5 Март 2020

Система нравственного воспитания В.А. Сухомлинского

oboznik.ru - Система нравственного воспитания В.А. Сухомлинского

#воспитание#нравственность#наследие

Чему учить детей и как их воспитывать? Этот вопрос не раз задавал себе каждый из нас. В вечном поиске положительного и доброго мы, как правило, выходим на блистательный вечный образец - общечеловеческие ценности и идеалы. Примером может служить наследие В.А.Сухомлинского.

Главной движущей силой в педагогике и творчестве В.А.Сухомлинского была любовь к детям.

По определению В.А.Сухомлинского, суть процесса морального воспитания состоит в том, что моральные идеи становятся достоянием каждого воспитанника, превращаются в нормы и правила поведения.

Искренняя любовь к детям и подлинная педагогическая культура, по Сухомлинскому, понятия нерасторжимые. Он считал, что учитель обязан уметь дорожить детским доверием, щадить беззащитность детей, быть для него воплощением добра и справедливости. Без этих качеств не может быть учителя.

Среди различных средств воспитания воспитание красотой стоит у Сухомлинского на первом месте. Василий Александрович учит детей чувствовать красоту природы, красоту искусства и постепенно приводит воспитанников к пониманию высшей красоты: красоты человека, его труда, его поступков и жизни.

В.А.Сухомлинский был уверен, что успех воспитания во многом определяется развитием эмоционально-чувственной сферы. Вечный источник прекрасного - в природе, в мире, окружающем человека, с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой.

хождение искусства в духовный мир ребенка начинается с познания красоты слова. Познание красоты слова является важнейшим шагом в мир прекрасного. Слово - могучий способ оттачивания, воспитания утонченных чувств.

Большое значение в эстетическом воспитании Сухомлинский придавал живописи (рисованию) и музыке.

В.А.Сухомлинский отмечал, что красота сама по себе не воспитывает в человеке духовное благородство. «Красота воспитывает нравственную  чистоту, человечность лишь тогда, когда труд, создающий красоту, очеловечен высокими нравственными побуждениями, прежде всего проникнут уважением к человеку. Чем глубже эта человечность труда, создающего красоту для людей, тем больше уважает человек сам себя, тем более нетерпимым становится для него отступление от норм нравственности». Для Сухомлинского воспитание в труде – это, прежде всего, воспитание любви к труду.

Очень важно не превращать добрые чувства и добрые дела в показные «мероприятия». Как можно меньше разговоров о сделанном, никакой похвалы за доброту – таких требований надо придерживаться в воспитательной работе». Для Сухомлинского важно, что чувствует ребенок, когда совершает добрый поступок, счастлив ли он, что сделал доброе, находит ли он радость в самом делании добра или нуждается в том, чтоб его поступок заметили, отметили, похвалили. Важно вызвать волнение, связанное с собственным добрым поступком. Иначе воспитание становится формальным, то есть абсолютно лишенным силы, никаким.

Нравственное начало, по Сухомлинскому, должно пронизывать и цементировать все аспекты воспитательного процесса, все формы деятельности школьника. Усвоение моральной культуры, по его мнению, невозможно без освоения общечеловеческих норм нравственности – «азбуки морали» и в первую очередь таких, как любовь и сердечность, доброта и отзывчивость, щедрость души и бескорыстие и др. В Павлыше эти нормы усваивались через заботу о близких и окружающих, через формирование способности к сочувствию исопереживанию.

«Сопереживанию надо учить – так же вдумчиво, заботливо, осторожно, как учат детей делать первые самостоятельные шаги. Сопереживание – это одна из самых тонких сфер познания, познания мыслями и сердцем». Сухомлинский учил своих воспитанников умению сопереживать чувствам людей, «у которых на сердце горе и невзгоды», чуткости к духовному миру человека, способности откликаться на чужое несчастье. «Горе другого человека должно стать личным горем ребенка, заставить задуматься над тем, как помочь тому, кто нуждается в этом». С чуткости, отзывчивости, сердечности начинается «высшая человеческая радость, без которой невозможна нравственная красота».

Сухомлинский старался не просто привить детям те или иные хорошие качества, а создать у каждого ребенка нравственный идеал. Высоконравственное поведение ребенка складывается из множества множеств отдельных маленьких поступков: из слова, действия, бездействия, из отношения к действиям и словам других.  «В детстве человек должен пройти эмоциональную школу – школу воспитания добрых чувств».

Воспитание по Сухомлинскому — это управление самовоспитанием, в организации которого вся суть педагогического искусства. Ученый неоднократно подчеркивал, что только «воспитание, побуждающее к самовоспитанию» и есть «настоящее воспитание». «Постоянно познавая «себя в себе», «овладевая собой», - говорил он, - человек должен сам заниматься воспитанием своих чувств, дисциплинировать мысль и волю, вырабатывать уравновешенный характер».

Исходным пунктом самовоспитания было научение ребенка самоорганизации, то есть научение умению «заставить себя». Оптимальным периодом для этого В.А.Сухомлинский считал возраст с 7 до 11 лет, так как в детстве и раннем отрочестве ребята восприимчивы к советам старших и с интересом следуют им.

Многолетняя педагогическая практика убедила В.А.Сухомлинского в том, что самовоспитание не состоится без развитости совести, которая является внутренним регулятором поведения и поступков человека. Совесть проявляется и вместе с тем воспитывается тогда, когда поведение человека никто не проверяет, не контролирует. Задача учителя – научить детей смотреть на себя глазами общества, коллектива, рассматривать свои поступки с точки зрения общественной морали.

Приобщая воспитанников к возвышенным идеям, ценностям, прививая знания о человеке, о культуре, о морали, нравственности и гражданственности, В.А.Сухомлинскийбеседовал с детьми об этике и нравственности, не представляя себе воспитание без постоянных рассказов о красивых поступках и подвигах людей, без объяснения правил морали. По глубокому убеждению В.А. Сухомлинского, дети должны овладеть не только знаниями всех научных и художественных богатств, но и всем этическим богатством человечества.

«Невозможно воспитать человечность, если в сердце не утвердилась привязанность к близкому, дорогому человеку. Мир прекрасного для ребенка начинается в семье». Для Сухомлинского культ матери - это результат серьезных раздумий о необходимости связи поколений, о передаче духовной культуры.

Педагогические идеи Сухомлинского представляются актуальными и в наше время. Наследие В.А.Сухомлинского может стать нашей путеводной звездой в любви к детям, в отношении к своей профессии воспитателя.

Другие новости и статьи

« Прием на службу в Заамурские железнодорожные батальоны

Введение начальника санитарной части Маньчжурской армии »

Запись создана: Четверг, 5 Март 2020 в 0:25 и находится в рубриках О патриотизме в России.

метки: , , , , , , , , , , ,

Темы Обозника:

COVID-19 В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение вуз выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение оружие офицер охрана патриотизм пенсии пенсия подготовка право призыв продовольствие расквартирование реформа русь сердюков служба сталин строительство управление учеба финансы флот экономика

А Вы как думаете?  

Комментарии для сайта Cackle

СМИ "Обозник"

Эл №ФС77-45222 от 26 мая 2011 года

info@oboznik.ru

Самое важное

Подпишитесь на самое интересное

Социальные сети

Общение с друзьями

   Яндекс.Метрика