Постоянное самообразование как стиль жизни и всеобщая полезность



Постоянное самообразование как стиль жизни и всеобщая полезность

oboznik.ru - Постоянное самообразование как стиль жизни и всеобщая полезность
#самообразование#жизнь#общество#стиль#полезность

Учитесь и читайте. Читайте книги серьезные. Жизнь сделает остальное.

Достоевский Ф. М.

Человек думающий и имеющий свое мнение, видит вокруг себя в повседневной жизни массу недостатков и проблем, и естественно, не все он в состоянии объяснить. А еще сложнее понять, как необходимо действовать и бороться с ними. Для мыслей и действий не всегда есть в наличии желание и силы. Многие уповают еще на отсутствие возможностей. Известны предположения, что личность изначально имеет огромный творческий потенциал, но не каждый стремится к его реализации и не каждому помогают его реализовать. Еще известны другие, противоположные мнения, что "так устроен человек", ему ближе некая повседневность-привычность бытия и шаблонность мышления (или нас заставляют так думать?). Одной из важных причин такой умственной, а за ней следующей и физической ленности являются недостатки знаний в той или иной области, связанной с возникшими проблемами.

Второй причиной выступает слабая мотивация к какой-либо активности в современных условиях усиливающейся неопределенности, выдаваемой за очередную кризисную волну, на гребне которой следует "затягивать пояса". Третья причина есть производная от второй, так как любая неопределенность вызывает страх за собственные безопасность, здоровье и благополучие. В приведенной цепи причин есть и положительный вектор, потому что в ряде случаев страх содрогает личность и приводит в движение дух, а движение духа есть начало мудрости [4]. Также приводится в движение и мысль, что в совокупности создает основу необходимых хороших навыков.

Несколько слов о внешней среде, в которой происходит все вышесказанное. Несмотря на видимые достижения науки и цивилизации, универсальных рецептов жизни и мироустройства так и не выработалось, а те, которые все-таки существуют и могли бы считаться общепринятыми - тщательно умалчиваются или трактуются прозорливыми в свою пользу, искажаясь при этом до такой степени, что в результате рецепт выгоден одним и "незаметно смертелен" для других. 

Чтобы не тратиться зря, всегда хочется подсмотреть, а как там у них, за границей? Описания картин подсмотренного зачастую далеки от объективности, раскрывая только суть вершин айсбергов или суть сиюминутной выгоды избранных, который еще вдобавок серьезно маскируется. Как источник знаний такие картины точно не годятся. Чужой опыт не ясен, свой сильно забыт и (или) анализируется очень слабо.  Но несмотря на это, все срисованное и перекроенное на свой лад без соблюдения разумных принципов общественной полезности пытаются применить в у нас, хотя уже неоднократно история доказывает то, что иностранный опыт в российских условиях приживается не всегда хорошо, когда внедряемые модели перенимаются некритично, а долгосрочные перспективы и последствия мало кого волнуют. 

Источников знаний в наш информационный век перманентной "турбулентности и перезагрузки" больше чем достаточно, но от имеющегося обилия выбор часто заканчивается поверхностностью их изучения или даже полным отсутствием выбора. Множественность не позволяет как следует сосредоточиться на чем-то одном, и таким образом, вдохновения к обучению она не производит, как впрочем не приводит она и к отчаянию от сложности выбора, быстро погашаясь от еще большей множественности источников для развлечений. В результате такого противоречия в нашем мире все реже рождается что-либо великое, но и это пока полбеды. Самое страшное здесь в том, что страдает и деградирует само образование, его суть в принципе. Кажущаяся доступность образования на самом деле в своей основе скрытно запрограммирована на неравенство доступности. 

Тема образования в обществе, безусловно является актуальной во все времена, бесконечные реформы образовательной системы вызывают множество бурных реакций и обсуждений, при этом такой вопрос как самообразование все больше уходит в тень по причине его "трудности и неприбыльности". Именно поэтому в данной статье нам бы хотелось обратить внимание на такой процесс как постоянное самообразование. В нем определенно упорядочиваются знания, вырабатываются исторически обусловленные и полезные навыки, как умение оглядываться вокруг, наблюдать, замечать, слушать и читать.  Поразительно отметить то, что именно в наш век самообразование постепенно уходит на второй план. Можем предположить, почему это так происходит. 

Многолетние рыночные преобразования сделали свое дело и "невидимой руке" (рукам?) явно необходим массовый рынок платных (и не очень качественных) образовательных услуг, поэтому понятие самообразования медленно, но верно предается забвению. Оно невыгодно с точки зрения хрематистики [1] , поэтому пропаганда идеи самообразования не получает должного развития, имея для этого прекрасные возможности. Они весьма обширны в силу доступности информации для тех, кто ее действительно ищет, умеет учиться и сосредотачиваться. 

