История возникновения и развития системы военных судов в России



История возникновения и развития системы военных судов в России

oboznik.ru - История возникновения и развития системы военных судов в России

8 декабря 2014 года исполнится 96 лет со дня создания военных судов (военных трибуналов) России. В военные суды они были переименованы в 1993 году. Первые военные трибуналы были созданы на фронтах гражданской войны летом 1918 года. Уже в декабре приступил к работе Революционный военный трибунал республики, руководивший всеми военными трибуналами. Дата одного из его первых распорядительных заседаний, которое состоялось 8 декабря 1918 года, вошла в историю как день образования военных судов.

На самом деле история военных судов значительно продолжительнее и богаче. Началась она еще в допетровские времена. Тогда не было военно-уголовного законодательства и судопроизводства, подсудность ратных людей в мирное и военное время была разной. В мирное время они несли ответственность перед отдельными приказами - гражданскими органами, ведающими отдельными отраслями управления (в 1802 году вместо приказов были созданы первые 8 министерств). В военное время ратные люди были подсудны Воеводскому суду и назначаемым им суду полковых судей или сотенных голов.

В 1716 году Петр I создает регулярную армию и принимается Воинский устав. Одновременно был учрежден "правильный самостоятельный военный суд" и принят Военно-уголовный кодекс. В ходе Великой судебной реформы 15 мая 1867 года царь утвердил Военно-судебный устав, на основании которого в российской армии создаются полковые и военно-окружные суды, Главный военный суд, которые действовали до революции 1917 года.

Согласно Соборному уложению 1649 года "О службе всяких ратных людей Московского государства" во время сбора и в военное время суд над ратными людьми осуществляли полковые командиры или по их назначению полковые судьи, а также другие воинские начальники. Как видно, это были суды временные, которые действовали в период сбора армии и ведения боевых действий.
После создания Петром I регулярной армии требовалось любыми мерами поддерживать в ней дисциплину и порядок, Петр I, организуя государственный аппарат, наряду с общими судами, создал в 1702 году военные суды. Наиболее полно их организацию и деятельность регламентировал Воинский устав 1716 года, в котором была специальная глава "О суде и судиях".
Низшей инстанцией военного суда был полковой суд. Ему были подсудны обер-офицеры и нижние чины за все преступления, кроме тех, которые подлежали суду вышестоящего суда - генерального.

Генеральный суд был апелляционной инстанцией для полковых судов. Он же был и первой инстанцией по наиболее важным делам. Генеральному суду были подсудны все государственные преступления, в том числе и против государя, преступления высших воинских чинов и преступления против этих чинов.
Кроме генерального и полкового суда, существовал еще скорорешительный суд как прообраз военно-полевых судов. Отличался он быстротой процесса, учреждался в военное время, в походе. Этот суд на месте преступления выносил приговор о смертной казни и тут же приводил его в исполнение. Все эти суды не были постоянными, создавались они по мере надобности командованием. Им же назначались и судьи. Такое положение действовало до судебной реформы XIX века.

В 1987 году был принят Военно-судебный устав, в соответствии с которым стала создаваться новая военно-судебная система. В нее входили полковые суды, военно-окружные суды и Главный военный суд с двумя отделениями - в Сибири и на Кавказе.
Устав определил, что судебная власть в военном ведомстве принадлежит указанным судам, которые должны были действовать как установления коллегиальные. Полковые и военно-окружные суды являлись судами первой инстанции и рассматривали дела по существу. Главный военный суд был судом второй инстанции, решал дела по кассационным жалобам и протестам прокуроров. Он так же должен был наблюдать "за охранением точной силы закона и за единообразным его исполнением военными судами". Суды полковых судов назначались командиром полка из числа офицеров (председатель - на 1 год, члены судов - на 6 месяцев).

Военно-окружные суды состояли из постоянных и временных членов. Судьи военно-окружных судов и Главного военного суда должны были быть офицерами и иметь юридическое образование. Подбирались они военным министром и назначались приказом царя.
Данная система военных судов просуществовала до 1917 года. После октября 1917 года в России были упразднены все ранее действовавшие судебные установления, в том числе и военные суды.

