Некоторые проблемные аспекты процедуры привлечения военнослужащих к дисциплинарной ответственности



Некоторые проблемные аспекты процедуры привлечения военнослужащих к дисциплинарной ответственности

oboznik.ru - Некоторые проблемные аспекты процедуры привлечения военнослужащих к дисциплинарной ответственности
#дисциплина#ответственность#служба#военнаяслужба#права

В настоящей статье проанализированы проблемные вопросы, возникающие при реализации полномочий по применению дисциплинарных взысканий к военнослужащим, совершившим административные правонарушения.

Ключевые слова: военнослужащие, дисциплинарная ответственность, КоАП.

Some controversial aspects of the procedure of bringing of militarymen to disciplinary responsibility
Z.G. Brtsieva, G.A. Marfitsy’n

The present article analyses controversial issues arising in realization of powers related to application of disciplinary sanctions to militarymen who committed administrative offences.

Key words: militarymen, disciplinary responsibility, Code of Administrative Offences.

Основной задачей права является регулирование общественных отношений и их охрана в целях обеспечения общественного порядка и максимально возможной свободы для всех членов общества. Совершение правонарушения, как противоправного, общественно вредного виновного деяния, подлежит не только моральному осуждению, но и предполагает активную деятельность государства (в лице его компетентных органов) по применению в отношении правонарушителя мер принудительного воздействия.
В целях восстановления законности и справедливости, осознания неотвратимости наступления неблагоприятных последствий за совершенное деяние правонарушитель привлекается к юридической ответственности <1>.
——————————–
<1> Юридическая ответственность - это применение мер государственного принуждения к виновному лицу за совершенное правонарушение. Это правоотношение, в которое вступает государство, в лице его компетентных органов и нарушитель, на которого возлагается обязанность претерпевать соответствующие лишения за совершенное им правонарушение. При этом указанные стороны действуют в рамках закона, и реализация юридической ответственности осуществляется на основе права, конкретных санкций правовых норм, предусматривающих ответственность именно за данное правонарушение.

Вместе с тем недавно созданная военная полиция <2>, деятельность которой направлена на предупреждение, выявление и пресечение правонарушений, совершаемых военнослужащими и гражданами, призванными на военные сборы, при выявлении административного правонарушения, совершенного военнослужащим, не уполномочена составлять протокол об административном правонарушении, а доставление в помещение военной комендатуры без фиксации административного правонарушения способствует уходу виновного лица от юридической ответственности.
——————————–
<2> Военная полиция Вооруженных Сил Российской Федерации (далее - военная полиция) предназначена для защиты жизни, здоровья, прав и свобод военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, лиц гражданского персонала, граждан, проходящих военные сборы в Вооруженных Силах Российской Федерации, обеспечения в Вооруженных Силах Российской Федерации законности, правопорядка, воинской дисциплины, безопасности дорожного движения, охраны объектов Вооруженных Сил Российской Федерации, а также в пределах своей компетенции противодействия преступности и защиты других охраняемых законом правоотношений в области обороны… См.: Федеральный закон от 31.05.1996 N 61-ФЗ "Об обороне" (ред. от 03.02.2014).

Нередки случаи доставления сотрудниками органов внутренних дел (полиции) в военные комендатуры без составления протокола об административном правонарушении, что на практике осложняет привлечение к дисциплинарной ответственности военнослужащего.
Статья 2.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП) предусматривает специальную ответственность военнослужащих, проходящих военную службу по призыву или по контракту, либо пребывающих в запасе граждан, призванных на военные сборы.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 28 марта 1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" военная служба - особый вид федеральной государственной службы, исполняемой гражданами, не имеющими гражданства (подданства) иностранного государства, в Вооруженных Силах Российской Федерации, а также во внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации, в войсках гражданской обороны, инженерно-технических и дорожно-строительных воинских формированиях при федеральных органах исполнительной власти, Службе внешней разведки, органах федеральной службы безопасности, федеральных органах государственной охраны, федеральном органе обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти Российской Федерации, воинских подразделениях Федеральной противопожарной службы и создаваемых на военное время специальных формированиях, а также иностранными гражданами в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях.

