21 Январь 2019

Высокая цена «Дороги Победы»

oboznik.ru - Высокая цена «Дороги Победы»
#блокада#Ленинград#война#блокадаленинграда#ВОВ

Они работали днем и ночью, невзирая на мороз и вражеские обстрелы. Блокадникам требовалось продовольствие, а фронту — оружие и боеприпасы. 5 февраля 1943 года появилась железная дорога, связавшая осажденный Ленинград с Большой Землей. Трасса, вошедшая в историю как Дорога Победы, была построена всего за 17 дней.

После прорыва блокады Ленинграда появилась возможность связать осажденный город с Большой землей по суше. Необходимо было построить новую железнодорожную трассу, которая соединит внутреннюю сеть дорог с внешней.

Кроме того, было очевидно, что, если не предпринять никаких действий, не использовать отвоеванный у немцев клочок земли, враг попытается снова сомкнуть кольцо блокады.

Необходимо было оперативно провести перегруппировку войск, подтянуть технику и боеприпасы, а также обеспечить жителей Ленинграда продовольствием.

По решению Государственного комитета обороны, 22 января 1943 года началось строительство новой железной дороги Шлиссельбург — Поляны протяженностью 33 километра с ледовой эстакадой через Неву.

Одновременно с запада и с востока к работе приступили около пяти тысяч человек: геодезисты, железнодорожники, военные.

Задача была архисложной. Во-первых, болотистая и пересеченная местность была очень неудобной для строительства железной дороги. Во-вторых, отсутствие дорог осложняло доставку необходимых материалов. В-третьих, торфяники находились в непосредственной близости с линией фронта — в 5–6, а местами в 3–4 км. Работа велась под постоянными артиллерийскими и минометными обстрелами.

Ежедневно рабочие рисковали жизнью, возводили вновь то, что было разрушено неприятелем, и двигались вперед. В условиях суровой зимы строители таскали тяжелые мешки с грунтом, рубили деревья, изготавливали шпалы и рельсы.

Грунта поблизости не было. Стали прокладывать дорогу от карьера к насыпи. — вспоминал командир железнодорожного батальона майор Ященко. — Снег по пояс, мороз, а под снегом вода хлюпает. Машинам не пройти. (…) Дня не хватало, люди работали ночью.

Параллельно с прокладкой рельсового пути началось сооружение временного низководного моста через Неву. Для выбора места строительства были изучены городские архивы по реке, а также документы Балтийского пароходства. В результате удалось найти место, где максимальная глубина реки достигает 6 м. Строить переправу поручили метростроевцам, на помощь которым из Ленинграда прибыло более двух тысяч блокадников.

Так, 5 февраля 1943 года, всего через 17 дней после начала стройки, путейцы и мостовики западного и восточного участков трассы новой железнодорожной линии встретились.

Дорога, вошедшая в историю как Дорога Победа, получила жизнь.

Уже 7 февраля ленинградцы на Финляндском вокзале с ликованием встретили первый поезд с продовольствием. Состав с Большой земли привел старший машинист депо Волховстрой И.П.Пироженко.

Позднее, также опережая сроки, был построен постоянный мост через Неву, а низководную переправу стали использовать как резервный путь.

За доставку грузов приходилось платить высокую цену. Немцы, засевшие на Синявинских высотах, постоянно обстреливали поезда из пушек и минометов.

Гибель машинистов, уничтожение груза, разрушения железнодорожного полотна были обычным делом.

Для конспирации составы двигались только ночью, а чтобы обеспечить город всем необходимым, следовали один за другим.

«Ведя состав, машинист должен был неотрывно следить за всем происходящим впереди, чтобы не врезаться в хвост впереди идущего поезда. В то же время от него требовалось пристальное наблюдение за состоянием топки, котла, за работой всех механизмов локомотива. — писал в воспоминаниях заместитель начальника службы движения А.К.Угрюмов. — Отопление локомотива нельзя было резко форсировать применением искусственных способов усиления тяги, так как при этом неизбежно вырывался огонь из трубы, и тем самым обнаруживалось движение перед наблюдателями противника».

Машинист В.М.Елисеев говорил, что каждый рейс по Дороге Победы — это игра со смертью. И это не было преувеличением.

За период эксплуатации Шлиссельбургской трассы — до 10 марта 1944 года — погибло 110 человек, еще 175 было ранено.

Железнодорожники называли трассу «Дорогой смерти».

Но именно по ней в Ленинград привозили основную часть грузов и эвакуировали обессиленных блокадников. Благодаря ей стало возможным обеспечить город продовольствием и снабдить армию достаточным снаряжение и боеприпасами. Дорога смерти, или Дорога Победы, позволила войскам Ленинградского фронта перейти в наступление и освободить многострадальный осажденный город.

Источник: defendingrussia.ru

См.также:

Дорога Победы шла через коридор смерти

Ленинградская блокадная статистика

День снятия блокады города Ленинграда

Умирали, чтобы жить, падали, чтобы стоять, воевали, чтобы победить…

Кольцо смерти и Дорога жизни

ППС-43 – оружие, пробившее блокаду Ленинграда

Другие новости и статьи

« Население Ленинграда и войска, защищавшие его, с нетерпением ждали, когда наступит день решающего удара по врагу и освобождения города от блокады

Ленинград в блокадном кольце: отвага защитников и мужество жителей »

Запись создана: Понедельник, 21 Январь 2019 в 2:40 и находится в рубриках Вторая мировая война, Транспорт.

метки: ,

Темы Обозника:

В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение вуз выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение оружие офицер охрана патриот патриотизм пенсии пенсия подготовка право призыв продовольствие расквартирование реформа русь сердюков служба сталин строительство управление учеба финансы флот экономика

А Вы как думаете?  

Комментарии для сайта Cackle

СМИ "Обозник"

Эл №ФС77-45222 от 26 мая 2011 года

info@oboznik.ru

Самое важное

Подпишитесь на самое интересное

Социальные сети

Общение с друзьями

   Яндекс.Метрика