Присвоение очередного воинского звания в качестве поощрения
Статьей 41 ДУ ВС РФ предусмотрено, что поощрения: "присвоение воинского звания ефрейтора, старшего матроса"; "присвоение очередного воинского звания досрочно, но не выше воинского звания, предусмотренного штатом для занимаемой воинской должности"; "присвоение воинского звания на одну ступень выше воинского звания, предусмотренного штатом для занимаемой воинской должности, но не выше воинского звания майора, капитана 3 ранга, а военнослужащему, имеющему ученую степень и (или) ученое звание, занимающему воинскую должность профессорско-преподавательского состава в военном образовательном учреждении профессионального образования, не выше воинского звания полковника, капитана 1 ранга" - применяются в отношении военнослужащих за особые личные заслуги.
Статьей 46 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" предусмотрены составы военнослужащих и воинские звания. Старшинство воинских званий определяется последовательностью их перечисления в указанной статье названного Федерального закона от воинского звания "рядовой" ("матрос") к более высокому.
Соответствующие друг другу войсковые и корабельные воинские звания считаются равными. Так, войсковому воинскому званию "ефрейтор" соответствует корабельное воинское звание "старший матрос".
Как было указано выше, военнослужащему присвоение воинского звания возможно за особые личные заслуги.
Нормативного определения особых личных заслуг не установлено, однако под ними принято понимать добросовестный правомерный поступок, связанный со "сверхисполнением" конкретным военнослужащим своих обязанностей либо с достижением им общепризнанного полезного результата и выступающий основанием для применения поощрения. Заслуга характеризуется не только внешним, т.е. объективным, действием, но и внутренним, т.е. субъективным, отношением к поступку, наличием позитивных целей и мотивов поведения военнослужащего, т.е. не может служить основанием для применения указанного поощрения поступок, формально подпадающий под указанные признаки, но совершенный при достижении негативных (например, неправомерных) целей и при наличии негативной мотивации. Мотив - это внутреннее побуждение к действию*(77). Более подробно понятие "заслуга" рассматривалось в § 1 настоящей главы.
Воинское звание ефрейтора (старшего матроса) может быть присвоено в качестве поощрения за особые личные заслуги военнослужащему, занимающему воинскую должность, для которой штатом предусмотрено воинское звание рядового или матроса (п. 12 ст. 22 Положения о порядке прохождения военной службы), поэтому оно не является очередным и для него не установлены сроки прохождения (п. 2 ст. 22 Положения о порядке прохождения военной службы).
Данное поощрение, в соответствии со ст. 23 ДУ ВС РФ, могут применять воинские должностные лица от командира отдельного батальона (корабля 2 и 3 ранга) и выше, а также командир отдельной воинской части, пользующийся согласно ст. 11 ДУ ВС РФ властью командира батальона, т.е. должностные лица, имеющие право издавать приказы по личному составу (в соответствии с подп. "а" п. 73 Руководства по комплектованию Вооруженных Сил Российской Федерации солдатами, матросами, сержантами и старшинами, утвержденного приказом министра обороны Российской Федерации от 16 января 2001 г. N 30).
Ходатайство о присвоении указанного воинского звания целесообразно инициировать командиру взвода. Необходимо иметь в виду, что для военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, обладающих лидерскими качествами, но не занимающих должности младших командиров, данное поощрение является достаточно значимым, так как оно дает им возможность официально приобрести старшинство над своими сослуживцами, оказывать помощь в управлении личным составом командирам отделений и заместителям командиров взводов.
Воинское звание младшего сержанта (старшины 2 статьи) присваивается военнослужащему, успешно завершившему обучение в учебной воинской части по программе подготовки сержантов или старшин (п. 13 ст. 22 Положения о порядке прохождения военной службы).
Досрочно присвоение очередного воинского звания применяется к военнослужащим всех категорий, в том числе проходящим военную службу по призыву, но не выше воинского звания, предусмотренного штатом для занимаемой воинской должности (должности). Исключение составляют две категории военнослужащих: генерал-полковники (адмиралы) и генералы армии (адмиралы флота), к которым указанный вид поощрения не применяется, так как сроки военной службы в воинском звании для них не устанавливаются (п. 3 ст. 22 Положения о порядке прохождения военной службы).
Пункт 4 ст. 47 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", а также п. 10 ст. 22 Положения о порядке прохождения военной службы не содержат ограничений по сроку выслуги в предыдущем воинском звании при принятии решения о досрочном присвоении звания.
