О некоторых правовых вопросах, связанных с применением правовых норм об оказании медицинской помощи гражданам, уволенным с военной службы


9 декабря - день героев О

О некоторых правовых вопросах, связанных с применением правовых норм об оказании медицинской помощи гражданам, уволенным с военной службы

oboznik.ru - О некоторых правовых вопросах, связанных с применением правовых норм об оказании медицинской помощи гражданам, уволенным с военной службы
#медицина#здоровье#военнаяслужба

Еще в 2010 г. соответствующим решением Верховного Суда Российской Федерации от 10 ноября 2010 г. N ВКГПИ10-56 было оставлено без удовлетворения заявление Н.Н. Артемова об оспаривании п. 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 26 сентября 1994 г. N 1093 и п. 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 г. N 911.
При этом Верховный Суд Российской Федерации отметил, что то обстоятельство, что при изменении редакции п. 1 Постановления от 26 сентября 1994 г. N 1093 Правительством Российской Федерации не определен порядок возмещения федеральными органами, в которых предусмотрена военная служба, расходов на оказание медицинской помощи уволенным с военной службы лицам в учреждениях государственной и муниципальной систем здравоохранения, не может служить основанием для признания новой редакции противоречащей закону, поскольку действующее законодательство не содержит положений, препятствующих органу, издавшему в пределах своих полномочий нормативный правовой акт, внести изменения и дополнения в этот акт либо отменить его. Кроме того, порядок возмещения указанных расходов не был определен и в прежней редакции данного Постановления. Формулировок и предписаний, непосредственно ограничивающих предусмотренное ст. 16 Федерального закона "О статусе военнослужащих" право уволенных с военной службы офицеров на получение бесплатной медицинской помощи в учреждениях государственной и муниципальной систем здравоохранения, оспариваемые правовые нормы не содержат <1>.

——————————–
<1> Более подробно см. решение Верховного Суда Российской Федерации от 10 ноября 2010 г. N ВКГПИ10-56.

В настоящее время граждане, уволенные с военной службы, нуждающиеся в оказании медицинской помощи (за исключением медицинской помощи в экстренной и неотложной форме), не входящей в территориальную программу обязательного медицинского страхования, в случае отсутствия по месту жительства военно-медицинских учреждений или соответствующих отделений в них либо специального медицинского оборудования обращаются в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, в котором они состоят на пенсионном обеспечении, для подтверждения права на бесплатное оказание медицинской помощи.
При обращении в учреждение здравоохранения гражданином, уволенным с военной службы, предъявляется справка, выданная территориальным органом федерального органа исполнительной власти, в котором он состоит на пенсионном обеспечении, подтверждающая право на бесплатное оказание медицинской помощи.

Учреждение здравоохранения в течение пяти суток после завершения стационарного или амбулаторного лечения либо обследования (освидетельствования) военнослужащего или сотрудника, а также гражданина, уволенного с военной службы, оформляет выписку из медицинской карты стационарного (амбулаторного) больного, счет-фактуру за оказанную медицинскую помощь, а также дополнительные сведения об оказанной медицинской помощи и направляет их в соответствующий территориальный орган федерального органа исполнительной власти, с которым заключен договор об оказании медицинской помощи, с указанием банковских реквизитов этого учреждения и его почтового адреса. Указанные документы представляются один раз в месяц за всех пролеченных в этот период военнослужащих или сотрудников, а также граждан, уволенных с военной службы, не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным.
Одновременно учреждение здравоохранения информирует территориальный фонд обязательного медицинского страхования о факте лечения в учреждении указанных военнослужащих или сотрудников, а также граждан, уволенных с военной службы, и о возмещении федеральными органами исполнительной власти расходов на оказание военнослужащим или сотрудникам, а также гражданам, уволенным с военной службы, медицинской помощи за счет средств, выделяемых из федерального бюджета соответствующим федеральным органам исполнительной власти на эти цели <2>.
——————————–
<2> Пункты 2 и 3 Правил возмещения учреждениям государственной и муниципальной систем здравоохранения расходов на оказание медицинской помощи военнослужащим, гражданам, призванным на военные сборы, сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, уголовно-исполнительной системы, таможенных органов и лицам начальствующего состава федеральной фельдъегерской связи, а также отдельным категориям граждан, уволенных с военной службы, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 г. N 911 "О порядке оказания медицинской помощи, санаторно-курортного обеспечения и осуществления отдельных выплат некоторым категориям военнослужащих, сотрудников правоохранительных органов и членам их семей, а также отдельным категориям граждан, уволенных с военной службы".

Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 сентября 1994 г. N 1093 определено: оказывать за счет средств, выделяемых из федерального бюджета на содержание Министерства обороны Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, медицинскую помощь, в том числе изготовление и ремонт зубных протезов (за исключением протезов из драгоценных металлов и других дорогостоящих материалов), обеспечение лекарствами, изделиями медицинского назначения по рецептам, выданным врачами медицинских, военно-медицинских подразделений, частей и учреждений (далее - военно-медицинские учреждения) Министерства обороны Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, бесплатно: офицерам, прапорщикам и мичманам, указанным в абз. 1 п. 5 ст. 16 Федерального закона "О статусе военнослужащих" (далее - граждане, уволенные с военной службы).
При отсутствии по месту жительства граждан, уволенных с военной службы, военно-медицинских учреждений или соответствующих отделений в них либо специального медицинского оборудования, а также в неотложных случаях медицинская помощь оказывается в учреждениях государственной или муниципальной систем здравоохранения (далее - учреждения здравоохранения) с возмещением расходов на оказание медицинской помощи указанным учреждениям здравоохранения Министерством обороны Российской Федерации и федеральными органами исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба <3>.
——————————–
<3> Пункт 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 26 сентября 1994 г. N 1093 "О порядке возмещения расходов, связанных с оказанием медицинской помощи, санаторно-курортным лечением и отдыхом военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, санаторно-курортным лечением членов их семей, а также медико-психологической реабилитацией военнослужащих".

Расходы учреждений здравоохранения на оказание медицинской помощи военнослужащим и сотрудникам, а также гражданам, уволенным с военной службы, возмещаются военным округом, региональным командованием внутренних войск, территориальным органом соответствующего федерального органа исполнительной власти в субъекте Российской Федерации, где проходят военную службу (службу) военнослужащие и сотрудники, на территории которого проживают граждане, уволенные с военной службы (далее - территориальный орган федерального органа исполнительной власти), по тарифам, действующим на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (в учреждении здравоохранения) на момент оказания медицинской помощи, в соответствии с договором, заключенным между территориальным органом федерального органа исполнительной власти (по представлению командиров (начальников) соединений, воинских частей, учреждений и организаций, органов безопасности, органов внутренних дел и др.) и учреждением здравоохранения <4>.
——————————–
<4> Пункт 2 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 г. N 911.