В самообразовании связывается воедино настоящий успех, общественно-полезная экономика, правильно формируемые мировоззрение и миропонимание. Это своего рода, индикаторы качественного образования, но оно "капитализму посвященных" без надобности [2]. Конечно, у нас немало талантливых аналитиков и энтузиастов, увлекающихся самообразованием, но их численность мала (и постепенно снижается) чтобы назвать это явление массовым. А ведь здесь, в этом увлечении (при правильной расстановке приоритетов), ни много ни мало, кроется еще и источник суверенитета духа, который актуален всегда. Известные события уходящего 2014 года еще раз подчеркнули известную мысль о том, что "или мы будем суверенными – или растворимся, потеряемся в мире". 

А еще лучше сказать, что нас "растворят или потеряют" как духовно разоруженных людей, стиль жизни которых не имеет направления к самообразованию. Если попытаться сделать оценку современной рекламы, то в ней четко виден пропагандируемый стиль жизни. Это потребление, погоня за скидками, новыми формами, новыми версиями и т.д. Это видят все? Гораздо сложнее определить приоритеты, содержание  и мотивационно-целевые установки самообразования. 

Очень трудно найти источник многогранных интересов для воспитания самообразования, если кругом заезженная и навязчивая реклама из повторяющихся фраз, а телеэфиры забиты бесконечными однотипными шоу с нескончаемыми "сезонами" не приносящими пользы не уму, ни сердцу. Безусловно, интеллектуальный и патриотический видеоконтент гораздо сложнее создать и привлечь к нему рекламодателей. 

Стоит отметить, что рассматриваемая тема нормативно присутствует на государственном уровне. Так, в Конституции РФ указано, что Российская Федерация поддерживает различные формы образования и самообразования, "Основы законодательства Российской Федерации о культуре" (утв. ВС РФ 09.10.1992 N 3612-1, ред. от 21.07.2014) говорят об обязанности государства в поощрении деятельности граждан по приобщению детей к творчеству и культурному развитию, занятию самообразованием, любительским искусством, ремеслами (статья 30). Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 21.07.2014) "Об образовании в Российской Федерации" в статье 17 определяет семейное образование и самообразование как "формы получения образования и формы обучения". Развернутой конкретики приведенных определений и примерных методик самообразования в современных нормативно-правовых документах найти не удалось.

Любопытно взглянуть на документ 26-летней давности "Типовое положение о непрерывном профессиональном и экономическом обучении кадров народного хозяйства" - приложение к Постановлению Госкомтруда СССР Гособразования СССР и Секретариата ВЦСПС от 15 июня 1988 г. N 369/92-14-147/20/18-22.

В нем самообразование определено как систематическое самостоятельное обучение работника, которое осуществляется по индивидуальному плану, утверждаемому его непосредственным руководителем. В составлении плана чувствуется что-то бюрократическое, не каждый будет готов подойти к его составлению творчески, не "для галочки". Но жизнь подтверждает старую истину о том, что качество любого мероприятия зависит напрямую от качества его планирования, качества проработки во всех деталях, а в отсутствии планов "невидимая рука" (руки?) ведет нас к неразберихе и кризисам.

Напрашивается вывод, что для интересующихся самообразованием необходимы своего рода "путеводители самообразования" (они же и есть планы) по определенным темам, обновление которых постоянно должно поддерживаться по мере выхода в свет новых книжных изданий. Их распространение возможно организовать через библиотеки, молодежные досуговые центры, специализированные интернет-проекты. На наш взгляд, такая идея заслуживает того, чтобы вкладывать в нее время и деньги. 

Каждый человек, если ему напомнить о реалиях бытия, отчетливо понимает, что образный "банк времени" выдает ему ежесуточный беспроцентный кредит в количестве 86400 секунд. Такое богатство (и это не условность) каждый решает сам куда вкладывать. Миллионам "временных сделок" помогают интернет, телевидение, реклама, вездесущие и многоформатные СМИ, в которых ведутся "боевые действия" информационной войны и битвы (как известно, на их полях - сердца людей) за интересы корпораций. Такие "помощники" осложняют выбор образовательного вектора и еще больше запутывают, а точнее сказать порой уводят в сторону, отвлекают. Центр тяжести в конечном итоге смещается снова к развлечениям. Таким образом, "вклады времени" людей становятся одновременно удручающими и бессмысленными. В итоге они теряют власть над вещами, а последние ее усиливают над обществом. Конечно не сами по себе, за ними стоят группы людей, имеющие свои интересы.

