Заслуга военнослужащего как основание для применения поощрения. Юридический состав заслуги



Заслуга военнослужащего как основание для применения поощрения. Юридический состав заслуги

oboznik.ru - Заслуга военнослужащего как основание для применения поощрения. Юридический состав заслуги

В юридической литературе вопрос об основаниях применения поощрительных норм специальному исследованию не подвергался, хотя это весьма актуальная и значимая проблема. В правоприменительной деятельности у командиров (начальников) довольно часто складывается непростая ситуация, когда возникает реальная необходимость альтернативного выбора различных вариантов поощрительных мер за заслуженное поведение подчиненного.
Основание - это существенный признак, по которому распределяются явления, понятия.

Определение правового основания поощрения означает установление обстоятельств, в связи с которыми оно применяется. Также термин "основание" (в одном из значений) - причина, достаточный повод, оправдывающие что-нибудь.
Основания применения поощрений несут аксиологический, т.е. оценочный и не конкретизированный характер. Здесь же важно уточнить, что оценочный аспект оснований реализации поощрительных норм не детализирован, что расширяет сферу субъективного усмотрения. Поэтому каждый критерий нуждается в юридическом анализе.

Актуальный вопрос в разработке проблем эффективности действия поощрительных норм - выявление содержания объективных критериев для оценки заслуженного поведения подчиненных со стороны командиров (начальников), являющихся основанием применения мер поощрений к военнослужащим за совершение поощрительного поступка, предусмотренных в действующем законодательстве.

Так, ДУ ВС РФ установлена обязанность командира (начальника) (выделено мной. - О.З.) осуществлять определенного характера поощрение подчиненных военнослужащих при достижении ими положительного результата, а именно за особые личные заслуги, разумную инициативу, усердие и отличие по службе. Рассмотрим эти основания для поощрения более подробно и соответственно объективные критерии их применения.
1. Особые личные заслуги. Что подразумевается под особыми личными заслугами, в ДУ ВС РФ (ст.ст. 17, 41 и 44) законодатель не определяет. Можно согласиться с мнением С.Н. Бордина, считающего, что указанную неопределенность "невозможно решить без нормативного закрепления понятия заслуги"*(62).
На наш взгляд, критериями (признаками) заслуженного поведения являются следующие:
- заслуга сопряжена не с бездействием, а с сознательно-активным действием, с осуществлением позитивных обязанностей военнослужащим;
- это добросовестное отношение военнослужащего к своему делу;
- заслуга связана с перевыполнением военнослужащим своих обязанностей либо с достижением общепризнанного полезного результата;
- заслуга военнослужащего является основанием для применения мер правового поощрения.
Таким образом, заслуга военнослужащего - это добровольный, сознательно-волевой, добросовестный, правомерный поступок, связанный с перевыполнением им своих обязанностей либо с достижением им общепризнанного полезного результата, превосходящего по своим масштабам результаты обычных действий, и выступающий основанием для применения поощрения.

2. Разумная инициатива. Инициатива - почин, внутреннее побуждение к новым формам деятельности, предприимчивость.

Разумный - логичный, основанный на разуме, целесообразный. Разум - способность человека логически и творчески мыслить, обобщать результаты познания. Думается, что применительно к военнослужащим разумная инициатива - это внутреннее побуждение военнослужащего к творческому, самостоятельному, целесообразному, логическому исполнению служебных обязанностей (в том числе не входящих в круг его должностных обязанностей), отличающемуся новизной форм, в целях достижения положительных результатов в служебной деятельности. Смелое и разумное дерзание, предприимчивость, смекалка, стремление найти наилучшие способы выполнения поставленной задачи, способность к проявлению самостоятельности при возникновении сложной обстановки играют большую роль. И следовательно, инициатива (разумная) является также основанием для применения поощрительных норм, обладающих стимулирующим потенциалом, побуждающих военнослужащих к качественному исполнению военно-служебных обязанностей.

3. Усердие по службе. Усердие - большое старание в службе, а также служебное рвение, старательность, прилежание при выполнении своего воинского долга.

4. Отличие по службе - исполнение служебных обязанностей, выделяющее военнослужащего среди других, заслуживающее всеобщего одобрения и награды. Полагаем, что к этому основанию относятся также: достижение высоких результатов, проявление высоких морально-психологических и боевых качеств при выполнении воинского долга, поставленной задачи на основе высокой выучки, приобретенной в повседневной воинской деятельности и учебе.
Хотелось бы отметить, что определение эффективности поощрительной нормы может быть основано на грамотном выявлении показателей (критериев) особо полезного поведения военнослужащего, характеризующих меру удовлетворения правомерных интересов участников регулируемых отношений.
В связи с тем что поощрение включает в себя оценку совершенного деяния и предусматривает распределение определенных благ, оно требует специальной процессуальной формы для своей реализации.

