22 Август 2014

Российский рынок аренды автомобилей начал прирастать регионами

oboznik.ru - Российский рынок аренды автомобилей начал прирастать регионами

По мнению многих экспертов автотранспортной отрасли, рынок проката автомобилей в России находится на этапе формирования. Участники этого рынка не имеют четкой сегментации транспорта. В результате этого получается, что один и тот же легковой автомобиль в одной транспортной компании может относиться к бизнес классу, а в другой к среднему.

Быстрее всего рынок аренды авто развивается в Москве и Московской области. Из общего объема заключенных договоров на автопрокат 90% приходится на Москву, причем лидирующие позиции занимают крупные федеральные игроки, присутствующие сразу же в двух или более ключевых регионах, которыми являются Москва, Санкт-Петербург и другие города миллионники.

Но, как утверждают многие специалисты, этап быстрого роста рынка проката закончился. Прирост объема рынка осуществляется сейчас в основном за счет регионов. Так достаточно динамично развивается сегодня рынок проката автомобилей в Сочи, Краснодаре, Казани.

Многие крупные прокатные компании на сегодняшний день прочно завоевали свои места на рынке транспортных услуг, поделив выгодные сегменты. Новым компаниям для привлечения клиентов приходится снижать расценки.

Это приводит к снижению качества предоставляемых услуг. При таком сценарии развития в будущем возможен передел рынка и как следствие война за каждого клиента. Для потребителя основными критериями при выборе автопрокатной компании являются цена и качество предоставляемых услуг.

Компании, работающие на рынке аренды автомобилей в России, можно поделить на следующие:

· Представительства международных компаний

· Крупные российские прокатные компании, долгое время работающие на рынке

· Небольшие прокатные компании с парком автомобилей не более десятка-двух. Часто у мелких компаний собственного парка нет вообще.

· Офисы аренды машин при автотехнических и торговых центрах иностранных производителей авто.

· Компании, владеющие парком автомобилей дорогих и престижных марок. Такие фирмы ориентированы на узкого потребителя и предоставляют услуги по обслуживанию различных мероприятий.

Несмотря на атмосферу соперничества, прокатным компаниям выгодно сотрудничать друг с другом по нескольким направлениям:

- Субаренда автомобилей

- Перенаправление клиентов в другую компанию в случае, если в наличии не оказалось нужной машины.

- Проведение общих рекламных акций, направленных на популяризацию прокатных услуг в целом.

Сегодня рынок проката автомобилей в России имеет хаотичный характер. Есть ряд причин, которые тормозят его развитие и становление. К ним относятся отсутствие у населения культуры потребления услуги аренды авто, многие даже не знают о существовании данной услуги, неразвитость инфраструктуры аренды и пр.

Основными клиентами прокатных компаний являются корпоративные заказчики, которые заказывают аренду автомобиля с водителем, без него на длительное время. С каждым годом клиенты увеличивают требования к качеству услуг и за это готовы платить больше.

Несмотря на все сдерживающие факторы, рынок постепенно развивается, увеличиваясь на 25-30% в год в среднем по России. Крупные игроки этого рынка осваивают регионы, открывая там свои представительства.

Согласно проведенному опросу, главным критерием при выборе прокатной компании 52% человек назвали цену, чуть более 12% опрошенных назвали репутацию компании. Столько же человек назвали местонахождение фирмы как главный фактор при выборе прокатной компании и только 8% выбирают, полагаясь на отзывы друзей и знакомых.

Для привлечения клиентов здесь предлагают дополнительные услуги: накопительные скидки, возможность возврата автомобиля не в пункт проката и в любое время,трансфер, предоставление детского автокресла, возможность заказа аренды машины по телефону, почте, подача авто в любую точку города, личная страховка и пр.

Анализ рынка аренды автомобилей

Основная цель данного исследования – анализ ситуации на московском рынке услуг аренды автомобилей без водителя, выявление тенденций и перспектив его развития. В ходе исследования были опрошены как простые автовладельцы – посетители сервисных центров, салонов продаж и пунктов проката автомобилей, так и эксперты – менеджеры компаний, предоставляющих услуги проката автомобилей, и журналисты специализированных изданий, освещающих ситуацию на автомобильном рынке в России.

