24 Сентябрь 2014

Древнейший памятник героям Куликовской битвы

oboznik.ru - Древнейший памятник героям Куликовской битвы

Построенный за десять лет до Куликовской битвы храм в Старом Симонове был освящен в честь Рождества Пресвятой Богородицы – именно в день этого праздника произошло сражение, ставшее днем рождения единого русского государства, начала объединения русских земель вокруг Московского княжества. Этот храм стал местом упокоения героев Куликова поля, в том числе преподобных иноков-воинов Пересвета и Осляби.

Битва в день Рождества Богородицы

8 сентября 1380 года (лето 6888 от сотворения мира) в устье донского притока реки Непрядвы произошла одна из наиболее масштабных на то время битв – на Куликовом поле сошлись стотысячное русское войско и превосходящая его по численности в полтора раза ордынская рать. Именно здесь впервые воины разных русских земель, собравшиеся вместе, разгромили монголо-татарское полчище, отправившееся в опустошительный набег на Русь.

Русские ратники, собравшиеся под началом московского князя Димитрия Ивановича (в истории он останется с прозванием Донской – в память о Куликовской битве), переправились через реку Дон, чтобы встретить войска Мамая.  Поддержкой и духовным укреплением для князя стало полученное перед переходом через этот «рубикон» послание от преподобного Сергия Радонежского с призывом к твердости и мужеству.

В ночь на 8 (21) сентября 1380 года русские полки, перейдя реку, построились на Куликовом поле, а уже на рассвете в день праздника Рождества Пресвятой Богородицы началась великая битва. «Бысть брань крепкая и сеча зла зело, и лияшеся кровь, аки вода, и падоша мертвых множество безчисленно от обоих сил… И не можаху кони ступати по мертвым. Не токмо же оружием убивахуся, но сами себя биюще, и под конскими ногами умираху, от великия тесноты задыхахуся, яко немощно бе вместитися на поле Куликове, между Дону и Мечи, множества ради многих сил сошедшеся», – говорит о том дне древний летописец. После разгрома ордынской рати русские воины преследовали отступавших несколько десятков верст до реки Красивая Меча. Великий князь, сражавшийся в простых доспехах вместе со всеми, был ранен, Мамай успел бежать, но вскоре был убит своим соперником ханом Тохтамышем.

Нередко день куликовской битвы историки называют днем образования нашего государства: ратники собирались на битву как представители разных земель, а уходили с поля как единое войско Русской земли.

За десять лет до битвы

В 1370 году по благословению преподобного Сергия Радонежского его племянник, будущий святитель Феодор Ростовский, основал на реке Москве монастырь. В выборе места будущей обители принял участие Игумен земли Русской; согласно преданию, в местечке, прозываемом Симоново, его руками был срублен деревянный храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы.  

Выбранное место возле леса на высоком берегу реки было тихим и уединенным, хоть и находилось всего в десяти верстах от Кремля. Вскоре святая обитель, ставшая «отраслью Троицкого монастыря», стала привлекать все новых людей, желавших иноческого подвига, монастырь также стал местом паломничества, и его основатель, стремясь к уединению, построил себе одинокую келью чуть далее, за огромным оврагом. Тем не менее, получилось так, что именно в том месте в дальнейшем стала развиваться Симонова обитель – там был построен первый каменный монастырский храм, освященный в честь Успения Пресвятой Богородицы, кельи и службы, на старом же месте остался скит.

Однако это случилось позже, а накануне Куликовской битвы именно в храме Рождества Богородицы молитву о победе Святой Руси возносил настоятель обители – будущий святитель Ростовский Феодор.

Святой Федор был духовником великого князя Димитрия Иоанновича и его супруги Евдокии Димитриевны. Накануне битвы по его совету князь отправился в Троицкий монастырь, чтобы получить от преподобного Сергия благословение на ратный подвиг по защите родной земли. Как залог победы Димитрий Донской просит святого отправить вместе с ним двух троицких иноков: Александра Пересвета и Андрея (в иночестве Родиона) Ослябю, бывших бояр и известных воинов.

В духовной броне

Благословляя Пересвета и Ослябю «крепко сражаться как добрые воины за веру Христову и за все православное христианство», преподобный Сергий дал им «вместо тленного оружия нетленное – крест Христов, нашитый на схимах, и велел вместо золоченых шлемов возложить на себя».

Перед началом Куликовской битвы инок Александр-Пересвет принял вызов ордынского богатыря и вышел на поединок с мурзой Челубеем, о котором шла молва, что он одержал победу в трехстах схватках и ни разу не побежден. Увидев выехавшего перед рядами войск Челубея, инок «начат глаголати великому князю и всем князем: ничтоже о сем смущайтеся: велий Бог наш и велия крепость Его. Аз хощу Божиею помощию, и Пречистыя его Матере и всех святых Его, и преподобнаго игумена Сергия молитвами с ним видетися».

