся до войны во 2-м резерве.
{3*}Немецкий линейный крейсер "Гебен", получивший в турецком флоте название "Султан Селим".
{4*}В том числе немецкий легкий крейсер "Бреслау", названный "Медилли".
{5*}В таблицу включены заградители и канлодки специальной постройки. В период непосредственной подготовки к военным действиям несколько транспортов и пароходов торгового флота были переоборудованы в заградители и канлодки.

Количественное превосходство русского флота над турецким, как показывает таблица, было значительным. Но нельзя не учитывать того, что ни один русский додредноутный линейный корабль не мог сравняться по скорости хода и скорострельности орудий главного калибра с новейшим германским линейным крейсером «Гебен». Русские легкие крейсера уступали в скорости хода «Бреслау». А это означало, что немецкие корабли могли в любой невыгодный для них момент уклониться от боя.
Приведенные выше данные о составе военно-морских сил накануне войны показывают, что по числу крупных кораблей (линкоров, линейных крейсеров, крейсеров разных типов) и их соединений британский флот превосходил флоты всех других первоначальных [272] участников войны, вместе взятые. И тем не менее он не одержал ни одной блистательной победы в открытом бою. Идея генерального сражения как решительного способа достижения господства на море, лежавшая в основе военно-морской доктрины Англии и оперативных планов Адмиралтейства, потерпела полное банкротство.
Мобилизация и развертывание флотов были осуществлены в основном по заранее разработанным планам и в короткие сроки. Развертывание флотов в отличие от сухопутных армий не требовало много времени, так как оно не было связано с транспортными трудностями. Кроме того, часть корабельного состава флотов, а при ограниченной системе базирования и целые флоты не требовалось никуда передвигать. Корабли и соединения могли сразу приступать к боевым действиям.

Одной из главных задач флотов в первые дни и недели войны было обеспечение мобилизации и развертывания сухопутных войск от возможных ударов противника с морского направления, а иногда — непосредственное участие в развертывании армии (перевозки войск морем). Более длительное время занимали призыв резервистов, формирование новых и укомплектование существующих частей и соединений, а также мобилизация судов торгового флота.
В целом же флоты всех участников войны не были обеспечены достаточными запасами оружия, боеприпасов и других средств для ведения длительной войны. Уже в начале войны обнаружился недостаток в орудиях для береговой и зенитной артиллерии и для вооружения вспомогательных судов, в минах заграждения, противолодочных сетях и других боевых средствах. Несколько лучшим было положение в германском флоте. Русский Балтийский флот лучше, чем морские силы других стран, подготовился к ведению минной войны.

Ф. С. Криницын



Другие новости и статьи

« Первая мировая война: развертывание сухопутных сил

День Военно-морского флота РФ »

Запись создана: Четверг, 24 Июль 2014 в 16:40 и находится в рубриках Новости, Первая мировая война.

Метки: ,



Кровать купить Заказывайте
dekonte.ru

Дорогие друзья, ждем Ваши комментарии!

Комментарии

Загрузка...

Контакты/Пресс-релизы