5 Март 2020

Роль средств массовой коммуникации в формировании общероссийской идентичности и гражданского патриотизма

oboznik.ru - Роль средств массовой коммуникации в формировании общероссийской идентичности и гражданского патриотизма

#СМИ#патриотизм#телевидение

В статье рассматриваются проблемы формирования общероссийской идентичности и гражданского патриотизма с использованием средств массовой информации, определяются основные векторы решения заявленной проблемы. Обращается внимание на специфику данной проблематики применительно к печатным и электронным СМИ.

Цель работы состоит в определении направлений развития средств массовой информации в экстраполировании общероссийских ценностей и идей патриотизма на массовое сознание. Анализ заявленной проблемы выполнен на основе культурфилософского и аксиологического подходов, позволяющих рассмотреть различные аспекты влияния средств массовой коммуникации на формирование общероссийской идентичности и гражданственности, выявить ценностные ориентации, в рамках которых следует ориентировать свою деятельность средствам массовой коммуникации.

Практическая значимость исследования состоит в возможности его использования для разработки курсов по философии культуры, социальной философии, журналистики и т.д. Материалы, изложенные в статье, могут быть востребованы органами власти для составления программ, касающихся регламентации информационного пространства, а также представителями средств массовой коммуникации для определения политики своей деятельности.

В современную эпоху от уровня знания систем массовой коммуникации, их форм, сферы функционирования, степени их воздействия на индивидуальное и массовое сознание, напрямую зависит, каким будет информационно-коммуникативное пространство, каким образом оно будет влиять на факторы формирования идентичности людей, форм их организации и поведения.

Коммуникативные потоки, соответственно, для различных регионов, будут формироваться и функционировать по-разному. Вследствие чего, наиболее актуальным представляется вопрос о рассмотрении роли средств массовой коммуникации в формировании общероссийской идентичности в полиэтничном регионе. Средства массовой коммуникации вносят изменения в саму коммуникацию, чтобы перевести человека на новый, заданный тип поведения.

Необходимо учитывать, что в полиэтничных регионах существует множество кодов коммуникации, которые, сталкиваясь, будут рождать то или иное информационнокоммуникативное пространство. Определяя категоризацию понятия «коммуникация», в рамках данной статьи будет отталкиваться от следующего смысла: «Коммуникация – это в первую очередь, общение, передача информации от человека к человеку, вовторых, коммуникация представляет собой способ взаимодействия [1, С. 131].

Интересным представляется взгляд на данную категорию автора многих книг по коммуникации Почепцова Г.Г.: «Коммуникацию можно рассматривать как интенсификацию имеющихся коммуникативных потенций, перевод их в более технологическую форму, под которой мы понимаем достижение прогнозируемого результата в отличие от случайного процесса» [3, с. 19]. Объектом оперирования средств массовой коммуникации, которые в условиях современной цивилизации берут на себя огромную роль в принятии решений, выступает информация. Информация стала товаром, тем ресурсом, правильно используя который, сегодня можно достичь доминирования как в информационной сфере, так и в различных других сферах. Э. Тоффлер в своей книге «Третья волна» конкретизировал эту мысль: «Для цивилизации Третьей волны одним из главных видов сырья, причем неисчерпаемым, будет информация, включая воображение» [4, с. 33].

Влияние средств массовой коммуникации на массовое и индивидуальное сознание происходит посредством воздействия на процессы идентификации личности. У каждого человека формируется своя идентичность, которая зависит как от набора социальных ролей, играющих человеком в обществе, так и от осознанного распределения жизненных приоритетов со стороны индивида. Большая часть людей не подходит к данному процессу осознанно и целенаправленно, идентичность такого человека формируется под воздействием информационного окружения, в первую очередь определяется влиянием средств массовой коммуникации.

Эту особенность и используют для манипуляции общественным сознанием посредством информационных и коммуникативных технологий. Человеку в «готовом виде» преподносятся те или иные формы идентичности, которые неосознанно воспринимаются индивидом. Идею о формировании определенных заданных идентичностей средствами массовой информации, в частности, в своем выступлении на ежегодном международном телевизионном рынке MIPCOM в Канне, подчеркивает К. Эрнст (Генеральный директор Первого канала): «Голливуд в первое десятилетие ХХI века встал на опасную дорожку удовлетворения интересов основных посетителей кинотеатров – тинейджеров.

