12 Ноябрь 2014

Холодное время 2014-го

oboznik.ru - Холодное время 2014-го

Холодная война возвращается. О ней говорят уже не как о метафоре времени. Недавно о стуже упомянул президент Финляндии как о неизбежности. А госсекретарь США призвал все страны попытаться предотвратить явление. 

Ирония истории заключается в том, что дату падения Берлинской стены мы отмечали на днях. А ведь это и было в свое время поворотом от всемирного холода к теплу. 

Основные вопросы сегодня заключаются в том, является ли дата падения Стены днем поражения России, стоим ли мы на пороге новой холодной войны или уже уверенно его перешагнули. И кто во всем этом опять виноват. Ответ на первый вопрос понятен, и поражением России эту дату считать нельзя.

Сегодняшняя наша страна во многом возникла и сформировалась как результат падения Берлинской стены. А вот с вопросом о виновности за нынешнее состояние дел на планете все чуть-чуть сложнее.

Во-первых, виноваты мы, потому что так и не смогли победить в себе имперские амбиции, хотя с империей попрощались еще в 1991-м. Что было исторически правильно и оправданно: на мой взгляд, империя на протяжении столетий высасывала из России жизненные соки, препятствуя нашей трансформации в современное европейские государство. А под имперскими знаменами мы зачастую участвовали в войнах за чьи угодно интересы, но не за свои.

Во-вторых, виноват Запад – номинальный победитель в той холодной войне. Двадцать пять лет подряд западные элиты немало делали, чтобы поставить под сомнение роль и статус России как равноправного и полноценного партнера. Не желая брать на себя ответственность за происходящее на постсоветском пространстве, США и Евросоюз традиционно мешали тому, чтобы это бремя возложили на себя мы.

Одновременно как бы подразумевалось, что Россия должна отвечать за происходящее в бывшем СССР, но без каких бы то ни было адекватных прав и формализованных полномочий. Если где-то возникал военный конфликт или острая экономическая ситуация, усилия нашей страны по тушению пожара воспринимались как должное. Но как только Россия заявляла о своих естественных интересах, начинался красивый мировой скандал под лозунгом «руки прочь».

С конца 1980-х годов Запад не предложил ни одного сценария урегулирования замороженных конфликтов в бывшем СССР, а если пытаться смотреть на вещи объективно, то без участия России судьба тех же Молдавии/Молдовы и Грузии/Джорджии в начале девяностых была бы гораздо более трудной. Эти едва обретшие независимость государства могли стать пеплом в межэтническом огне.  Если бы не Россия, активные боевые действия в том же Нагорном Карабахе могли продолжаться по сей день. 

Не надо забывать и того, что Крым также являлся территорией замороженного конфликта, хотя благодаря российскому флоту и не военного. Ведь еще в 1991 году многие политики и эксперты считали, что Россия вправе поставить вопрос о возвращении Крыма и Севастополя, то есть о признании недействительным хрущевского решения 1954 года в обмен на гарантии полноформатной независимости Украины. Москва тогда не пошла на это, чтобы в принципе не ставить вопрос о пересмотре границ бывших союзных республик. Но большинство народа Крыма с тех пор считало принадлежность полуострова к Украине временным и случайным. Этот конфликт тоже должен был когда-то разрешиться.  На протяжении почти четверти века Россия действовала с неизменным уважением к территориальной целостности государств-соседей. Мы отказывались от признания постсоветских де-факто государств, несмотря на то что те неоднократно просили Москву об этом.

Признание Абхазии и Осетии в 2008-м было лишь ответом на агрессию, инициированную Михаилом Саакашвили. 

В 2003 году Владимир Путин предложил план финального урегулирования приднестровской проблемы, предполагавший сохранение Республики Молдова в ее нынешних границах при одновременном предоставлении Приднестровью особого статуса в качестве автономной территории в составе государства. Все соответствующие документы уже были готовы к подписанию в Кишиневе, однако реализация проекта сорвалась буквально в последний момент из-за контрреакции партнеров и коллег из США и ЕЭС. История не любит сослагательности, но тем не менее я ее наклоню – так как очевидно, что если бы тогда план был одобрен и подписан, то о приднестровской проблеме мы бы сегодня не вспоминали. 

Примеров больше, чем я привел. 

Отдельно стоит вспомнить, что Россия никогда не поддерживала сепаратистские движения в сопредельных странах, хотя сами сепаратистские движения неоднократно обращались за помощью и рассчитывали на нее.

Также в начале девяностых годов Запад вполне мог создать совместную с Россией инфраструктуру международной безопасности, стоящую выше разделения НАТО и Варшавского договора. Вместо этого США и ЕЭС решили придвинуть военные границы вплотную к России, вытесняя тем самым нашу страну из системы коллективной безопасности в принципе.

Поэтому абсолютно не случайно сегодня вновь идет речь о новой холодной войне и новой, хотя и виртуальной, берлинской стене. Эти негативные тенденции в отношениях России и Запада отнюдь не поздно переломить. Для этого и нужна пресловутая Перезагрузка-2, о которой мы говорили прежде. Основные положения программы Перезагрузки-2 видятся мне следующими.

Первое. Восстановление статуса ООН как высшего института международного правового регулирования и ее утраченной правосубъектности.  Добровольный категорический отказ всех государств от применения силы в международном масштабе без согласия Совбеза ООН. Об этом может быть подписано соответствующее международное соглашение в самое ближайшее время.  Расширение состава Совбеза ООН за счет ключевых международных игроков, до сих пор не представленных в этом органе: Германии, Японии, Индии и Бразилии.

Второе. Признание за Россией права на защиту исключительно мирными способами интересов русского и русскоязычного населения сопредельных стран. 

Третье. Формирование нового оборонного альянса США, ЕЭС и РФ, а также других постоянных членов Совбеза ООН, по статусу стоящего выше НАТО и призванного решать глобальные задачи международной безопасности.

Четвертое. Разработка и согласование членами Совбеза ООН стратегии полного урегулирования замороженных конфликтов в бывшем СССР.

Пятое. Согласование совместных действий нынешних и будущих членов Совбеза ООН по борьбе с международными террористическими организациями, в первую очередь с «Исламским государством».   Этих положений может быть больше, предлагайте. Но второй раз научить человечество ценить себя – точно нелишнее. И раз все мы пришли с холода, давайте не будем заталкивать друг друга обратно.

Константин Добрынин

Источник: slon.ru

Другие новости и статьи

« Патриотизм – одна из самых главных традиций нашего народа

«Учение Маркса всесильно для тех, кто в него верит» »

Запись создана: Среда, 12 Ноябрь 2014 в 13:53 и находится в рубриках Новости.

метки: ,

Темы Обозника:

COVID-19 В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение вуз выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение оружие офицер охрана патриотизм пенсии пенсия подготовка право призыв продовольствие расквартирование реформа русь сердюков служба сталин строительство управление учеба финансы флот экономика

А Вы как думаете?  

Комментарии для сайта Cackle

СМИ "Обозник"

Эл №ФС77-45222 от 26 мая 2011 года

info@oboznik.ru

Самое важное

Подпишитесь на самое интересное

Социальные сети

Общение с друзьями

   Яндекс.Метрика