Следует отметить, что в соответствии с подп. "д" п. 2 ст. 26 Положения о порядке прохождения военной службы одной из основных задач аттестации военнослужащих является представление военнослужащих к присвоению очередных воинских званий досрочно или на одну ступень выше занимаемой воинской должности.
В Вооруженных Силах Российской Федерации аттестация проводится в соответствии с Порядком организации и проведения аттестации военнослужащих, проходящих военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденным приказом министра обороны Российской Федерации от 29 февраля 2012 г. N 444.
Для проведения аттестации, а также решения иных вопросов прохождения военной службы в воинских частях от отдельного батальона, равных ему и выше создаются аттестационные комиссии.
Аттестационная комиссия подотчетна командиру воинской части, в которой она создана.
На заседании аттестационной комиссии рассматриваются, в частности, представления к присвоению очередного воинского звания досрочно или на одну ступень выше занимаемой воинской должности, при этом аттестационный лист не составляется.
Для принятия решения командиром воинской части аттестационная комиссия выносит письменное заключение по итогам рассмотренного представления.
Во время заседания аттестационной комиссии секретарь комиссии в обязательном порядке должен вести протокол заседания аттестационной комиссии в письменной форме и желательно с подробным отражением хода заседания и всех рассматриваемых в нем вопросов. Примерная его форма приведена ниже.
Протокол N ____________________
заседания аттестационной комиссии ___________________________
(наименование воинской части)
Председатель комиссии ______________________________________________
(воинская должность, воинское звание,
____________________________________________________________________
фамилия, инициалы)
Члены комиссии: ____________________________________________________
(воинская должность, воинское звание,
____________________________________________________________________
фамилия, инициалы)
Секретарь комиссии _________________________________________________
(воинская должность, воинское звание,
____________________________________________________________________
фамилия, инициалы)
В качестве спорного момента в вопросе проведения аттестации военнослужащих в Вооруженных Силах Российской Федерации следует назвать содержание абз. 2 п. 6 ст. 26 Положения о порядке прохождения военной службы: при представлении военнослужащего к награждению государственной наградой Российской Федерации, присвоению воинского звания досрочно или на одну ступень выше занимаемой должности аттестационный лист не составляется, т.е. военнослужащий аттестуется, но без составления аттестационного листа. В этих случаях осуществляется рассмотрение аттестационной комиссией представления (наградного листа)*(78). На это обстоятельство обращает внимание А.М. Терехин, отмечающий, что данная норма повторяется и в новом приказе министра обороны Российской Федерации о порядке организации и проведения аттестации военнослужащих*(79).
Однако, по сути, представление (наградной лист) - это тот же аттестационный лист, содержащий отзыв, характеристику на военнослужащего, оценку его деловых, личных и нравственных качеств, процесса и итогов его служебной деятельности и т.п.
Следует обратить внимание на то, что оформление перечисленных документов несет риски коррупционных проявлений.
Например, на рассмотрение аттестационной комиссии воинской части представлен наградной лист на военнослужащего. Аттестационной комиссией может быть рассмотрена только эта кандидатура, даже если члены комиссии считают, что более достоин награждения другой военнослужащий.
Сразу же возникает вполне логичный вопрос: "Кем и по чьему указанию подготовлен наградной лист именно на этого военнослужащего?"
Конечно же, наградной лист подготовлен кадровым органом по решению командира воинской части (или по указанию более высоких органов военного управления).
Однако такие указания очень далеки от объективной оценки деятельности представляемого к награждению военнослужащего и исходят из субъективного мнения, т.е. дискреции или усмотрения соответствующего воинского должностного лица без учета мнения аттестационной комиссии.
На практике такой подход приводит к тому, что аттестационные комиссии практически не участвуют в решении наиболее важных задач аттестации, превратившись в формальный орган, который вообще не извещают о проводимых назначениях и награждениях (присвоениях), либо членам аттестационной комиссии предлагают расписаться под уже готовым, а нередко уже реализованным решением командира (начальника) воинской части.
Новый приказ министра обороны Российской Федерации о порядке организации и проведения аттестации военнослужащих "не сломал" данную негативную тенденцию*(80).
Важным условием также является установленное п. 10 ст. 26 Положения о порядке прохождения военной службы право военнослужащего обжаловать аттестационные выводы (объективность, законность) и порядок проведения аттестации вышестоящему командиру (начальнику) в течение месяца со дня объявления ему результатов аттестации (решения по представлению), а также в суд (примерные формы жалоб по указанным вопросам приведены в приложении 7 к настоящему изданию).
