О некоторых правовых вопросах, возникающих при перерасчете военных пенсий гражданам, уволенным с военной службы



О некоторых правовых вопросах, возникающих при перерасчете военных пенсий гражданам, уволенным с военной службы

oboznik.ru - О некоторых правовых вопросах, возникающих при перерасчете военных пенсий гражданам, уволенным с военной службы
#пенсия#военнаяпенсия#финансы

В статье рассмотрены некоторые правовые вопросы, возникающие на практике при перерасчете военных пенсий гражданам, уволенным с военной службы.

Ключевые слова: военная служба, пенсия, пенсионер, районный коэффициент, перерасчет, заявление, иждивенец, социальное обеспечение.

Some of the legal issues that arise when converting military pensions to citizens, retired from the military service
A.V. Efremov

The article describes some of the legal issues that arise in practice when converting military pensions to citizens, retired from the military service.

Key words: military service, pension, retiree, a district coefficient calculation, dependent, welfare.

В советский период отечественной истории военная служба делилась на действительную военную службу и военную службу в запасе. Военнообязанные, которых призывали на военные сборы, проходили военную службу в запасе. В этой связи вопросов о правомерности присвоения воинских званий гражданам, проходившим военную службу в запасе, не возникало <1>.
——————————–

<1> Закиров Р.А. Правомерно ли присвоение воинских званий гражданам, пребывающим в запасе? // Право в Вооруженных Силах. 2010. N 9.

Прохождение военной службы есть изменение служебно-правового положения военнослужащих в процессе фактического выполнения ими воинской обязанности в связи с такими юридическими фактами, как, например, зачисление на военную службу, присвоение воинского звания, назначение на должность или освобождение от нее, увольнение с военной службы в запас или в отставку и т.п. <2>. В соответствии с п. 4 ст. 46 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" к воинскому званию гражданина, пребывающего в запасе или находящегося в отставке, добавляются соответственно слова "запаса" или "в отставке".
——————————–
<2> Шанхаев С.В. Правовая энциклопедия военнослужащего. Прохождение военной службы по контракту: Практические рекомендации (комментарии и разъяснения, судебная практика, алгоритмы действий, образцы документов). М., 2008.

Согласно ст. 57 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" гражданам, пребывающим в запасе, могут быть присвоены первые и очередные воинские звания, но не выше воинского звания полковника или капитана 1 ранга. Присвоение воинских званий гражданам, находящимся в отставке, законодательством не предусмотрено.

В соответствии со ст. 43 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1, подп. "а" п. 9 Постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941 присвоение гражданам, проходившим военную службу, очередных воинских званий в период пребывания их в запасе не является основанием для перерасчета ранее назначенных им пенсий. Ранее действовавшим Положением о пенсионном обеспечении лиц офицерского состава, прапорщиков, мичманов, военнослужащих сверхсрочной службы и их семей, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 10 ноября 1982 г. N 986, а также Постановлением Совета Министров СССР от 24 июля 1990 г. N 725 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий лицам офицерского состава, прапорщикам, мичманам и военнослужащим сверхсрочной службы, лицам начальствующего и рядового состава органов внутренних дел и их семьям", принятым во исполнение Закона СССР от 28 апреля 1990 г. "О пенсионном обеспечении военнослужащих", также устанавливалось, что пенсии исчисляются из оклада по штатной должности, оклада по воинскому званию на день увольнения и процентной надбавки за выслугу лет на должностях офицерского состава, исчисленной из этих окладов.
Таким образом, как ранее, так и в настоящее время для исчисления пенсий имеет значение воинское звание, бывшее у гражданина на момент его увольнения с военной службы. В соответствии со ст. 49 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" пенсии, назначенные лицам, указанным в ст. 1 названного Закона, и их семьям, подлежат пересмотру: а) одновременно с увеличением денежного довольствия соответствующих категорий военнослужащих и сотрудников исходя из уровня увеличения денежного довольствия, учитываемого при исчислении пенсий; б) с 1 января каждого года с учетом увеличения денежного довольствия, установленного ч. 2 ст. 43 названного Закона.