К сожалению, ныне действующие нормы правового поощрения, указанные в ДУ ВС РФ, не содержат четко сформулированные показатели (основания, критерии) для применения соответствующими командирами (начальниками) мер поощрения, что негативно сказывается на практике в процессе их реализации (явная несоразмерность меры поощрения ее фактическому основанию, отсутствие заслуги у "поощряемого", применение поощрения в порядке очередности или по личным мотивам, не связанным со службой, за оказание подчиненным личных услуг командиру) и на качественном исполнении военнослужащими своих должностных обязанностей.
В каждом конкретном случае субъект власти (командир, начальник) должен найти наиболее целесообразные, соответствующие основания для поощрения, опираясь на объективные критерии их применения, но для этого содержание поощрительных мер должно толковаться точно, по возможности кратко и понятно. В настоящее время такое толкование отсутствует, поэтому у правоприменителя при осуществлении поощрительной деятельности имеются большие возможности для усмотрения. При оценке соразмерности затраченных усилий оцениваемым заслугам для соблюдения принципов справедливости, обоснованности и других принципов необходимо юридическое закрепление тех или иных заслуг (критериев) на основании расширения видов и мер поощрений.
При этом, вид поощрения - это закрепленный в ДУ ВС РФ и других нормативных правовых актах объем морально-психологического, материального или статусного воздействия на поведение и отношение к исполнению обязанностей военной службы военнослужащего в связи с его поощрением за заслуженное поведение.
Мера поощрения - это граница, предел проявления вида поощрения, т.е. мера является составной частью вида поощрения, показывающей предел заслуги. Например, вид поощрения - награждение деньгами; мера поощрения - денежное вознаграждение установленного размера.
Можно согласиться с мнением, что критериями для стимулирования профессионального роста и положительного отношения к выполнению своих служебных обязанностей должны являться: деловые качества, воинское мастерство и личная примерность военнослужащего; высокая военно-профессиональная подготовка военнослужащего, образцовость в выполнении служебных обязанностей, самостоятельное повышение служебного и профессионального мастерства (получение высшего образования или второго высшего профессионального образования), овладение одной (двумя и более) смежными специальностями с подтверждением по ним высокой классной квалификации (2-1-й класс или "мастер военного дела"), достижение положительных результатов с наименьшими затратами сил, времени и средств, отличные оценки подразделения, воинской части, корабля по основным видам боевой подготовки, достижение высоких результатов по итогам периода обучения, учебного года, на учениях (боевых дежурствах, дальних походах, боевом патрулировании), продолжительная, безупречная и эффективная военная служба (как одна из мер по профилактике коррупции. - О.З., а также способность командиров (начальников) поддерживать воинскую дисциплину и правопорядок во вверенном подразделении, умение сочетать требовательность к личному составу с заботой о нем; умение формировать слаженный воинский коллектив и способность подготовить квалифицированных заместителей - потенциальный кадровый резерв; готовность к включению в резерв для назначения на высшую воинскую должность, отличные оценки военнослужащего по командирской подготовке, а также перевыполнение объема поставленных перед военнослужащим задач (работы), достижения в других областях деятельности (научной, спортивной и т.д.) и др.
Весьма продуктивным предложением в вопросе критериев оценки эффективности военной службы (результатов служебной деятельности офицеров Вооруженных Сил Российской Федерации) является методика, предложенная учеными-правоведами А.И. Тюриным и Н.В. Цыганковой. В основе этой методики лежат следующие критерии:
- процент от общего числа подчиненных, добившихся по всем показателям, подлежащим оценке, отличных и хороших результатов (критерий - требовательность, воинское мастерство, личная примерность. Данный критерий - наиболее сложный для подсчета, так как предполагает необходимость изучить оценочные показатели физической, огневой, строевой, боевой и иной подготовки у каждого подчиненного);
- процент от общего числа подчиненных, не имеющих неснятых дисциплинарных взысканий за дисциплинарные проступки (критерий - способность поддерживать воинскую дисциплину во вверенном подразделении);
- процент от общего числа подчиненных, не имеющих неснятых дисциплинарных взысканий за дисциплинарные проступки, наложенных вышестоящими командирами (начальниками) (данный критерий ограничивает возможности потенциального кандидата злоупотреблять своими дисциплинарными полномочиями, чтобы повысить свои шансы в конкурсе);
- процент от общего числа поданных на офицера жалоб, удовлетворенных вышестоящими командирами (начальниками) (критерий - умение сочетать требовательность к личному составу с заботой о нем);
- соотношение количества совершенных подчиненными дисциплинарных проступков в период личного руководства офицером своим подразделением и количества совершенных подчиненными дисциплинарных проступков в период, когда офицера замещало другое лицо (критерий - умение сформировать слаженный воинский коллектив и способность подготовить квалифицированных заместителей - потенциальный кадровый резерв);
- процент от общего количества среди офицеров данной воинской части частоты случаев исполнения обязанностей (временного замещения отсутствующего) вышестоящего командира (начальника) (критерий - готовность к включению в резерв для назначения на высшую воинскую должность).
Как справедливо заметил Н.В. Витрук, развитие и совершенствование правовых понятий означает их обогащение, уточнение и конкретизацию, замену старых понятий новыми, поскольку первые не могут вместить и охватить существенные свойства изменившихся реальных отношений правовой действительности, представляющих область отражения этих понятий, или формирование новых понятий как путем вычленения из уже существующих, так и посредством образования новых.
В связи с вышесказанным законодателю следует систематически выявлять те правовые предписания, которые не в полной мере отвечают изменившимся условиям, отменять устаревшие, вносить изменения и создавать новые правовые поощрения, а также устанавливать объективные критерии для избежания ошибок при их правоприменении.

Зорин О.Л.



Другие новости и статьи

« Война и информационные технологии

Кампания 1915 г. Первой мировой войны: положение воюющих держав и планы сторон »

Запись создана: Понедельник, 17 Сентябрь 2018 в 21:02 и находится в рубриках Новости.

Метки: , , ,



бюро переводов с нотариальным
eks-libris.ru

Дорогие друзья, ждем Ваши комментарии!

Комментарии для сайта Cackle

Комментарии

Загрузка...

Контакты/Пресс-релизы