4 Март 2020

Психологические особенности воздействия поощрения на военнослужащих: практические аспекты

oboznik.ru - Психологические особенности воздействия поощрения на военнослужащих: практические аспекты

#военнослужащий#поощрение#психология

Рассмотрим психологические факторы (потребности, интересы, цели, мотивы, волю), которые влияют на сознание военнослужащих, и роль в этом правового стимулирования.

Потребность (или нужда) есть единство двух субъективно переживаемых феноменов:
- осознаваемого или ощущаемого субъектом недостатка жизненных условий, благ, необходимых для его сохранения и развития;
- стремления субъекта устранить недостаток, присоединить нужное благо, восстановить в данном случае полноту жизненных условий и в конечном счете улучшить свое положение, т.е. реализовать свой интерес.

Известный американский психолог А. Маслоу считает, что все потребности располагаются в строго иерархическом порядке:
- физиологические;
- потребность в безопасности;
- потребность в социальной общности;
- потребность в уважении со стороны других и самоуважении;
- потребность в реализации своих возможностей (или самоактуализация).

Каждая потребность проявляется в порядке очередности. В первую очередь государство должно удовлетворить физиологические потребности (потребность в еде, воде, убежище, сне и т.п.). Безусловно, при их удовлетворении будет проявляться позитивная активность военнослужащих в их военно-служебной деятельности, что, возможно, будет вести к поощрениям.

Потребности в безопасности содержат физиологические и психологические компоненты (уверенность в завтрашнем дне). Можно согласиться с А.И. Тюриным в том, что существующая в настоящее время тенденция постоянных изменений нормативной базы в сфере регулирования общественных отношений, связанных с обеспечением потребностей военнослужащих первого уровня, не способна удовлетворить потребность в безопасности.

Потребности в социальной общности необходимы для человека как существа социального. "Именно социум в многообразии своих проявлений способствует удовлетворению подобных потребностей". Потребности данного уровня позволяют военнослужащим ощущать свою принадлежность к такой социальной группе, как защитник Отечества.

Потребности в уважении и самоуважении обусловлены желанием военнослужащих чувствовать свою значимость в собственных глазах и глазах окружающих. Для удовлетворения указанных потребностей соответствующие командиры (начальники) должны реагировать на успехи подчиненных по службе и грамотно оценивать поощрительное поведение.

Потребности в самореализации выражают "стремление человека к раскрытию своих потенций, самосовершенствованию, творчеству, нахождению достойного своим возможностям места в жизни". Для удовлетворения этой потребности требуется реализация потребностей нижних уровней, которые будут влиять на инициативу, усердие и отличие военнослужащих по службе.
Так, чтобы мотивировать конкретного субъекта, государство в лице властных органов должно в первую очередь удовлетворять важнейшие потребности, и это будет способствовать достижению государственных целей.

Наряду с потребностями, важное место в военно-служебных отношениях занимают интересы. Определение интереса обычно указывает на направленность внимания индивида, концентрацию волевых усилий, нацеленных на удовлетворение определенных потребностей, которые требуют известного напряжения, собранности и контроля. Интерес, как мы полагаем, относится к бытию субъекта, и только через него, благодаря ему и по его масштабу связан с психикой, сознанием военнослужащего.

Интерес формируется в определенной ситуации, и заинтересованность субъекта (военнослужащего) является активным регулятором его поведения, вызывающим сильную мотивацию в пользу определенного варианта действия (например, военнослужащему, имеющему ученую степень и (или) ученое звание, занимающему воинскую должность профессорско-преподавательского состава в военном образовательном учреждении профессионального образования, может быть присвоено очередное воинское звание на одну ступень выше воинского звания, предусмотренного штатом для занимаемой воинской должности, но не выше воинского звания полковника, капитана 1 ранга (п. "е" ст. 30 ДУ ВС РФ). Поэтому практика правового регулирования военно-служебных отношений складывается под воздействием заинтересованности военнослужащих в результатах своей деятельности.

По мнению А.Г. Здравомыслова, потребность ориентирована, прежде всего, на предмет ее удовлетворения, а интерес направлен на те социальные отношения, институты, учреждения, от которых зависит распределение предметов, ценностей, благ, обеспечивающих удовлетворение потребностей.

"Военнослужащий для удовлетворения собственного либо чужого интереса в рамках военно-служебного отношения первоначально определяет то, что для этого должно быть сделано, достигнуто, то есть определяет цель".
Становление интереса есть его осознание военнослужащим, влияющее на его реализацию. С интересами конкурируют мотивы. Мы согласны с мнением Е.П. Ильина, что мотив - это внутреннее осознание побуждения, отражающего готовность человека к действию или поступку, т.е. мотив - это побуждения к деятельности, связанные с удовлетворением потребности субъекта.

А.И. Тюрин отмечает, что правовой стимул на психологическом уровне только в том случае преобразуется в побудительную силу, когда коснется интереса военнослужащего и превратится в мотив. Однако правовой стимул может и не превратиться в позитивный мотив, если военнослужащим не принимается, не соответствует каким-либо его перспективным целям. Мы считаем, что это касается и поощрения, которое одновременно может являться внешней и внутренней причиной активного поведения военнослужащего.
Заслуживает внимания комплексная теория мотивации, которую разработали Лайман Портер и Эдвард Лоулер.