Представление к присвоению воинского звания досрочно оформляется в соответствии с п. 12 Инструкции по организации прохождения военной службы офицерами и прапорщиками (мичманами) в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденной приказом министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2002 г. N 350, на бланке установленного образца по форме согласно приложению N 3 к указанной Инструкции.
Применение поощрения "присвоение очередного воинского звания на одну ступень выше воинского звания, предусмотренного по занимаемой штатной должности, до майора, капитана 3 ранга, а военнослужащему, имеющему ученую степень и (или) ученое звание, занимающему воинскую должность профессорско-преподавательского состава в военном образовательном учреждении профессионального образования, не выше воинского звания полковника, капитана 1 ранга":
- в отношении офицеров осуществляется министром обороны Российской Федерации, руководителем федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба;
- в отношении прапорщиков (мичманов) осуществляется командующим армией (флотилией), командующим войсками военного округа, фронта, флотом, им равными и выше (п. "е" ст. 26 и ст. 29 ДУ ВС РФ);
- в отношении сержантов (старшин) осуществляется командиром полка (командиром отдельного батальона, командиром отдельной воинской части), им равным и выше), но не выше воинского звания старшины (главного корабельного старшины) - п. 4 ст. 23 Положения о порядке прохождения военной службы.
Таким образом, поощрение в виде присвоения очередного воинского звания на одну ступень выше воинского звания, предусмотренного штатом для занимаемой воинской должности, может быть применено ко всем категориям военнослужащих, за исключением высших офицеров, но также за особые личные заслуги (ст. 41 ДУ ВС РФ). У военнослужащего должен истечь срок военной службы в предыдущем воинском звании, установленный п. 2 ст. 22 Положения о порядке прохождения военной службы.
Порядок оформления представления к присвоению воинского звания на ступень выше аналогичен порядку присвоения воинского звания досрочно.
Согласно п. 2 ст. 22 Положения о порядке прохождения военной службы сроки для прохождения службы в воинских званиях установлены следующие: рядовой (матрос) - пять месяцев; младший сержант (старшина 2 статьи) - один год; сержант (старшина 1 статьи) - два года; старший сержант (главный старшина) - три года; прапорщик и мичман - три года (воинское звание указанным военнослужащим выше воинского звания старшего прапорщика или старшего мичмана присвоено быть не может (п. 4 ст. 23 Положения о порядке прохождения военной службы); младший лейтенант - два года; лейтенант - три года; старший лейтенант - три года; капитан, капитан-лейтенант - четыре года; майор, капитан 3 ранга - четыре года; подполковник, капитан 2 ранга - пять лет.
Срок военной службы в воинском звании лейтенанта для военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, окончивших военное учебное заведение по очной форме обучения с пятилетним сроком и выше, устанавливается два года (п. 4 ст. 22 Положения о порядке прохождения военной службы).
Воинское звание высшего офицера может быть присвоено военнослужащему по истечении не менее двух лет его военной службы в предыдущем воинском звании и не менее одного года в занимаемой воинской должности (должности), подлежащей замещению высшими офицерами. Сроки военной службы в воинском звании генерал-полковника (адмирала) и генерала армии (адмирала флота) не установлены (п. 3 ст. 2 указанного Положения). Воинские звания высших офицеров присваиваются военнослужащим Президентом Российской Федерации по представлению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба (подп. "а" п. 1 ст. 23 Положения о порядке прохождения военной службы).
Еще одним серьезным недостатком правового регулирования данных поощрений является то, что они в настоящее время рассматриваются многими офицерами как применяемые командирами далеко не всегда объективно. В связи с этим необходимо исключить формализм при подготовке документов для присвоения воинского звания, оценивать заслуги военнослужащего по таким показателям (объективным критериям), как*(81):
- уровень профессиональной подготовки, знание общевоинских уставов, наставлений, своих обязанностей по занимаемой воинской должности и их выполнение, готовность к выполнению обязанностей при переводе с мирного на военное и в военное время, совершенствование профессиональных знаний в системе командирской (профессионально-должностной) подготовки и самостоятельно, ученая степень и ученое звание, умение применять полученные знания на практике, область деятельности, в которой аттестуемый проявил наибольшие способности и достиг высоких результатов, наличие боевого опыта;
- личная дисциплинированность и исполнительность, требовательность к себе и подчиненным;
- организованность в работе, умение определить главное направление в обеспечении высокого уровня боевой и мобилизационной готовности, способность качественно выполнять поставленные задачи, проявлять инициативу, быстро ориентироваться и умело действовать в сложной обстановке;
- умение руководить, обучать и воспитывать подчиненный личный состав и сочетать высокую требовательность с заботой о нем;
- оценка состояния подразделения (воинской части, соединения, объединения), которым командует, или участка работы, за который отвечает военнослужащий (дисциплина, уровень укомплектованности, боевая и мобилизационная готовность, боевая подготовка, освоение военной техники и оружия, состояние вооружения, военной техники и материально-технических средств, состояние командирской (профессионально-должностной) подготовки, наличие резерва кандидатов для выдвижения на высшие должности, направления на учебу и работа с ними, качество работы с младшими офицерами и т.п.);
- способность критически оценивать свою деятельность, творчески подходить к делу, настойчивость в выполнении должностных обязанностей, авторитет в воинском коллективе, умение организовать обеспечение защиты государственных секретов, моральные и психологические качества.
