3 Февраль 2015

Баллада о солдате

oboznik.ru - Баллада о солдате

oboznik.ru - Баллада о солдате

Великая Отечественная война. Молодой солдат Алёша Скворцов совершил подвиг — подбил два танка противника. Командование собирается представить его к ордену, но Алёша просит дать ему отпуск, чтобы повидаться с мамой. Получив всего двое суток отпуска и купив подарок матери, Алексей отправляется в путь. В дороге солдату встречаются и хорошие, и плохие люди; Алёша помогает обрести семейное счастье отчаявшемуся инвалиду войны (Е. Урбанский) и встречает девушку Шуру (Ж. Прохоренко), с которой переживает, быть может, свою первую, едва зародившуюся любовь. В конце концов на встречу с мамой у Алексея остаётся всего несколько минут. Обняв её и пообещав: «Я вернусь, мама!», солдат отправляется в обратную дорогу на фронт. Авторы фильма с самого начала не скрывают, что обещанию Алексея не суждено было сбыться. А мать и по сей день ходит на ту дорогу, откуда она когда-то провожала сына на фронт…

Режиссер Григорий Чухрай заметил однажды в интервью: "Я решил сделать фильм о том, что случается, когда мир теряет одного единственного человека".

Особенности экранизации

Действие фильма протекает в 1942-м году, но герои носят погоны, введённые в Советской Армии в 1943-м году. Режиссёр Григорий Чухрай сделал это специально. Он рассчитывал, что фильм будет в прокате в Европе, где уже сформировался образ советского солдата в погонах, и не хотел этот образ ломать.

Съёмочная группа

Автор сценария: Валентин Ежов, Григорий Чухрай 
Режиссёр: Григорий Чухрай 
Оператор: Владимир Николаев, Эра Савельева 
Художник: Борис Немечек 
Композитор: Михаил Зив 
Монтажёр: Мария Тимофеева

В ролях

Владимир Ивашов — рядовой Алёша Скворцов 
Жанна Прохоренко — Шура 
Антонина Максимова — мать Алёши 
Нина Меньшикова — телеграфистка 
Николай Крючков — генерал 
Эльза Леждей — жена Васи-инвалида 
Валентина Телегина — пожилая женщина-шофёр 
Евгений Урбанский — Вася-инвалид 
Геннадий Юхтин — Сергей Павлов 
Мария Кремнева — Елизавета Петровна, жена Павлова 
Владимир Покровский — Василий Егорович, отец Сергея Павлова 
Георгий Юматов — солдат с передовой 
Евгений Тетерин — лейтенант 
Александр Кузнецов — часовой Гаврилкин 
Леонид Чубаров — старшина Мосько 
Валентин Брылеев — солдат 
Валентин Абрамов — солдат-балагур 
Владимир Кашпур — рябой солдат 
Николай Сморчков — солдат на переправе 
Михаил Дадыко — попутчик Алёши 
Пётр Кирюткин — попутчик Алёши 
Раднэр Муратов — попутчик Алёши 
Александра Данилова — деревенская женщина 
Валентина Ананьина — деревенская женщина 
Елена Вольская — деревенская женщина 
Любовь Соколова — женщина на рынке 
Зоя Исаева — проводница 
Екатерина Савинова — проводница 
Марина Гаврилко — беженка в поезде 
Семён Свашенко — старик в поезде 
Алексей Бахарь — шофёр 
Алевтина Румянцева — девушка с ведром 
Вера Бурлакова — женщина с младенцем 
Евгений Евстигнеев — водитель грузовика 
Лев Борисов — эпизод 
Всеволод Санаев — эпизод 
В. Маркова — Зоя

Награды и признание

Первая премия, Премия кинокритики, Первая премия за режиссуру Григорию Чухраю на Всесоюзном кинофестивале в 1960 году.

Приз «Варшавская сирена», Приз «Злата качка» Григорию Чухраю на Международном кинофестивале в Варшаве в 1960 году.

Приз за лучший фильм для молодежи Григорию Чухраю на Международном кинофестивале в Канне в 1960 году.

Большой приз за режиссуру Григорию Чухраю на Международном кинофестивале в Лондоне в 1960 году.