Развлечения конечно полезны и приятны, но отнюдь не в таком количестве, в каком мы их имеем сейчас в реальном и виртуальных мирах. В последний переселяются с каждым днем все больше, как правило молодых людей, увлеченных всем новым. И чаще стоит задумываться о том, какую долю в этом новом занимает полезное.  А где сейчас виртуальный мир? Он не только в мониторах, он повсюду там, где используется слово и изображения, привлекающие взгляд. Виртуальность чувствуется во всем искусственном и зачастую ассоциируется с обманом. Н.А. Кричевский [6] утверждает, что наше общество поражено эпидемией лжи. Лгут все, государство общество и индивидуумы. Ложь, лицемерие, двуличие становятся общепринятой нормой поведения, неписанным правилом достижения успеха [2]. Ложь применяется для управления, навязывания чужих мнений и установок и тесно связана с таким понятием, как двойные стандарты, которые для высших политиков и госчиновников уже стали нормой российской жизни [5, с. 80]. 

И конечно, неприятно осознавать, а тем более лицезреть явно (но полезно для поиска идей искоренения несправедливости), когда кто-то кем-то управляет не с целью получения общего блага (или защиты общих интересов), а в лично-корыстных изысканиях. Понятно и видно это не всем, но чем больше людей будут на стороне зрячих, тем больше будет сил и возможностей бороться с ложными догмами, усиленно провозглашаемыми научно-экономической истиной. Кто желает войти в их число должен понимать, что те кто читают книги, всегда будут управлять теми, кто смотрит телефизор или сидит в социальных сетях [2]. 

Причем не просто читают бегло ради удовольствия, а с пониманием и глубокой проработкой текстов, то есть когда четко поставлена задача самообразования. Для ее решения необходимо выстраивать адекватные современной жизни мировоззрение и миропонимание. А для этого не достаточно просмотра видеороликов и фильмов. Необходимо читать «толстые» книги, упорядочивая свою психику и выстраивая взаимосвязь лексики и образов [3]. 

1. Хрематистика (от др.-греч. χρηματιστική — обогащение) — термин, которым Аристотель обозначал науку об обогащении, искусство накапливать деньги и имущество, накопление богатства как самоцель, как сверхзадача, как поклонение прибыли. 

2. Кричевский Н.А. Экономика во лжи. Прошлое, настоящее и будущее российской экономики, Эксмо, 2014 г.

3.  http://kob-media.ru/?p=239

4. Матвейчев О. Суверенитет духа. — М.: Эксмо. 2009. — 448 с.

5. Т. В. Грачёва. Когда впасть не от Бога. — Рязань: Зёрна-Слово, 2010. - 320 с.

6. Кстати сказать, и сам Никита Александрович отчасти склонен к лукавству, делая вывод в своей работе [2] о том, что мы обязаны победой в Великой отечественной войне 1941-1945 г.г. "демографическому взрыву", а не "гению Сталина" или его "человеконенавистническому окружению". Это во-первых, бездоказательно, а во-вторых, не патриотично. Кто конкретно имеется ввиду "окружения" явно не указано и в чем была проявлена ненависть к людям не отмечено, что неверно в принципе, ведь таким образом ставится крест на всех наших воинах-героях и военачальниках, заслуг которых в великой Победе СССР над фашистской Германией не перечесть. 

Р.А Дорофеев, В.В. Головинский, специально для oboznik.ru

См. также:

Р.А. ДорофеевВ.В. ГоловинскийЧтение как способ мобилизации стратегических ресурсов ума и культуры

Р.А. ДорофеевВ.В. ГоловинскийЧтение как источник патриотизма

Р.А. ДорофеевВ.В. ГоловинскийКак прогресс усложняет жизнь

Р.А. ДорофеевВ.В. ГоловинскийЧтение истинное творчество и рецепт счастья

Р.А. ДорофеевВ.В. ГоловинскийЧтение это искусство и учитель жизни

Р.А. ДорофеевВ.В. ГоловинскийЧтение о жизни: в поисках аналогий, смысла и новых возможностей

Чему учит литература?

Памятка при чтении книг



Другие новости и статьи

« Благотворительность как феномен в российском обществе

Орден Победы »

Запись создана: Суббота, 19 Январь 2019 в 0:09 и находится в рубриках Новости, О патриотизме в России, Тыл: образование и наука.

Метки: , , , , , ,



Дорогие друзья, ждем Ваши комментарии!

Комментарии

Загрузка...

Контакты/Пресс-релизы