19 Сентябрь 2018

Тема Кавказа в произведениях М. Ю. Лермонтова

oboznik.ru - Тема Кавказа в произведениях М. Ю. Лермонтова

oboznik.ru - Тема Кавказа в произведениях М. Ю. Лермонтова

Огромная литература о Кавказе продолжает быть актуальной и сегодня. Тема Кавказа в творчестве Михаила Лермонтова занимает львиную долю. Эти произведения свидетельствуют о знании реального материала и стремлении основываться на этом материале при создании произведения. Именно литература того времени влияла на формирование общественного мнения о Кавказе.

О творчестве М. Ю. Лермонтова высоко отозвался В. Г. Белинский. Впоследствии изучением его творчества занимались не менее именитые критики. Со временем работы этих исторических фигур переосмысливаются. Такого поэта как Лермонтов и его произведения о Кавказе интересно теперь комментировать с точки зрения нашего времени, нынешних реалий. Чтобы понять творчество поэта, нужно, прежде всего, понять проблему, знать очень хорошо историю того времени (когда жил поэт). Надо видеть реалии лермонтовского времени, которое давало русскому обществу идеализированную картину о Кавказе. Кавказское общество было идеализировано не только в произведениях Лермонтова, но и Пушкина, Толстого, Бестужева - Марлинского, Полежаева. Но с течением времени в современных условиях, когда продолжается военная компания в Чечне, возникают новые аспекты темы.

И мы снова возвращаемся к теме Кавказа. Кавказ в лирическом дневнике юного поэта появился как «личная» тема. Разбудив воспоминания о посещении Горячих Вод и Чечни, Лермонтов создал образ красавицы-черкешенки, увиденной им на берегу Терека. Сила ее красоты так властна, что мысль невольно улетает бродить «средь милых; дальних скал» («Черкешенка», 1829). Знал бы Лермонтов, что это простое стихотворение дает ответ на многие вопросы. На вопросы, которые никогда не стали бы поднимать в лермонтовское время.

Это стихотворение отвечает на статью нашего времени «Вечно молодой поручик тенгинского полка», написанную художником- иллюстратором в журнале «Новое время». Автор статьи П. Бунин утверждает, что М. Ю. Лермонтов гордился дружбой с чеченцами. Подобные утверждения не всегда являются верными. Михаил Лермонтов не старался выделить определенную национальность, он брал шире. Кавказ для него — это одно целое и неразделимое. Как раз об этом и свидетельствует стихотворение «Черкешенка». Здесь не говорится именно о черкешенке, а рассказывается просто о девушке на берегу Терека. Фактически можно доказать, что вблизи Терека, в основном, жили чеченцы и осетины.

Конечно, Лермонтов мог назвать стихотворение «Чеченка» или «Осетинка», но он выбрал другое название. Может, Лермонтов знал национальность девушки или название «Черкешенка» больше привлекало Лермонтова.Сравнивая произведения Лермонтова о Кавказе и о России, лишний раз убеждаешься в том, что тема Кавказа ему ближе. Он восхвалял горцев в своих повестях, поэмах, стихотворениях. И в то же время мы наглядно видим, как мало у него произведений о русском человеке, о русском солдате, о терском казачестве. Особенно ярко это выражается в самом главном и объемном произведении Лермонтова «Герой нашего времени».

Этот роман о жизни и обычаях горцев, по значимости для истории Кавказа, можно сравнить, наверное, только с «Казаками», «Хаджи-Муратом» Толстого. Если сравнивать произведения о России, такие, как «Родина», «Бородино», «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова», то они не так ярки и насыщены, как произведения о Кавказе. В противовес самодержавно-крепостнической России Кавказ представлялся гениальному юноше свободным и даже несколько идиллическим краем, лишенным внутренних социальных противоречий. Вольный край стал жертвой преступной «цивилизации», принесшей войну и рабство. При этом цивилизация понималась в романтическом плане только как «зло».

Кавказ! Далекая страна!
Жилище вольности простой!
И ты несчастиями полна
И окровавлена войной!..
(«Кавказу», 1830)

Почему же Лермонтов практически не писал о доблести, отваге русского солдата? До сих пор в лермонтоведении этот вопрос не поднимался. Подсказку ответа на этот вопрос можно найти в биографическом романе поэта серебряного века Бориса Александровича Садовского «Пшеницы и плевелы». Роман писался в годы диктатуры Сталина. В романе – Николай II, подвижник, мудрец, политик и воин. В центре романа автор поставил фигуру Михаила Лермонтова.

