4 Март 2020

Состояние научно-исследовательской работы войск ПВО в 1990-х годах

oboznik.ru - Состояние научно-исследовательской работы войск ПВО в 1990-х годах

#НИР#ПВО#вуз

В период изменения структуры и численности Войск ПВО особенно актуальной проблемой являлось формирование научно обоснованного кадрового заказа на подготовку офицеров-выпускников. Представляется очевидным, что кадровый заказ должен определять качественные и количественные требования к вузам, в том числе к Академии ПВО по подготовке офицеров той или иной специальности (специализации). Возрастание значения данной проблемы привело к повышению роли Направления военного образования Войск ПВО в решении задачи подготовки военных кадров.

Направлением военного образования Войск ПВО проводилась значительная работа совместно с Организационно-мобилизационным управлением Главного штаба Войск ПВО и Управлением кадров Войск ПВО по уточнению и корректировке классификатора специальностей и специализаций для подготовки офицерских кадров. До середины 90-х годов имелось 90 специальностей и специализаций. На 1996 год осталось 42 специальности и 7 специализаций, в том числе для офицеров с высшим военным образованием - соответственно 14 и 2. Направлению военного образования удалось отстоять необходимость подготовки в 1997 году специалистов по 48 специальностям и 13 специализациям для Войск ПВО. Сроки обучения по основным образовательным программам определялись: для замещения первичных должностей - 5 лет, для специалистов в области управления - 3 года.

Существовавшая практика расчета потребности офицеров-выпускников для Войск ПВО основывалась на пополнении ежегодной естественной убыли, однако данный подход в условиях быстро развивающихся преобразований не соответствовал требованиям времени. Возникла необходимость, чтобы в рамках кадрового заказа Направление военного образования Войск ПВО рассчитало перспективную потребность (до 2000 года) в офицерах-выпускниках и оптимизировало количество и емкость вузов ПВО. Данная работа проводил ась в рамках НИР «Приоритет».

Ее результаты, вместе с традиционным расчетом, послужили обоснованием перспективной потребности офицеров для Войск ПВО с высшим военным и военно-специальным образованием. в дальнейшем осуществлялся долгосрочный прогноз и производилась ежегодная корректировка набора. При этом учитывалась необходимость обеспечения стабильности педагогических коллективов, менялось лишь количество обучающихся в учебных отделениях и группах.

Перестраивая работу вузов, Направление военного образования Войск ПВО старалось сохранить систему подготовки военных кадров. Эта система основывалась на отработанной структуре. Отбор курсантов в военные училища предполагалось осуществлять из гражданской молодежи, суворовцев, военнослужащих. Офицеры после определенного срока службы в войсках могли в дальнейшем поступать в Военную академию ПВО и с определенных должностей - в Военную академию Генерального штаба. Причем вся система подготовки офицерских кадров учитывала потребности Войск ПВО на различных этапах их исторического развития.

Следует отметить, что в связи с продолжающимся сокращением личного состава Войск ПВО, Направление военного образования просчитало потребность в офицерах как для Войск ПВО в целом, так и для каждого рода войск. Если в 1996 году ежегодный выпуск офицеров составлял 2090 человек, то в 1998 году их потребность в них составила 1945 человек; для зенитно-ракетных войск - 420 офицеров в 1996 году и 400 в 1998 году для авиации ПВО - 565 и 490, для радиотехнических войск - 515 и 475 соответственно. Не произошло снижения потребности в офицерских кадрах только в войсках РКО (1996 год - 400 человек). Такое количество выпускников вполне обеспечивалось вузами Войск ПВО.

Анализ документов Направления военного образования Войск ПВО подтвердил, что проведенная работа позволяла готовить квалифицированные командные и инженерно-технические кадры для Войск ПВО в установленной для ПВО численности, а также, в основном, восстановить направленность и объемы научных исследований за счет перераспределения тематики и задач исследовательской работы между оставшимися военно-учебными заведениями.

