15 Август 2019

Обучение и воспитание офицеров в военно-учебных заведениях СССР в Великую Отечественную войну 1941–1945 гг.

oboznik.ru - Обучение и воспитание офицеров в военно-учебных заведениях СССР в Великую Отечественную войну 1941–1945 гг.
#образование#обучение#офицер

Слово «офицер» пришло к нам из латинского языка и трактуется как лицо командного, начальствующего состава. Офицер — это профессиональный военный. Его повседневное занятие — служба в армии [6].

В первой половине XVII века в России появляется понятие «офицер», они ставились во главе регулярных войск, а их наставниками были приглашенные иностранцы. Главный упор в руководстве армией Петр I сделал на офицеров из русских дворян. Именно они, по его мнению, должны были составить костяк армии. Они и стали возглавлять вновь созданные им полки.

М. Драгомиров сказал: «…велика и почетна роль офицера… и тягость ее не всякому под силу» [7]. И офицерский корпус с гордостью оправдывает это определение, от момента своего зарождения и до сегодняшнего дня. Ярким тому напоминанием — Великая Отечественная война 1941–1945 гг.. За ее годы свыше 10 тысяч офицеров и солдат Красной Армии, Армии — Победительницы, были удостоены звания Героя Советского Союза. Обучение и воспитание офицеров в военно-учебных заведениях СССР в Великую Отечественную войну 1941–1945 гг.

Основным фактором оказавшим влияние на подготовку офицерских кадров в Великую Отечественную войну 1941–1945 гг.. являлась идеологическая и общественно-политическая ситуация в советской стране.

С переходом страны на военные рельсы незамедлительно были созданы училища по подготовке офицеров для Сухопутных войск, войск Противовоздушной обороны, пулемётно-миномётных подразделений, парашютных частей. Вдвое было увеличено количество пехотных, бронетанковых и летных училищ [3].

Отдельно стоит сказать о курсах «Выстрел», которые были созданы для подготовки командиров рот в боевых частях. Такие курсы были созданы во всех военных округах, направлены они были на комплектование офицерскими кадрами [1]. При штабах армий стали создаваться курсы для подготовки младших лейтенантов — командиров взводов. Срок обучения составлял укороченную программу и ограничивался двумя-четырьмя месяцами.

Сеть военно-учебных заведений СССР дала 1 миллион офицеров в начальный период войны, что составило ровно половину офицерского состава, подготовленного за всю войну. Но уже с 1942 года главными поставщиками офицеров для фронта стали военно-учебные заведения. Основными из них стали военные училища, они стали давать до 60 процентов всех офицеров армии и флота. Военные академии и курсы, которые организовывались при них, давали около 5 процентов. Активно шла работа по обучению офицерского состава действиям на войне. Здесь заметную роль играли офицерские курсы и школы, выпустившие более 16 процентов офицерского состава.

Все военно-учебные заведения за время войны подготовили более миллиона офицеров, в том числе военные академии и курсы более 90 000, военные училища и школы ВВС — около 1,3 млн., курсы младших лейтенантов — более 350 000, курсы усовершенствования свыше 320 000 [3].

Руководство страны вело активную работу в сфере создания резервов офицерского состава для фронта. Приказом НКО номер 294 от 01.09.1941 при запасных частях были созданы нештатные подразделения офицеров армейского резерва. В середине войны при главных управлениях НКО на фронтах создаются штатные дивизии резерва офицерского состава, а в Московском военном округе — отдельная бригада. Большое значение для расширения резервов имело Постановление ГКО от 24.06.1943 «О резерве начальствующего состава». В августе 1943 г. был создан постоянный резерв руководящего командного состава Ставки Верховного Главнокомандования, в который зачислялось по 10–15 офицеров от каждого фронта, а также лучшие офицеры после излечения из госпиталей. А с августа 1943 г. по май 1945 г. в нём находились 348 человек в группе корпусного и дивизионного звена; 538 в группе командиров полков. Из них 88 офицеров были назначены командирами дивизий, 14 — командирами бригад и 410 — командирами полков [3].