В романе было бы ошибочно искать историческую достоверность, фактически она не совпадает с реальной и в большинстве своем эти отклонения сознательны. Садовской знал биографию Лермонтова, и знал из первоисточников, а не из вторых рук. Цель – в небольшом периоде показать настоящего Лермонтова. БорисСадовской словно оспаривает самого себя, он противоречит общественной репутации Лермонтова. Вера и любовь Михаила Лермонтова погибли не расцветши, и жизнь показала поэту свою изнанку.

Мертвящая скука овладела им, и вечное недовольство, находившее выход в «травле приятелей» и в горьких насмешках над жизнью. В романе Лермонтов показан заносчивым человеком, избалованным, самолюбивым, драчуном и дуэлянтом, но при этом от природы очень талантливым. Его жизненный характер схож с характером горцев. Среди них он чувствовал себя свободным, они были близки ему, прежде всего, по духу. Именно среди них он снимал маску заносчивого человека. Нельзя сказать, что Лермонтов не был патриотом своей Родины, нельзя сказать, что у него была обида на российскую армию.

Его же произведения доказывают обратное, Эти строки тому подтверждение: Москва, Москва!., люблю тебя как сын, Как русский, – сильно, пламенно и нежно! Люблю священный блеск твоих седин И этот Кремль зубчатый, безмятежный. В работе известного кавказоведа Андрея Васильевича Попова «Команда Руфина Дорохова» рассказывается о периоде, где Лермонтов, не жалея своей жизни, доказывает, что в русском человеке отваги и любви к Родине никак не меньше, чем в горце. Следы романтической идеализации Кавказа, следы абстрактно - романтического подхода к событиям на Кавказе явственно выступают в поэмах Лермонтова.

Отражая в «Измаил-бее» и других поэмах первый период кавказской войны, Лермонтов по условиям времени не мог осознать ее подлинного исторического значения. Воспринимая кавказские горы как «свободы вечные твердыни» («Каллы»), рисуя Кавказ единственным в «стране господ, стране рабов» местом, где люди оставались верными идеалу свободы и боролись за него, Лермонтов идеализировал свободу и независимость горских народов. В кавказских поэмах Лермонтов стремился противопоставить своим безвольным и бессильным современникам смелых и свободолюбивых людей, готовых пойти на все для достижения поставленной цели, готовых до конца отстаивать свою свободу.

Этот идейный замысел и придавал некоторую романтическую отвлеченность лермонтовской трактовке событий на Кавказе. В более поздней кавказской поэме «Мцыри» Лермонтов уже иначе подходит к вопросу о взаимоотношении России и Кавказа. Упоминая во вступлении к поэме о надписи на камне, гласящей о том, как Такой-то царь в такой-то год Вручал России свой народ, – Лермонтов пишет: И бытия благодать сошла На Грузию! – Она цвела С тех пор в тени своих садов, Не опасаяся врагов За гранью дружеских штыков. Очевидно, длительное пребывание Лермонтова на Кавказе в последние годы жизни позволило ему более верно и твердо взглянуть на кавказские события.

Среди всего вышесказанного хотелось выделить странную аналогию во всем творчестве М.Ю.Лермонтова. Почему солдат (воин) русской армии, так агрессивно боровшийся против горцев, так сильно поднимает, восхваляет их благородство в художественной литературе? Своими произведениями М.Ю.Лермонтов, и не только он, а также Л. Н. Толстой, А. С. Пушкин, А. А. Бестужев - Марлинский идут вразрез с политикой царя. Многие их произведения повлияли на общественное мнение народа, хотя в жизни горцы не всегда соответствовали тому, что было в произведениях о Кавказе. «Ермолов смотрел на горцев совсем по-иному. Он удачно сравнивал Кавказ с крепостью, которую бесполезно штурмовать, а нужно брать правильной осадой, линию за линией». Убушаева, О.

Тема Кавказа в произведениях М. Ю. Лермонтова / О. Убушаева // Теегин Герл = Свет в степи. – 2003. – №4. – С. 107 – 110.

Другие новости и статьи

« Ответственность военнослужащих и гражданского персонала военных организаций за незаконное потребление наркотических средств и психотропных веществ

Патриотизм и национальное сознание »

Запись создана: Среда, 19 Сентябрь 2018 в 3:07 и находится в рубриках Николаевская армия, О патриотизме в России.

метки: , ,

Темы Обозника:

В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение вуз выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение оружие офицер охрана патриот патриотизм пенсии пенсия подготовка право призыв продовольствие расквартирование реформа русь сердюков служба сталин строительство управление учеба финансы флот экономика

А Вы как думаете?  

Комментарии для сайта Cackle

СМИ "Обозник"

Эл №ФС77-45222 от 26 мая 2011 года

info@oboznik.ru

Самое важное

Подпишитесь на самое интересное

Социальные сети

Общение с друзьями

   Яндекс.Метрика