22 Январь 2021

Сложности финансирования науки в войсках ПВО в 90-х годах прошлого века

oboznik.ru - Сложности финансирования науки в войсках ПВО в 90-х годах прошлого века
#НИР#ПВО#наука

Научная и научно-изыскательская работа в войсках ПВО и учебных заведениях столкнулась с проблемами в последнее десятилетие XX века. К середине 90-х годов почти все предприятия-смежники оказались неплатежеспособными, а не внедренные в срок научные разработки через 2-3 года - уже устаревшими. Усугублялось положение еще и тем, что коллективу ЦНИИ по 3-4 месяца не выплачивали заработную плату. Офицеры, являясь высококлассными специалистами, вынуждены были подрабатывать на стороне, перебиваясь случайными заработками. Командование института закрывало на это глаза.

Без сомнения, военная наука нужна, об этом не раз заявляли руководители государственных и военных органов. Но для этого создателям современного оружия следовало создать хотя бы самые элементарные условия.

Организация научной и финансово-экономической деятельности институтов на принципах хозрасчета и самофинансирования в сложившихся условиях ограниченности средств на содержание армии и флота не только экономически не оправдывала себя, но приносила дополнительные убытки смете Министерства обороны в виде штрафов, пени, отвлечения оборотных средств.

Руководство Войск ПВО выходило с предложением в Министерство обороны ходатайствовать перед Президентом о выполнении требований Указа Президента РФ от 23 мая 1994 года №2 1003 «О реформе государственных предприятий» по реорганизации научно-исследовательских организаций и промышленных хозрасчетных ремонтных предприятий Министерства обороны РФ в государственные. Но действенных мер принято не было.

Для научно-исследовательских организаций Войск ПВО важное значение имели указы Президента, постановления Правительства о государственной поддержке науки и научно-технических разработок. Они показывали необходимость фундаментальной науки для государства, но это мало помогало улучшению ее финансового положения. Государство задолжало науке (на 1 ноября 1996 года) 19,6 млрд. руб., в том числе 7,0 млрд. руб. - невыплаченные денежное довольствие и заработная плата [19; 20].

Учитывая сложное положение с финансированием образования и науки в стране, государственные органы власти приняли только в 1996 году более десятка документов, касающихся науки. В учебный процесс вузов ПВО внедрялись интенсивные информационные технологии и методики обучения. Проводились исследования принципов построения автоматизированной системы управления вузом. В Академии ПВО оборудовано 28 классов КП «Сенеж», «Протон», что позволило значительно улучшить учебный процесс. Тем не менее, учебно-материальная база требовала дальнейшего совершенствования на основе новых достижений науки.

Во второй половине 90-х годов академия ПВО могла приносить и значительный доход государству. В ней обучались представители более 20 стран мира (ни в одной академии такого показателя не было), а это реальные валютные поступления. Среди профессорско-преподавательского состава Военной академии ПВО имелись классные специалисты, способные оказать помощь любому развивающемуся государству по вопросам создания ПВО. Но эти возможности в полной мере не использовались, что отмечалось на сборах Главного управления Международного военного сотрудничества Министерства обороны РФ, прошедших 26 октября 1999 года на базе Военного университета ПВО.

Руководство Войск ПВО самостоятельно изыскивало средства для решения стоящих проблем, так как Президент, Правительство, государственные органы в основном ограничивались изданием соответствующих указов, законов, постановлений, но не обеспечивали их выполнение [21; 22]. В них отсутствовал как механизм их реализации, так и не определялись источники финансирования.

Самое главное, что можно и нужно было решить в кратчайшие сроки, это привести все руководящие документы, регламентирующие деятельность вузов, в соответствие с законодательно-правовой базой Российской Федерации и разработать конкретный план проведения реформы военного образования с обязательным определением источника финансирования каждого пункта, необходимых денежных ресурсов и материальных фондов. Без учета финансирования организовывать учебный процесс становилось нереально. Не хватало ни денег, ни материальных средств. Буквально с каждым годом затраты на обучение курсантов и слушателей возрастали. Так, при норме затрат в 1997 году на подготовку одного выпускника авиационного училища порядка 4 млн. долларов, например, на самолете МиГ - 29 к концу года потребовалось дополнительно еще 1,5-2 млн. долларов. Согласно учебным программам, за годы учебы курсант должен налетать 220 часов. Реально же этот показатель не превышал 90-11О часов. Основной причиной являлась нехватка топлива. Поэтому при всем желании вуз не мог подготовить высококвалифицированного специалиста. Его приходилось доучивать в войсках.

Анализируя проведенную работу по реформированию системы военного образования на примере вузов Войск ПВО, можно прийти к вы-воду, что она, в целом, решала проблему оптимизации сети вузов, приведения их перечня и емкости в соответствие с новыми организационно-штатными структурами и численностью Войск ПВО, приведения системы военного образования в соответствие с много-уровневой структурой высшего образования, вводимой в России, а содержание обучения - в соответствие с общегосударственными и международными стандартами образования.

Решение этих проблем позволило создать систему военного образования, способную подготовить военного профессионала, обеспечить Войска ПВО военными кадрами. В дальнейшем обучение специалиста Войск ПВО проходило непосредственно в войсках.

Литература:
[18] Приказ Министра обороны РФ от 20 декабря 1994 г. № 421.
[19] Постановление Правительства РФ «О государственной поддержке науки и научно-технических разработок» от 17 апреля 1995 г. № 316.
[20] Указ Президента РФ «О федеральной целевой программе государственной поддержки интеграции высшего образования и фундаментальной науки на 1997 год» от 5 декабря 1996 г. № 1641.
[21] Постановление Правительства РФ «О неотложных мерах по усилению государственной поддержки науки в Российской Федерации» от 7 мая 1997 г.
[22] Постановление Государственной Думы РФ «О проекте Федерального закона “О внесении изменения и дополнений в ст. 5 и 6 Федерального закона “О науке и государственной научной политике”» от 10 декабря 1997 г. № 1975-II ГД

См. также:
1. Военное образование войск ПВО в 1980-х годах
2. Недостатки системы военного образования в войсках ПВО в 90-хгодах XX века
3. Завершение разработки квалификационных требований к выпускникам учебных заведений войск ПВО в 1990-х годах
4. Состояние научно-исследовательской работы войск ПВО в 1990-х годах

А.М. Ястремский, доктор исторических наук, профессор, полковник запаса, oboznik.ru

Другие новости и статьи

« Ни шагу назад!

Праздник со слезами на глазах: 1945 »

Запись создана: Пятница, 22 Январь 2021 в 0:33 и находится в рубриках Реорганизация 90-х годов, Тыл: образование и наука, Финансовое.

метки: , , , , , , , ,

Темы Обозника:

COVID-19 В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение вуз выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение оружие офицер охрана патриотизм пенсии пенсия подготовка право призыв продовольствие расквартирование реформа русь сердюков служба сталин строительство управление учеба финансы флот экономика

А Вы как думаете?  

Комментарии для сайта Cackle

СМИ "Обозник"

Эл №ФС77-45222 от 26 мая 2011 года

info@oboznik.ru

Самое важное

Подпишитесь на самое интересное

Социальные сети

Общение с друзьями

   Яндекс.Метрика