22 Январь 2021

Военное образование войск ПВО в 1980-х годах

oboznik.ru - Военное образование войск ПВО в 1980-х годах
#ПВО#обучение#вуз

Создание и поступление на вооружение Войск ПВО во второй половине 80-х годов прошлого века новой техники и оружия потребовало подготовки высокопрофессиональных, образованных офицерских кадров и младших специалистов, способных ее грамотно обслуживать и эксплуатировать. Для этого государственные и военные органы уделяли постоянное внимание реформированию военной школы. Процесс совершенствования военного образования шел по пути как обобщения и использования годами наработанного собственного опыта, так и внедрения передовых достижений зарубежной военной школы.

Действовавшая в этот период система вузов ПВО обеспечивала трехуровневое военное образование: среднее, высшее военно-специальное и высшее военное. Последнее, в свою очередь, подразделялось на оперативно-тактическое и оперативно-стратегическое. Переподготовка и повышение квалификации офицеров осуществлялись через сеть центральных, академических и офицерских курсов, а подготовка военных ученых и педагогов - через адъюнктуру и докторантуру военных академий, институтов и училищ.

По структуре и содержанию существовавшая система военного образования уже в значительной мере приближалась к непрерывному; до начала 90-х годов, в целом, она уже обеспечивала подготовку и повышение квалификации военных специалистов на всем протяжении их служебной деятельности. Созданная система военного образования предполагала обеспечить последовательное наращивание знаний (образования) офицеров, периодическое восстановление и обновление знаний при длительном (более 5-7 лет) нахождении на одной должности и способствовала продвижению по службе.

Совершенствованию высшей военной школы уделяли внимание не только государственные и военные органы, но и руководство вузов и НИИ, а также профессорско-преподавательский состав. С целью стимулирования деятельности и повышения активности их в работе Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР 1987 года № 329 в высшей школе с 1 декабря 1987 года вводились новые оклады для профессорско-преподавательского состава, уделялось постоянное внимание финансированию науки, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, принимались энергичные меры по улучшению учебной, методической и научной работы.

В руководящих документах излагались требования о максимальном расширении использования электронно-вычислительной техники на всех видах учебных занятиях. Но средств и времени на разработку учебно-методических материалов и программ не выделялось, поэтому данный процесс держался только на энтузиастах, в первую очередь на научно-педагогических кадрах.

Военный совет Войск ПВО 11 июня 1988 года на своем заседании обсудил ход перестройки работы военно-учебных заведений Войск ПВО и задачи руководящего состава по ее осуществлению в свете решений февральского Пленума ЦК КПСС 1988 года. Анализ материалов военного совета позволил выделить некоторые проблемы, возникшие в работе вузов Войск ПВО и оказывавшие отрицательное влияние на процесс боевой подготовки в войсках. В выступлениях звучала озабоченность подготовкой офицерского состава в вузах.

Это объяснялось тем, что в вузах ПВО 50 % учебного времени не имело прикладной направленности, более 16 % учебного времени отводилось на общеобразовательные дисциплины и только 11 % выделялось на конкретное изучение материала. При остром дефиците времени медленно решался вопрос улучшения практической направленности обучения, особенно в вопросах технического обслуживания и восстановления техники, управления расчетами при выполнении конкретных боевых задач, обучения и воспитания подчиненных. Вузы Войск ПВО не в полной мере удовлетворяли потребности войск по количеству выпускников. Установленная норма на выпускников в объеме 4 % от штатной численности не учитывала передачу части из них в другие виды Вооруженных Сил. Создавало проблему и то, что в Войсках ПВО к концу 80-х годов преобладал старый парк радиолокационных станций, высотомеров и АСУ-техники, которая уже не изучал ась в вузах. Выпускники приходили в войска не подготовленными для работы на этой технике. Ее освоение проходило раньше в средних военных училищах.

Анализ руководящих документов, регламентирующих организацию учебного процесса в вузах, показал, что основное внимание в этот период уделялось вопросам перехода на качественные параметры обучения командных кадров. Повышалась интенсивность процесса обучения за счет активного использования учебно-тренировочных средств и развития учебно-технической базы. Уделялось внимание общей военной и педагогической культуре. Исключалось дублирование ранее изученных тем и вопросов из учебных программ военных академий, училищ и курсов.

Назрела необходимость сокращения (укрупнения) существующих высших военных училищ и создания на их базе региональных курсов по совершенствованию знаний и практических навыков офицерского состава кадра и запаса. Однако для решения этих задач следовало изыскать средства. В новых экономических условиях они отсутствовали.

Государственные и военные органы стали экономить на образовании. Так, были перенесены новые условия оплаты труда в вузах с 1 сентября 1989 года на 1 декабря 1989 года [1]. Эта мера объяснялась как одно из направлений сокращения расходов государства в целях оздоровления финансов и укрепления денежного обращения [2].

Несмотря на сложное финансовое положение, начатая во второй половине 80-х годов перестройка высшей и средней школы в стране продолжалась. В январе 1989 года на совещании руководящего состава вузов министром обороны СССР генералом армии Язовым Д.Т. подводились некоторые итоги и дана положительная оценка работы военно-учебных заведений страны по реализации стратегии перестройки. Вышли в свет новое Положение о подготовке научно-педагогических и научных кадров, новые Правила приема в военно-учебные заведения, Положение о курсах и факультетах переподготовки и повышения квалификации офицерского состава, Инструкция о проведении инспектирования и проверки вузов, Положение о высших военно-учебных заведениях и ряд других документов. В них давались ответы на некоторые вопросы, которые долгое время мешали работе вузов [3].

