Чтение лекций


9 декабря - день героев О

Чтение лекций

oboznik.ru - Чтение лекций

Точно с началом занятия (по сигналу) лектор должен войти в аудиторию, принять от дежурного по учебному взводу (группы) установленный рапорт о готовности курса (отделения, группы) к занятию, проверить внешний вид, наличие личного состава, заполнить журнал учета успеваемости и приступить к исполнению лекции.

Успех лекции во многом зависит от умения лектора довести ее материал до курсантов. Даже хорошая по содержанию лекция не принесет пользы и может вызвать лишь разочарование, если она плохо прочитана. Процесс исполнения лекции − это совместный труд преподавателя и курсантов: преподаватель передает свой научный и педагогический опыт, курсанты воспринимают, осмысливают и конспектируют лекцию.

Успех исполнения лекции достигается умением преподавателя понятно и доходчиво излагать материал, его поведением в аудитории, искусством завоевывать внимание слушателей. Контакт лектора с аудиторией начинается со вступительного слова. Первыми фразами он привлекает к себе внимание психологически, вводит их в процесс восприятия лекции, раскрывает связь данной лекции с предыдущим материалом. Динамику лекции можно условно разделить на фазы, которые целесообразно учитывать при исполнении лекции. 1-я фаза – начало восприятия, длится 4−5 мин. 2-я фаза – оптимальная – длится около 25−30 минут. 3-я фаза – усилий – продолжается 10−15 минут. 4-я фаза − выраженного утомления.

Во введении рекомендуется четко и неторопливо объявить тему лекции, показать ее актуальность, изложить цели лекции и учебные вопросы, увязать с другими учебными дисциплинами и темами. Это сразу же введет аудиторию в курс дела, придаст целенаправленность работе и поможет курсантам внимательно следить за изложением материала. После введения лектор приступает к изложению основных вопросов лекции. При этом важно, чтобы лектор свободно владел материалом, и не был привязан к тексту, т. е. не читал по бумажке. Только живое слово лектора способно передать его личную глубокую убежденность в справедливости излагаемых положений, его любовь к своему предмету. Только так можно аудиторию убедить, увлечь, заставить переживать вместе с лектором, повести за собой, установить настоящий контакт между аудиторией и лектором, создать обстановку «совместного мышления».

«Преподаватель должен относиться к предмету как художник, а не как фотограф; он не может, не должен спускаться до роли простого передаточного акустического снаряда. Все сообщаемое им должно быть им воспринято, переработано, войти в плоть и кровь, и являться как бы самобытным продуктом» − утверждал академик К.А. Тимирязев. В то же время, лектор в случае необходимости может периодически пользоваться планом лекции для изложения выводов, цитирования высказываний великих полководцев, выдержек из приказов, уставов и других источников.

С методикой изложения материала неразрывно связан вопрос о языке, жестах и голосе лектора. Каждый лектор должен помнить, что надо говорить просто и ясно, доступным массе языком, меньше давать громоздких формулировок, трудно воспринимаемых на слух и, как правило, имеющихся в учебных пособиях. Важным является также умение лектора кратко и ясно формулировать свои мысли. При этом речь лектора должка быть грамотной, без шаблонных фраз, повторений и лишних слов. При этом следует помнить слова Демокрита: «Ни искусство красноречия, ни мудрость не могут быть достигнуты, если им не учиться.» Техника исполнения лекции включает дикцию, тон, темп изложения, повторы, жесты и мимику. Хорошая дикция − это чистое и ясное звучание каждого звука, четкое произношение слов.