Приз «Серебряная лента» и Почетный диплом Григорию Чухраю на Международном кинофестивале в Милане в 1960 году.

Гран-при «Золотые ворота» и Приз лучшему режиссеру Григорию Чухраю на Международном кинофестивале в Сан-Франциско в 1960 году.

Серебряная медаль за режиссуру Григорию Чухраю на Международном кинофестивале в Тегеране в 1960 году.

Большая премия Григорию Чухраю на Международном кинофестивале трудящихся в ЧССР в 1960 году.

Премия «Давид Донателло» Григорию Чухраю.

Премия «Сан Винсент» Владимиру Ивашову.

Ленинская премия Григорию Чухраю и за лучший сценарий Валентину Ежову в 1961 году.

«Приз Халиско» и Приз «Серебряное сомбреро» Григорию Чухраю на Международном кинофестивале в Мехико в 1961 году.

Почетный диплом лучшему зарубежному актеру в фильмах сезона в Афинах Владимиру Ивашову в 1961 году.

«Золотой лавровый венок» Фонда Дэвида Оливера Селзника «За высокое гуманистическое содержание» Григорию Чухраю в 1962 году.

Приз Ассоциации продюсеров США «Золотой лавр».

В Америке, Японии, Афинах - лучший фильм сезона 1960-1961 гг.

Номинация на Премию Оскар-1962 за Лучший сценарист (оригинальный сценарий) — Григорий Чухрай, Валентин Ежов

Приз за лучшую программу (Григорий Чухрай) и Первый приз за фильм для молодежи на Каннском кинофестивале в 1960 году

Критика

«Это один из лучших фильмов о Великой Отечественной войне - добрый, очень светлый и при этом пронзительно-грустный. 19-летний русский солдат Алеша Скворцов совершает подвиг на поле боя. Случайно попавшееся ему на глаза противотанковое ружье не только спасает ему жизнь, но и дает возможность подбить несколько машин противника. Бойца вызывают в командный блиндаж и обещают ему орден, но вчерашний школьник, мальчишка со светлым лицом и детским взглядом отказывается от почетной награды и просит взамен отпустить его в отпуск - повидаться с мамой. И теперь перед Алешей лежит дорога на родину, в свое село. Несколько дней без войны. Несколько дней на пути к дому. Он так и останется для на 19-летним юношей. Героем, отказавшимся от ордена ради того, чтобы в последний раз обнять маму. Эшелоны, станции, встречи с людьми, первая пылкая любовь, расставания и потери - круговерть событий, подхватила солдата в тылу. По пути в родную деревню он помогает девушке спрятаться в вагоне и проехать до нужной ей станции. Эта девушка, Шура, останется его первой и единственной любовью. На всю жизнь до конца. А до конца оставалось несколько часов. Лишь на несколько секунд успевает он увидеть мать, коротко обнять ее и скрыться в облаке пыли, оставив после себя лишь надорванное сердце и реки невыплаканных слез… Картина режиссера Григория Чухрая обошла экраны всего мира и снискала широкое признание публики» (Зоркая Н.М.).

«Лишенная героического пафоса, лирическая драма Григория Чухрая "Баллада о солдате" завоевала зрительские сердца трогательной историей рядового Алеши Скворцова, "со страху" подбившего два немецких танка и получившего в награду короткий отпуск. Дорога на побывку к матери, мимолетные встречи, первая влюбленность… Скромный черно-белый фильм, лишенный изобразительной стильности цветного режиссерского дебюта Чухрая /"Сорок первый"/, на рубеже 60-х произвел фурор на крупнейших международных фестивалях, покоряя авторитетные жюри и зрителей всего мира добротой и человечностью. Говорят, что роль Скворцова сначала досталась другому актеру, но Григорий Чухрай вовремя понял, что его аристократическая внешность , так точно подходившая для роли офицера добровольческой армии, не совпадает с образом наивного деревенского парня. Алешу сыграл дебютант Владимир Ивашов, сразу ставший для многих своего рода символом "простого русского солдата". Прекрасно играет в "Балладе…" и Евгений Урбанский. Всего на несколько минут появляется на экране его герой - фронтовик, вышедший из госпиталя инвалидом. Однако притягательная сила актерской личности настолько велика, что он запоминается гораздо сильнее главных персонажей многих лент о войне» (Александр Федоров).