Однако несмотря на то, что из приведенных норм очевидно следует, что органами военного управления расходы на оказание медицинской помощи компенсируются организациям и учреждениям здравоохранения, а не лично гражданам, уволенным с военной службы, в том числе имеющим право на бесплатное зубопротезирование, нередко возникают судебные споры.
Так, судебная коллегия по гражданским делам Вологодского областного суда, рассмотрев 26 июля 2013 г. в открытом судебном заседании гражданское дело N 33-3387/2013 по апелляционной жалобе С. на решение Череповецкого городского суда от 29 мая 2013 г., которым исковые требования С. оставлены без удовлетворения, установила следующее. С. является пенсионером Министерства обороны Российской Федерации, с военной службы был уволен в связи с организационно-штатными мероприятиями. Между С. и медицинским учреждением заключен договор о возмездном оказании платных стоматологических услуг, во исполнение которого С. были оказаны услуги по зубопротезированию на соответствующую сумму, которые С. оплатил в полном объеме и обратился в военный комиссариат Вологодской области о компенсации ему этих выплат.
В ответе от 21 марта 2013 г. на заявление С. военный комиссар Вологодской области указал на то, что услуги по зубопротезированию оказываются по месту жительства пенсионера на основании договора, заключаемого между медицинским учреждением здравоохранения и медицинской службой Западного военного округа. В настоящее время такой договор не заключен, порядок возмещения затрат по зубопротезированию самому пенсионеру законодательством Российской Федерации не предусмотрен, денежные средства на эти цели военному комиссариату не выделяются, и в выплате С. указанных средств было отказано.
5 апреля 2013 г. С. обратился в суд с иском к военному комиссариату Вологодской области, Министерству обороны Российской Федерации о взыскании расходов на изготовление зубных протезов в соответствующей сумме. В обоснование иска указал, что на территории Вологодской области отсутствуют военно-медицинские учреждения и учреждения здравоохранения, в которых ему могли быть бесплатно оказаны услуги по зубопротезированию. Полагал, что военным комиссариатом в нарушение требований действующего законодательства не исполнена должным образом обязанность по заключению договора в целях получения пенсионерами Министерства обороны Российской Федерации необходимых медицинских услуг по месту их проживания. В связи с указанными обстоятельствами С. обратился в частное медицинское учреждение и за свой счет осуществил зубопротезирование. Полагает, что незаконным отказом в компенсации указанных расходов ему причинен материальный ущерб.
Представитель ответчика - военного комиссариата Вологодской области в судебном заседании исковые требования не признала, пояснила, что медицинское обеспечение производится Западным военным округом. Судом принято приведенное выше решение. В апелляционной жалобе истец просит об отмене решения по мотиву нарушения судом норм материального права, неправильного определения обстоятельств, имеющих значение для дела. В обоснование приводит прежние доводы, указывая на объективную невозможность С. осуществить зубопротезирование бесплатно.
Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность решения суда, обсудив доводы апелляционной жалобы, приходит к следующему.
В силу ч. 1 ст. 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений. В соответствии с п. 2 ст. 16 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" военнослужащие и граждане, призванные на военные сборы, имеют право на бесплатную медицинскую помощь, в том числе на изготовление и ремонт зубных протезов (за исключением протезов из драгоценных металлов и других дорогостоящих материалов), бесплатное обеспечение лекарствами, изделиями медицинского назначения по рецептам врачей в медицинских, военно-медицинских подразделениях, частях и учреждениях федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба (далее - военно-медицинские учреждения).
При отсутствии по месту военной службы или месту жительства военнослужащих военно-медицинских учреждений или соответствующих отделений в них либо специального медицинского оборудования, а также в неотложных случаях медицинская помощь оказывается в учреждениях государственной или муниципальной систем здравоохранения. Расходы указанным учреждениям здравоохранения по оказанию медицинской помощи военнослужащим и гражданам, призванным на военные сборы, возмещаются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно абз. 1 п. 5 ст. 16 вышеназванного Федерального закона права и социальные гарантии военнослужащих и членов их семей, указанные в п. п. 2 - 4 названной статьи, распространяются на офицеров, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых в льготном исчислении составляет 20 лет и более, а при общей продолжительности военной службы 25 лет и более вне зависимости от основания увольнения и на членов их семей, а также на прапорщиков и мичманов, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более.
Вышеприведенные положения действующего законодательства свидетельствуют о наличии у истца права на бесплатную медицинскую помощь, в том числе на изготовление зубных протезов (за исключением протезов из драгоценных металлов и других дорогостоящих материалов). 26 сентября 1994 г. Правительством Российской Федерации принято Постановление N 1093 "О порядке возмещения расходов, связанных с оказанием медицинской помощи, санаторно-курортным лечением и отдыхом военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, санаторно-курортным лечением членов их семей, а также медико-психологической реабилитацией военнослужащих", в соответствии с которым офицерам, прапорщикам и мичманам, указанным в абз. 1 п. 5 ст. 16 Федерального закона "О статусе военнослужащих", медицинская помощь, в том числе изготовление и ремонт зубных протезов (за исключением протезов из драгоценных металлов и других дорогостоящих материалов), оказывается за счет средств, выделяемых из федерального бюджета на содержание Министерства обороны Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.
При отсутствии по месту военной службы или месту жительства военнослужащих или граждан, уволенных с военной службы, военно-медицинских учреждений или соответствующих отделений в них либо специального медицинского оборудования, а также в неотложных случаях медицинская помощь оказывается в учреждениях государственной или муниципальной систем здравоохранения с возмещением расходов на оказание медицинской помощи указанным учреждениям здравоохранения Министерством обороны Российской Федерации и федеральными органами исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.
31 декабря 2004 г. Правительством Российской Федерации принято Постановление N 911, которым утверждены Правила возмещения учреждениям государственной и муниципальной систем здравоохранения расходов на оказание медицинской помощи военнослужащим, гражданам, призванным на военные сборы, сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, уголовно-исполнительной системы, таможенных органов и лицам начальствующего состава федеральной фельдъегерской связи, а также отдельным категориям граждан, уволенных с военной службы (применяемые в отношении аналогичной категории лиц).
В соответствии с данными Правилами расходы учреждений здравоохранения на оказание медицинской помощи военнослужащим и сотрудникам, а также гражданам, уволенным с военной службы, возмещаются военным округом, региональным командованием внутренних войск, территориальным органом соответствующего федерального органа исполнительной власти в субъекте Российской Федерации, где проходят военную службу (службу) военнослужащие и сотрудники, на территории которого проживают граждане, уволенные с военной службы, по тарифам, действующим на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (в учреждении здравоохранения) на момент оказания медицинской помощи, в соответствии с договором, заключенным между территориальным органом федерального органа исполнительной власти (по представлению командиров (начальников) соединений, воинских частей, учреждений и организаций, органов безопасности, органов внутренних дел и др.) и учреждением здравоохранения.
Граждане, уволенные с военной службы, нуждающиеся в оказании медицинской помощи (за исключением медицинской помощи в экстренной и неотложной форме), не входящей в территориальную программу обязательного медицинского страхования, в случае отсутствия по месту жительства военно-медицинских учреждений или соответствующих отделений в них либо специального медицинского оборудования обращаются в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, в котором они состоят на пенсионном обеспечении, для подтверждения права на бесплатное оказание медицинской помощи. При обращении в учреждение здравоохранения гражданином, уволенным с военной службы, предъявляется справка, выданная территориальным органом федерального органа исполнительной власти, в котором он состоит на пенсионном обеспечении, подтверждающая право на бесплатное оказание медицинской помощи.
Разрешая спор, суд установил, что С. в медицинскую службу Западного военного округа по вопросам протезирования и оплаты расходов на эти цели, в сферу деятельности которого они входят, не обращался, медицинская служба Западного военного округа соответствующего договора не заключала, направление на лечение в данное учреждение согласовано не было. Доказательств того, что указанное медицинское учреждение входит в систему государственных и муниципальных учреждений, а также, что в указанное учреждение истец был направлен уполномоченным органом Министерства обороны Российской Федерации, С. представлено не было.
В соответствии с приведенным выше законодательством военный комиссариат не разрешает вопросы по возмещению затрат на протезирование зубов. Отказывая в удовлетворении требований, суд первой инстанции правомерно и обоснованно руководствовался приведенными выше нормами материального права и пришел к правильному выводу о несоблюдении гр. С. порядка обращения за бесплатной медицинской помощью. При указанных выше обстоятельствах правовые основания для возложения на ответчиков обязанности по возмещению истцу понесенных расходов по изготовлению зубных протезов отсутствуют. Кроме того, судебная коллегия учитывает также то обстоятельство, что нормативными правовыми актами, регулирующими спорное правоотношение, не предусмотрена выплата компенсации в счет возмещения затрат на медицинскую помощь непосредственно физическому лицу, понесшему данные затраты.
Поскольку обстоятельства, имеющие значение для дела, судом определены правильно, выводы суда соответствуют изложенным в решении обстоятельствам, доказательства требований истец суду не представил, нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права не установлено, решение суда следует признать законным и обоснованным. Доводы апелляционной жалобы были предметом исследования суда первой инстанции, им дана надлежащая правовая оценка, новых доводов она не содержит, поэтому по изложенным выше основаниям жалоба удовлетворению не подлежит. Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия определила: решение Череповецкого городского суда от 29 мая 2013 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя С. - без удовлетворения <5>.
——————————–
<5> URL: http://oblsud.vld.sudrf.ru/modules.php?name=sud_delo&srv_num=1&name_op=case&case_id=611914&result=1&delo_id=5.