К лету 1942 года опыт подготовки офицеров в начальный период был обобщен и по нему были составлены рекомендации к выпускнику училища. К нему предъявлялись высокие требования и итогам обучения становились итоговые экзамены по таким дисциплинам — политическая подготовка, служба войск, топография, тактика, огневая подготовка, строевая подготовка, военно-медицинская подготовка, специальность. Выпускникам училищ присваивалось первичное воинское звание «лейтенант» в случае окончания училища на «хорошо» и «отлично» или «младший лейтенант» при окончании училища с оценкой «удовлетворительно» [2].

Также стоит заметить, что изменение учебной программы было продиктовано запросами войны. Так, основными предметами обучения для пехотных и артиллерийских училищ являлись тактика и огневая подготовка. Позже была введена новая учебная дисциплина—танкоистребительное дело [5].

К началу 1942 года Главное политическое управление Красной Армии утверждает единый план подготовки курсантов военных училищ. В его основу легли два раздела — «Великая отечественная война Советского Союза» и «Воспитательная работа с красноармейцами и младшими командирами». Расчасовка определялась в зависимости сроков обучения. При обучении в 3–4 месяца на политическую подготовку отводилось 40 часов, а при 6–9 месяцев — 60 часов. Армии были необходимы офицеры узкой специализации. Стремились приблизить подготовку к потребностям войсковой жизни. К примеру, в военно-политических училищах увеличился курс военной и военно-технической подготовки, дисциплины перестраивались с учетом практических задач в боевой обстановке, особое внимание уделялось изучению опыта войны. Слушатели и курсанты военно-политических училищ осуществляли пропаганду среди бойцов Красной Армии и в глубоком тылу, среди тружеников тыла. Основным принципом обучения и воспитания во время войны был принцип «учить войска тому, что необходимо на войне» [4]. Его внедряли на практике благодаря новым методам и формам обучения и воспитания личного состава. Главенствующим был принцип — наглядность в обучении и индивидуальный подход к ученикам. Важной характеристикой методики было ее направление на практику, базирующееся на личном показе обучающим действий и приемов. Почти вся учебная программа отрабатывалась на полигонах, в учебных классах проводили минимум времени. Популярны стали методы «кольцевых выходов», на которых курсанты практиковались в боевой выучке недалеко от своих училищ, методы «полевой гимнастики», состоящие из марш-бросков, отражения атак танков, передачу снарядов, прыжки в высоту и стрелковые уроки, где изучалась внешняя и внутренняя баллистика и практическая отработка стрельбы из всех видов оружия.

Курсантами изучался опыт предшествующих войн и конфликтов. При поступлении в военное училище из одним из условий для приемы было написание ими воспоминаний — эпизодов боевых действий.

Преподавательский состав регулярно командировался в действующую армию с целью накопления и систематизации боевого опыта. В учебный план включались специальные лекции, проводились семинары, читались доклады и проводились конференции по проблемам боевых действий. Регулярно заслушивались материалы периодических изданий. Курсантов воспитывали на примерах мужества и героизма советских офицеров и солдат. Кадровые вопросы с профессорско-преподавательским составом стали значительно решаться к 1943 году. Преподавателями в училища назначались люди, имевшие опыт ведения боевых действий, а позже, категорически запретили отравлять без необходимости преподавателя из военно-учебного заведений в действующую армию.

Но нельзя не сказать, что война выявила многие недочеты в советском военном образовании. Почти все они были устранены к середине войны. Наиболее яркие проблемы — это пагубность «сталинской педагогики» и вредность тех мер, которые приводили к личности человека и воина, искоренению духовной составляющей человека и гражданина. Человеку было трудно перестроиться от постоянного подчинения к новому в его жизни, руководству большой группой людей. Он элементарно боялся взять на себя ответственность за жизнь вверенных ему людей, ведь у него были указания Ставки. Также сказывался недостаток в воспитания ненависти к врагу. Наша нация открыта, дружелюбна, хлебосольна.

