22 Июнь 2019

Становление института младших командиров в Российской армии (историческая ретроспектива)

oboznik.ru - Становление института младших командиров в Российской армии (историческая ретроспектива)
#командир#армия#сержант

В статье раскрываются основные этапы формирования и развития системы комппектования русской армии младшим командным составом. Анализируются особенности подготовки унтер-офицеров на протяжении XIX начала XX вв., выдвигаются предложения, направленные на укрепление института сержантов Вооруженных сил России.

The article contains the description of basic stages of forming and development of the Russian army manning with noncommissioned officers. The peculiarities of the non-commissioned officers training in the 19*n the early 20*п centuries are analyzed. The suggestions on resolving the problem of strengthening of non-commissioned officers’ institution in the Russian Armed Forces are formulated in the article. Ключевые слова: русская армия, унтер-офицеры, младшие командиры, сержанты, комплектование, учебные команды, подготовка; Russian Armed Forces, non-commissioned officers, sergeants, manning, training units, training.

Без армии нет государства. Без младших командиров нет армии. Именно они являются тем краеугольным камнем, на котором держится все дело обучения и воспитания военнослужащих рядового состава, поддержания уставного порядка и воинской дисциплины. В условиях современного строительства Вооруженных сил России важно не растерять опыт, накопленный командованием русской армии по подготовке унтер-офицеров, и найти ему достойное место в процессе обучения и воспитания младшего командного состава. Формирование системы комплектования русской армии унтерофицерскими кадрами представляло собой сложный и длительный процесс. По условиям проведения и содержанию его реформирования можно выделить несколько этапов.

Первый этап охватывал периоде 1716 по 1807 г. Основным его содержанием явилась работа по определению места и роли младших командиров в армии, подготовке военно-законодательных основ организации их службы, а также определение источников комплектования. Второй этап (1808—1962 гг.) характеризовался коренными изменениями в системе подготовки унтер-офицерских кадров, приведением ее в соответствие с общим состоянием вооруженных сил на новом этапе их развития. В рамках третьего этапа (1863— 1905 гг.) под руководством военных министров России Д.А. Милютина (1863-1881), П.С. Ванновского (1881-1898) и А.Н. Куропаткина (1898-1904) была продолжена работа по совершенствованию системы подготовки унтер-офицеров с учетом опыта деятельности учебных команд.

Преобразования в школе унтер-офицеров на этом этапе в целом имели поступательный характер, проводились в направлении развития принятой в начале реформ концепции. В результате проведенных преобразований к началу XX в. в русской армии сложилась цельная система подготовки унтер-офицеров, которая без существенных изменений функционировала вплоть до начала Первой мировой войны. Институт унтер-офицеров в русской армии существовал с 1716 по 1917 г. Российский император Петр I считал, что «сержант столь великой важности, что вся целость и исправность службы от него зависит». В начале XX в., оценивая роль младших командиров в армии, военный министр России А.Ф. Редигер подчеркивал, что «часть может быть хороша лишь при хорошем составе унтер-офицеров; при отсутствии же этого условия все старания высших начальников могут остаться тщетными». Маршал Советского Союза Г.К. Жуков отмечал, что «без хороших сержантов не может быть и хороших подразделений». В начале создания регулярной русской армии унтер-офицеры выдвигались из общей массы солдат. Младшими командирами становились, как правило, отличившиеся в сражениях старослужащие солдаты или дворяне, поступившие на службу рядовыми. Но затем Петр I учредил ряд специальных военных школ. В 1721 г. были открыты гарнизонные школы, готовившие унтер-офицеров. Всего таких школ в армии насчитывалось около 50. Кроме того, дети дворян, прежде чем стать офицерами, несколько лет несли службу солдатами, а затем унтер-офицерами, для того чтобы знать службу «с фундамента солдатского дела».

С низу до верху прошли по служебной лестнице генералиссимус А.В. Суворов, генерал-фельдмаршалы М.Б. Барклай-де-Толли и М.И. Кутузов. Во второй половине XVIII столетия подготовка младшего командного состава потребовала более пристального внимания военного ведомства. С развитием военного дела к знаниям младших командиров стали предъявляться более высокие требования. Кроме того, армия нуждалась в собственных младших специалистах лекарского, хозяйственного и др. профилей. В начале XIX в. в связи с увеличением численности армии резко возросла потребность в унтер-офицерах. Ведь именно на них лежала основная тяжесть по оказанию помощи командиру роты в обучении новобранцев, в поддержании внутреннего порядка в частях. По уставу унтер-офицерам вверялись первоначальное обучение солдат, постоянный и бдительный надзор за нижними чинами, наблюдение за внутренним порядком в роте.

