Подготовка лекций по военной подготовке


9 декабря - день героев О

Подготовка лекций по военной подготовке

oboznik.ru - Подготовка лекций по военной подготовке
#лекция#кафедра#образование

Подготовка лекций включает: уяснение исходных данных и составление календарного плана разработки лекции, разработку лекционного материала, плана чтения лекции, а иногда и плана-проспекта, подготовку лектора и курсантов. После рассмотрения в отделе плана-проспекта лекции автор приступает к ее написанию. Лекция на два учебных часа разрабатывается в объеме 22–24 страницы машинописного текста.

В ней, как правило, излагается не более 2–4 учебных вопросов. Структура лекции обычно включает введение, рассматриваемые в ней вопросы и заключение. Во введении обосновывается актуальность темы, устанавливается связь данной лекции с ранее прочитанными, а также указываются цели и вопросы лекции. Основная часть лекции − изложение рассматриваемых в лекции вопросов.

Она состоит из разделов, каждый из которых посвящен обычно раскрытию одного из вопросов лекции. В каждом разделе раскрываются положения официальных руководств по тому или иному вопросу; факторы, от которых зависит их решение; дается обоснование теоретических положений расчетами, примерами из опыта Великой Отечественной и локальных войн, военных учений; раскрываются перспективы развития теории и практики данного вопроса. Особое внимание уделяется изменениям в тактике и оперативном искусстве, происшедшим под влиянием развития средств вооруженной борьбы уже после выхода в свет уставов, наставлений и учебников.

При изложении учебных вопросов раскрывается существо рассматриваемой проблемы, анализируются взгляды на пути ее решения, излагаются и обосновываются наиболее целесообразные из них. Лекцию завершает краткое заключение, в котором подводится итог изложенного материала и даются рекомендации о дальнейшем самостоятельном изучении курсантами данной темы. При чтении лекции курсантам старших курсов, которые уже подготовлены к восприятию элементов проблемности на занятиях и овладели необходимым объемом знаний, лектор вначале может поставить и сформулировать проблему, а затем разрешать ее совместно с обучаемыми.

Наконец, лектор может применить комбинированный прием: часть проблемных вопросов решить сам, а часть поставить перед курсантами для решения в ходе самостоятельной работы и на семинарских, групповых и практических занятиях. В небольшой по численности хорошо теоретически и практически подготовленной аудитории можно в ходе изложения лекционного материала привлекать курсантов к формулированию и решению проблемных вопросов под руководством преподавателя. Этот метод, хотя и является наиболее сложным при рассмотрении проблемных вопросов и требует соответствующей подготовки обучаемых, в наибольшей мере способствует развитию их творческого мышления. При рассмотрении проблемных вопросов могут применяться различные методические приемы.

В одних случаях достаточно ограничиться обращением к аудитории с призывом к совместному размышлению («Давайте совместно проанализируем…»); в других можно ориентировать внимание обучаемых на наличие различных точек зрения по рассматриваемому вопросу или изменения, происшедшие в трактовке тех или иных положений в связи с появлением нового оружия (было так, теперь так…). Затем проанализировать различные точки зрения перед аудиторией и обосновать наиболее целесообразную из них.

Можно применить на лекции и такой методический прием: раскрыть перед курсантами суть проблемы, указать источники, где излагаются различные точки зрения о путях ее решения, нацелить их на анализ противоречий, изменений в тактике во время самостоятельной работы, на семинарских, групповых и практических занятиях. Научная основа лекции, учебника, устава, наставления должна быть единой. Однако лекция может отличаться от учебника по содержанию, форме и системе изложения учебного материала.

Она признана развивать, углублять и дополнять содержание учебника новыми вопросами, появившимися после его выхода в свет. При разработке лекции необходимо учитывать, что объем оперативной памяти курсанта, т. е. количество запоминаемых им речевых единиц, ограничен. Величина этого объема определяется числом семь плюс – минус два, указывающим на количество объектов (единиц), которые человек может запомнить после их однократного предъявления. Такими единицами являются слова, фразы, абзацы и смысловые куски. Следовательно, в лекции не должно быть большого количества цифровых данных, разделов и подразделов. Помимо схем, таблиц, диаграмм и других наглядных пособий при чтении лекций может использоваться целый ряд аудиовизуальных средств обучения. Кроме того, на лекциях возможно использование средств звукозаписи и воспроизведения звука. Введение в практику обучения презентационных комплексов дает возможность использовать при чтении лекций заранее подготовленные видеоматериалы.

При подготовке лекции с применением презентационных комплексов лектор готовит соответствующий иллюстративный материал (вычерчивает схемы, таблицы, подбирает необходимые схемы, кинофрагменты). После подготовки всего иллюстративного материала автор с помощью технического персонала отдела готовит электронный материал (презентацию, видеофильм и т. д.). На электронные носители записываются все иллюстративные материалы в той последовательности, в которой они будут демонстрироваться на лекции.