Согласно Федеральному закону от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" военнослужащие в зависимости от характера и тяжести совершенного правонарушения несут дисциплинарную, административную, материальную, гражданско-правовую и уголовную ответственность. За проступки, связанные с нарушением воинской дисциплины или общественного порядка, военнослужащие несут дисциплинарную ответственность по основаниям и в порядке, которые определены общевоинскими уставами. Общевоинские уставы Вооруженных Сил Российской Федерации утверждены Указом Президента Российской Федерации от 10 ноября 2007 г. N 1495.
В КоАП конкретно перечислены категории лиц, привлекаемых к ответственности в соответствии с нормативными правовыми актами, регламентирующими порядок прохождения службы в ряде государственных органов. К их числу отнесены сотрудники органов внутренних дел, уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотиков и таможенных органов и исключены работники железнодорожного, морского, речного транспорта и гражданской авиации.
Статьей 2.5 КоАП определен круг правонарушений, за совершение которых лица, подпадающие под действие дисциплинарных уставов или положений о дисциплине, несут административную ответственность на общих с другими гражданами основаниях. В перечень таких правонарушений включены нарушения законодательства о выборах и референдумах, законодательства о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков, требований в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, соблюдения пожарной безопасности вне места службы, административные правонарушения в области налогов, сборов и финансов, некоторые другие правонарушения. К лицам, совершившим перечисленные правонарушения, могут быть применены меры административного наказания, предусмотренные КоАП (за некоторыми исключениями в виде административного ареста, не совместимого с несением военной службы, и штрафа, не применяемого к военнослужащим, проходящим службу по призыву, а также к курсантам военных образовательных учреждений до заключения с ними контракта о прохождении военной службы). Предусмотрена возможность лишения военнослужащих водительских прав за нарушения Правил дорожного движения.

В целях пресечения административного правонарушения, установления личности нарушителя, составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения, обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении и исполнения принятого по делу постановления уполномоченное лицо вправе в пределах своих полномочий применить меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении - доставление (ст. 27.2 КоАП).

Применение доставления предполагает обязательное последующее составление соответствующим должностным лицом протокола о доставлении и возбуждение с этого момента дела об административном правонарушении (п. 2 ч. 4 ст. 28.1 КоАП). В связи с этим доставление физического лица не может быть осуществлено без наличия поводов к возбуждению дела об административном правонарушении (ст. 28.1 КоАП). Целью доставления как меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении является и пресечение административного правонарушения, и установление личности нарушителя.
При наличии достаточных данных, указывающих на событие административного правонарушения с целью его пресечения, установления личности нарушителя, составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения, обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении и исполнения принятого по делу постановления в качестве принудительной меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, применяется административное задержание (ст. 27.1 КоАП). Срок административного задержания лица исчисляется с момента его доставления, а лица, находящегося в состоянии опьянения, - со времени его вытрезвления (ч. 4 ст. 27.5).

Должностными лицами органов внутренних дел (полиции) при выявлении административных правонарушений, дела о которых в соответствии со ст. 23.3 КоАП рассматривают органы внутренних дел (полиция), либо административных правонарушений, по делам о которых в соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 28.3 КоАП органы внутренних дел (полиция) составляют протоколы об административных правонарушениях, а также при выявлении любых административных правонарушений в случае обращения к ним должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы о соответствующих административных правонарушениях, - в служебное помещение органа внутренних дел (полиции) или в помещение органа местного самоуправления сельского поселения (п. 1 ч. 1 ст. 27.2 КоАП). Перечень помещений, в которые с целью составления протокола об административном правонарушении доставляется физическое лицо, имеет важное значение при сопоставлении данной статьи с положениями ст. 27.3 КоАП, которое по смыслу данных статей осуществляется в вышеуказанных помещениях. Таким образом, в КоАП отсутствует норма, согласно которой сотрудники органов внутренних дел (полиции) обязаны доставлять правонарушителя в помещение военной комендатуры.