С целью комплектования армейских полков подготовленными унтер-офицерами были сформированы учебные гренадерские батальоны, кавалерийский эскадрон и артиллерийские роты. Так, в 1808 г. в России был сформирован 1-й учебный гренадерский батальон, «чтобы с лучшей удобностью снабжать армейские полки исправными унтер-офицерами». В 1809 г. формируется 2-й учебный гренадерский батальон. Цель учреждения в 1811 г. 3-го батальона состояла в том, «чтобы подготовить унтер-офицеров в губернские батальоны с целью обучения и приготовления новобранцев»5. Для подготовки унтер-офицеров в кавалерийские полки был учрежден учебный кавалерийский эскадрон, а в артиллерии — две учебные роты. Комплектование батальонов и учебных рот проводилось главным образом из числа так называемых кантонистов — солдатских детей и воспитанников военно-сиротских отделений. В 1826 г. из кантонистов были сформированы четыре учебных карабинерных полка для пехоты, учебный эскадрон для кавалерии, учебный саперный батальон для инженерных войск, учебная артиллерийская бригада для артиллерии, 48 эскадронов и 6 батарей для комплектования полков, расположенных в военных поселениях округов.

В этих учебных подразделениях кантонисты получали основательную боевую, строевую и специальную подготовку. При гвардейских частях были свои особые школы кантонистов для подготовки унтер-офицеров и фсйсрверксров и каптенармусов. Они состояли при 12 пехотных полках (до 800 чел.), при 9 кавалерийских дивизиях (около 300 чел.), в гвардейской артиллерии и у саперов (до 100 чел.). Однако анализ архивных документов позволяет сделать вывод о том, что к середине XIX в. учебные батальоны и полки армии уже не обеспечивали подготовку потребного числа младших командиров, так как в год выпускалось чуть более 1000 чел.

В войсках по-прежнему широко практиковалось производство в унтер-офицеры без предварительной учебной подготовки. Поражение России в Крымской войне ускорило проведение преобразований в области подготовки унтер-офицеров. В 1856 г. вышел манифест Александра II, в соответствии с которым кантонисты выводились из состава военного ведомства. Взамен учебных подразделений кантонистов были открыты 22 училища, которые организационно подчинялись образованному в составе военного ведомства управлению. 14 июня 1858 г. были утверждены положение, штаты и табели об этих училищах. Военное министерство попыталось превратить училища, созданные на базе кантонистских заведений, в основной источник получения кадров унтер-офицеров. В каждом из них насчитывалось от 150 до 800 учащихся, а всего в них обучалось до 10 000 воспитанников. Училища военного ведомства по предназначению разделялись на 3 разряда.

Все выпускники училищ должны были отслужить в войсках обязательные сроки: 10—12 лет. Таким образом, с 1858 по 1866 г. руководство русской армии осуществляло подготовку основных специалистов на строевые и нестроевые унтер-офицерские должности в училищах военного ведомства. Реформа армии, особенно в области боевой подготовки войск и создания обученного резерва, поставила со всей остротой вопрос о более совершенной подготовке унтер-офицерских кадров.

От младших командиров всех рангов требовались глубокие знания и умение поставить боевую подготовку. В 60-е годы XIX в. в системе комплектования унтер-офицеров наступил следующий этап. Корпус унтер-офицеров российских войск стал пополняться за счет: 1) поступивших добровольно на военную службу; 2) выпускников из военно-учебных заведений; 3) рядовых, подготовленных в войсках. В целях дальнейшего развития системы подготовки унтер-офицерских кадров в 1867 г. военным ведомством была утверждена Инструкция для специального образования в войсках строевых нижних чинов.