«Баллада о солдате» – что слышится в этом названии? Это как бы необыкновенный рассказ об обыкновенном. Ибо баллада – повествование романтическое. А солдат – понятие рядовое. Вот их сколько – солдат. Но этого звали Алёша. Алёша Скворцов. Он единственный. И это известно всем. Из классических наших военных фильмов «Баллада о солдате» – самая светлая. Алёша Скворцов – счастливый человек. У него отпуск посреди войны. И не по ранению, а за то, что подбил два танка. Он добирается домой повидать мать. Конечно, он счастлив, он ведь не знает, что его зароют в шар земной. Перед ним огромная, бесконечная жизнь. Шесть дней без войны. Он девятнадцатилетний навеки. Это мы, живые, несчастны, что его нет с нами. Григорий Чухрай начал войну, находясь на действительной службе, и вынес её на своих плечах. Победу встретил в госпитале, а во ВГИК пришёл в шинели, которую продал в одну из тяжёлых минут хронического безденежья. Фильм Григория Чухрая – портрет поколения. Память о тех, кто с войны не вернулся. Память о миллионах солдат, которые были единственными. Алёша Скворцов, строго говоря, – идеальный герой. По биографии это простой крестьянский парень из русской глубинки. Но вглядитесь в него – похож этот юноша на деревенского парня? Да ничуть. Это скорее принц. Светлый отрок. Или тот самый «милый» из русских песен, который всегда лучше всех. А как зовут его? Алёша. Звучит как мягкий сумеречный шёпот. А фамилия у него какая? Скворцов. Он – птица весенняя. А что он делает всё экранное время? Да он просто всем в помощь. Он защитник, заступник, он не бросит, он поможет, он отведёт беду. Алёша Скворцов – символ русского народа. И вместе с тем он – живой. Он искренний, естественный. Доверие к нему тёплое. Настоящее. Сквозной мотив «Баллады» – встреча Алёши и Шурки. Это вершина фильма. Взлёт его щемящего чувства несбывшейся жизни. Чувству этому не отпущено времени. И потому, не имея протяжённости, оно сразу взмывает в высоту. «Баллада о солдате» – классический фильм о войне, фильм своего времени, когда стиль был выражением нравственного, а потому поэтического мироощущения. Это сознание, которое остаётся романтическим, не отворачиваясь от правды» (Людмила Донец, “Литературная газета”, №19, 2005).

«Баллада о солдате» Григория Чухрая — один из лучших советских фильмов о войне. Обошедший экраны мира, отмеченный многочисленными премиями и наградами, он стал классикой киноискусства.

Герой картины — юный солдат Алеша Скворцов, отпущенный на краткую побывку домой, успевает лишь обнять свою мать, так как тратит все свое время в пути на помощь и поддержку людей, ему доселе незнакомых.

Режиссер Григорий Чухрай — фронтовик. Он защищал Сталинград, был несколько раз ранен. «По всем дорогам войны, — говорил он, — осталось много дорогих моему сердцу людей. Это были мои сверстники, которые тоже прямо со школьной скамьи пошли воевать, но им не суждено было вернуться домой. Естественно, что во мне все эти годы зрело неодолимое желание рассказать об этих людях, об их короткой, но славной судьбе».

После войны Чухрай окончил ВГИК, снял фильм «Сорок первый» по рассказу Б. Лавренева. Однако студенческая мечта поставить картину об отпускном солдате не оставляла его.

Счастливый случай свел Чухрая с Валентином Ежовым, человеком с интересной и сложной судьбой. Общий язык нашелся у них сразу. Ежов, как и Чухрай, ушел на фронт после школьной скамьи. Служил в морской авиации, а после войны окончил сценарный факультет ВГИКа (класс А. Довженко).

«И ему и мне хотелось рассказать о нашем сверстнике, герое — солдате, отдавшем жизнь за Родину, — без громких фраз, просто, грустно и честно, — подчеркивал Чухрай. — Мы не стремились воздвигать ему монумент. Мы хотели рассказать о нем простыми человеческими словами, ибо сам он был человеком скромным и не любил громких фраз. Оба мы были в этой войне солдатами и знали, что победили в ней не сверхчеловеки, а люди. В этом мы видели величие нашей победы. Таких героев, как Скворцов, мы встречали на фронте. Им так же, как другим, было страшно, больно и трудно, но, вопреки всему этому, они выполнили свой долг, ибо чувство человеческого достоинства, чувство любви к людям оказалось в них сильнее страха и самой смерти».

