2 Декабрь 2019

Проверка Карибским кризисом маршала Тыла

oboznik.ru - Проверка Карибским кризисом маршала Тыла
#кризис#тыл#история

     Маршал Советского Союза Иван Баграмян известен у нас в стране и за ее пределами главным образом и прежде всего как один из выдающихся полководцев Великой Отечественной войны, которую он начал полковником, а закончил генералом армии и командующим войсками фронта. Но лишь очень немногие люди знают в деталях, какой вклад внес этот прославленный военачальник в укрепление обороноспособности СССР, будучи на протяжении без малого 10 лет начальником Тыла Вооруженных сил.

Создание в 1959 году нового Вида Вооруженных сил СССР – Ракетных войск стратегического назначения поставило перед Иваном Баграмяном новые гигантские проблемы. Пришлось заново создавать всю огромную и технически сложнейшую инфраструктуру по обеспечению РВСН имуществом, техникой, специальным топливом и горючим, жильем для офицеров и казармами для личного состава. Немалые сложности вызывали перевозка, хранение, заправка компонентов ядовитого ракетного топлива. Личному составу требовались специальные защитные средства. Все это было новым и неизведанным. Строились позиционные районы для размещения баллистических ракет с ядерными боеголовками, подземные командные пункты, защищенные от ударов ядерного оружия.

В условиях холодной войны Тыл ВС решал задачу огромной государственной важности. Для решения многих тыловых задач РВСН по личному распоряжению Баграмяна туда из центрального аппарата Тыла ВС СССР были переведены многие опытные специалисты.

oboznik.ru - Проверка Карибским кризисом маршала Тыла

Но особенно тяжело пришлось Ивану Баграмяну в 1962 году, во время проведения операции «Анадырь», в ходе которой на Кубу были морем из СССР перевезены три полка баллистических ракет средней дальности Р-12, два полка БР Р-14. Они с острова могли лететь на дальность от 2 до 4,5 тыс. км и могли поразить все важнейшие объекты на территории США. Ракетную ударную группировку прикрывали четыре отдельных мотострелковых полка, три отдельных дивизиона тактических ракет с ядерными боеголовками «Луна», два полка фронтовых крылатых ракет (ФКР), вертолетный полк, эскадрилья Ил-28, эскадра разнородных сил ВМФ СССР, две дивизии ПВО со 144 пусковыми установками зенитных ракетных комплексов С-75, радиотехнические войска. части обеспечения.

Недаром переброску такой массы советских войск на Кубу сравнивают по масштабам с высадкой союзников в 1944 году на побережье Франции, когда они форсировали Ла-Манш. Однако «Анадырь» оказался значительно сложнее из-за того, что при абсолютной секретности 51 тыс. военнослужащих, масса боевой и специальной техники перебрасывались морем на расстояние в более 10 тыс. км. При этом не было никаких промежуточных береговых баз обеспечения и ремонта.

Штаб Тыла работал в полной секретности. Даже запрещались телефонные переговоры с портами в Кронштадте, Лиепае, Балтийске, Севастополе, Феодосии, Николаеве, Поти, Мурманске, где размещались тыловые группы по отправке войск. Связь поддерживалась через систему посыльных офицеров. На погрузку одного морского транспорта отводилось до 3 суток. Один мотострелковый полк грузился на три грузовых и два пассажирских судна. Для перевозки одной дивизии ПВО требовалось 12 судов водоизмещением от 15 до 17 тыс. тонн.

Но и это еще не все. Личный состав из-за соображения секретности требовалось переодеть в гражданскую одежду. Генералы, офицеры и солдаты плыли на Кубу как мирные советские туристы. По прибытии войск и техники на остров была создана система материального обеспечения советской группировки. За несколько первых месяцев к боевым порядкам частей тыловики проложили 350 км шоссейных и грунтовых дорог, подъездных путей. Только за четыре месяца в войска из портов было подвезено 300 тыс. тонн различных грузов.

После благополучного завершения Карибского кризиса на И.Х. Баграмяна свалилась новая забота: нужно было везти очень многое из доставленного на Кубу обратно в СССР. Но теперь отправка осуществлялась из чужой страны и при явном нежелании ее руководства. Однако все обошлось. Кубинцам были переданы танки, зенитные орудия, стрелковое вооружение, автомашины. Личный состав частей и соединений, ракеты без потерь были возвращены на Родину. Можно только представить, какие стрессы при этом пережил далеко не молодой маршал, которому лично в любое время суток докладывали о приходе в наши порты транспортов с Кубы.

До 1968 года Баграмян возглавлял Тыл ВС СССР. Рапорт об освобождении от должности 70-летний маршал подал министру обороны Андрею Гречко вскоре после 23-й годовщины Победы…

По материалам Александра Бабакина

Другие новости и статьи

« Важность широкого использования автотранспорта была осознана лишь после Балканских войн

Продовольственная служба: вчера, сегодня, завтра »

Запись создана: Понедельник, 2 Декабрь 2019 в 0:05 и находится в рубриках Развитие в 60 - 80-е годы XX века, Управление тылом.

метки: , , ,

Темы Обозника:

COVID-19 В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение вуз выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение оружие офицер охрана патриотизм пенсии пенсия подготовка право призыв продовольствие расквартирование реформа русь сердюков служба сталин строительство управление учеба финансы флот экономика

А Вы как думаете?  

Комментарии для сайта Cackle

СМИ "Обозник"

Эл №ФС77-45222 от 26 мая 2011 года

info@oboznik.ru

Самое важное

Подпишитесь на самое интересное

Социальные сети

Общение с друзьями

   Яндекс.Метрика