Было принято решение о создании полковых учебных команд. Важнейшей задачей создаваемых учебных команд являлась подготовка высококвалифицированных унтер-офицеров, способных выполнять различные служебные обязанности, ответственных за свои подразделения в мирное и военное время, в казармах, в карауле и даже в отдельных командировках. Для поступления в эти команды ротные, эскадронные и батарейные командиры отбирали 4—5 лучших солдат своего подразделения со сроком службы не менее одного года, отличавшихся высокой нравственностью, способностями к военной службе, волевыми качествами и хорошим физическим развитием. Срок обучения устанавливался в два года. С целях организации оптимальной подготовки нижних чинов учебная команда делилась на два отделения — младшее и старшее.

Таким образом, инструкция 1867 г. ввела в практику войск новую систему подготовки унтер-офицеров. В период с 1867 по 1874 г. все меры, указанные в инструкции, были направлены на обеспечение эффективной работы учебных команд, обязанных поставлять в подразделения армии грамотных унтер-офицеров со служебностроевыми навыками. С середины 70-х гг. XIX в., когда комплектование армии стало производиться на основе всеобщей воинской повинности, требования к организации учебного процесса унтер-офицеров повысились. Следует учесть, что произошло фактическое расширение круга обязанностей унтер-офицеров. В целях соответствия уровню подготовки унтер-офицерских кадров новым условиям были уточнены требования как к кандидатам на должность унтер-офицеров, так и к выпускникам учебных команд. Эти обстоятельства и явились основной причиной утверждения в феврале 1875 г. нового Положения о приготовлении рядовых к унтер-офицерскому званию.

С утверждением данного положения были повышены требования к поступающим в учебные команды, разработаны программы обучения, формы контроля и анализа учебных занятий. С 1877 г. они были учреждены при каждом пехотном, кавалерийском и казачьем полке. За год пребывания в учебных командах солдаты должны были основательно усвоить все, что впоследствии им приходилось применять на деле в качестве учителей, руководителей и ближайших начальников рядовых, именно все отрасли строевого образования и все, что касалось положения солдата на службе, его прав и обязанностей. По окончании учебы нижние чины возвращались в свои роты. Выдержавшие итоговый экзамен воспитанники по представлению непосредственных начальников производились в унтер-офицеры. Обучение на курсах и в полковых школах приносило безусловную пользу. Среди унтер-офицеров было немало одаренных людей, которые умело разъясняли солдатам основы военной службы, ее ценности, долг и обязанности.

Овладевая знаниями и приобретая опыт, унтер-офицеры становились надежными помощниками офицеров в решении стоявших перед ротами и эскадронами задач. К концу XIX столетия подготовка младшего командного состава русской армии получила четко оформленную организацию. Основой се стали полковые учебные команды. Присвоение рядовым унтерофицерских званий производилось только по представлению непосредственных начальников за отличное поведение и совершенное знание порядка службы, не ранее выслуги в рядовом звании двух лет (в начале XX в. — одного года, и не позже, чем за 4 месяца до окончания срока действительной службы). С упразднением в 1917 г. чинов в России не стало и унтер-офицерских званий. В 30—40-х гг. XX в. в Красной армии были введены воинские звания «младший сержант», «сержант», «старший сержант» и «старшина». Младший командный состав стал именоваться сержантским (старшинским) составом. В Красной (Советской) армии подготовкой младших командиров для различных родов войск занимались дивизионные и полковые школы. Занятия по тактике и другим видам боевой подготовки в школах проводились преимущественно в полевых условиях.

В различные периоды курс обучения в дивизионной школе занимал от Здо 12 месяцев, в полковой —от 3 до 10 месяцев. В 1959 г. вместо школ были созданы учебные части. В 70-х гг. учебные полки, отряды существовали уже во всех видах и родах войск Советских Вооруженных сил. С курсантами учебных частей проводились занятия по боевой, политической и специальной подготовке.

Они овладевали знаниями и навыками, необходимыми для четкого выполнения своих служебных обязанностей, эффективного применения вооружения и техники, правильного их обслуживания, умелого командования отделением (экипажем, расчетом) в различных видах боя. Особое внимание уделялось методике обучения и воспитания солдат (матросов). И в настоящее время стоит подумать над тем, не стоит ли вернуться к проверенным временем полковым школам: Не секрет, что тогда профессиональный отбор кандидатов в сержанты и их подготовка были на высоком уровне.

