Проблемы медиации
Ряд специалистов (Ц.А. Шамликашвили, А.И. Зайцев и мн. др.) достаточно критически высказываются о «навязывании» медиации, сомневаясь в ее эффективности, а также считая ее недопустимой и даже утопичной, поскольку это может привести к дискредитации самого института. Обобщенно аргументы критиков по введению обязательной медиации в российскую правовую действительность можно свести к следующему. Во-первых, отсутствуют условия для такого нововведения: до сих пор не во всех регионах страны сформирован корпус медиаторов, нерешенными остаются вопросы по бремени оплаты труда медиатора и особых требований к его уровню профессионализма, и не проработан вопрос, как ему купить это и т.д.
Во-вторых, это противоречит принципу добровольности, который пронизывает все стадии проведения процедуры медиации (ст.ст.3, 7, 9, 11, 12 Закона о процедуре медиации). В-третьих, реализация медиации в обязательном порядке может привести к коррупции и злоупотреблению правом на обращение к медиатору и др. Не вдаваясь в подробности дискуссии о преимуществах и недостатках возможной реализации в отечественном государстве обязательной медиации, следует отметить, что нельзя игнорировать отдельные весомые и серьезные аргументы противников ее введения.
В тоже время, думается, в настоящий момент развитие отечественной медиации нуждается в помощи со стороны законодателя для наибольшего ее распространения. Иначе становление медиации как социального института затянется на долгие годы, поскольку работа над правовой культурой и правовым сознанием общества и ее членов требует определенной продолжительности. Кроме того, нельзя забывать, что еще в Послании Президента РФ от 28 декабря 2011 г. в п. 9 дано указание Федеральному собранию РФ: рассмотреть вопрос о введении обязательных примирительных процедур (выделено автором) при разрешении некоторых видов споров с последующим внесением соответствующих предложений. В указанном контексте вероятность появления таких процедур в России становится все более реальной.
Причем, нужно подчеркнуть, что вопрос стоит о введении не обязательной медиации, а обязательных примирительных процедур. На этом основании сегодня наиболее уместны рассуждения о том, какой быть медиации в продуманном «работающем» на практике механизме реализации, чтобы это не противоречило принципам формирования правового государства и развития гражданского общества. Руководствуясь указанными обстоятельствами, а также принимая во внимание не эффективность деятельности комиссий по трудовым спорам как досудебном или внесудебном способе разрешения индивидуального трудового спора применительно к данной категории споров можно предложить следующую правовую конструкцию для ее законодательного закрепления.
Другие новости и статьи
« Подходы к реализации обязательной медиации
Минобороны усовершенствует контроль за средствами, выделяемыми на ГОЗ »
Запись создана: Вторник, 10 Март 2015 в 0:37 и находится в рубриках Новости.
метки: медиация
Темы Обозника:
COVID-19 В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медикаменты медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение оружие охрана патриотизм пенсии подготовка помощь право призыв продовольствие расквартирование реформа русь сердюков служба спецоперация сталин строительство управление финансы флот эвакуация экономика