2 Сентябрь 2014

Гагарин невиновен

oboznik.ru - Гагарин невиновен

Катастрофа, в которой погиб космонавт № 1, произошла из-за недостатков в организации летной работы

46 лет назад произошла громкая авиационная катастрофа, в которой погибли Юрий Алексеевич Гагарин и командир полка, в котором проходили летную тренировку первые космонавты, Владимир Сергеевич Серегин. По итогам расследования Правительственная комиссия выпустила достаточно обтекаемое заключение. Наиболее вероятной причиной катастрофы называлось уклонение МиГ-15УТИ, на котором выполнялся полет, от столкновения с метеорологическим шаром-радиозондом, попадание борта в облачности в штопор и из-за невыхода из этого режима гибель экипажа при столкновении с землей.

Отсутствие серьезных обоснований явилось поводом для появления в средствах массовой информации огромного количества публикаций авиационных специалистов и дилетантов. Предлагались как более или менее реальные версии, так и фантастические, а иногда оскорбляющие память погибших. Особенно последовательным в продвижении своей версии катастрофы оказался летчик-космонавт Алексей Архипович Леонов. Версия, с которой он выступает в течение 45 лет, заключается в том, что самолет МиГ-15УТИ был подвергнут воздействию вихревого следа и звукового удара от самолета Су-15, взлетевшего с аэродрома Раменское. При этом летчик будто бы прервал испытательное задание и в нарушение правил безопасности ворвался в зону полетов испытательного аэродрома Чкаловский, снизился под облака, затем вошел в облачность и, набрав высоту 4200 метров, оказался в непосредственной близости от истребителя Гагарина-Серегина и «вогнал его в спираль».

Эта версия опровергается документами. С аэродрома Раменское утром 27 марта 1968 года действительно были выполнены два сверхзвуковых полета Су-15 по установленному маршруту на высотах 18 и 14 километров. Один из них (летчик-испытатель А. П. Богородский) взлетел в 9.45 и приземлился в 10.24, когда Гагарин еще только докладывал об окончании им задания на высоте 4200 метров. Второй Су-15 (летчик-испытатель А. А. Щербаков) взлетел в 11.22, то есть уже после падения МиГ-15УТИ.

Подобные выдумки заставили нас попытаться собрать и вновь проанализировать материалы и сформулировать версию катастрофы, основанную на фактах, а при необходимости – на результатах математического моделирования. Объективность данной статьи обусловлена тем, что каждый из авторов участвовал в расследовании в разные периоды и имел возможность знать различные стороны проблемы.

А. Д. Миронов был членом летной подкомиссии Правительственной комиссии и руководил группой исследования аэродинамики и динамики полета самолета. А. А. Польский во второй половине работы комиссии (летом 1968-го) был включен в состав экспертной группы, специально созданной Военно-промышленной комиссией (ВПК) при Совете министров СССР. Эта группа была образована в связи с письмом космонавтов В. Ф. Быковского и П. Р. Поповича Л. И. Брежневу с жалобой на попытки некоторых членов летной подкомиссии найти ошибки в действиях погибших и оскорбить их память.

Что же произошло в зоне ответственности аэродрома Чкаловский научно-испытательного института ВВС утром 27 марта 1968 года?

На 9.30 был запланирован взлет МиГ-15УТИ инструктора – командира полка Серегина с Гагариным с целью проверки его готовности к первому самостоятельному полету на МиГ-17. Плановая высота составляла 4200 метров. На 10.00 был назначен взлет другого МиГ-15УТИ (летчик Андреев) для проверки в своей зоне на высоте 3000 метров работы материальной части самолета после проведения регламентных работ.

В полетном листе Гагарина-Серегина лаконичная запись: «Задание на полет. Упражнение № 2 КУБП» (курса учебно-боевой подготовки). Это упражнение должно выполняться в простых метеоусловиях (вне облаков). Фактическая погода, наблюдавшаяся с земли визуально, прогнозировавшаяся метеослужбой и подтвержденная другими летчиками, характеризовалась многослойной облачностью над аэродромом и в зоне полетов. Горизонт между слоями не просматривался. Нижняя кромка облачности располагалась на высоте около 600 метров, верхняя – 5000 метров. Прогнозировалось ухудшение погоды. Проверяющий Серегин опоздал к плановому времени взлета, будучи задержанным у начальства. Взлет самолета с Гагариным и Серегиным на борту произведен с опозданием на 25 минут. Взлет МиГ-15УТИ с Андреевым произведен в плановое время, то есть с интервалом менее пяти минут после первого.

Гагарин доложил по радио о начале выполнения задания, а затем всего через четыре минуты (вместо 14–15 минут по плану) – о его окончании. Можно утверждать, что досрочное окончание полетного задания было вызвано абсолютным несоответствием погоды требованиям «упражнения № 2». Подробное изучение расшифровки радиопереговоров с экипажами позволяет утверждать, что Гагарину принадлежит еще одна фраза, произнесенная через 30 секунд после доклада об окончании задания: «Высота две тысячи». Отсутствие номера позывного Гагарина («625») указывает на вероятность стрессового состояния Юрия Алексеевича. Примерно через одну минуту после сообщения об окончании задания самолет ударился о землю.