Однако накапливающиеся негативные тенденции в экономике страны и новые социально-политические условия все больше оказывали влияние на работу военных учебных заведений. 23-24 октября 1989 года состоялось совещание руководящего состава вузов Министерства обороны. В совещании приняли участие ответственные работники аппарата ЦК КПСС, Министерства образования СССР, Высшей аттестационной комиссии при Совете Министров СССР, представители группы генеральных инспекторов и центрального аппарата Министерства обороны СССР, начальники военных академий, институтов, факультетов и их заместители по политической части, начальники высших и средних военных училищ. Они высказывали озабоченность снижением конкурса и слабой общеобразовательной подготовкой кандидатов, принятых на учебу в военные учебные заведения. В ходе выступлений состоялся обмен опытом повышения качества учебного процесса.

О происходящих процессах в вузах Войск ПВО можно проследить на примере ведущего вуза-академии ПВО (г. Тверь). Одним из важнейших направлений интенсификации учебного процесса здесь стала его компьютеризация, проводимая в соответствии с Комплексным планом компьютеризации, принятым на период с 1988 года по 1992 год.

С 1989 по 1991 годы в Академии и других вузах Войск ПВО перерабатывались и были утверждены у главнокомандующего Войсками ПВО новые учебные планы и программы. Обучение по ним началось с сентября 1991 года. На проводимых в Академии меж кафедральных методических семинарах и совещаниях с участием представителей Главного штаба Войск ПВО рассматривались и были приняты квалификационные характеристики на выпускников Академии и новые разделы учебных дисциплин (по управлению, планированию боевых действий, взаимодействию).

В октябре 1989 года и ноябре 1990 года внедрению новых учебных планов и программ были посвящены заседания ученого совета Академии. Под руководством заместителя главнокомандующего Войсками ПВО по вузам - начальника вузов ПВО - 1О апреля 1990 года в Академии прошла научно- практическая конференция на тему «О совершенствовании подготовки военных специалистов в вузах ПВО на основе новых учебных планов и программ». В ее работе приняли участие представители вузов ПВО, ГУВВУЗА Министерства обороны СССР, войск, управлений, отделов и служб Главного штаба Войск ПВО, выпускники Академии ПВО последних трех лет и профессорско-преподавательский состав.

Улучшению процесса обучения слушателей способствовали про ходившие в Академии научно-методические конференции. На них обсуждались такие вопросы, как пути усиления индивидуального подхода в обучении, формирования и развития творческого оперативно-тактического мышления слушателей (1987 год, 13- я научно-методическая конференция), пути улучшения практической подготовки слушателей на основе совершенствования отработки системы оперативно-тактических задач и учений (1989 год, 14-я научно-методическая конференция) и другие. На них приглашались представители всех вузов Войск ПВО, Главного штаба Войск ПВО и родов войск, а также других организаций, что позволяло поделиться передовым опытом. Особое место в совершенствовании процесса обучения слушателей заняла 15-я научно-методическая конференция на тему «О реализации деятельностного подхода в обучении слушателей по новым учебным планам и программам» (9 апреля 1991 года).

Продолжала совершенствоваться работа кафедр. Например, в учебный процесс кафедры марксизма-ленинизма включено плановое изучение курсов этики и эстетики, педагогики и психологии, социологии и общей истории общим объемом 72 учебных часа, введен факультативный курс «Литература и искусство» - 20 часов.

Разработана учебная программа “Военное право” с учетом профиля и особенности Академии. С 1 сентября 1991 года в рамках проводимой де-политизации и департизации в Вооруженных Силах кафедра общественных наук (с 1990 года) приступила к преподаванию двух дисциплин: «Актуальные проблемы общественного развития» и «Управление социальными процессами в воинских коллективах».

Наряду с обсуждением вопросов методики учебного процесса решались вопросы и его обеспечения. К началу 90-х годов в вузах Войск ПВО были изданы новые учебники и учебные пособия, чему способствовало и введенное в действие Руководство по проведению конкурсной разработки учебников для вузов Министерства обороны СССР [4].

См. далее:
2. Недостатки системы военного образования в войсках ПВО в 90-хгодах XX века

Литература:
[1] Приказ Министра обороны СССР. 1987 г. № 275.
[2] Постановление ЦК КПСС и СМ СССР от 15 марта 1989 г. № 321.
[3] Приказы Министра обороны СССР № № 80, 90, 135, 330, 350. 1989 г.
[4] Приказ Министра обороны СССР от 18 января 1991 г. № 30.

А.М. Ястремский, доктор исторических наук, профессор, полковник запаса, oboznik.ru

Другие новости и статьи

« Недостатки системы военного образования в войсках ПВО в 90-хгодах XX века

Ни шагу назад! »

Запись создана: Пятница, 22 Январь 2021 в 0:20 и находится в рубриках Развитие в 60 - 80-е годы XX века, Тыл: образование и наука.

метки: , , , , ,

Темы Обозника:

COVID-19 В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение вуз выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение оружие офицер охрана патриотизм пенсии пенсия подготовка право призыв продовольствие расквартирование реформа русь сердюков служба сталин строительство управление учеба финансы флот экономика

А Вы как думаете?  

Комментарии для сайта Cackle

СМИ "Обозник"

Эл №ФС77-45222 от 26 мая 2011 года

info@oboznik.ru

Самое важное

Подпишитесь на самое интересное

Социальные сети

Общение с друзьями

   Яндекс.Метрика