Работали Чухрай с Ежовым так. Сперва оговаривались сцены и эпизоды. Затем каждый выбирал себе то, что ему нравилось. Эпизод, написанный Ежовым, передавался для правки Чухраю. И наоборот.

Первоначально много внимания уделялось теме героического советского тыла. Действие переносилось в новый, выстроенный перед войною цех завода, его не успели остеклить, подвести под крышу; дуют ветры, с неба валит снег, но станки гудят. Голодные, иззябшие женщины и подростки бессонно работают.

Скворцову встречались и счастливые, и терпящие бедствия, он помогал людям, но и люди не раз выручали его из беды. Алеша и Шура еще не сознавали своего чувства, окружающие догадывались об этом быстрее и старались помочь юной трогательной любви, зародившейся в столь тяжелое время.

Первоначально Шурка погибала в разбомбленном городе. Заменивший его позже эпизод расставания Алеши с девушкой на перроне получился менее эффектным, но для сценария он представлял большую ценность. Шурка оставалась жива, а с ней сохранялась, продолжала жить и память об Алеше.

Однако первый вариант сценария, написанный Валентином Ежовым на основе заявки, не удовлетворил студию.

Новый вариант, представленный на рассмотрение в середине января 1958 года (на титульном листе помечено: «режиссерская консультация Г.Н. Чухрая»), означал серьезный шаг вперед. Появились сцены и отдельные подробности, составившие украшение фильма. Но ко многому, придуманному на этой стадии, авторы вскоре охладели. Предполагалось, например, что фильм будет обрамлен песней о комсомольской юности, которая совпала с войной, и завершится кадрами поднявшихся в атаку солдат — среди них мелькнет в последний раз Алеша… Тематический состав сценария в значительной степени определялся словами героя картины: «Нет, я злой! Я ненавижу всех, кто приносит горе. С ними надо бороться. И не только с фашистами, а со всеми, кто обижает людей».

Но и на этот раз у художественного совета студии нашлись замечания.

Только после новых двукратных переделок и перекомпоновки всего материала Чухрай смог в середине июня 1958 года приступить к написанию режиссерского сценария, а в августе фильм запустили в производство. На главные роли были выбраны Олег Стриженов и Лилия Алешникова.

На третий день съемок, работая над эпизодом, где Алексей мечется по шоссе, пытаясь остановить какой-нибудь грузовик, Григорий Чухрай был сбит машиной и с тяжелым множественным переломом костей четыре месяца пролежал в гипсе. За это время актеры разбрелись по другим картинам. Чухраю хотелось бросить все и заняться чем-нибудь другим. Но, выйдя из больницы, он стал сколачивать новый коллектив, и нашел других, гораздо более достоверных исполнителей на две главные роли.

Чухрай признавался, что процесс подбора актеров проходил для него мучительно трудно. «Мы просмотрели множество актеров, среди которых были люди очень талантливые, но ни на одном из них я не мог остановиться — не складывался ансамбль. Каждый день я составлял новые комбинации, "проигрывал" весь фильм с начала до конца. Коллеги открыто выражали недовольство моей нерешительностью: срывался план запуска фильма в производство. Но я ничего не мог с собой поделать. Положение, казалось, было безвыходным».

Сомневались в актерах, и прежде всего в Жанне Прохоренко (Шура) и Володе Ивашове (Алеша). Справятся ли они со своими ролями? Ведь ни Ивашов, ни Прохоренко тогда еще не были артистами.

Володя — москвич, учился на втором курсе ВГИКа в актерской мастерской Григория Михайловича Козинцева. Ему пришлось прервать учебу, взять академический отпуск.

Жанна была студенткой театрального училища МХАТ и пришла на «Мосфильм» пробоваться на небольшую роль в картоне «Песня о Кольцове». Ее не утвердили. Но ее фотопробы увидел Чухрай.