В соответствии с Декретом о суде N 1, принятым Советским правительством в ноябре 1917 года, в стране началось создание новых народных судов, которые должны были избираться населением. На эти суды возлагалось и рассмотрение дел о преступлениях, совершаемых военнослужащими. Однако вскоре выяснилось, что общегражданские суды не могли обеспечить быстрого и оперативного разрешения возникавших в армии дел, особенно в период боевых действий войск.

Необходимо было создать суды, которые должны быть организационно связаны с армейскими формированиями. По инициативе командования в армии стали создаваться специальные военно-судебные органы - революционные военные трибуналы, которые к концу 1918 года существовали уже на всех фронтах. Кроме того, 14 октября 1918 года был создан Реввоентрибунал Республики, который начал работать в декабре 1918 года.

В июне 1921 года был учрежден единый верховный трибунал в качестве кассационно-надзорного органа для всех трибуналов. В его составе была образованна Военная коллегия, которая в январе 1923 года была включена в состав Верховного Суда РСФСР. В апреле 1924 года, с образованием Верховного Суда СССР, Военную коллегию включили в его состав, и все военные трибуналы стали судами Союза ССР.

Первое положение, регулирующее принципы и деятельность военных трибуналов, было принято в 1919 года в последующем задачи, компетенция и построение военных трибуналов определялись общесоюзным Положением о военных трибуналах 1926 года, а затем Положениями о военных трибуналах 1958 и 1980 гг.
В деятельности этих судов четко просматривалась карательная направленность, характерная для периода гражданской войны в борьбе за власть. Например, первый председатель Реввоентрибунала республики К. Данишевский в интервью корреспонденту газеты "Известия ВЦИК" заявил: "Военные трибуналы не руководствуются никакими юридическими нормами. Это карающие органы, созданные в процессе напряженной революционной борьбы…". Работники вновь созданных трибуналов сами создавали первые инструкции и положения, определявшие перечни преступных деяний и мер наказания, а также регламентировавшие порядок судопроизводства. Позже они были использованы при разработке первых советских кодексов 1922 года.

Из мировой истории известно, что чрезвычайные органы не стремятся к публичности действий. Однако для первых послеоктябрьских лет с их революционным энтузиазмом и бескомпромиссностью действий уровень гласности в работе многих военных трибуналов был высоким. В штаты некоторых трибуналов входили профессиональные журналисты, освещавшие ход рассмотрения судебных дел. Большинство дел слушалось публично, в газетах были постоянные рубрики "В военно-революционном трибунале". В последующем, однако, такой гласности становилось все меньше и меньше.

В 30-е годы XX столетия жизнь страны был период массовых репрессий. Главная роль в их реализации принадлежала внесудебным органам (особым совещаниям, "двойкам", "тройкам"). Военные трибуналы так же принимали в этом участие.
Особый период в деятельности военных трибуналов связан с периодом Великой Отечественной войны (1941 - 1945 гг.). В военное время к их подсудности был отнесен большой круг деяний и лиц, их совершивших.

После войны работа военных трибуналов была перестроена применительно к условиям мирного времени. Они стали осуществлять правосудие лишь в отношении военнослужащих, совершивших преступление. Судебную деятельность военные трибуналы всегда осуществляли на основе единых и общих для всех судов принципов. При отправлении правосудия руководствовались общими уголовными и уголовно-процессуальными нормами.

Положение о военных трибуналах 1980 года, сохраняя преемственность в законодательстве, развивало и конкретизировало порядок их образования и компетенцию, правовое положение судей и народных заседателей, систему и полномочия органов, осуществляющих надзор за судебной деятельностью и организационное руководство судами, вопросы материально-технического обеспечения и комплектования личным составом. В этом едином законодательном акте были отражены как судоустройственные, так и судопроизводственные принципы организации и деятельности военных трибуналов; закреплены правовые основы разграничения функций судебного надзора и организационного руководства трибуналами.

Мелехин А.В., доктор юридических наук, профессор.



Другие новости и статьи

« Правовые гарантии социальной защиты инвалидов войны

Порядок работы командира и финансового органа воинской части при поступлении материалов по исполнительному производству по алиментным обязательствам »

Запись создана: Пятница, 28 Сентябрь 2018 в 11:01 и находится в рубриках 40 - 50-е годы XX века, Гражданская война, Развитие в 60 - 80-е годы XX века.

Метки: ,



Дорогие друзья, ждем Ваши комментарии!

Комментарии для сайта Cackle

Комментарии

Загрузка...

Контакты/Пресс-релизы