Ведь командиры подразделений отбирали в кандидаты на учебу в сержанты наиболее грамотных, дисциплинированных, волевых и авторитетных солдат в уверенности, что они вернутся в свою роту, в свой взвод. Понимали всю важность происходящего и будущие сержанты и возвращались профессионально подготовленными специалистами и младшими командирами. Впоследствии большинство из них продолжали военную службу в качестве сверхсрочно служащих. И все же независимо от того, вернемся ли мы при подготовке младших командиров к полковым школам или приживутся в войсках новые учебные центры, важно уже сейчас определиться, чем следует руководствоваться при выборе системы подготовки профессионалов в сержантских погонах.

Анализ архивных документов и литературы показывает, что укомплектованность частей и подразделений русской армии унтер-офицерами непосредственно зависела и от размера денежного содержания военнослужащих. «Для решения унтер-офицерского вопроса бесспорно требуются значительные денежные затраты, которые при нынешнем состоянии наших финансов могут показаться слишком обременительными для государства, — отмечал военный министр России А.Ф. Редигер, но если государственные соображения требуют усиления наших вооруженных сил и сокращения сроков службы, то не следовало бы останавливаться ни перед какими расходами, могущими обеспечить войскам хорошие кадры, так как иначе качество было бы пожертвовано в пользу количества».

В суровые дни военных испытаний армия особенно нуждалась в знаниях, умении и опыте младших командиров. И они высоко несли свое звание. Потом и кровью, не прячась за спинами подчиненных, доказывали они свою верность присяге. Нынешнее поколение российских воинов, в значительной мере воспитанное на подвигах героев Великой Отечественной войны, чтит и преумножает их славные боевые традиции. Так было в Афганистане, так повторилось в Чечне, Дагестане, Южной Осетии. В Русской, Красной, Советской и Российской армиях младшим командирам отводилась важная и ответственная роль в боевой подготовке и воспитании личного состава, повышении боевой готовности частей и подразделений. Столь же ответственна и сегодня роль сержантского состава Вооруженных сил России. Проведенный краткий анализ системы комплектования русской армии унтер-офицерскими кадрами позволяет выдвинуть некоторые предложения и научно-практические рекомендации по успешному решению проблемы укрепления института сержантов Вооруженных сил России, подготовки и воспитания младшего командного состава в современных условиях. 1. Полагается целесообразным разработать и принять специальное Положение об институте младших командиров, а также о статусе совета сержантского состава в частях Российской армии. 2. Используя опыт русской армии и советских вооруженных сил представляется необходимым дальнейшее совершенствование системы подготовки сержантов на различных этапах прохождения ими службы с учетом изменений в сроках подготовки младших командиров и перехода их на службу по контракту.

Следует также глубже изучить опыт строительства и функционирования института сержантов ряда армий иностранных государств. 3. Было бы правильным и актуальным проведение ежегодных окружных и армейских совещаний младшего командного состава. 4. Для совершенствования деятельности сержантского состава представляется важным регулярный выпуск изданий «Библиотеки младшего командира», в которую бы вошла литература по специальности, методические пособия по обучению и воспитанию подчиненного личного состава. Реализация выдвинутых предложений в условиях придания нового облика Вооруженным силам Российской Федерации будет способствовать дальнейшему укреплению института сержантов, а также более успешному решению вопросов подготовки и повышения авторитета сержантского состава в войсках, а в целом — укреплению боеготовности частей и подразделений Российской армии.

Эдуард Шакирзянов

Другие новости и статьи

« История Первой мировой войны и участие в ней Ирландии

Реформирование высшего образования в России: основные проблемы и пути их решения »

Запись создана: Суббота, 22 Июнь 2019 в 0:55 и находится в рубриках Новости.

метки: , ,

Темы Обозника:

COVID-19 В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение вуз выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение оружие офицер охрана патриотизм пенсии пенсия подготовка право призыв продовольствие расквартирование реформа русь сердюков служба сталин строительство управление учеба финансы флот экономика

В продаже - крепёж, цены ниже! Неликвидные остатки
kdm.kz

А Вы как думаете?  

Комментарии для сайта Cackle

СМИ "Обозник"

Эл №ФС77-45222 от 26 мая 2011 года

info@oboznik.ru

Самое важное

Подпишитесь на самое интересное

Социальные сети

Общение с друзьями

   Яндекс.Метрика