В заключение обратим внимание читателей журнала на то, что в своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации гражданин Р. уже пытался оспорить конституционность п. 2 ст. 16 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", п. 5 Правил оказания медицинской помощи (медицинского обслуживания) сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России), уголовно-исполнительной системы, лицам начальствующего состава федеральной фельдъегерской связи и сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы МЧС России, уголовно-исполнительной системы, лицам начальствующего состава федеральной фельдъегерской связи, уволенным со службы, лицам, уволенным со службы в федеральных органах налоговой полиции, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 г. N 911, п. 5 Правил возмещения учреждениям государственной и муниципальной систем здравоохранения расходов на оказание медицинской помощи военнослужащим, гражданам, призванным на военные сборы, сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, уголовно-исполнительной системы, таможенных органов и лицам начальствующего состава федеральной фельдъегерской связи, а также отдельным категориям граждан, уволенных с военной службы, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 г. N 911.
По мнению заявителя - пенсионера Министерства внутренних дел Российской Федерации, проходившего службу во внутренних войсках и в ноябре 2011 г. обращавшегося за медицинской помощью по изготовлению зубных протезов в медицинскую организацию, не являющуюся ведомственной, оспариваемые нормы противоречат ст. 41 (ч. 1) Конституции Российской Федерации, поскольку предполагают возможность компенсации расходов на оказание медицинской помощи военнослужащим, а также - при соблюдении условий, перечисленных в п. 5 ст. 16 Федерального закона "О статусе военнослужащих", - лицам, уволенным с военной службы, только указанным в ней медицинским организациям, но не самим пациентам.
Оспариваемые нормы были применены в деле заявителя судами общей юрисдикции. Однако Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, установил, что оспариваемые Р. нормы не могут рассматриваться как нарушающие его конституционные права в указанном в жалобе аспекте <6>.
——————————–
<6> Более подробно см. Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 21 ноября 2013 г. N 1871-О.

Ефремов А.В., начальник юридического отделения военного комиссариата Чувашской Республики.



Другие новости и статьи

« Понятие предупреждения коррупции на военной службе

Вопросы социального регулирования отдельных категорий ветеранов боевых действий из числа служащих советской армии, осуществлявших тыловое обеспечение войсковых частей в Афганистане »

Запись создана: Пятница, 16 Август 2019 в 10:01 и находится в рубриках Медицинское обеспечение, Новости.

Метки: ,



Дорогие друзья, ждем Ваши комментарии!

Комментарии для сайта Cackle

Комментарии

Загрузка...

Контакты/Пресс-релизы