28 Сентябрь 2018

История возникновения и развития системы военных судов в России

oboznik.ru - История возникновения и развития системы военных судов в России

8 декабря 2014 года исполнится 96 лет со дня создания военных судов (военных трибуналов) России. В военные суды они были переименованы в 1993 году. Первые военные трибуналы были созданы на фронтах гражданской войны летом 1918 года. Уже в декабре приступил к работе Революционный военный трибунал республики, руководивший всеми военными трибуналами. Дата одного из его первых распорядительных заседаний, которое состоялось 8 декабря 1918 года, вошла в историю как день образования военных судов.

На самом деле история военных судов значительно продолжительнее и богаче. Началась она еще в допетровские времена. Тогда не было военно-уголовного законодательства и судопроизводства, подсудность ратных людей в мирное и военное время была разной. В мирное время они несли ответственность перед отдельными приказами - гражданскими органами, ведающими отдельными отраслями управления (в 1802 году вместо приказов были созданы первые 8 министерств). В военное время ратные люди были подсудны Воеводскому суду и назначаемым им суду полковых судей или сотенных голов.

В 1716 году Петр I создает регулярную армию и принимается Воинский устав. Одновременно был учрежден "правильный самостоятельный военный суд" и принят Военно-уголовный кодекс. В ходе Великой судебной реформы 15 мая 1867 года царь утвердил Военно-судебный устав, на основании которого в российской армии создаются полковые и военно-окружные суды, Главный военный суд, которые действовали до революции 1917 года.

Согласно Соборному уложению 1649 года "О службе всяких ратных людей Московского государства" во время сбора и в военное время суд над ратными людьми осуществляли полковые командиры или по их назначению полковые судьи, а также другие воинские начальники. Как видно, это были суды временные, которые действовали в период сбора армии и ведения боевых действий.
После создания Петром I регулярной армии требовалось любыми мерами поддерживать в ней дисциплину и порядок, Петр I, организуя государственный аппарат, наряду с общими судами, создал в 1702 году военные суды. Наиболее полно их организацию и деятельность регламентировал Воинский устав 1716 года, в котором была специальная глава "О суде и судиях".
Низшей инстанцией военного суда был полковой суд. Ему были подсудны обер-офицеры и нижние чины за все преступления, кроме тех, которые подлежали суду вышестоящего суда - генерального.

Генеральный суд был апелляционной инстанцией для полковых судов. Он же был и первой инстанцией по наиболее важным делам. Генеральному суду были подсудны все государственные преступления, в том числе и против государя, преступления высших воинских чинов и преступления против этих чинов.
Кроме генерального и полкового суда, существовал еще скорорешительный суд как прообраз военно-полевых судов. Отличался он быстротой процесса, учреждался в военное время, в походе. Этот суд на месте преступления выносил приговор о смертной казни и тут же приводил его в исполнение. Все эти суды не были постоянными, создавались они по мере надобности командованием. Им же назначались и судьи. Такое положение действовало до судебной реформы XIX века.

В 1987 году был принят Военно-судебный устав, в соответствии с которым стала создаваться новая военно-судебная система. В нее входили полковые суды, военно-окружные суды и Главный военный суд с двумя отделениями - в Сибири и на Кавказе.
Устав определил, что судебная власть в военном ведомстве принадлежит указанным судам, которые должны были действовать как установления коллегиальные. Полковые и военно-окружные суды являлись судами первой инстанции и рассматривали дела по существу. Главный военный суд был судом второй инстанции, решал дела по кассационным жалобам и протестам прокуроров. Он так же должен был наблюдать "за охранением точной силы закона и за единообразным его исполнением военными судами". Суды полковых судов назначались командиром полка из числа офицеров (председатель - на 1 год, члены судов - на 6 месяцев).

Военно-окружные суды состояли из постоянных и временных членов. Судьи военно-окружных судов и Главного военного суда должны были быть офицерами и иметь юридическое образование. Подбирались они военным министром и назначались приказом царя.
Данная система военных судов просуществовала до 1917 года. После октября 1917 года в России были упразднены все ранее действовавшие судебные установления, в том числе и военные суды.

В соответствии с Декретом о суде N 1, принятым Советским правительством в ноябре 1917 года, в стране началось создание новых народных судов, которые должны были избираться населением. На эти суды возлагалось и рассмотрение дел о преступлениях, совершаемых военнослужащими. Однако вскоре выяснилось, что общегражданские суды не могли обеспечить быстрого и оперативного разрешения возникавших в армии дел, особенно в период боевых действий войск.