Если с сохранением научных кадров дело обстояло более или менее благополучно, то среди переменного состава стабилизировать обстановку в этот период не удавалось.

Решение данной проблемы зависело прежде всего от государственных и военных органов, а также от руководящего состава вузов.

В 1995 году среди зачисленных в вузы Войск ПВО из 2605 человек поступило: военнослужащих - 86 человек (из них 77 проходило службу по призыву и 9 человек - по контракту), из гражданской молодежи поступило 65 суворовцев, 504 выпускника подготовительных курсов вузов, 23 выпускника военно-патриотических заведений и 1924 человека - остальных категорий. В 1996 году был зачислен 2641 курсант, из которых 14 человек имели незаконченное высшее образование, 283 - среднее специальное и 2344 - общее среднее образование. Среди абитуриентов проходил строгий психологический отбор. Из поступивших в вузы Войск ПВО большинство (967 человек) было из рабочих, 945 - являлись членами семей военнослужащих, 644 - из служащих, 80 - из крестьян, 5 - из других социальных групп. В вузы поступали в основном юноши из малообеспеченных семей (из рабочих и военнослужащих), что позволяло в какой-то мере создать конкурс среди абитуриентов.

Тем не менее, в 90-х годах произошло значительное снижение конкурса среди поступающих в вузы ПВО. Если в 1994 году он составлял 1,9 человека на место, то в 1995 году - всего 1,3 человека на место, что свидетельствовало о снижении престижа военной службы.

Ситуация осложнялась возросшим количеством отчислений курсантов из военно-учебных заведений. За последние десять лет убывших курсантов стало в три раза больше, и в выпуске 1996 года общие потери составили около 40 % от числа поступивших в свое время на данный курс. Такой массовый отток был вызван нежеланием молодежи служить в тех невыносимых условиях, в которые поставлены офицеры Вооруженных Сил.

Во-вторых, проявляло себя и стремление определенной части молодых людей, воспользовавшись несовершенством законодательства, избежать службы в армии по призыву за счет пребывания в течение двух лет в военном училище, а затем уже спокойно продолжать учебу в гражданском вузе.

Значительное количество курсантов, проучившись, как правило, 1-2 года, увольнялось из училищ по различным причинам. В 1995 году только с первого курса вузов Войск ПВО отчислено 538 человек, со второго - 414, с третьего - 90 и 7 человек с пятого курса. Из них по недисциплинированности отчислено 255 человек, по нежеланию учиться - 594, по неуспеваемости -192, по болезни - 52, не заключили контракт- 12 и по другим причинам-156. В 1996 году из СВАИУ уволилось 193 курсанта (из 648 зачисленных) и 24 слушателя (из 52 зачисленных), что составляет 29,8 и 46,2 % соответственно. В ЯВЗРКУ отчислено 148 (50,2 %) из 295 зачисленных.

В целом в 1996 году в вузы Войск ПВО пришло учиться 2013 человек, а отчислено 733 (36,4 %). Даже из ВА ПВО было отчислено 11 слушателей (5,4 %). А ведь на их подготовку затрачивались не только огромные средства, но и труд большого коллектива. В вузах Войск ПВО в 1997 году трудилось 16 генералов, 4258 офицеров, 1524 прапорщика, 2896 солдат и сержантов, 4800 человек гражданского персонала.

Из-за большого некомплекта офицерского состава в Войсках ПВО на первичных должностях Ярославское высшее зенитное ракетное командное училище ПВО в 1996 учебном году вновь возобновило набор абитуриентов.

Несмотря на принимаемые Главным управлением кадров и военного образования меры продолжался рост некомплекта офицерского состава на первичных должностях в Войсках ПВО. В какой-то мере он покрывался за счет призыва выпускников гражданских вузов.