 «Съехались, ударились крепко, едва место под ними не проломилось, и пали оба с коней своих на землю ту и скончались оба», – рассказывает о поединке, ставшем началом великой битвы, «Сказание о Мамаевом побоище».

Погиб ли на поле боя Ослябя, различные источники говорят по-разному, однако точно известно, что оба инока-богатыря нашли упокоение в одном месте – близ церкви в честь Рождества Богородицы «на старом Симонове». В обители были похоронены и московские бояре, сложившие голову в сражении с ордынскими войсками.

Захоронение Пересвета и Осляби было отмечено каменными надгробиями, поверх которых впоследствии выстроили каменную «палатку».

Издавна подвиг Пересвета и Осляби – не только воинский, но, главное, духовный – был почитаем верующим народом. В XVII веке их имена были внесены в святцы. В Месяцеслове Симона (Азарьина) говорится про них: «Преподобнии старцы Александр и Родион, нарицаемии Пересвет и Ослябя, иж на Мамаеве побоищи убиени быша». Есть их имена и в «Троицком патерике» – там они обозначены как ученики и сподвижники преподобного Сергия. В «Описание о российских святых» (конец XVIIстолетия) иноки-воины указываются как преподобномученики Московские.

Перипетии истории

В 1509 – 1510 годах на месте деревянного храма фрязинским (итальянским) зодчим Алевизом Новым, известным как создатель Архангельского собора в Кремле, строится каменная церковь Рождества Пресвятой Богородицы. Не раз в течение истории этот храм переживал тяжелые времена – он пострадал от польско-литовских интервентов в годы Смуты, а во время Отечественной войны 1812 года наполеоновские войска использовали кельи Симонова монастыря и окрестные храмы для постоя солдат и размещения лошадей. Во время боевых действий в церковь Рождества Богородицы попало несколько пушечных ядер.

При Екатерине II церковь стала приходской. В ХVIII–ХIХ веках храм был значительно расширен: к четверику пристроили трапезную часть, затем приделы во имя святителя Николая Мирликийского и преподобного Сергия Радонежского, а в самом конце позапрошлого столетия – колокольня по проекту архитектора К. Тона.

В результате перестроек место захоронения преподобных иноков-воинов оказалось внутри храма. К празднованию 500-летия Куликовской битвы в церкви над захоронением была создана чугунная сень каслинского литья. Во время торжеств паломничество к этому историческому месту совершили император и члены царской семьи. Посещал храм и император Николай II с супругой Александрой Феодоровной.

В годы богоборчества Богородице-Рождественский храм ждала судьба немногим лучше судьбы Симоноваа монастыря: он не был разрушен, как святой обитель, на месте которой вдруг срочно потребовалось построить заводской дом культуры, но после закрытия в 20-х годах лишился куполов и колокольни, был обезображен и превращен в компрессорную станцию. Сень, отмечавшую место захоронения героев Куликовской битвы, сдали в металлолом, надгробия уничтожили.

Только приближение 600-летия Куликовской битвы заставил вспомнить о том, что одна из построек на территории завода «Динамо» – это древний московский храм, ставший местом упокоения известных летописных героев Пересвета и Осляби. На защиту этого храма встали многие деятели культуры, а началось все со статьи в газете с призывом защитить от уничтожения «народные святыни», с которой выступил известный художник П. Корин. В конце концов, удалось добиться решения о переносе компрессорной станции и реставрации церкви, а в начале 1980-х храм передали под филиал Исторического музея. Чтобы туда могли попасть посетители, по заводской территории устроили специальный проход.

Возвращение

Часть тех, кто участвовал в качестве добровольца в расчистке и реставрации храма, стали его прихожанами после того, как в 1989 году он был передан Церкви. Это случилось на следующий год после того, как состоялось общецерковное прославление победителя Куликовской битвы – великого князя Димитрия Донского.

В возрожденном храме были восстановлены надгробия преподобных иноков-воинов – Александра Пересвета и Родиона Осляби.

Валентина ГОРОДНИЧЕВА

prichod.ru

См. также

Куликовская битва

Где была Куликовская битва?
Музей-заповедник «Куликово поле»

Арифметика Куликовской битвы

 

Другие новости и статьи

« Встреча ветеранов Военного финансово-экономического факультета

О развитии лабораторий в начале XX в. »

Запись создана: Среда, 24 Сентябрь 2014 в 16:57 и находится в рубриках Кашеварная часть.

метки:

Темы Обозника:

COVID-19 В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение вуз выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение оружие офицер охрана патриотизм пенсии пенсия подготовка право призыв продовольствие расквартирование реформа русь сердюков служба сталин строительство управление учеба финансы флот экономика

А Вы как думаете?  

Комментарии для сайта Cackle

СМИ "Обозник"

Эл №ФС77-45222 от 26 мая 2011 года

info@oboznik.ru

Самое важное

Подпишитесь на самое интересное

Социальные сети

Общение с друзьями

   Яндекс.Метрика