Других оснований пересмотра военных пенсий вышеназванным Законом не предусмотрено.
Данный вывод подтверждается и судебной практикой.
Так, например, К. обратился в суд с иском к военному комиссариату Ростовской области, просил на основании Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 обязать военный комиссариат Ростовской области произвести перерасчет размера пенсии с 1 мая 2000 г. с учетом присвоения ему Приказом Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами Российской Федерации от 27 апреля 2000 г. N 2 очередного воинского звания "полковник". В обоснование заявленных требований истец указывал, что он проходил службу в кадрах Вооруженных Сил с 2 сентября 1942 г. по 8 апреля 1973 г., участвовал в Великой Отечественной войне, 9 апреля 1973 г. был уволен из армии по болезни с должности начальника 4-го отделения Пролетарского РВК г. Ростова-на-Дону в звании подполковника.
27 апреля 2000 г. истцу как участнику Великой Отечественной войны за мужество и самоотверженность, проявленные при защите Отечества, в ознаменование 55-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 гг. на основании Приказа Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами Российской Федерации от 27 апреля 2000 г. N 2 было присвоено очередное звание "полковник". В связи с этим военный комиссариат внес соответствующую запись в его военный билет, однако перерасчет пенсии не произвел. На обращение в Центр социального обеспечения военного комиссариата области с просьбой произвести перерасчет размера его пенсии 22 мая 2012 г. истец получил ответ, согласно которому перерасчет пенсии не был произведен в связи с получением воинского звания по запасу. Данное утверждение истец полагал неверным, так как на момент присвоения ему звания "полковник" он находился в отставке. Решением Октябрьского районного суда г. Ростова-на-Дону от 24 апреля 2013 г. исковые требования К. оставлены без удовлетворения.

Судебная коллегия при рассмотрении апелляционной жалобы военного пенсионера пришла к выводу о том, что у ответчика (военного комиссариата) не имелось правовых оснований для перерасчета пенсии истцу в силу положений ст. 49 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу…" в связи с присвоением при пребывании в отставке воинского звания, отличного от имевшегося ко дню увольнения, в связи с чем суд первой инстанции обоснованно отказал К. в удовлетворении требований об обязании военного комиссариата произвести перерасчет пенсии с учетом присвоенного ему в апреле 2000 г. воинского звания "полковник" <3>.
——————————–
<3> Более подробно см. Апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 24 июня 2013 г. по гражданскому делу N 33-7818/2013.

Статья 48 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" была дополнена ч. 3 следующего содержания:
"Пенсионерам из числа лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, прослуживших в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях соответственно не менее 15 и 20 календарных лет, проживающим в местностях, где к заработной плате рабочих и служащих районный коэффициент не установлен или установлен в меньшем размере, чем по последнему месту службы этих лиц в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, пенсии, назначаемые в соответствии с настоящим Законом (включая надбавки к пенсиям, предусмотренные статьями 17 и 24 Закона, и увеличения, предусмотренные статьей 16 Закона), исчисляются с применением районного коэффициента, установленного к денежному довольствию военнослужащих и сотрудников, по последнему месту службы указанных лиц в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, независимо от времени обращения за назначением пенсии. При этом предельный размер районного коэффициента, с учетом которого исчисляются указанные пенсии, составляет 1,5".

