Завершение разработки квалификационных требований к выпускникам учебных заведений войск ПВО в 1990-х годах
Решению проблем подготовки военных кадров для войск ПВО, возникших в 1990-х годах, во многом способствовал Приказ Министра обороны Российской Федерации № 191 от 13 апреля 1993 года, который ввел в действие Концепцию развития системы военного образования, предусматривающую создание условий для обеспечения непрерывности военного образования. В вузах Войск ПВО в связи с этим произошли некоторые изменения.
С 1993 по 1996 годы все вузы Войск ПВО перешли с четырехгодичного на пятигодичный срок обучения, что повысило учебную нагрузку на профессорско-преподавательский состав. Заниматься научной работой становилось все сложнее. С целью создания условий для ее активизации министр обороны Российской Федерации издал приказ «О порядке и размерах оплаты работ при защите диссертаций на соискание ученых степеней» [4]. Гражданскому персоналу Министерства обороны РФ вводились различные дополнительные льготы [5]. В учебных планах вузов пересматривалось распределение времени учебных занятий. Продолжалось дальнейшее сокращение вузов, в результате чего научно-педагогические кадры, как правило, увольнялись.
С целью достижения равномерного распределения нагрузки на профессорско-преподавательский состав в вузах ПВО вводились в действие нормы учебной нагрузки, совершенствовал ось планирование и учет труда преподавательского состава [6].
В вузах ПВО завершилась разработка квалификационных требований (КТ) к выпускникам, на их основе создавалось новое поколение учебных планов и программ, отвечающих требованиям государственного образовательного стандарта (ГОС) [7]. Созданы учебно-методические объединения (УМО) по разработке ГОС по специальностям. Представителями вузов налаживались тесные контакты с УМО и Управлением военного образования по разработке ГОС. Учебные планы и программы согласовывались с председателями УМО и Управлением военного образования. Рекомендации по внедрению ГОС в учебные планы и программы доводились до всех вузов. В результате несколько улучшилась координация действий различных органов военного образования, взаимосвязь между вузами и с войсками.
Концепция развития военного образования к середине 90-х годов находилась, в основном, в теоретической фазе своего развития. Об этом свидетельствовали материалы военного совета Войск ПВО, прошедшего в августе 1995 года, где обсуждалось состояние подготовки офицерских кадров в вузах ПВО и пути их совершенствования.
Важной проблемой являлась демократизация и гуманизация военного образования. Для ее решения несколько смещались акценты военного образования. Если раньше оно направлялось на удовлетворение потребностей существующей государственной системы, то во второй половине 90-х годов военное образование направлялось в большей степени на удовлетворение потребностей личности. Это вынуждало пересмотреть содержание и количество гуманитарных дисциплин и время на их изучение. Исключительно важное значение при этом отводилось самостоятельному выбору обучаемыми дисциплин для изучения (наряду с обязательными).
Работу по совершенствованию системы военного образования возглавило Главное управление кадров и военного образования Министерства обороны РФ [8]. Для повышения ее качества образован экспертный совет по проблемам военного образования и научно-методические комиссии при Главном управлении кадров [9]. На них возлагалась вся ответственность по проведению реформы военного образования. В своей работе они руководствовались, в первую очередь, решениями государственных органов [10; 11; 12].
Но решения решениями, а без выделения реальных средств на военное образование провести его реформу не представлялось возможным. Вузы Войск ПВО, переходя на пятилетний срок обучения, продолжали готовить офицеров командно- инженерного профиля с высшим военно-специальным образованием для четырех родов войск ПВО: ракетно-космической обороны, зенитно-ракетных войск, авиации ПВО и радиотехнических войск. Кроме того, Ставропольское высшее авиационное инженерное училище ПВО выпускало офицеров со средним военно-специальным образованием (срок обучения - 3 года).
В середине 90-х годов проблемы продолжали возрастать. Средний налет часов курсантов авиационных училищ ПВО за цикл обучения колебался в пределах от 28 до 60 % от минимально необходимого. Доучивать молодых летчиков приходилось уже непосредственно в войсках. В военные училища почти перестали поступать новые образцы вооружения и военной техники, лабораторного и полигонного оборудования. Не хватало современной электронно-вычислительной техники и приборов [13, с. 42].