У Ивашова и Прохоренко не было ни опыта, ни мастерства, а играть им предстояло очень большие и сложные роли. Но произойти чудо: молодые артисты принесли с собой на экран обаяние юности и красоты и настолько «вписались» в фильм — русская девочка с распущенной косой и родниковыми глазами и долговязый паренек с по-детски припухшими губами, — что представить себе «Балладу» с другими исполнителями просто невозможно.

Володя Ивашов войны не знал и от фашистского танка, преследовавшего безоружного мальчишку-связиста, не бегал. Но в те дни он буквально жил Алешей Скворцовым — его тревогами и радостями, встречами и расставаниями, надеждами и болью.

Работал Володя много, напряженно, репетировал с режиссером даже по выходным, когда на студии оставались лишь сторожа да пожарники. Ивашов безгранично верил советам Григория Чухрая, внимательно вслушивался в его рассказы о войне, пытаясь вновь и вновь «примерить на себя» судьбу и характер своего ровесника с передовой. Это был тяжкий, но счастливый труд души, абсолютное вживание в образ. Потому, наверное, Ивашов и назвал своего первенца в честь героя «Баллады…» — Алешей.

У Шурочки — Прохоренко мало слов. Она в основном молчит. Паузы, молчаливые крупные планы Жанны — лучшее, что она продемонстрировала в этой работе. Внимательно смотрит, копит впечатления, вбирает их в свою душу и, при сдержанности выражений, передает огромную и страстную доброту своей героини. Жанна Прохоренко с удивительной силой раскрывает стремление Шурки навстречу неведомому чувству любви.

Незабываемый образ создал в этом фильме и Евгений Урбанский, сыгравший роль инвалида. Актер поднялся в этой роли до больших трагедийных высот, потрясая глубиной человеческого переживания.

Сомневались, что Урбанский согласится сыграть инвалида. После того как он блестяще справился с главной ролью Губанова в «Коммунисте», ему предлагали второстепенную роль, почти эпизод. К тому же было ощущение, что эпизод этот в сценарии не совсем удался. Ежов и Чухрай переделывали его много раз. К счастью, Урбанский сказал: «По-моему, это моя работа. Только, пожалуйста, если можно, без проб».

…Снималась сцена на привокзальной почте, куда инвалид зашел, чтобы послать телеграмму домой. Володя Ивашов и актриса Нина Меньшикова, играющая телеграфистку, были уже на месте, им поправляли грим. В глубине павильона Урбанский с помощью костюмера и ассистента надевал на согнутую в колене ногу специальное приспособление. Ему надо было играть одноногого.

Приступили к репетиции. Волнение Урбанского сразу передалось Ивашову, в репликах которого появились правдивые нотки. Тонкая актриса Нина Меньшикова поддалась этому чувству, и вот уже она с полными слез глазами кричит инвалиду, протянувшему ей телеграмму: «Это подло! Подло!» — и плачет, закрыв лицо руками. Начинаются съемки. Один дубль, второй, третий… Урбанский увлечен: «Пожалуйста, еще один дубль!.. У меня реплика не получилась. Ее надо говорить не так…»

Многие образы людей в «Балладе о солдате» воспринимаются как частица большого целого, всего народа, предстают как штрих в большом коллективном портрете.

Строгий уставший генерал, каким его играет Н. Крючков, — пожилой, немногословный человек, с доброй и горькой отцовской улыбкой, ненавидящий войну и вынужденный воевать. Улыбчивый солдат (Г. Юхтин), душа фронта, парень, чем-то похожий на Васю Теркина. Женщина на телеграфе (Н. Меньшикова) — одна из тысяч и тысяч, ждавших своих мужей, веривших в их возвращение и, может быть, спасавших их своей верой. Женщина-шофер (В. Телегина). Измученная, не спавшая двое суток, она еще находит ласковое слово для Алеши. Она из тех женщин, что вынесли на своих плечах всю тяжесть разлуки с сыновьями, всю тяжесть тыла.

Что касается образа матери Алеши (А. Максимова), то он гораздо более других несет в себе элемент обобщения, становится символом матери. Катерина — русская крестьянка, успевшая лишь на минуту увидеть и обнять сына-солдата, прибывшего в свой пятиминутный отпуск. Увидеть, обнять и потерять навсегда. Мы не узнаем о Катерине подробностей, но узнаем про ее жизнь самое главное, что это мать, отдавшая войне сына.

