Роль железных дорог при мобилизации и сосредоточении армии



Роль железных дорог при мобилизации и сосредоточении армии

oboznik.ru - Роль железных дорог при мобилизации и сосредоточении армии
#война#железнаядорога#история

Скорость мобилизации армии и сосредоточение ее в намеченном районе находятся в большой зависимости от состояния железнодорожной сети страны. Срок боевой готовности войсковой части определяет возможный день ее посадки для следования в район сосредоточения и влияет на скорость выполнения последнего. Чем быстрее прибудут запасные со сборных пунктов в части войск, тем скорее „отмобилизуется войсковая часть" и тем раньше будет готова к походу.

Но прежде чем прибыть в части войск, запасные должны пройти чаще пешком, реже на подводе, из своих сел и деревень к волостным (уездным) сборным пунктам, а оттуда уже одиночным порядком или командами следуют обычно по ж. д., к своим частям в подготовленных отремонтированных вагонах. Для ремонта окон вагонов могут потребоваться специальные лаки для окон http://kraskinadivane.ru/catalogue/lkm/types/laki/dlya-okon.

Для этого периода мобилизации густота железнодорожной сети и густота пассажирского движения, а также длина переезда по железной дороге играют важную роль. Главную массу запасных дает деревня, и здесь расстояние от населенного пункта до станции посадки отзывается всецело на сроках прибытия запасных в войска.

2-3 суток пути пешком и даже на подводе до станции посадки из некоторых местностей, в особенности севера и северовостока России, не говоря уже про Сибирь, составляли в 1914 г. нормальное расстояние. Районов же, из которых запасный в течение суток мог попасть на сборный пункт, а оттуда в войсковую часть, было очень мало. Только центральный район, промышленные центры и территории Варшавского и части Виленского в. о. допускали эту возможность. Это обстоятельство и было причиной необычайно длинных сроков боевой готовности даже первоочередных частей (7-й, 8-й дни мобилизации). Таким образом, на боевую готовность частей войск сильно влияла незначительная, по сравнению с площадью территории, длина железнодорожной сети государства, выражавшаяся ничтожной цифрой 1,06 км рельсового пути на 100 кв. км пространства в Европейской России.

Первое использование ж. д. в России для сбора запасных и массовой перевозки отмобилизованных частей, которое могло бы послужить для Упвосо примером в работах по подготовке железнодорожной сети, имело место в войну 1876 —1877 гг. и хотя и не было удачно, все же дало кое-что поучительное для будущего. К 1876 г. сеть русских ж. д. равнялась всего 18 882 км. Большая часть железных дорог того времени по своему направлению удовлетворяла в известной степени торговым потребностям государства, но лишь случайно совпадала с требованиями стратегическими. По числу и направлению железнодорожных линий, находившихся в эксплуатации в 1876 г., Россия была более подготовлена к: войне, чем Турция.

Техническая сторона ж. д. оставляла желать лучшего. Недостатки были следующие: почти все дороги были однопутные с плохим полотном и тяжелым профилем пути, требовавшим взимнее время легких поездов. Водоснабжение было из колодцев, подвергалось случайностям от изменения погоды и часто портилось, угрожая задержкой движению поездов. Станции были мало развиты, с малым числом путей и легко поэтому забивались эшелонами. Запасы топлива были недостаточны и не соображены с потребностью мобилизационного движения.

Планы перевозок запасных и мобилизованных частей были составлены для общей мобилизации, а фактически мобилизация 1876 г. была частная; требовалось спешно составлять планы, постепенно дополняя их, причем ряд частей был пропущен. Разработка планов затруднялась трехкратным изменением пунктов высадки войск и состава, действующей армии. Войска не были подготовлены к перевозкам по ж. д. Необходимость точного выполнения планов была для них настолько неясна, что очень часто полки опаздывали без причин к пунктам посадок на несколько часов. Не ясна была войскам и особенность массовой перевозки и т. д.

Этот опыт единовременной массовой перевозки войск на большие расстояния был первым в России, что отчасти объясняет крупные недочеты со стороны органов передвижения войск главного штаба и железнодорожных управлений, которыми сопровождалась эта перевозка. Ж. д. выполнили в данном случае свое задание, но с большим трудом, хотя при более умелом пользовании ими, несомненно, смогли бы дать и лучшие результаты. В частности ход перевозок был следующий: перевозки запасных начались 5 ноября и продолжались до 12 ноября, когда все воинские перевозки были остановлены.

Остановка в передвижениях запасных была вызвана переполнением главных линий подвижным составом, шедшим с северных дорог на усиление южных без заранее составленных маршрутов, почему эта переброска и совпала с движением запасных. Для урегулирования воинских перевозок, не меняя плана, они были остановлены на 3 дня. Этот перерыв позволил продолжать движение. Около 20 ноября перевозка запасных закончилась. Наступил второй период—перевозка укомплектованных частей, закончившийся 14 декабря, а тыловых учреждений в конце декабря.

Перевозка по сосредоточению шла очень негладко. Во-первых, экстренные поезда главнокомандующего сильно нарушили воинское движение южнее Курска. Затем от порчи водоснабжения на Одесской ж. д. произошла задержка движения и дороги просили о новом перерыве движения на 4 дня. Зная из опыта 12 ноября неудобства остановки перевозок, вопрос этот разрешили снятием 55 эшелонов на участке Жмеринка — Бирзула, составив для них новый план в хвосте прежних перевозок.

Было и несколько случаев частных задержек движения от опаздывания частей войск к посадке, но все же ж. д. выполнили огромную по тому времени работу, перевезя 2094 эшелона за время с 20/XI по 14/XII, не считая части грузов снабжения. Опыт перевозки указал отрицательные стороны подготовки ж. д. и работы органов В. С. , а главное отсутствие единого руководства теми и другими, что и было учтено впоследствии.

К. Ушаков



Другие новости и статьи

« Первая последняя война

Влияние сети железных дорог на планы стратегического развертывания до Первой мировой войны »

Запись создана: Вторник, 2 Июль 2019 в 0:15 и находится в рубриках Новости.

Метки: ,



Дорогие друзья, ждем Ваши комментарии!

Комментарии

Загрузка...

Контакты/Пресс-релизы