Сроки военной службы в воинском звании сокращаются при выполнении военнослужащими задач в условиях вооруженного конфликта немеждународного характера. Согласно ст. 5 Закона Российской Федерации "О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи по защите конституционных прав граждан в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах" от 21 июля 1993 N 5481-I (с изменениями и дополнениями) время выполнения задач в условиях вооруженного конфликта немеждународного характера в Чеченской Республике и на непосредственно прилегающих к ней территориях Северного Кавказа, отнесенных к зоне вооруженного конфликта, засчитывается в срок прохождения указанными военнослужащими военной службы в воинском звании на льготных условиях - один месяц военной службы за три месяца.
Периоды выполнения военнослужащими и сотрудниками органов внутренних дел задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах оформляются приказами командиров воинских частей, начальников штабов, оперативных и иных групп (п. 2 Постановления Правительства Российской Федерации "О порядке установления факта выполнения военнослужащими и иными лицами задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах и представления им дополнительных гарантий и компенсаций" от 31 марта 1994 г. N 280).
Перечни воинских частей, привлекаемых для выполнения задач в условиях чрезвычайного положения или привлекаемых для выполнения задач при вооруженных конфликтах, а также периоды выполнения каждой воинской частью таких задач объявляются директивами Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации (п. 3 приказа министра обороны Российской Федерации от 4 января 1996 г. N 9) или приказами ФСБ России.
Военнослужащему может быть присвоено очередное воинское звание до майора, капитана 3 ранга включительно на одну ступень выше воинского звания, предусмотренного по занимаемой штатной должности, за особые личные заслуги. Указанное поощрение может применяться только к офицерам, у которых истек срок военной службы в присвоенном воинском звании (п. 11 ст. 22 Положения о порядке прохождения военной службы).
Например, на практике возникают вопросы о присвоении очередного воинского звания "майор" при увольнении в запас по организационно-штатным мероприятиям (подп. "а" п. 2 ст. 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе") офицера в звании "капитан", прослужившего с 1990 по 2001 гг. в должности заместителя начальника штаба батальона.
В соответствии со ст. 47 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" очередное воинское звание присваивается военнослужащему в день истечения срока его военной службы в предыдущем воинском звании, если он занимает воинскую должность, для которой штатом предусмотрено воинское звание, равное или более высокое, чем воинское звание, присваиваемое военнослужащему.
В то время действовали следующие сроки нахождения в воинских званиях: капитан, капитан-лейтенант - три года.
Очередное воинское звание военнослужащему может быть присвоено досрочно за особые личные заслуги, но не выше воинского звания, предусмотренного штатом для занимаемой им воинской должности.
Военнослужащему, срок военной службы которого в присвоенном воинском звании истек, также за особые личные заслуги может быть присвоено воинское звание на одну ступень выше воинского звания, предусмотренного штатом для занимаемой воинской должности, но не выше воинского звания майора, капитана 3 ранга, а военнослужащему, имеющему ученую степень и (или) ученое звание, занимающему воинскую должность профессорско-преподавательского состава в военном образовательном учреждении профессионального образования, - не выше воинского звания полковника, капитана 1 ранга.
Во время отбывания наказания в виде ограничения по военной службе или ареста военнослужащему не может быть присвоено очередное воинское звание, в том числе и досрочно.
Зорин О.Л.
Другие новости и статьи
« Фаворитка Святослава: Малуша (940 – 971 (978) гг.)
Уборка помещений и территории в армии. Кто занимается этим? »
Запись создана: Четверг, 18 Июнь 2020 в 0:02 и находится в рубриках Новости.
метки: звание, военная служба, поощрение, служба
Темы Обозника:
COVID-19 В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медикаменты медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение оружие охрана патриотизм пенсии подготовка помощь право призыв продовольствие расквартирование реформа русь сердюков служба спецоперация сталин строительство управление финансы флот эвакуация экономика