Указанное право военным пенсионерам впервые было предоставлено согласно ст. 3 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 3-ФЗ (вступила в силу с 1 января 2003 г.). Однако не все военные пенсионеры своевременно обратились за перерасчетом пенсий, что привело к судебным спорам.
Так, судебная коллегия по гражданским делам Вологодского областного суда указала, что, как следует из материалов дела, истец обратился с заявлением о пересмотре размера пенсии с учетом сохраненного районного коэффициента. Ответчиком был произведен перерасчет пенсии истцу и была выплачена доплата за соответствующий период. Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что перерасчет пенсии с учетом размера районного коэффициента не был произведен из-за виновного поведения военного комиссариата Вологодской области, поскольку все необходимые сведения о выслуге лет в пенсионном деле истца имелись, в связи с чем у истца не было необходимости обращаться с заявлением о перерасчете пенсии.
Судебная коллегия не может согласиться с таким выводом суда, поскольку в соответствии со ст. 55 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" при наступлении обстоятельств, влекущих изменение размера пенсии перерасчет производится с первого числа месяца, следующего за тем месяцем, в котором наступили указанные обстоятельства. В случае если пенсионер приобрел право на повышение пенсии, разница между новым и прежним размерами пенсии, при несвоевременном его обращении, может быть выплачена ему за прошлое время, но не более чем за двенадцать месяцев, предшествующих дню обращения за перерасчетом.

С учетом того что абз. 3 ст. 48 названного Закона предусмотрено право на исчисление пенсии с учетом районного коэффициента для определенного круга лиц, перерасчет пенсии неразрывно связан с обращением самого пенсионера за реализацией его права на увеличение пенсии и носит заявительный характер, следовательно, отсутствуют основания для перерасчета пенсии за весь период с момента вступления Закона в силу. При таких обстоятельствах по делу решение суда первой инстанции нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене с принятием нового решения - об отказе в иске <4>.
——————————–
<4> Апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Вологодского областного суда по делу N 33-1943/2012 от 23 мая 2012 г.

Таким образом, перерасчет военной пенсии по личным обстоятельствам носит заявительный характер, т.е. для его оформления пенсионер Министерства обороны Российской Федерации может обратиться с соответствующим заявлением к работникам военно-пенсионных органов по вопросу перерасчета пенсии. К заявлению должны быть приложены соответствующие документы, подтверждающие право на получение пенсии в повышенном размере <5>.
——————————–
<5> Более подробно см.: Ефремов А.В. В тех случаях, когда право заявителя - пенсионера Министерства обороны Российской Федерации на повышение размера военной пенсии возникает по личным индивидуальным обстоятельствам, оно реализуется в заявительном порядке // Право в Вооруженных Силах. 2012. N 3.

В соответствии со ст. 54 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 днем обращения за назначением пенсии считается день подачи в соответствующий пенсионный орган заявления о назначении пенсии со всеми необходимыми документами, а при пересылке заявления и документов по почте - дата их отправления. В случаях, когда к заявлению о назначении пенсии приложены не все необходимые для решения данного вопроса документы, заявителю разъясняется, какие документы он должен представить дополнительно. При представлении им этих документов до истечения трех месяцев со дня получения указанного разъяснения днем обращения за пенсией считается день подачи заявления или дата отправления документов по почте, указанные в ч. 1 ст. 54 названного Закона.
Согласно ст. 55 указанного выше Закона при наступлении обстоятельств, влекущих изменение в сторону увеличения размеров пенсий, назначенных лицам, указанным в ст. 1 названного Закона, и их семьям, перерасчет пенсии производится со дня наступления указанных обстоятельств. В случае если пенсионер приобрел право на повышение пенсии, разница между новым и прежним размерами пенсии при несвоевременном его обращении может быть выплачена ему за прошлое время, но не более чем за двенадцать месяцев, предшествующих дню обращения за перерасчетом пенсии.

Ефремов А.В., начальник юридического отделения военного комиссариата Чувашской Республики.

 



Другие новости и статьи

« Сводные отряды ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций

Подача грузов жителям пострадавших от паводка сел »

Запись создана: Пятница, 16 Август 2019 в 0:01 и находится в рубриках Новости.

Метки: ,



Игровые автоматы на деньги
casinoclubvulcan.ru

Дорогие друзья, ждем Ваши комментарии!

Комментарии

Загрузка...

Контакты/Пресс-релизы