Это трагично повлияло на развитие кино, превратив его в аудиовизуальный аттракцион. Это повод для подростков собраться вместе, есть попкорн и целоваться. Это все приятно для подростков, но совсем нехорошо для кино. Ты можешь выйти из зала и, вернувшись, не потерять историю. Потому что тебе больше не рассказывают миф. Аттракцион и миф – две большие разницы. Аттракцион тебя только развлекает. Миф похож на таблетку в сладкой облатке – ты думаешь, что развлекаешься. На самом деле ты получаешь коллективный жизненный опыт. Культура предусматривает определенную культуру повествования. Не воспитав культуру этого восприятия у подростков, мы потеряем их, когда они станут взрослыми… Телевидение, каким бы способом оно ни достигало своего зрителя, должно выполнять главную функцию. Объединять людей. Сохранять их единое пространство. Пытаться сделать их жизнь понятнее. И телевидение будет это делать. Просто в глобальном смысле это делать больше некому» [5]. Можно долго спорить о том, те ли формы идентичности преподносит современное телевидение. Что, действительно, не вызывает сомнения, так это то, что телевидение в большей наглядной и визуальной степени способствует внедрению в сознание людей определенных моделей поведения.

Хотя, что касается более молодого поколения, то, в плане формирования идентичности, важнейшая роль отводится сети Интернет. Конечно, очень многое зависит от самого человека, в какой мере он восприимчив к тому или иному контенту, каков уровень его информационной культуры. Всвязи с этим формируется аудитория для целенаправленного влияния средств массовой коммуникации. Разработка основополагающей объединяющей идеи для всех народов, проживающих в современной России, остается до сих пор одним из важнейших приоритетов.

Остро чувствуется необходимость в формировании патриотической идеологии, которая способна консолидировать общество, способствовать выработке общенациональных ценностей, которые стали бы доминирующими в ценностной сфере каждого человека и народа в целом. Поэтому необходимо заранее определять те формы идентичности, на которые следует ориентировать подрастающее поколение. Исходя из вышесказанного, следует отметить, что формирование гражданского патриотизма, уважение к символике государства на сегодняшний день в России не являются определяющими элементами в воспитании личности.

Это требует современное состояние дел. Необходимо смещение вектора общественного развития в сторону воспитания патриотизма. Особенно актуальным этот вопрос встает применительно к молодежи, для значительной части которых характерна отсутствие четкой системы ценностей, нравственных и мировоззренческих ориентиров. С.Ю. Иванова и В.И. Лутовинов в книге «Современный российский патриотизм» наиболее четко определили направления, на которые следует ориентироваться в плане формирования патриотизма и гражданственности: «Для воспитания чувства гордости за свою причастность к свершениям предшествующих поколений необходимо шире знакомить молодежь с вкладом соотечественников в мировую культуру, науку; раскрывать всю сложность процесса формирования российского государства, ставшего общей ценностью для прошлых поколений и поколений нынешнего; осмысливать причины кризисов российской государственности в прошлом и пути их преодоления, давать с позиций патриотизма оценку действиям политиков не только прошлого, но и настоящего.

Все это необходимо для того, чтобы избавиться от исторического и социального пессимизма, широко ныне распространенного» [3, с. 285]. Если мы рассуждаем о воздействии СМИ на формирование гражданского патриотизма, то, конечно же, стоит отметить, любовь к Родине рождается не в одночасье. Это чувство начинает уже закладываться в раннем возрасте. Особую роль на первоначальном этапе играет семья. Родители в первую очередь ответственны за данный процесс, в особенности за то, какую информацию их дети черпают из средств массовой коммуникации, прежде всего, имеется в виду телевидение.

Неоднократно поднимался в обществе вопрос о цензуре на телевидение, но в условиях коммерциализации СМИ, данную проблему так и не удается решить. Какое воздействие оказывают на формирование личности популярные мультфильмы «Спанч Боб», «Симпсоны» и т.д.? Взрослый человек, обладая относительно устойчивой системой информационно-психологической безопасности, может критически относится к разного рода информации. Ребенок же, зачастую, воспринимает те образцы поведения, которые ему преподносят. Телевидение, к сожалению, на сегодняшний день не соответствует тем условиям, которые к нему предъявляет государство и общество по формированию патриотических чувств, а зачастую происходит информационно-психологическая экспансия против населения Российской Федерации. Патриотизм – это важнейший стабилизирующий фактор для современной России. Патриотизм нельзя навязать, патриотические чувства должны формироваться в естественных условиях и с самого детства.