Если в видеофильм потребуется включить видеофрагмент, то преподаватель – автор лекции – находит по каталогу нужный фильм, просматривает его и определяет, какой видеофрагмент целесообразно демонстрировать на лекции. Этот фрагмент можно тут же записать на электронный носитель либо сделать это в дальнейшем при монтаже всего видеоматериала к лекции. Подготовленный видеофильм автор просматривает и при необходимости вносит соответствующие коррективы в содержание иллюстративного материала и продолжительность его показа. Использование на лекции тех или иных технических средств обучения (ТСО) зависит от содержания лекции, ее целей и структуры, а также от имеющихся дидактических материалов (диапозитивов, диафильмов, широкоформатных слайдов, кинофрагментов и записей на электронных носителях).

При этом необходимо иметь в виду, что в период разработки лекции автор может сравнительно быстро изготовить крупноформатные слайды в программе Power Point или сделать необходимые записи на электронный носитель, а изготовление диапозитивов и фильмов в условиях университета требует уже значительно большего времени. При подготовке дидактических материалов следует иметь в виду, что лучший эффект дает использование на лекциях таких из них, которые обладают значительной наглядностью, лаконизмом и приемлемой для быстрого восприятия информационной насыщенностью.

Нецелесообразно разрабатывать таблицы с большим количеством цифрового материала и сложные схемы с множеством надписей, различного рода текстов и сложной обстановкой, так как мелкие детали будут мешать выражению сути схемы, графика, фильма, их наглядности и доходчивости. Важно, чтобы каждая схема, каждый график, фрагмент фильма поясняли какие-то основные принципиальные положения лекции. Закончив разработку лекции, автор согласовывает ее содержание в отделе (цикле). Эта работа проводится с целью установить единую трактовку новых вопросов и исключить дублирование.

При обсуждении лекции на заседании предметно-методической комиссии отдела особое внимание необходимо обратить на раскрытие в ней требований приказов и директив министра обороны РФ, положений уставов и наставлений; опыта Великой Отечественной и локальных войн и военных конфликтов, учений и маневров; новых положений, появившихся в связи с дальнейшим развитием средств вооруженной борьбы после выхода в свет устава и учебника; наличие примеров, позволяющих показать, как практически следует решать тот или иной вопрос; обоснованность выводов и анализа перспектив развития; наглядность иллюстративного материала и его соответствие содержанию лекции; расчет времени; правильность и полноту общих выводов. Заключительным этапом работы автора над лекцией является подготовка к ее чтению.

Прежде всего, он должен овладеть текстом лекции, чтобы не быть привязанным к напечатанному. Для этого вначале автор должен читать текст лекции без строгого учета времени, а при повторном чтении добиваться свободного изложения лекции в целом в отведенное время. Это требование относится в первую очередь к начинающим преподавателям. Перед чтением лекции автору необходимо ознакомиться и с аудиторией, где ему предстоит выступать, проверить работу технических средств, обеспечивающих показ учебного видеоматериала, а также пульта управления.

Затем провести в ней тренировку с применением всех технических средств и иллюстративного материала. Для начинающих преподавателей такое чтение целесообразно проводить с записью на магнитофон или видеокамеру, чтобы в ходе последующей тренировки устранить обнаруженные недочеты. Когда самостоятельная тренировка будет закончена, готовность начинающего преподавателя к чтению лекции могут проверить начальник отдела или его заместитель и два-три опытных методиста. После первого чтения лекции работа над ней не приостанавливается.

В ходе чтения лекции могут выявиться отдельные недочеты, которые следует устранить. Кроме того, бурное развитие средств вооруженной борьбы, изменение организационной структуры требуют постоянного совершенствования лекционного курса. На основе разработанного текста лекции автор составляет план ее чтения, который является рабочим документом для изложения содержания лекции.

В плане чтения лекции указываются: тема, учебные и воспитательные цели, для кого читается лекция, время и место ее чтения, материально-техническое обеспечение (наглядные пособия ТСО), литература для самостоятельной работы слушателей по теме лекции, учебные вопросы и расчет времени, предложения лектора по совершенствованию содержания и методики чтения лекции.

План чтения лекции утверждается начальником отдела (цикла). Учебные вопросы в плане лекции излагаются в виде кратких тезисов. Особенно четко необходимо выделять требования приказов министра обороны РФ, уставов и наставлений, а также проблемные вопросы. Свои предложения по совершенствованию лекции автор заносит в план ее чтения сразу же после окончания. Завершив чтение лекции всем курсам (потокам), он обобщает свои предложении и докладывает их начальнику отдела.

Преподавание общевоенных и тактических дисциплин в учебных военных центрах : учеб.-метод. пособие / Ю.Б. Байрамуков. – Красноярск : Сибирский федеральный университет, 2010. – 64 с.

Военная подготовка: общие требования к лекции

О проблемах подготовки военных кадров



Другие новости и статьи

« Опыт перехода России от социалистического государства к капиталистическому – историческая закономерность или особенность

Офицер и знамя »

Запись создана: Понедельник, 18 Ноябрь 2019 в 0:01 и находится в рубриках Новости, Современность, Тыл: образование и наука.

Метки: , ,



Дорогие друзья, ждем Ваши комментарии!

Комментарии для сайта Cackle

Комментарии

Загрузка...

Контакты/Пресс-релизы