Начался процесс пересмотра специальностей и специализаций. Приказами Министра обороны определялось, что основу основ военного образования составляет подготовка дипломированных специалистов с полным высшим образованием третьего уровня, но уже по новой для них управленческой специальности. Вместе с тем, расширялась подготовка специалистов для войск со средним военно-профессиональным образованием, в основном за счет курсантов, слабо успевающих по программам вузов.
Возникла проблема проведения ряда организационных мероприятий.
С развалом Советского Союза некоторые вузы удалось передислоцировать, а также восстановить подготовку необходимых специалистов на базе имеющихся вузов ПВО. Например, два военных училища (Вильнюсское и Даугавпилсское) были выведены с территории Литвы и Латвии и размещены на фондах Санкт-Петербургского (бывшего Ленинградского высшего военно-политического училища ПВО имени Ю.В. Андропова) и Ставропольского военных училищ.
В короткие сроки перепрофилированы Нижегородское, Санкт-Петербургское и Ярославское училища противовоздушной обороны, в них была организована подготовка инженерного состава. В сентябре 1994 года развернуто Московское высшее училище радиоэлектроники ПВО (филиал Пушкинского высшего училища радиоэлектроники) для подготовки специалистов войск ракетно-космической обороны (на фондах 12-го учебного центра Войск ПВО, пгт Кубинка).
Остро встала проблема оптимизации сети военно-учебных заведений Войск ПВО. Со снижением общей численности Войск ПВО и проведением организационно-штатных мероприятий началось расформирование Энгельского высшего зенитно-ракетного командного училища и Ломоносовского военного авиационно-технического училища Войск ПВО. Подготовка специалистов по профилю этих училищ возлагалась на Ярославское и Нижегородское военные зенитно-ракетные командные училища, а также Ставропольское военное авиационное инженерное училище соответственно.
К сентябрю 1994 года в Войсках ПВО имелось 11 вузов, среди них 1 академия и 1О военных училищ с ежегодным выпуском 2759 курсантов и слушателей. При установленной в 1995 году новой численности Войск ПВО подготовку офицерских кадров осуществляли уже 9 вузов, с ежегодным выпуском 2375 курсантов и слушателей. В этот период в Войсках ПВО имелись Военная академия ПВО, Пушкинское ВУРЭ, Московское ВУРЭ, Санкт-Петербургское ВУРЭ, Красноярское ВУРЭ, Нижегородское ВЗРКУ, Ярославское ВЗРКУ, Ставропольское ВВАИУ, Армавирское ВВАУ Л. Во второй половине 90-х годов, при наличии в Войсках ПВО 9 вузов ежегодный выпуск специалистов Войск ПВО составил 2210 человек, что в условиях общего сокращения Войск ПВО удовлетворяло потребности войск.
Проводимые организационные мероприятия лихорадили все военные учебные заведения Войск ПВО.
Реорганизация авиационных училищ требовала особого подхода, и в этом вопросе мнение государственных и военных органов не всегда совпадало. Например, предлагалось на базе Качинского высшего военного авиационного училища летчиков им. А.Ф. Мясникова (г. Волгоград) и Армавирского высшего военного авиационного училища летчиков им. главного маршала авиации П. С. Кутахова создать Армавирский авиационный институт. Это хоть и незначительно, но все же позволяло сэкономить государственные средства, но негативно отражалось на жителях авиационных гарнизонов, а их мнение зачастую во внимание не принималось.
При решении организационных задач порой приходилось выходить на самый высокий уровень государственной власти. Например, Государственная Дума Федерального Собрания РФ, с целью разрешения возникших разногласий, 19 июня 1998 года вышла даже с обращением к Президенту и Председа-телю Правительства в связи со слиянием Качинского высшего военного авиационного училища летчиков и Армавирского высшего военного авиационного училища летчиков [14]. Только после этого было принято окончательное решение об их объединении.