Во второй половине 80-х годов проблема не стояла так остро, но с начавшимися в стране процессами, положение стало ухудшаться. Об этом свидетельствуют следующие данные. В 1986 году в Войсках ПВО проходило службу 4036 (3,5 %) двухгодичников, в 1987 году - 3579 (2,8 %), в 1988 году - 3503 (2,8 %), в 1989 году- 3572 (2,8 %), а в 1990 году всего 1381 (1,1 %).

В 90-х годах часто менялось количество военных кафедр гражданских вузов, выпускающих младших офицеров для Войск ПВО. Было принято постановление Правительства Российской Федерации «О дополнении перечня военных кафедр при государственных образовательных учреждениях профессионального высшего образования, на которых осуществлялось обучение студентов (курсантов) по программам подготовки офицеров запаса». Этим постановлением в 80 высших учебных заведениях создавались военные кафедры [12]. Их количество увеличилось после принятия нового Постановления Правительства Российской Федерации от 28 декабря 1995 года № 1280 «О дополнении перечня военных кафедр при государственных образовательных учреждениях профессионального высшего образования, на которых осуществляется обучение студентов (курсантов) по программам подготовки офицеров запаса» [15]. Многие выпускники гражданских вузов попадали служить в Войска ПВО на первичные должности, но качество их подготовки как военных специалистов было на крайне низком уровне, что значительно снижало боевую готовность частей и подразделений.

Наряду со значительным ущербом, нанесенным учебному процессу вузов Войск ПВО, произошло и снижение уровня научной работы. Это объяснялось прежде всего значительной потерей научной базы Войск ПВО.

Войска ПВО оставили на территории суверенных республик наиболее сильные учебно-научные организации: ВИРТА (г. Харьков), КВИР1У (г. Киев), МВИЗРУ (г. Минск), ЖВВУРЭ (г. Житомир), ДВВАИУ (г. Даугавпилс), ВВКУРЭ(г. Вильнюс), ДВЗРКУ (г. Днепропетровск), ОВВОКИУ (г. Одесса) и уникальную лабораторно-экспериментальную базу, что создало дополнительные проблемы.

Как показал анализ документов выбывших из состава Войск ПВО учебно-научных заведений, перестали существовать целые научные школы и коллективы. Например, ВИРТА противовоздушной обороны занималась проблемами применения методов и средств искусственного интеллекта и рефлексного управления ПВО, цифровой обработкой радиолокационной информации, повышением помехозащищенности и скрытности радиолокационных средств ПВО и другими проблемами. В МВИЗРУ противовоздушной обороны работали над распознаванием типов воздушных целей по радиоакустическим портретам, совершенствованием антенных систем, зенитно-ракетных систем и зенитно-ракетных комплексов. Построением устройств отображения информации для командных пунктов всех степеней на новых физических принципах занималось ВВКУРЭ. В ДВЗРКУ противовоздушной обороны изучали качественные и технико-экономические характеристики антенных систем вооружения ПВО. В ЖВВУРЭ изучали возможности повышения работоспособности аппаратов командных пунктов. ДВВАИУ занималось повышением эффективности функционирования бортовых радиоэлектронных средств авиации ПВО и методов обработки информации.

Осталась за рубежом значительная часть лабораторно-экспериментальной базы Войск ПВО. Особенно ценными являлись: единственная в Войсках ПВО безэховая камера (без которой невозможны качественные исследования распространения радиоволн антенных систем, техники сверхвысокой частоты), стенды и экспериментальные образцы лазерного оружия, экспериментальные радиолокационные станции различного назначения (КВИРТУ), стенды и экспериментальные установки для отработки новых принципов построения бортовых радиолокационных станций и систем обработки данных (ДВВАИУ), экспериментальные стенды радиолокаторов ракетно-космической обороны (ЖВВУРЭ).

Не вызывает сомнений тот факт, что качество подготовки специалистов всецело определял ось подбором и уровнем подготовки преподавателей.