Она успокаивает сына: «Ты не думай, я все выдержу, все перенесу… а тебя дождусь… отца не дождалась, а тебя дождусь». Грузовик с Алешей удаляется по бесконечной, беспощадной дороге. Мать смотрит вслед полными слез и боли глазами…

Эпизод прощания Алеши с матерью получился как-то сразу, легко и хорошо. Чухрай вспоминал: «Едва артистка Антонина Максимова появилась на съемочной площадке, я сразу почувствовал, что она так тонко и глубоко понимает роль, что моя задача — не мешать ей, не нарушать ее представление об образе. В этих сценах я главное внимание уделял ее партнеру. Должен сказать, что волнение артистки передавалось всем окружающим».

Сейчас это кажется удивительным, но «Баллада о солдате» на всем своем пути, от зарождения замысла до выпуска в свет, встречала немало противников. «Наш фильм, — заметил однажды Чухрай, — рождался не под аплодисменты…» Сценарий, а затем фильм объявляли то пессимистическим, то мелкотемным, то очернительским и даже подрывающим авторитет и славу Советской армии.

Съемки неоднократно приостанавливались. Многие на студии вообще сомневались в успехе картины. История Алеши и Шуры казалась незначащей, сомневались в необходимости ряда сцен. Например, стоит ли показывать неверную жену или Алешу, бьющего по лицу вымогателя Гаврилина? Не скажется ли это отрицательно на воспитании молодежи?

Некоторые товарищи требовали переделки финала. «У вас такой хороший герой, — говорили они, — зритель его полюбил и желает ему счастья, а вы его убиваете… Зачем вам понадобилось убивать положительного героя? И зачем вам нужно печалить наших советских людей?»

Это потом напишут, что несмотря на трагический конец «Баллада о солдате» — удивительно светлый фильм. Алеша Скворцов отдает жизнь за свой народ — и в этом величайший оптимизм, ибо народ, родивший такого героя, бессмертен.

В конце 1959 года, после ряда поправок и сокращений, картина вышла на экран. «Баллада о солдате», сперва недооцененная прокатчиками, постепенно дошла до миллионов зрителей, получила широкое признание. Валентину Ежову и Григорию Чухраю была присуждена Ленинская премия.

За пределами страны «Баллада о солдате» была показана на Каннском фестивале в мае 1960 года, где разделила с «Дамой с собачкой» И. Хейфица специальную премию жюри — «За высокий гуманизм и превосходное художественное качество».

Английский режиссер Тони Ричардсон отметил: «Такие произведения, как "Баллада о солдате", это именно то, что я называю поэзией». Французский актер Бурвиль причислил картину Чухрая к лучшему, что он видел на экране.

Совершив триумфальное шествие по экранам мира, «Баллада о солдате» завоевала 100 международных наград: премию за режиссуру на кинофестивале в Сан-Франциско; приз «Давид Донателло» за лучший иностранный фильм в Италии; главный приз Лондонского фестиваля. В. Ежов и Г. Чухрай удостоились номинации на премию «Оскар» по категории «Лучший оригинальный сценарий».

http://100filmov.info

Смотрите фильм

В поддержку патриотического кино. Советуем посмотреть:

Никто, кроме нас

Отец солдата

 

 

 

Другие новости и статьи

« Отец солдата

Новейшая подлодка «Новороссийск» способна потопить целую группу боевых кораблей »

Запись создана: Вторник, 3 Февраль 2015 в 9:24 и находится в рубриках Новости, О патриотизме в России.

метки: , , , , , , , ,

Темы Обозника:

COVID-19 В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение вуз выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение оружие офицер охрана патриотизм пенсии пенсия подготовка право призыв продовольствие расквартирование реформа русь сердюков служба сталин строительство управление учеба финансы флот экономика

А Вы как думаете?  

Комментарии для сайта Cackle

СМИ "Обозник"

Эл №ФС77-45222 от 26 мая 2011 года

info@oboznik.ru

Самое важное

Подпишитесь на самое интересное

Социальные сети

Общение с друзьями

   Яндекс.Метрика