Вялость произношения, недоговаривание слов, неправильное произношение мешают аудитории понять лектора. Речь может дополняться определенными жестами. Однако излишняя или слишком однообразная жестикуляция отвлекает внимание аудитории, а иногда и раздражает ее. Немаловажную роль играет интонация речи лектора, его умение владеть голосом. Вместе с тем не следует прибегать к другой крайнос ти − говорить слишком тихо. Громкость голоса зависит от количества курсантов, размера аудитории и оборудования ее средствами усиления речи. Поэтому лектор должен читать лекцию так, чтобы все обучаемые хорошо слышали и слушали. «Лекцию надо читать достаточно громко, чтобы слышали, и в то же время достаточно тихо, чтобы слушали». Рекомендуется читать спокойно, умеренно громким голосом, варьировать звуковую громкость изложения, подчеркивать основное и существенное. Замедлять речь там, где приводятся формулировки, выводы, задаются вопросы, ставятся проблемы, создаются проблемные ситуации. Наиболее важные места (уставные положения, выводы) следует произносить более громко и в замедленном темпе. При необходимости лектор прибегает к небольшим паузам. Он должен держаться уверенно, с достоинством и в то же время просто, естественно, без напряжения. Успеху лекций сопутствует умение преподавателя поддерживать непрерывный контакт с аудиторией, говорить не при слушателях, а со слушателями, наблюдать за их реакцией. Если автор заметил нарушение контакта, он должен немедленно внести изменения в свою речь, перестроиться, дать дополнительное пояснение, пример, повторить то или иное доказательство, тот или иной вывод, несколько изменить темп чтения, а иной раз и интонацию голоса.

В этих случаях особенно сильное психологическое и воспитательное воздействие на слушателей оказывают примеры из опыта боев, учений, локальных войн и военных конфликтов, изложение его личных впечатлений с элементами эмоциональных переживаний. Большое значение для сохранения непрерывного контакта лектора с аудиторией имеет и поддержание установленного порядка. Преподаватель обязан не допускать ни малейшего нарушения дисциплины в ходе лекции.

Напряженная обстановка в лекционной аудитории в течение двух часов часто ведет к утомлению и нарушению установившейся взаимосвязи между лектором. Поэтому большим искусством лектора является его способность уловить такой момент, вовремя разрядить обстановку репликой, острым словом или шуткой и таким образом дать обучаемым короткий отдых. Для активизации слушателей во время чтения лекции целесообразно также при переходе от одного положения к другому ставить перед аудиторией очередные вопросы темы или риторические вопросы и отвечать на них, подчеркивать важность излагаемого материала, ссылаться на типичные ошибки, опыт экзаменов и практику работы выпускников в войсках.

Изложение каждого вопроса темы необходимо завершать краткими выводами и делать логические переходы к следующему вопросу. При чтении лекции важен правильный темп изложения материала. Он должен позволить курсантам следить за мыслью лектора. Средний темп чтения лекции составляет 70 слов в минуту, что примерно в 1,5–2 раза медленнее обычной разговорной речи. Новые и наиболее важные положения лекции, которые курсанты должны записать, произносятся в замедленном темпе (примерно 25 слов в минуту). При использовании иллюстративного материала следует помнить, что увлечение, обилие одновременно вывешенных схем, таблиц, диаграмм рассеивают внимание аудитории.

Часть курсантов слушает лектора, другая − рассматривает схемы, срисовывает диаграммы, списывает таблицы и, естественно, не успевает осмыслить сказанное лектором. Поэтому иллюстративный материал целесообразно использовать последовательно по ходу изложения лекции. Если аудитория не оборудована соответствующими ТСО, то вывешиваются только те иллюстрации, которые будут нужны на очередном часе лекции. Опыт показывает, что на двухчасовую лекцию достаточно двух-четырех схем. Их необходимо использовать для иллюстрации важных и наиболее сложных вопросов. Большое значение имеет и правильно выбранная продолжитель-

ность показа иллюстративного материала. Так, чрезмерно быстрая смена схем не позволяет курсантам разобраться в них, повышает их нервную нагрузку, а излишне долгая демонстрация отвлекает от излагаемого материала, затрудняет его понимание. Лектор должен так строить свои пояснения к демонстрируемой схеме, чтобы обучаемые имели возможность внимательно разобраться в ней, а при необходимости и зарисовать ее.

Но последнее требует много времени, поэтому лучше всего в ходе лекции объявить, что подобная схема есть в таком-то учебном фильме, учебнике или учебном пособии. Технические средства обучения при чтении лекции необходимо использовать комплексно, как последовательно, так и одновременно. Например, показ схемы на основном экране может быть дополнен показом ее отдельных укрупненных деталей с другого проектора или полиэкранным показом.