Необходимо было создать суды, которые должны быть организационно связаны с армейскими формированиями. По инициативе командования в армии стали создаваться специальные военно-судебные органы - революционные военные трибуналы, которые к концу 1918 года существовали уже на всех фронтах. Кроме того, 14 октября 1918 года был создан Реввоентрибунал Республики, который начал работать в декабре 1918 года.

В июне 1921 года был учрежден единый верховный трибунал в качестве кассационно-надзорного органа для всех трибуналов. В его составе была образованна Военная коллегия, которая в январе 1923 года была включена в состав Верховного Суда РСФСР. В апреле 1924 года, с образованием Верховного Суда СССР, Военную коллегию включили в его состав, и все военные трибуналы стали судами Союза ССР.

Первое положение, регулирующее принципы и деятельность военных трибуналов, было принято в 1919 года в последующем задачи, компетенция и построение военных трибуналов определялись общесоюзным Положением о военных трибуналах 1926 года, а затем Положениями о военных трибуналах 1958 и 1980 гг.
В деятельности этих судов четко просматривалась карательная направленность, характерная для периода гражданской войны в борьбе за власть. Например, первый председатель Реввоентрибунала республики К. Данишевский в интервью корреспонденту газеты "Известия ВЦИК" заявил: "Военные трибуналы не руководствуются никакими юридическими нормами. Это карающие органы, созданные в процессе напряженной революционной борьбы…". Работники вновь созданных трибуналов сами создавали первые инструкции и положения, определявшие перечни преступных деяний и мер наказания, а также регламентировавшие порядок судопроизводства. Позже они были использованы при разработке первых советских кодексов 1922 года.

Из мировой истории известно, что чрезвычайные органы не стремятся к публичности действий. Однако для первых послеоктябрьских лет с их революционным энтузиазмом и бескомпромиссностью действий уровень гласности в работе многих военных трибуналов был высоким. В штаты некоторых трибуналов входили профессиональные журналисты, освещавшие ход рассмотрения судебных дел. Большинство дел слушалось публично, в газетах были постоянные рубрики "В военно-революционном трибунале". В последующем, однако, такой гласности становилось все меньше и меньше.

В 30-е годы XX столетия жизнь страны был период массовых репрессий. Главная роль в их реализации принадлежала внесудебным органам (особым совещаниям, "двойкам", "тройкам"). Военные трибуналы так же принимали в этом участие.
Особый период в деятельности военных трибуналов связан с периодом Великой Отечественной войны (1941 - 1945 гг.). В военное время к их подсудности был отнесен большой круг деяний и лиц, их совершивших.

После войны работа военных трибуналов была перестроена применительно к условиям мирного времени. Они стали осуществлять правосудие лишь в отношении военнослужащих, совершивших преступление. Судебную деятельность военные трибуналы всегда осуществляли на основе единых и общих для всех судов принципов. При отправлении правосудия руководствовались общими уголовными и уголовно-процессуальными нормами.

Положение о военных трибуналах 1980 года, сохраняя преемственность в законодательстве, развивало и конкретизировало порядок их образования и компетенцию, правовое положение судей и народных заседателей, систему и полномочия органов, осуществляющих надзор за судебной деятельностью и организационное руководство судами, вопросы материально-технического обеспечения и комплектования личным составом. В этом едином законодательном акте были отражены как судоустройственные, так и судопроизводственные принципы организации и деятельности военных трибуналов; закреплены правовые основы разграничения функций судебного надзора и организационного руководства трибуналами.

Мелехин А.В., доктор юридических наук, профессор.

Другие новости и статьи

« Правовые гарантии социальной защиты инвалидов войны

Порядок работы командира и финансового органа воинской части при поступлении материалов по исполнительному производству по алиментным обязательствам »

Запись создана: Пятница, 28 Сентябрь 2018 в 11:01 и находится в рубриках 40 - 50-е годы XX века, Гражданская война, Развитие в 60 - 80-е годы XX века.

метки: ,

Темы Обозника:

В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение вуз выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение оружие офицер охрана патриот патриотизм пенсии пенсия подготовка право призыв продовольствие расквартирование реформа русь сердюков служба сталин строительство управление учеба финансы флот экономика

А Вы как думаете?  

Комментарии для сайта Cackle

СМИ "Обозник"

Эл №ФС77-45222 от 26 мая 2011 года

info@oboznik.ru

Самое важное

Подпишитесь на самое интересное

Социальные сети

Общение с друзьями

   Яндекс.Метрика