Общая характеристика рынка аренды автомобилей в России

В целом российский рынок услуг проката автомобилей характеризуется экспертами как динамично развивающийся. Его рост оценивается примерно на 20 – 30% в год, а общий объем рынка – в 2–4 млн. долларов в месяц. Совокупный размер автомобильного парка прокатных компаний в настоящее время составляет 1500 – 2000 автомобилей.

Рост рынка и, соответственно, спроса на услугу проката эксперты связывают в первую очередь с повышением уровня жизни в Москве, который сопровождается ростом деловой активности и притоком иностранного бизнеса в столицу.

Стоит отметить, что рост спроса в нижних ценовых сегментах (автомобили экономического и среднего класса) значительно опережает темпы увеличения предложения в них. Такая ситуация усиливает конкуренцию в верхних ценовых категориях и провоцирует снижение цен на всем рынке, что в конечном итоге выгодно потребителям данных услуг. Вместе с тем рынок аренды автомобилей в России слабо структурирован и имеет весьма хаотичный характер.

Эксперты полагают, что причиной этого является несколько обстоятельств:

- отсутствие у россиян сформированной культуры потребления услуги проката;
- низкая информированность об услуге аренды автомобилей и, как следствие, существование различных опасений, связанных с арендой автомобиля (высокая ответственность в случае аварии, сложности с оформлением документов для получения машины и т.п.).

Однако, несмотря на развивающийся характер рынка и существование явного дисбаланса спроса и предложения, в последнее время конкуренция на рынке услуг проката автомобилей стала усиливаться. В первую очередь, наблюдается обострение конкуренции между компаниями, предлагающими в аренду отечественные автомобили, и компаниями, предлагающими в аренду иномарки.

Согласно экспертным оценкам, если 2-3 года назад крупные прокатные компании предпочитали работать с корпоративными клиентами, то в настоящее время основная борьба ведется уже за частного клиента.
Это связано со следующими обстоятельствами:

- увеличением спроса на услуги проката автомобилей со стороны частных клиентов;
- тенденцией к уменьшению (или стабилизации) числа корпоративных клиентов.

Обострение конкуренции уже привело к снижению уровня цен на услугу аренды автомобиля, и эксперты предполагают, что в перспективе на рынке возникнет олигополия, то есть он весь будет поделен между несколькими крупными игроками.

Однако при весьма высоких темпах роста рынка проката автомобилей существует ряд негативных факторов, тормозящих его развитие:
отсутствие в России сложившейся культуры потребления услуги проката;

- низкая информированность населения о существовании подобной услуги, ее доступности для «обычных» людей;
- недостаток квалифицированных менеджеров высшего звена даже среди крупных автопрокатных компаний;
- неэффективность работы саморегулирующих механизмов рынка со стороны крупных компаний (отсутствие барьеров против демпинга мелких компаний, предоставляющих услуги низкого качества и т.п.).

Таким образом, при всей динамичности и перспективности российский рынок проката автомобилей (основной объем которого приходится на Москву) слабо структурирован, его функционирование хаотично и мало предсказуемо, а саморегулирующие механизмы слабо эффективны. Однако имеющаяся тенденция к олигополизации может привести к более упорядоченному его развитию.

Характеристики основных потребителей услуги проката автомобилей в России
Основными потребителями услуг по прокату автомобилей в России являются две группы:

- корпоративные клиенты;
- частные лица.

Согласно результатам исследования, среди корпоративных клиентов наиболее востребованными видами услуг являются:

- аутсорсинг (полное транспортное обслуживание компаний). В Москве данную услугу предлагают лишь несколько ведущих прокатных компаний;
- оперативный лизинг – долгосрочная аренда автомобиля на срок от 6 месяцев до 5 лет с последующим возвратом амортизированного имущества. Рост спроса на данную услугу резко увеличился в течение нескольких последних лет;
- услуги аренды автомобилей с водителем для оперативных поездок. Здесь отличительной особенностью поведения клиентов эксперты называют возросшие требования к качеству оказываемых услуг и готовность платить за это больше.