В соответствии с ч. 4.1 ст. 27.3 КоАП об административном задержании военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, незамедлительно уведомляется военная полиция Вооруженных Сил Российской Федерации или воинская часть, в которой задержанный проходит военную службу (военные сборы), а об административном задержании иного лица, указанного в ч. 1 ст. 2.5 настоящего Кодекса, - орган или учреждение, в котором задержанный проходит службу.

Вместе с тем в соответствии со ст. 24.5 КоАП в случае, когда административное правонарушение совершено лицом, указанным в ч. 1 ст. 2.5 (военнослужащим, гражданином, призванным на военные сборы, или лицом, имеющим определенное специальное звание), производство по делу после выяснения всех обстоятельств совершенного правонарушения подлежит прекращению (подп. 1 ч. 1.1 ст. 29.9 КоАП) для привлечения данного лица к дисциплинарной ответственности. Исключение составляют случаи, когда за такое правонарушение это лицо несет административную ответственность на общих основаниях, что предусмотрено в ч. 2 ст. 2.5 КоАП.
Согласно ст. 28.9 при наличии хотя бы одного из обстоятельств, перечисленных в ст. 24.5 КоАП, производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению. Постановление должно отвечать требованиям, предусмотренным ст. 29.10 КоАП.

В постановлении должны быть указаны сведения об органе, должностном лице, вынесшем постановление, дата и место рассмотрения дела, сведения о лице, в отношении которого рассмотрено дело, обстоятельства, установленные при рассмотрении, статья КоАП, предусматривающая основания прекращения производства по делу, мотивированное решение, срок и порядок обжалования постановления. В постановлении также должны быть решены вопросы об изъятых вещах и документах, а также о вещах, на которые наложен арест.

Постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении по основанию, предусмотренному ч. 2 ст. 24.5 КоАП, со всеми материалами дела в течение суток с момента вынесения постановления направляется в воинскую часть, орган или учреждение по месту военной службы (службы) или месту прохождения военных сборов лица, совершившего административное правонарушение, для привлечения указанного лица к дисциплинарной ответственности (ч. 2 ст. 28.9 КоАП).

В настоящее время порядок осуществления производства по делам об административных правонарушениях должностными лицами органов внутренних дел (полиции) в отношении военнослужащих регламентирован вышеуказанными нормами КоАП.
Таким образом, составление протокола об административном правонарушении или иного документа, предусмотренного ч. 4 ст. 28.1 КоАП, в отношении военнослужащего, означает возбуждение в отношении его дела об административном правонарушении, что предполагает последующее применение соответствующих норм КоАП (выяснение всех обстоятельств дела, прекращение дела, направление постановления о прекращении дела вместе с материалами в воинскую часть).

Учитывая строгость дисциплинарных взысканий (предупреждение о неполном служебном соответствии, снижение в воинском звании, в т.ч. с переводом на низшую должность), встречающееся мнение об ином порядке применения мер, заключающихся в отношении военнослужащих, совершивших правонарушения, в передаче указанных лиц в военную комендатуру вместе с протоколом об административном правонарушении, не в полной мере соответствует действующим нормам КоАП.
Вышеизложенное позволяет сделать вывод о необходимости внесения соответствующих изменений в действующее законодательство, что позволит усовершенствовать механизм привлечения военнослужащих к дисциплинарной ответственности и военно-административный процесс в целом.

Брциева Залина Георгиевна, кандидат юридических наук, подполковник полиции.

Марфицын Герман Алексеевич, полковник юстиции.



Другие новости и статьи

« Коллективизация: причины и итоги

15 фактов о Российской императрице Екатерине II »

Запись создана: Вторник, 22 Январь 2019 в 2:15 и находится в рубриках Новости.

Метки: ,



Дорогие друзья, ждем Ваши комментарии!

Комментарии

Загрузка...

Контакты/Пресс-релизы