Исходя из требований приказа министра обороны РФ 1997 года №2 397 о создании филиала Военно-воздушной инженерной академии имени профессора Н.Е. Жуковского в городе Ставрополе на базе Ставропольского высшего авиационного инженерного училища противовоздушной обороны, командованием Войск ПВО представлены предложения, которые позволяли совершенствовать систему подготовки авиационных специалистов с высшим и средним военно-специальным образованием и достигнуть экономического эффекта. Создание филиала Военно- воздушной инженерной академии могло обеспечить стабильную базу подготовки офицеров всех военно-учетных специальностей (в основном инженерного и технического профиля для авиации Министерства обороны Российской Федерации, а также других войск, воинских формирований и органов), оптимизировать количество и численность научных, учебно-научных, учебных и обеспечивающих подразделений создаваемого филиала. Это позволяло сократить существующую общую штатную численность Ставропольского высшего авиационного инженерного училища ПВО по постоянному составу на 166 человек (в том числе: офицеров) - 65, прапорщиков - 14, гражданского персонала - 87), а по переменному составу - на 370 курсантов и снизить ежегодные суммарные расходы по смете Министерства обороны Российской Федерации на содержание филиала в среднем на 9,717 млрд. рублей.
На базе Военной академии Войск ПВО (г. Тверь) в короткие сроки была восстановлена подготовка офицеров высшего инженерного состава (открыт факультет). Отдельные выпускники Академии выпускались на должности заместителей командиров по воспитательной работе. К 1 сентября 1998 года Академия противовоздушной обороны им. Маршала Советского Союза Г.К. Жукова была преобразована в Военный университет противовоздушной обороны. Ряд училищ ПВО преобразованы в военные институты, например, Ярославское высшее зенитно-ракетное командное училище ПВО им. 60-летия Великого Октября в Ярославский зенитно-ракетный институт противовоздушной обороны.
С реорганизацией Академии ПВО в Военный университет снизился уровень подготовки специалистов с уровня объединения до уровня соединения. Оперативное искусство Войск ПВО, как дисциплина, прекратило свое существование. В других академиях оно не преподавал ось и раньше. Имела свою специфику подготовка летчиков Войск ПВО, но это при проведении организационных мероприятий не принималось во внимание. Например, Военной академии им. Ю.А. Гагарина ставилась задача подготовки летчиков ПВО, хотя традиционно она готовили летчиков для решения задач поддержки сухопутных войск, но не для обороны объектов и территорий. Подготовка офицеров ракетно-космической обороны поручалась Академии имени Петра Великого. Специалистов в области разведки воздушного противника предстояло готовить Академии имени Ю.А. Гагарина. Опыт подготовки таких специалистов в этих вузах отсутствовал. Специалистов зенитно-ракетных войск и радиотехнических войск поручалось готовить Военному университету им. Г.К. Жукова и ряду военных училищ, которые также подвергались значительным организационно-штатным мероприятиям.
Литература:
[4] Приказ Министра обороны СССР от 18 января 1991 г. № 30.
[5] Приказ Министра обороны РФ от 22 октября 1993 г. № 485.
[6] Директива Министра обороны РФ от 20 июня 1994 г. Д-43.
[7] Директива ГК Войск ПВО. 1994 г. № 697/1118.
[8] Приказ Министра обороны РФ от 25 февраля 1995 г. № 87.
[9] Приказ Министра обороны РФ от 28 февраля 1995 г. № 89.
[10] Собрание законодательства РФ. 1995. № 18.
[11] Собрание законодательства РФ. 1995. № 22.
[12] Собрание законодательства РФ. 1995. № 27.
[13] Ориентир. 1996. № 7.
[14] Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ “Об обращении Государственной Думы Федерального Собрания РФ к Президенту Российской Федерации, Председателю Правительства Российской Федерации в связи со слиянием Качинского высшего военного авиационного училища летчиков и Армавирского высшего военного авиационного училища летчиков” от 19 июня 1998 г. № 2647-II ГД.
См. также:
1. Военное образование войск ПВО в 1980-х годах
2. Недостатки системы военного образования в войсках ПВО в 90-хгодах XX века
См. далее:
4. Состояние научно-исследовательской работы войск ПВО в 1990-х годах
А.М. Ястремский, доктор исторических наук, профессор, полковник запаса, oboznik.ru
Другие новости и статьи
« В отличии от некоторых стран, Россия проводит учения на своей территории
Запись создана: Понедельник, 23 Март 2015 в 11:12 и находится в рубриках Реорганизация 90-х годов, Тыл: образование и наука.
метки: ПВО, академия, образование, обучение, вуз, Ястремский, учеба
Темы Обозника:
COVID-19 В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медикаменты медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение оружие охрана патриотизм пенсии подготовка помощь право призыв продовольствие расквартирование реформа русь сердюков служба спецоперация сталин строительство управление финансы флот эвакуация экономика