В начальный войны, не понимания всей опасности ситуации, советские люди на поле боя проявляли жалость и мягкость к захватчикам. Все это отрицательно влияло на борьбу с немцами, ведь оборона своей страны и Отечества — громадный мотив к проявлению храбрости, героизма и настойчивости. Изменилось все в 1942 году с приказом НКО № 130 от 1 мая 1942 года. Он гласил, что у красноармейцев «исчезли благодушие и беспечность в отношении врага, которые имели место среди бойцов в первые месяцы Отечественной войны. Зверства, грабежи и насилия, чинимые немецко—фашистскими захватчиками над мирным населением и советскими военнопленными, излечили наших бойцов от этой болезни. Бойцы стали злее и беспощаднее. Они научились по-настоящему ненавидеть немецко-фашистских захватчиков. Они поняли, что нельзя победить врага, не научившись ненавидеть его всеми силами души» [4].

Таким образом, система подготовки офицеров, давая сбои на начальном этапе войны, к 1942 г. восстановилась и окрепла, этому способствовали вышеизложенные мероприятий. И на всем дальнейшем времени вполне удовлетворяла потребности действующей армии.

Высокие профессиональные знания, большой армейский опыт, сильные нравственные традиции — все это вместе и обеспечило особую роль офицерского корпуса для формирования и укрепления действующей армии и Победы.

Литература:

1.     Каменев А. И. История подготовки офицерских кадров в СССР / А. И. Каменев — Новосибирск: НВВПУ, 1991.

2.     Жарский А. П., Хохлов В. С. Государственная политика по подготовке офицерского состава и комплектованию им войск связи в годы Великой Отечественной войны / Жарский А. П., Хохлов В. С. // Власть. — 2010 — февраль.

3.     Память ушедшего века / Сборник, посвящённый началу Великой Отечественной войны советского народа против фашистской Германии (1941–1945 гг.): Сб. статей в двух выпусках. Выпуск I. 1-е изд, — М.: ВНО КЦ ВС РФ им. М. В. Фрунзе,2002.

4.     Сборник материалов 2 республиканской военно-научной конференции. Совершенствование системы подготовки военных кадров на военном факультете, — ГрГУ, Гродно, 10.04.2008 г.

5.     Полевой Устав РККА 1939 года.

6.     Подготовка офицеров в годы войны — режим доступа: www.guns.allzip.org/topic/36/841604.html.

7.     Офицер –режим доступа: www.ru.wikipedia.org/wiki/ %CE %F4 %E8 %F6 %E5 %F0.

Библиографическое описание: Дроздов В. С. Обучение и воспитание офицеров в военно-учебных заведениях СССР в Великую Отечественную войну 1941–1945 гг. [Текст] / В. С. Дроздов // Педагогическое мастерство: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Москва, февраль 2014 г.).  — М.: Буки-Веди, 2014. — С. 19-21.

Другие новости и статьи

« Сталин и рождение Украины

Медицинское обеспечение международного конкурса «Морской десант-2019» »

Запись создана: Четверг, 15 Август 2019 в 0:36 и находится в рубриках Вторая мировая война, Тыл: образование и наука.

метки: , ,

Темы Обозника:

COVID-19 В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медикаменты медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение оружие охрана патриотизм пенсии подготовка помощь право призыв продовольствие расквартирование реформа русь сердюков служба спецоперация сталин строительство управление финансы флот эвакуация экономика

А Вы как думаете?  

Комментарии для сайта Cackle

СМИ "Обозник"

Эл №ФС77-45222 от 26 мая 2011 года

info@oboznik.ru

Самое важное

Подпишитесь на самое интересное

Социальные сети

Общение с друзьями

   Яндекс.Метрика