Основной научный потенциал Войск ПВО во второй половине 80-х годов находился в ВКА, ВИРТА, МВИЗГМ, КВИРТУ. В 18 вузах Войск ПВО насчитывалось 66 докторов наук и 1213 кандидатов наук. Высокий научно-педагогический потенциал вузов ПВО позволял успешно решать задачи учебной, методической и научной работы.

К концу 80-х годов научный потенциал постепенно увеличивался. Если в 1986 году в вузах Войск ПВО работало 66 докторов наук, то в 1988 году - 68, а в 1990 году уже 70. Действовала система специализированных советов по защите докторских диссертаций во 2 и 45 ЦНИИ Министерства обороны, ВКА, ВИРТА, МВИЗРУ, КВИРТУ ПВО, повышена численность адъюнктуры при ВКА до 75 человек.

С целью улучшения учебной и научной работы организовано взаимодействие с 60 вузами, научно-исследовательскими учреждениями, штабами объединений, соединений и частей ПВО. Академия ПВО перешла на новые учебные программы подготовки адъюнктов. Создана докторантура (4 места). Ряд преподавателей повышали свою квалификацию на академических курсах видов Вооруженных Сил. Для повышения квалификации использовались и другие возможности. Например, на факультете новых форм и методов обучения при Политехническом музее в Москве в 1989 году обучалось 3 человека.

Сложность решения этой задачи возросла с распадом СССР, так как вузы ПВО лишились ведущих научных школ, в которых осуществлялась подготовка научных и педагогических кадров для Войск ПВО. Если в 1992 году в вузах ПВО работали 71 доктор и 1191 кандидат, то в 1993 году их осталось 15 и 601 соответственно.

На военном совете Войск ПВО 19 октября 1990 года был одобрен проект Плана научной работы Войск ПВО на 1991-1995 годы. С целью ее совершенствования введена автоматизированная информационно-поисковая система научных знаний “Банк-2″. Она позволяла систематизировать уже имеющуюся информацию, устранять дублирование как в учебном процессе, так и в научной работе. Значительный объем научной работы проводился не только в научно исследовательских организациях, но и в Военной академии ПВО, вузах. Произошло некоторое перераспределение научного потенциала. Если на 1 января 1993 года в вузах Войск ПВО имелось 15 докторов наук (из них 1О гражданских), в 1994 году - 28 докторов наук (из них 17 гражданских), то в 1995 года в вузах Войск ПВО имелось уже 38 докторов и 503 кандидата наук (среди них гражданских 28 докторов наук и 107 кандидатов наук). Ведущим научно-учебным заведением в Войсках ПВО во второй половине 90-х годов оставалась Военная академия ПВО, где среди профессорско-преподавательского состава имелось 18 докторов и 198 кандидатов наук.

Для решения проблемы подготовки научных кадров увеличена емкость докторантуры и адъюнктуры в Военной академии ПВО, открыты адъюнктуры и созданы специализированные советы в ведущих инженерных училищах - Пушкинском, Санкт-Петербургском, Нижегородском. Этот процесс требовал, в первую очередь, финансирования и длительного времени, поэтому подготовка ученых по техническим наукам для вузов ПВО организовывалась в НИИ, хотя они также оказались в тяжелом положении. Почти вдвое сократился научный потенциал во 2 и 45 ЦНИИ Министерства обороны РФ. Уволено 33 доктора и 290 кандидатов наук. В целях подготовки преподавателей для вузов Войск ПВО по техническим и военно-техническим дисциплинам командование Войск ПВО создало в Академии ПВО военно-педагогические группы (отделения). Повышалась и заинтересованность в научной работе. Проявлением заботы о научно-педагогических кадрах явилось введение надбавок к должностным окладам лиц офицерского состава Вооруженных Сил, имеющих ученые звания и ученые степени [16].

