Следует вернуться к линейной системе построения школьного исторического образования
При возвращении к линейной системе в 10–11 классе будет изучаться история ХХ – начала XXI в. Таким образом, наиболее сложные и болезненные темы проходятся в старших классах, когда учащиеся уже готовы воспринять это адекватно. Целесообразно уже в 3 и 4 классах вводить историю не как отдельный предмет, но как несколько тем, связанных со страной, регионом и важнейшими цивилизациями прошлого. (Английский или французский образец изучения повседневности прошлого с рисованием костюмов, картинок иероглифического письма, обсуждением способов приготовления пищи и рационов питания, форм хозяйства – эти темы интересны школьникам начальной школы.) На данный момент это делается в крайне ограниченном объеме на уроках по «окружающему миру», где бегло затрагиваются некоторые темы античной истории. Историю античности надо изучать углубленно, чтобы даже средний школьник мог «считывать» античную символику, пронизывающую произведения искусства последующих эпох, вплоть до таких произведений исскуства, как тут. То же относиться и к библейским сюжетам, которые должны быть встроены в контекст эпохи.
Учебное время на историю может быть увеличено также за счет интеграции с изучением обществознания. В советское время при всей идеологизированности этого предмета (тогда он именовался обществоведением) он изучался только в выпускном классе, в объеме двух часов в неделю. Сейчас по базисному учебному плану обществознание изучается с 5 класса в объеме одного часа в неделю, а в 10–11 классах — в объеме двух часов в неделю. Фактически курс обществознания, как и истории, построен по концентрической системе, сравнительно серьезное рассмотрение социологических, правовых, политологических тем происходит в 9–11 классах.
На практике многие разделы курса «обществознание» (особенно такие, как «Человек и деятельность», «Познание», «Общество»), прежде всего, в 5–8 классах, страдают неопределенностью предмета. Формирование у школьников правового сознания, представления о важнейших правовых идеях следует делать на уроках истории, объясняя, когда, в каких общественных условиях, в силу каких причин возникали те или иные правовые понятия и принципы. Изучение Великой хартии вольностей, идей Гоббса и Локка, билля о правах, Конституции США, Всеобщей декларации прав человека с этой точки зрения бесконечно полезнее, чем разбор конкретных норм права. Столь же тесно увязано с историей должно быть и изучение истории философии, социологии и политологии. В настоящее же время курс обществознания нередко просто дублирует курс истории.
Другие новости и статьи
« Учебное время, отводимое на изучение истории
О пересмотре программы по истории »
Запись создана: Вторник, 27 Январь 2015 в 0:37 и находится в рубриках Новости.
метки: история
Темы Обозника:
COVID-19 В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медикаменты медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение оружие охрана патриотизм пенсии подготовка помощь право призыв продовольствие расквартирование реформа русь сердюков служба спецоперация сталин строительство управление финансы флот эвакуация экономика