Обязательную роль в этом плане должна выполнять символика, которая является одним из важнейших факторов в формировании ценностной сферы человека. Символика всегда выступала доминирующим основанием визуализации пространства. Ребенок с самого рождения должен впитывать образ Родины, в большей степени он это делает через зрительное восприятие окружающего мира. К сожалению, с распадом Советского Союза была проиграна информационная война, в результате которой визуальное пространство, воспитывающее патриотизм, было утрачено. Выросло поколение, в основе ценностной сферы доминирует протестное поведение.

Заинтересованные лица добились своей цели, а именно разрушение идентичности советского человека. Программа по развитию толерантности в российском обществе, финансируемая с Запада, достигла своей главной цели. Она обратила взгляд внутрь общества и показала, насколько все мы разные. Вследствие чего, до сих пор не решена в России проблема формирования национальной идеи и общероссийской идентичности. На сегодняшний день в рамках решения данной проблемы необходимы меры по увеличению воспитательного потенциала средств массовой информации, которые должны быть ориентированы на формирование патриотических чувств.

В качестве положительного примера следует отметить телеканалы «Культура» и «Звезда». Создано уже немало фильмов и передач по истории России, ее культуры. Но в общем потоке информации это лишь малая часть, которая зачастую не доходит до целевой аудитории. Вследствие чего, для преодоления кризиса общероссийской идентичности важнейшим фактором в современных условиях становится налаживание тесных форм взаимодействия между средствами массовой информации и государством. В качестве основополагающего вектора для развития средств массовой информации в рамках заявленной проблематики можно отметить следующий. Прежде всего, необходимо средств массовой информации формировать историческое сознание граждан Российской Федерации, способствовать трансляции духовно-нравственных ценностей, традиций и достижений Отечества.

Например, возможно создание специальных детских и подростковых передач в игровой форме, воспитывающие любовь к Родине. В фильмах различной направленности популяризировать и прославлять такие качества, как честь, мужество, героизм, самоотверженность граждан своей страны. В печатных средствах массовой информации также следует публиковать материалы по проблемам морали, нравственности и патриотизма, которые будут способствовать воспитанию гражданина и патриота своей страны.

Во всей совокупности патриотического информационного окружения подрастающему поколению будет легче делать свой выбор применительно к различным формам идентичности. Мы всегда должны помнить, что «патриотизм – это принятие личной ответственности за свою историю, культуру, общее духовное наследие и среду обитания» [2, с. 299]. Таким образом, процесс формирования гражданского патриотизма должен быть всесторонним, включать в себя множество аспектов. Кроме факторов, касающихся улучшения экономической и политической сферы, особое значение следует уделять развитию информационных и коммуникативных технологиям.

Доверие к средствам массовой информации, сложившееся в период существования Советского Союза, переносится на современного человека, который в большей степени не обладает критичностью в восприятии информации. В условиях коммерциализации средств массовой коммуникации мы сегодня не в состоянии регламентировать информационные потоки, поэтому должны их использовать в необходимом нам русле в целях формирования патриотизма и гражданственности.

Список литературы

1. Давидов Ю.Н., Ковалева М.С., Филиппов А.Ф. Современная западная социология: Словарь. М.: Политиздат, 1990. 432 с.

2. Иванова С.Ю., Лутовинов В.И. Современный российский патриотизм. Ростов н/Д: Изд-во ЮНЦ РАН, 2008. 320 с.

3. Почепцов Г.Г. Теория коммуникации. М.: «Релф-бук», 2003. 651 с.

4. Тоффлер Э. Третья волна. М.: ООО «Фирма» Издательство АСТ», 1999. 784 с.

5. Эрнст К. Когда говорят, что интернет убьет телевидение, это глупость. URL: http://kommersant.ru/doc/1793394 (дата обращения: 09.09.2012).

Муликова Н.А.

Другие новости и статьи

« 5 марта 1953 года умер Иосиф Сталин

Приказы о зачисление сроков службы и введение армейских судов »

Запись создана: Четверг, 5 Март 2020 в 0:09 и находится в рубриках Новости.

метки: , ,

Темы Обозника:

COVID-19 В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение вуз выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение оружие офицер охрана патриотизм пенсии пенсия подготовка право призыв продовольствие расквартирование реформа русь сердюков служба сталин строительство управление учеба финансы флот экономика

А Вы как думаете?  

Комментарии для сайта Cackle

СМИ "Обозник"

Эл №ФС77-45222 от 26 мая 2011 года

info@oboznik.ru

Самое важное

Подпишитесь на самое интересное

Социальные сети

Общение с друзьями

   Яндекс.Метрика