К числу фактов, имевших место 27 марта 1968 года, следует отнести значительное число нарушений в организации летной работы в 70-м особом истребительном авиационном полку (ОИАП). К наиболее значимым относится отсутствие у Серегина опыта полетов на МиГ-15 (МиГ-15УТИ) на больших углах атаки, при сваливании, в штопоре и выводе из него. Этот печальный факт был установлен путем тщательного анализа летной книжки Серегина, в которую записывается каждый полет с указанием содержания задания.

Еще одно обстоятельство могло осложнить действия инструктора в создавшихся условиях. Он имел большой опыт полетов (в том числе и боевых) на Ил-2, на которых устанавливался авиагоризонт (прибор для определения пространственного положения) АГД. На МиГ-15УТИ в обеих кабинах были авиагоризонты АГИ-1 с принципиально другим видом индикации пространственного положения. Неправильное восприятие изображения на авиагоризонте могло в условиях энергичного маневра вызвать неправильные, опасные действия летчика и спровоцировать сваливание в штопор. Из-за отсутствия каких-либо сведений о режиме полета в момент выхода машины из-под контроля («черные ящики» в то время на истребители не ставились, радиолокационный высотомер аэродрома не работал, группа руководства полетами не наблюдала за экраном планового радиолокатора) группа анализа летной подкомиссии прибегла к помощи авиационной науки. В ЦАГИ было оперативно проведено математическое моделирование возможных режимов снижения самолета с высоты 4200 метров до земли исходя из условия, что все продолжалось около 60 секунд, как это следует из сравнения времени радиопередачи об окончании задания и показаний наручных часов летчиков. Результаты показали, что снижение самолета за этот период времени могло происходить только в режиме глубокой спирали или штопора. Подобный вывод частично справедлив и в случае попадания МиГ-15УТИ Гагарина-Серегина при снижении после окончания задания в спутную струю самолета Андреева, летавшего на высоте 3000 метров в своей зоне на пути снижающегося первого самолета. В первые дни работы подкомиссии возможность такого сближения в своих выступлениях допускали генералы Еремин, Пушкин, Микоян. В дальнейшем эта тема не рассматривалась.

Необходимо отметить, что расследованием катастрофы не очень законно «управляли» сверху. Так, в ходе работы экспертной группы зам. председателя ВПК Н. С. Строев рекомендовал ее руководителю М. И. Мишуку изъять из проекта акта упоминание о том, что перед прекращением связи с МиГ-15УТИ Гагарина-Серегина был зафиксирован очень беспокойный голос «неизвестного» летчика, свидетельствовавший о том, что у него неожиданно возникло состояние существенно повышенной опасности. Председателем летной подкомиссии генералом Б. Н. Ереминым была молча приостановлена попытка некоторых подчиненных довести до ясности ответ на вопросы: «Почему летчик Андреев в начале своего доклада утверждал, что выполнял полет вне облаков? Почему группа руководства полетами аэродрома Чкаловский не наблюдала за МиГ-15УТИ Гагарина-Серегина? Знал ли командир полка Серегин о том, что часть средств управления полетами на аэродроме не работает?». Ясно, что ответы на эти и другие вопросы стали бы свидетельством низкого уровня организации летной работы в полку, на аэродроме Чкаловский и могли бы быть поводом для серьезных выводов относительно чинов, отвечавших за безопасность полетов.

Наиболее недопустимым актом вмешательства сверху в расследование стало то, что правительственная комиссия, минуя коллективное обсуждение специалистами, приняла заключение, предложенное заместителем начальника НИИ ВВС генералом С. А. Микояном, о том, что причиной сваливания МиГ-15УТИ Гагарина-Серегина было столкновение с метеорологическим зондом. Эту формулировку модифицировали в отворот самолета от неожиданно появившегося зонда и переход в штопор.

На основании сказанного можно сформулировать важнейшие выводы: причина гибели Гагарина-Серегина, указанная в официальном заключении Правительственной комиссии, необоснованна; катастрофа произошла в результате неблагоприятного сочетания недостатков в организации летной работы, то есть человеческого фактора; о какой-либо отрицательной роли Гагарина в катастрофе не может быть и речи – он в данном случае являлся проверяемым и, как при обучении управлению любым видом транспорта, ответственность за безопасность нес инструктор. 

 Арсений Миронов, Анатолий Польский

Источник: vpk-news.ru

Другие новости и статьи

« Запущена новая система армейской подготовки студентов

Расплатится ли ВПК Франции за «Мистрали»? »

Запись создана: Вторник, 2 Сентябрь 2014 в 18:01 и находится в рубриках Новости.

метки:

Темы Обозника:

В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение вуз выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение оружие офицер охрана патриот патриотизм пенсии пенсия подготовка право призыв продовольствие расквартирование реформа русь сердюков служба сталин строительство управление учеба финансы флот экономика

А Вы как думаете?  

Комментарии для сайта Cackle

СМИ "Обозник"

Эл №ФС77-45222 от 26 мая 2011 года

info@oboznik.ru

Самое важное

Подпишитесь на самое интересное

Социальные сети

Общение с друзьями

   Яндекс.Метрика