В их модели фигурирует пять переменных: затраченные усилия, восприятие, полученные результаты, вознаграждение (поощрение), степень удовлетворения. Согласно модели Портера - Лоулера применительно к военно-служебным отношениям достигнутые результаты зависят от приложенных военнослужащим усилий, его способностей и характерных особенностей, а также осознания им своей роли в процессе военной службы.

Уровень приложенных усилий будет определяться ценностью вознаграждения (поощрения) и степенью уверенности в том, что данный уровень усилий действительно повлечет за собой вполне определенный уровень вознаграждения (поощрения) за заслуженное поведение. Более того, в теории Портера - Лоулера устанавливается соотношение между вознаграждением и результатами, т.е. человек удовлетворяет свои потребности также посредством вознаграждений за достигнутые результаты. Для лучшего понимания указанный механизм мотивации представлен на приведенной ниже схеме.

oboznik.ru - Психологические особенности воздействия поощрения на военнослужащих: практические аспекты

В соответствии с приведенной моделью мотивации результаты, достигнутые военнослужащим, зависят от трех переменных: затраченных усилий (3), способностей и характерных особенностей военнослужащего (4), а также от осознания им своей роли в процессе военной службы (5). Уровень затрачиваемых усилий, в свою очередь, зависит от ценности вознаграждения (поощрения) (1) и того, насколько военнослужащий верит в существование прочной связи между затратами его усилий и возможным вознаграждением (2). Достижение требуемого уровня результативности (6) может повлечь внутренние вознаграждения (7а), такие как чувство удовлетворения от выполненной работы, чувство компетентности и самоуважения, а также внешние вознаграждения (поощрения) (7б), такие как похвала командира (начальника), продвижение по службе, награждение грамотой, ценным подарком или деньгами и др.

Пунктирная линия между результативностью и внешним вознаграждением (поощрением) означает, что может существовать связь между результативностью какого-либо военнослужащего и объявляемыми ему поощрениями. Пунктирная линия между результативностью и вознаграждением (поощрением), воспринимаемым как справедливое (8), использована для того, чтобы показать, что в соответствии с теорией справедливости люди имеют собственную оценку степени справедливости вознаграждения (поощрения), применяемого за те или иные результаты. Удовлетворение (9) - это результат внешних и внутренних вознаграждений с учетом их справедливости (8). Удовлетворение является мерилом того, насколько ценно вознаграждение (поощрение) для военнослужащего на самом деле (1). Эта оценка будет влиять на восприятие военнослужащим будущих ситуаций в процессе служебной деятельности.
С.Э. Арутюнова указывает на взаимосвязь между затраченными усилиями и полученными результатами, отмечая, что "взаимосвязь "результаты - вознаграждение" есть ожидание определенного вознаграждения или поощрения в ответ на достигнутый уровень результатов".

Как потребности, так и интересы обретают динамику через волю военнослужащих, сущность которой состоит в отборе и отстаивании мотивов, приводящих субъекта к действию. По словам Г.В. Мальцева, в этом сознательном процессе… на основе интереса упорядочивается первичный психологический материал, путем рефлексирования осуществляется стыковка разных потребностей данного субъекта, определяется их приоритетность, очередность в удовлетворении и т.д.

Иначе говоря, интерес военнослужащего выступает инструментом его внутренней саморегуляции, самоорганизации его потребностей и стремлений.
Соответственно воля, по нашему мнению, есть психический процесс сознательного управления военно-служебной деятельностью военнослужащего, устраняющей трудности и препятствия на пути поставленной цели.
Волевой процесс состоит из следующих этапов или стадий:
- возникновение побуждения - предварительная постановка цели;
- обсуждение и борьба мотивов;
- принятие волевого решения;
- исполнение волевого решения.

Таким образом, внутренние факторы влияния на сознание военнослужащего (потребности, интересы, цели, мотивы, воля) соответственно формируют информационно-психологический настрой военнослужащего на социально-активное поведение, его отношение к поощрительному поступку.

Зорин О.Л.

Другие новости и статьи

« Правовое положение семьи военнослужащего

В Гвардии все действующие полки 6 августа 1856 г. были приведены в трехбатальонный состав »

Запись создана: Среда, 4 Март 2020 в 5:05 и находится в рубриках Новости.

метки: ,

Темы Обозника:

COVID-19 В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение вуз выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение оружие офицер охрана патриотизм пенсии пенсия подготовка право призыв продовольствие расквартирование реформа русь сердюков служба сталин строительство управление учеба финансы флот экономика

А Вы как думаете?  

Комментарии для сайта Cackle

СМИ "Обозник"

Эл №ФС77-45222 от 26 мая 2011 года

info@oboznik.ru

Самое важное

Подпишитесь на самое интересное

Социальные сети

Общение с друзьями

   Яндекс.Метрика