3 Октябрь 2014

Заслон армейской преступности

oboznik.ru - Заслон армейской преступности

Оправдает ли военная полиция надежды людей в погонах на защиту своих прав?

Приморская краевая организация Общероссийского профессионального союза военнослужащих (ОПСВ) одна из первых и немногих общественных организаций военнослужащих и военных ветеранов еще в начале 2000-х годов активно выступала за создание эффективного правоохранительного войскового органа – военной полиции (комендантской службы). В этой связи представляется целесообразным изложить некоторые замечания по проекту Устава военной полиции Вооруженных сил Российской Федерации.

НЕУСТАВЩИНА И «САМОХОДЫ»

Еще в советские времена в воинских частях и подразделениях сложилась нетерпимая обстановка с отдельными правонарушениями личного состава.

Фактически воинские части по многим вопросам оказались вне правового поля. Если явные преступления, гибель военнослужащих, неуставщина с печальными последствиями, крупные хищения материальных ценностей, не говоря уже о краже оружия и боеприпасов, не оставались без внимания органов военной прокуратуры и особых отделов КГБ, то массовые мелкие хищения, кражи личного имущества, двух- трехдневные «самоходы», рядовой мордобой, как правило, замалчивались, не фиксировались и оставались без правовых последствий.

Украли ящик тушенки с продовольственного склада, обмундирование у вещевиков, радиоприемник и магнитофон из клуба, слили бензин из дежурной машины, из канцелярии роты «увели» престижный «дипломат» ротного командира – все это рассматривалось как досадные инциденты, само собой разумеющиеся. Написал начальник продовольственной службы, вещевого склада или солдатского клуба рапорт. Наложил на него соответствующий начальник резолюцию: «Военному дознавателю капитану Иванову провести дознание». И что может капитан Иванов, такой же начальник службы или командир подразделения? Нет у него ни юридических навыков, нет и хоть какого-то криминалистического оборудования, даже собаки-ищейки нет.

Вот и «расследует» капитан Иванов: а как склад был опечатан и когда сдавался под охрану, и вообще, почему магнитофон находился в кабинете клубного начальника, а не на том же вещевом складе?

Не поймали на горячем за руку воришку – значит, отвечать будет не виновный, а ответственное должностное лицо.

И на основании дознания капитана Иванова издается приказ по части: «за низкую организацию охраны и сбережения вверенного имущества – три оклада (это максимум) платить начальнику службы, один оклад – начальнику склада (или наоборот). Имущество списать по инспекторскому свидетельству».

Кто и когда подсчитывал, на какие суммы в общем несло государство ежегодный ущерб от такой узко криминальной деятельности?

А поиски подавшихся в бега малодушных воинов, даже без оружия? Случись такое – все подразделение прекращает боевую подготовку и занимается розыском, как правило, без какого-либо успеха.

Проблема создания целенаправленного, хорошо подготовленного, экипированного спецоборудованием органа военного правопорядка давно назрела, даже перезрела.

«МЕДВЕЖЬЯ УСЛУГА» ДЕМОКРАТИЗАЦИИ

Однако в конце 90-х годов вместо создания военной полиции стали еще больше «демократизировать» военную службу. И когда на волне так называемой «гуманизации» армии и флота отменяли как меру наказания «арест с содержанием на гауптвахте», только военный профсоюз протестовал против такого решения. Дальнейшее развитие событий полностью подтвердило нашу правоту. В условиях, когда военные отморозки вообще перестали получать какое-либо реальное наказание (не рассматривать же всерьез взыскания типа выговора или лишения увольнения), казарменное хулиганство достигло апогея.

Именно поэтому военная общественность Приморья с большим удовлетворением восприняла долгожданное решение о создании органов военной полиции в Вооруженных силах Российской Федерации. Ведь основная задача вновь создаваемого правоохранительного органа – защита жизни, здоровья, прав и свобод военнослужащих российских Вооруженных сил, обеспечение законности, правопорядка, воинской дисциплины, противодействие преступности и защита других охраняемых законом правоотношений в области обороны (статья 25.1 Федерального закона от 31 мая 1996 года № 61-ФЗ «Об обороне»), практически полностью совпадает с основными направлениями деятельности и профсоюза военнослужащих.

Мы внимательно отслеживаем содержание публикуемых нормативных актов, регулирующих создание и функционирование органов военной полиции.

Особый интерес вызвал проект Указа президента Российской Федерации «Об утверждении Устава военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации …». В целом, соглашаясь с содержанием проекта Устава, нельзя не отметить некоторые спорные моменты.

УСТАВНЫЕ МОМЕНТЫ

Не совсем понятно, почему при разработке и принятии Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам деятельности военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации» от 3 февраля 2014 года № 7-ФЗ не было учтено, что Устав военной полиции будет утверждаться не законом, а указом президента. Пункт 2 статьи 25.1 Федерального закона от 31 мая 1996 года № 61-ФЗ «Об обороне» четко указывает: «Основные направления деятельности, функции и полномочия военной полиции определяются конституционными законами, федеральными законами, общевоинскими уставами, Уставом военной полиции ВС РФ и иными нормативными актами РФ». Именно об указах президента в статье напрямую ничего не говорится.