Следует констатировать тот факт, что во второй половине 90-х годов в вузах Войск ПВО удалось сохранить основной костяк профессорско-преподавательского состава. В них работало 559 ученых, из них 48 докторов наук, 509 кандидатов наук, 45 профессоров, 313 доцентов и старших научных сотрудников. Среди начальников кафедр вузов Войск ПВО имелось 6 докторов наук, 90 кандидатов наук.

С целью сохранения научных кадров в условиях сокращения Войск ПВО практиковали перемещение научных кадров и на командные должности. Например, в СВАИУ из пяти начальников факультетов два являлись кандидатами наук. Но эти возможности использовались не везде и не в полной мере.

Следует отметить, что во второй половине 90-х годов Военная академия ПВО впервые начала подготовку из числа курсантов инженеров-исследователей для исследовательской деятельности по наиболее сложным специальностям, связанным с перспективными направлениями развития военной науки, вооружения и военной техники Войск ПВО. Поступать в нее могли и гражданские лица. Срок обучения 5 - 6 лет.

Проведению научной работы в вузах ПВО способствовали регулярные научно-практические конференции, на которых обсуждались возникающие наиболее важные в Войсках ПВО и вузах проблемы.

Научный потенциал вузов активно использовался руководством Войск ПВО перед принятием ответственных решений. Они изучались совместно учеными и специалистами в Военной академии противовоздушной обороны имени Маршала Советского Союза Г.К. Жукова. Например, в апреле 1990 года состоялась XIX военно-научная конференция на тему «Проблемы теории оперативного искусства и тактики Войск ПВО, вытекающие из оборонительной направленности советской военной доктрины». На конференции обсуждались пути дальнейшего строительства единой системы ПВО страны и Вооруженных Сил. Особое внимание уделялось боевой готовности и оперативному развертыванию войск и сил ПВО в угрожаемый период, с учетом предполагаемого сокращения армии, управлению Войсками ПВО при подготовке и ведении борьбы с воздушно-космическим противником, устойчивости противовоздушной обороны группировок стратегических ядерных сил и пунктов управления высшего звена с учетом принципа оборонной достаточности.

На научно-практической конференции, проведенной в КВИРТУ(1991 год), были выработаны единые подходы к автоматизации процесса обучения специалистов радиотехнических войск в учебных частях, вузах, а также боевому слаживанию расчетов частей и подразделений с использованием персональных ЭВМ, АСУ. Предлагалось оценивать личный состав не по оценкам, а по умению выполнять нормативы боевой работы. Рекомендовалось создать отделы или отделения боевой подготовки в батальонах (ротах), ввести должность заместителя командира батальона (роты) по боевой подготовке. Это требовало пересмотра организационно-штатной структуры подразделений, в частности, введения расчета обеспечения учебного процесса и хозяйственной деятельности. Претворить в жизнь рекомендации так и не удалось.

Способствовала подготовке научных кадров и проводимая работа с курсантами училищ. Например, в Армавирском военном авиационном институте с середины 80-х годов действовало курсантское конструкторское бюро (ККБ). За 13 лет в его работе приняли участие 120 курсантов. Составом ККБ сконструированы и построены: сверхлегкий многоцелевой одноместный самолет, участвовавший в двух Всесоюзных смотрах-конкурсах; 6 радиоуправляемых моделей, применяемых в сельском хозяйстве; поршневой четырехтактный “Х” - образный двигатель мощностью 120 л.с. для легких летательных аппаратов; ранцевый двухтактный поршневой двигатель мощностью 15 л.с., весом 8 кг для парапланов и другие [17]. Проводимая ККБ научная работа способствовала развитию интереса к научной деятельности у курсантов института. Наиболее способные из них, после выпуска из института, имели возможность продолжить научную работу.

Активизации работы способствовали проводимые Министерством обороны конкурсы на лучшую научную работу слушателей и курсантов вузов Министерства обороны РФ по военной науке и технике, активное участие в которых принимали слушатели и курсанты всех вузов Войск ПВО. Итоги конкурсов подводились в приказах министра обороны [18].