В качестве основных мотивов, побуждающих частных клиентов обращаться в прокатные компании, отмечаются следующие:

- временное отсутствие собственного автомобиля – опрос реальных клиентов показал, что это самая многочисленная категория (более 43%); потребность в автомобиле в выходные дни, для отдыха (21%);
- потребность в автомобиле для служебных целей (13,4%);
- для удобства передвижения (5,9%);
- желание «познакомиться» с машиной для последующей покупки (2,5%; по мнению экспертов, этот мотив – на втором месте) и некоторые другие.

Среди частных клиентов прокатных компаний – иностранцы (бизнесмены, приезжающие в Россию по делам, туристы) и российские граждане. Последних, в свою очередь, можно условно разделить на представителей среднего класса (категория клиентов, чей доход, по оценкам экспертов, составляет более 500 долларов в месяц на одного члена семьи) и массовых потребителей (по мнению экспертов, интерес к услуге проката проявляют люди, имеющие доход на члена семьи от 250 долларов в месяц). Наличие последней категории говорит о наметившейся тенденции к распространению услуги проката автомобилей в российском обществе.

Критерии выбора прокатной компании для каждой категории частных клиентов различны. Иностранцы в значительно большей степени ориентируются на известность той или иной фирмы, ее репутацию на мировом и российском рынке. Поэтому для аренды автомобиля они предпочитают обращаться в крупные международные компании. Многие из них бронируют машины заранее, до приезда в Россию, через представительства этих компаний в других странах.

Представители среднего российского класса отдают предпочтение компаниям, предлагающим напрокат более надежные автомобили и обеспечивающим высокое качество обслуживания. Для этой категории клиентов несколько большее, нежели для иностранцев, значение имеет ценовой фактор. Массовый российский потребитель при выборе прокатной компании ориентируется главным образом на цены, предпочитая компании с самой низкой стоимостью аренды.

В конечном итоге, согласно экспертным оценкам, при окончательном выборе прокатной компании определяющими являются следующие факторы (без ранжировки по уровню приоритетности):

- количество автомобилей в парке прокатной компании;
- наличие автомобилей определенного класса и различных марок в парке прокатной компании;
- техническое состояние автомобилей;
- репутация прокатной компании;
- скорость оформления документов;
- наличие дополнительного оборудования в автомобиле;
- цена услуги.

Среди значительной части населения существуют различные опасения, в большой степени сказывающиеся на принятии решения об аренде автомобиля. Среди них:

- высокая ответственность клиента в случае ДТП, угона, актов «вандализма» третьих лиц (29,6%);
- трудности с оформлением документов на аренду (7,7%);
- неоправданно высокая стоимость услуги (4,6%).

Однако стоит отметить, что более 10% автовладельцев отметили, что при аренде автомобилей никаких проблем нет. Это – еще одно свидетельство постепенного распространения услуги и информации о ней среди российского населения.

Наибольшей популярностью у клиентов прокатных компаний пользуются автомобили экономического и среднего класса, на втором месте идут более солидные автомобили бизнес-класса и минивэны. А вот потребность во внедорожниках относительно невелика, что отчасти может объясняться высокой стоимостью аренды таких автомобилей.

Таким образом, основным потребителем услуги проката в России в настоящее время являются представители российского среднего класса, предпочитающие относительно недорогие, но качественные автомобили с набором дополнительных функций. При этом прослеживается тенденция к распространению услуги по аренде автомобилей среди массового российского потребителя.

Максим Шилин

Информационное Агентство "Финансовый Юрист"

Другие новости и статьи

« Порядок отнесения затрат на ремонт и модернизацию компьютеров и другой оргтехники

Для семей военнослужащих создают «ВоенторгПятерочка» »

Запись создана: Пятница, 22 Август 2014 в 0:59 и находится в рубриках Новости.

метки: ,

Темы Обозника:

В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение вуз выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение оружие офицер охрана патриот патриотизм пенсии пенсия подготовка право призыв продовольствие расквартирование реформа русь сердюков служба сталин строительство управление учеба финансы флот экономика

Будем благодарны за Ваши комментарии  

Комментарии для сайта Cackle

СМИ "Обозник"

Эл №ФС77-45222 от 26 мая 2011 года

info@oboznik.ru

Самое важное

Подпишитесь на самое интересное

Социальные сети

Общение с друзьями

   Яндекс.Метрика