При ознакомлении с проектом Устава военной полиции Вооруженных сил РФ обращает на себя внимание определенная сумбурность раздела «Общие положения». Заметно, что в раздел скопом «засунули» положения, касающиеся и комендантской службы, и военно-автомобильной инспекции. Так в пункте 8 «Термины, используемые в настоящем Уставе» и абзац 2, и абзац 10 именуются идентично – «Патрульная служба». В первом случае – с точки зрения организации комендантской службы, во втором – чисто «ВАИшной».

Непонятно, как будут на практике реализовываться некоторые функции военной полиции, предусмотренные Уставом? Как практически реализовать задачи, определенные в подпункте 1 статьи 15 «Предупреждение и пресечение преступлений, административных правонарушений и дисциплинарных проступков, совершаемых военнослужащими…» и подпункте 5 той же статьи «Выявление военнослужащих, имеющих намерение совершить преступление…», если статья 39 определяет, что «Военная полиция осуществляет свою деятельность вне расположения воинских частей, за исключением случаев, когда – командир (начальник) обратился в военную полицию с ходатайством о восстановлении или обеспечении в расположении воинской части правопорядка и воинской дисциплины, существует непосредственная угроза жизни и здоровью военнослужащих и лиц гражданского персонала, находящихся в расположении воинской части, или в военную полицию поступило сообщение о совершении в расположении воинской части правонарушения»?

Никакой профилактической, а тем более агентурной деятельности в воинских коллективах, за исключением «участие в правовой подготовке военнослужащих», Уставом не предусмотрено. И как будут выявляться военнослужащие, имеющие намерение совершить преступление, Устав не конкретизирует.

Не определено, будет ли военная полиция – и каким образом – проводить расследование по мелким, не подпадающим под внимание органов прокуратуры, кражам и хищениям?

Сможет ли простой военнослужащий и в каком порядке обратиться за помощью к «полицейскому» начальнику?

И не ждать, когда командиры (начальники) удосужатся об этом военную полицию проинформировать. Делать это они, как правило, не очень желают, дабы не ухудшать общее мнение о подчиненном воинском коллективе и о себе лично как ответственном за общее состояние воинской дисциплины.

ДУБЛИРОВАНИЕ ФУНКЦИЙ

Функции военной полиции (статья 15 проекта Устава), на наш взгляд, часто фактически дублируют друг друга. К примеру, подпункт 22 статьи 15 предусматривает «обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной защиты судей военных судов, прокуроров военной прокуратуры и следователей военных следственных органов…», а в подпункте 17 этой же статьи есть положение об «участии в охране служебных помещений органов военной прокуратуры и военных следственных органов».

Представляется, что вышеуказанные и ряд других функций военной полиции вполне могут быть объединены в одном подпункте.

И еще нас очень волнуют вопросы комплектования кадров военной полиции. Без юридически грамотных, профессионально подготовленных сотрудников, которым в первую очередь предстоит заниматься участием в военно-правовой подготовке и проведении дознаний по фактам преступлений и правонарушений, вся деятельность органов военной полиции будет сведена к чисто комендантско-патрульной службе.

Нам известно, что многие бывшие сотрудники органов внутренних дел и федеральной службы исполнения наказаний, в первую очередь, не прошедшие переаттестацию, усиленно интересуются возможностью заключать контракты о прохождении военной службы в подразделениях военной полиции.

Применить на деле полученный ранее опыт, разумеется, очень хорошо. Плохо, что в военную полицию могут перекочевать и «ментовские» понятия и порядки. Еще одной «ментовки» нам не нужно.

Военная полиция де-факто уже существует. На улицах Владивостока и Уссурийска можно видеть военнослужащих в красных беретах и с черными повязками «Военная полиция». Вот только оправдает ли вновь созданный правоохранительный орган надежды военной общественности? Знакомство с проектом Устава дает основание подозревать, что, кроме полного «окормления» гауптвахт и дисбатов, других реальных кардинальных изменений в ранее существующей комендантской службе авторы проекта не предусматривают, а защита личных прав, безопасности и личного достоинства военнослужащих как-то еле просматривается. Неужели, как всегда, «гора родила мышь»?

Юрий Тарлавин. Независимая газета

Другие новости и статьи

« Денежные выплаты военнослужащим

Более 100 военных запаса после учений пошли на контрактную службу »

Запись создана: Пятница, 3 Октябрь 2014 в 12:40 и находится в рубриках Защита, охрана и оборона тыла, Новости, Современность.

метки: , , , , ,

Темы Обозника:

COVID-19 В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение вуз выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение оружие офицер охрана патриотизм пенсии пенсия подготовка право призыв продовольствие расквартирование реформа русь сердюков служба сталин строительство управление учеба финансы флот экономика

А Вы как думаете?  

Комментарии для сайта Cackle

СМИ "Обозник"

Эл №ФС77-45222 от 26 мая 2011 года

info@oboznik.ru

Самое важное

Подпишитесь на самое интересное

Социальные сети

Общение с друзьями

   Яндекс.Метрика