Наряду с перестройкой системы военного образования Войск ПВО особое внимание уделялось проблеме сохранения научно-исследовательских учреждений.

При проведении научных исследований в военно-теоретической и военно- технической областях в интересах Войск ПВО в Министерстве обороны РФ ведущими являлись 2-0Й и 45-ый ЦНИИ МО. Они специализировались каждый по своим направлениям. Например, 2-0Й ЦНИИ являлся головным в Министерстве обороны и вел 110 научных тем, из них по заказу ГШ Войск ПВО- 54. 45-ый ЦНИИ МО РФ в 1995 году вел 83 научные темы, из них по заказу ГШ Войск ПВО 39.

Эти ЦНИИ МО РФ обладали уникальной экспериментальной базой для проведения работ по созданию и совершенствованию воздушно-космической обороны и способов ее боевого применения. Научно-исследовательские институты и научно-исследовательские испытательные полигоны, работавшие на Войска ПВО, имели высокий научный потенциал. Однако в связи со складывающимся в стране все более тяжелым экономическим положением, несистематическим выделением средств на НИОКР- научный потенциал этих учреждений постепенно снижался.

Если в 1986 году во 2-0М ЦНИИ МО РФ, 45-ом ЦНИИ МО РФ, 10-ом ГНИИП и 8-ом НИИП работало 138 ученых, то в 1989 году уже 114, а в 1994 году, после распада СССР, всего 33. Центральный научно-исследовательский институт Министерства обороны, расположенный в Твери, являлся головным в Войсках ПВО и обладал бесценным научным потенциалом (20 докторов наук и 167 кандидатов), разрабатывал и обосновывал программы вооружения и военной техники, принципы их применения, занимался и другими проблемами. Работа велась планово, в тесном взаимодействии с Войсками ПВО, с военно-промышленными предприятиями.

Литература:
[11] Собрание законодательства РФ. 1995. № 22.
[12] Собрание законодательства РФ. 1995. № 27.
[13] Ориентир. 1996. № 7.
[14] Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ “Об обращении Государственной Думы Федерального Собрания РФ к Президенту Российской Федерации, Председателю Правительства Российской Федерации в связи со слиянием Качинского высшего военного авиационного училища летчиков и Армавирского высшего военного авиационного училища летчиков” от 19 июня 1998 г. № 2647-II ГД.
[15] Собрание законодательства РФ. 1996. № 2.
[16] Приказ Министра обороны СССР от 20 сентября 1991 г. № 450.
[17] Акт комплексной проверки Армавирского военного авиационного института от 15 июля 1999 г.
[18] Приказ Министра обороны РФ от 20 декабря 1994 г. № 421.

См. также:
1. Военное образование войск ПВО в 1980-х годах
2. Недостатки системы военного образования в войсках ПВО в 90-хгодах XX века
3. Завершение разработки квалификационных требований к выпускникам учебных заведений войск ПВО в 1990-х годах

См. далее:
5. Сложности финансирования науки в войсках ПВО в 90-х годах прошлого века

А.М. Ястремский, доктор исторических наук, профессор, полковник запаса, oboznik.ru

Другие новости и статьи

« Борьба за мир

Продовольственное обеспечение военнослужащих »

Запись создана: Среда, 4 Март 2020 в 0:32 и находится в рубриках Реорганизация 90-х годов, Тыл: образование и наука.

метки: , , , , , ,

Темы Обозника:

COVID-19 В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение вуз выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение оружие офицер охрана патриотизм пенсии пенсия подготовка право призыв продовольствие расквартирование реформа русь сердюков служба сталин строительство управление учеба финансы флот экономика

А Вы как думаете?  

Комментарии для сайта Cackle

СМИ "Обозник"

Эл №ФС77-45222 от 26 мая 2011 года

info@oboznik.ru

Самое важное

Подпишитесь на самое интересное

Социальные сети

Общение с друзьями

   Яндекс.Метрика