Эффективным средством повышения наглядности является также демонстрация кинофрагментов, особенно если требуется показать динамику боя или какой-либо процесс в движении. Общее количество и продолжительность всех демонстраций во многом будут зависеть от содержания лекции и дидактических материалов. Вместе с тем теоретические исследования и психолого-педагогические эксперименты последних лет показывают, что оптимальное соотношение времени, отводимого на устное изложение и демонстрацию иллюстративного материала, находится в пределах 4−5:1. Исходя из этого на двухчасовых занятиях, при показе 1−2 видеофрагментов общей продолжительностью не более 3−6 минут будет оправданным и использование 3−5 слайдов с информационной емкостью, обеспечивающей восприятие их содержания в течение 6−10 минут, а также 1−2 магнитофонных записей с продолжительностью звучания до 3 минут. При сокращении видеофрагментов количество слайдов может быть увеличено. В целом использование на лекции подобного комплекта дидактических материалов, демонстрируемых с помощью различных ТСО, не должно превышать 20 минут. Комплексное применение на лекции различных ТСО позволяет не только проиллюстрировать наиболее важные положения лекции, но и передать значительную часть информации в наглядной форме. При этом сохраняется достаточное количество времени и на устное изложение основного содержания лекции. Говоря о наглядных пособиях, ТСО, следует отметить, что курсантам, особенно пропустившим ту или иную лекцию, большую помощь в ее самостоятельном изучении может оказать магнитофонная запись лекции, которую необходимо иметь в отделе или в методическом кабинете. Изложенные рекомендации по использованию ТСО на лекциях носят обобщенный характер. Практическое применение ТСО на каждой лекции будет иметь свою специфику, обусловленную темой, целями, учебными вопросами лекции, а также наличием и содержанием дидактических материалов.

После того как лектор рассмотрит все вопросы лекции, необходимо сделать короткое заключение в течение 3−5 минут. При этом следует, не повторяя сказанного, сформулировать теоретические и практические выводы из изложенной темы лекции. В конце или начале лекции курсантам дается перечень литературы для самостоятельной работы.

Для ответов на вопросы по лекции желательно оставить 3−5 минут, а иногда и более в зависимости от состава аудитории и темы лекции. Лектор должен помнить, что закончить чтение лекции необходимо в точно указанное в расписании время.

Лектор в своей работе может применять следующие способы активизации познавательного интереса: • Раскрытие актуальности и практической значимости теоретических вопросов. • Создание положительной психологической установки за счет удачного вступления. • Опора на имеющиеся знания курсантов по теме занятия, их интересы и потребности. • Включение в лекцию новых теоретических положений, результатов исследований ученых УВЦ и другого фактического материала. • Использование познавательных задач, вопросов проблемного характера. • Создание на занятии атмосферы творчества, взаимопонимания и доброжелательности. •

Доступность и эмоциональность в изложении материала. • Использование разнообразных приемов и методов активизации умственной деятельности. Для поддержания внимания у курсантов лектор может использовать следующие способы: • Применение наглядных пособий, использование ТСО, доски и мела. • Использование ЭВТ и ПВЭМ. • Включение ярких фрагментов из жизни армии, частей и подразделений, творческих разработок ученых УВЦ. • *Организация вопросно-ответного способа изложения учебного материала. • Использование юмора, шуток, художественных образов, пословиц и поговорок. * Данный способ предусматривает адресную оценку по 4-бальной шкале знаний (усвоение учебного материала, можно по лекции, прочитанной накануне) по излагаемым вопросам лекции. Как правило, по базовым положениям блиц-опросом могут быть охвачены 2–3 человека с объявлением им оценки и выставлением ее в журнал сразу после ответа. На следующей лекции обучаемые будут гарантированно внимательны

• Изменение темпа изложения учебного материала и тональности голоса. • Подчеркивание важности и сложности очередного вопроса. • Изложение с постановкой проблем.

Преподавание общевоенных и тактических дисциплин в учебных военных центрах : учеб.-метод. пособие / Ю.Б. Байрамуков. – Красноярск : Сибирский федеральный университет, 2010. – 64 с.

См. также:

Военная подготовка: общие требования к лекции

О проблемах подготовки военных кадров

Подготовка лекций по военной подготовке

 



Другие новости и статьи

« Как считают стаж для получения «Ветеран труда»

Террористическая война »

Запись создана: Суббота, 29 Сентябрь 2018 в 8:06 и находится в рубриках Новости.

Метки: , ,



Дорогие друзья, ждем Ваши комментарии!

Комментарии для сайта Cackle

Комментарии

Загрузка...

Контакты/Пресс-релизы