Недостатки системы военного образования в войсках ПВО в 90-хгодах XX века
События начала 90-х годов ХХ века оказали существенное влияние на работу вузов Войск ПВО.
С развалом Советского Союза сократилась потребность в офицерских кадрах, была утеряна частично база подготовки инженерно-технического состава для соединений и частей всех родов войск и полностью база подготовки высшего инженерного состава. Из восемнадцати вузов Войск ПВО в России осталось десять.
Выбыли ведущие по своей отрасли учебные заведения - Харьковская военно-инженерная радиотехническая академия, Минское, Житомирское и Киевское высшие военные училища. Прекратило свое существование Даугавпилсское высшее военное авиационное инженерное училище им. Яна Фабрициуса и Вильнюсское высшее военное командное училище радиоэлектроники ПВО, Одесское и Днепропетровское высшие командные училища.
С одной стороны, это привело к сокращению постоянного офицерского состава вузов, с другой, позволило в какой-то мере избавиться от балласта - людей, не имеющих склонности к педагогической работе, не желающих добросовестно выполнять свои служебные обязанности. Вместе с тем несколько повысилась нагрузка на профессорско-преподавательский состав. Это вызвало необходимость изыскивать новые формы и методы учебной и научной работы, вводить элементы автоматизации в процесс подготовки слушателей и курсантов.
Перед вузами Войск ПВО возникла и новая проблема, а именно: необходимость интеграции военного образования в новую многоуровневую систему военного образования Российской Федерации, соответствующую государственному образовательному стандарту. Для этого и происходила оптимизация сети и емкости вузов ПВО, приведение ее в соответствие с новой структурой и численностью.
Анализ руководящих документов, регламентирующих деятельность военных учебных заведений, показал, что их реформирование шло по пути укрепления и интеграции существующих военно-учебных заведений видов Вооруженных Сил, родов войск и создания в перспективе мощных учебно-научных центров с 3-5 тыс. обучающихся. Настойчиво проводилась “межвидовая” интеграция военно-учебных заведений, которая могла исключить дублирование в подготовке офицеров по одинаковым специальностям в вузах первичной подчиненности. Наметилась тенденция более тесной координации военного образования в Вооруженных Силах и других силовых структурах России.
Организация и содержание обучения в вузах Войск ПВО приводились в соответствие с новой многоукладной системой образования Российской Федерации.
На заседании Коллегии Министерства обороны РФ в феврале 1993 года рассматривалась Концепция развития системы военного образования. Отмечалась необходимость реорганизации сети военных учебных заведений, приведения сроков обучения и содержания военного образования в соответствие с государственными образовательными стандартами. Концепция в целом была одобрена. Вузам ставилась задача подготовки дипломированных специалистов с профессиональным высшим образованием. С этой целью начался перевод командных училищ ПВО на 5-летний срок обучения с единым командно-инженерным профилем.
В 1991-1993 годах Главный штаб Войск ПВО и вузы Войск ПВО приняли активное участие в проводимой Главным управлением подготовки и распределения кадров Министерства обороны РФ комплексной научно-исследовательской работе: «Методические основы развития содержания военного образования, достижения его непрерывности в соответствии с изменениями социально-политических условий и принципов строительства Вооруженных Сил Российской Федерации (КНИР «Альбом»)». Обобщенные материалы подтвердили, что уже имелась солидная основа для преобразования высшей военной школы. Войска ПВО располагали вполне сложившейся системой военного образования с достаточным научно- педагогическим потенциалом, развитой учебно-материальной базой и традициями обучения. Среднее военно-специальное образование имели только офицеры технического состава авиации ПВО. Для занятия должностей от командира дивизии и выше офицерам необходимо было, как правило, окончить Военную академию Генерального штаба. Характерной чертой системы военного образования в Войсках ПВО являлась ее нацеленность на практическую подготовку специалистов для выполнения должностных обязанностей на конкретных системах (образцах) вооружения и военной техники. Тем не менее, в силу целого ряда объективных и субъективных причин в подготовке офицерских кадров имелись некоторые недостатки.
Структура и содержание военного образования определялись не научно обоснованными, а эмпирическими методами проб и ошибок, сложившимися традициями, экономическими и другими соображениями. Существовала отдельно система подготовки офицерских кадров и отдельно квалификационные требования, предъявляемые к ним. Общее руководство процессом обучения частично осуществлялось лишь на уровне общевоенных, общенаучных, общеинженерных и гуманитарных дисциплин. Фундаментальная теоретическая подготовка выпускников военных училищ не обеспечивала их быстрой адаптации к меняющимся условиям и новым требованиям, затрудняла действия в нестандартных ситуациях. Преобладание профессиональной подготовки (по количеству выделенного времени) в ущерб общекультурной и гуманитарной замедляло и усложняло формирование личности офицера, не обеспечивало достаточный уровень общей культуры.
Крайне негативное влияние оказывали снижение моральных и материальных стимулов педагогического труда, отсутствие качественного отбора и строгого контроля за назначением офицеров на должности руководящего, преподавательского и научного состава в военно-учебные заведения Войск ПВО. Слабая материально-техническая оснащенность многих вузов и недостаточное количество электронно-вычислительных средств мешали использованию современных педагогических технологий, усложняли самостоятельную работу обучаемых. Образовавшееся значительное количество малочисленных военных училищ затрудняло создание сильных педагогических коллективов и научных школ, ухудшало их материально-техническое оснащение.
Как показали результаты работы вузов Войск ПВО, в начале 90-х годов основными причинами указанных недостатков, очевидно, следовало считать отсутствие концептуальных подходов в подготовке офицерских кадров, незначительное количество средств и возможностей для построения оптимальной системы военного образования в Войсках ПВО. Закрытость и обособленность военного образования Войск ПВО от государственной высшей школы, особенно вузов командного профиля, оказывали также негативное влияние. Недостаточно квалифицированное профессионально-педагогическое руководство и управление системой военного образования Войск ПВО, его многоступенчатость не позволяли качественно решать отдельные проблемы. Повышению качества учебной, методической и научной работы не способствовало и снижение престижности офицерской службы в Войсках ПВО.
Таким образом, несмотря на то, что сложившаяся система военного образования в Войсках ПВО на данном историческом этапе, в основном, отвечала потребностям войск, целостность обучения и воспитания военнослужащих на протяжении всей службы не просматривалась. Возникшие проблемы, а также учет новых требований, предъявляемых к Войскам ПВО со стороны государственных и военных органов, предполагали необходимость дальнейшего реформирования военного образования и пересмотра подхода к подготовке военных кадров.
См. также:
1. Военное образование войск ПВО в 1980-х годах
А.М. Ястремский, доктор исторических наук, профессор, полковник запаса, oboznik.ru
Другие новости и статьи
Военное образование войск ПВО в 1980-х годах »
Запись создана: Пятница, 22 Январь 2021 в 0:07 и находится в рубриках Защита, охрана и оборона тыла, Реорганизация 90-х годов, Тыл: образование и наука.
метки: ПВО, образование, обучение, вуз, Ястремский, учеба
Темы Обозника:
COVID-19 В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медикаменты медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение оружие охрана патриотизм пенсии подготовка помощь право призыв продовольствие расквартирование реформа русь сердюков служба спецоперация сталин строительство управление финансы флот эвакуация экономика