9 Октябрь 2018

Футурология: от пророчеств к реальности

oboznik.ru - Футурология: от пророчеств к реальности

Есть ли будущее у новой науки под названием «военная футурология»? Кстати, в ней сочетаются теории математического моделирования и метода аналогий, а также реализация концепции сетецентрических действий в основу которых положены упреждающие методы ведения боя. Реальность покажет.

"Пророчество" и "реальность" — известные философские категории, которые в жизни нередко сопутствуют друг другу. Обратимся к примеру. В последнее десятилетие на страницах военной печати многих стран мира все чаще освещаются вопросы, связанные с характером будущих войн. Какими они будут? И в этой связи особый интерес вызывает теория так называемой сетецентрической войны. Американские ученые Артур Себровски и Джон Горетка в 90-х годах прошлого века ввели в обиход понятие «сетецентриз», сущность которого состоит в том, что если в «цифровке» интегрировать всех участников боевой операции, то это принципиально меняет способ ведения войн. Это умозаключение ученых «вытекало» из опыта войн, которые вели американцы в Югославии, Афганистане и особенно в Ираке.

Его можно было расценивать, как пророчество, но вместе с тем это уже была реальность. Почему пророчество? Потому что пока нам трудно себе представить способ ведения боевых действий, ориентированный на достижение информационного превосходства большого масштаба, посредством объединения военных объектов в информационную сеть. И вместе с тем это объективная реальность, потому что достигнутый уровень средств вооруженной борьбы, управления, разведки обеспечивает реальную возможность решения этой проблемы. Но, как известно, во все времена пророчество и реальность разделяла большая дистанция. И все же сегодня мы уже можем заглянуть в будущее. Например, понять, как могут развиваться стратегия, оперативное искусство и тактика в эпоху будущих сетецентрических войн. И в этом нам поможет новая область науки — военная футурология.

Тут необходимо пояснить, что истоки зарождения новой науки, называемой изначально «футуристикой», относятся к периоду Второй мировой войны. Толчком к ее зарождению явились несбывшиеся довоенные прогнозы ученых и аналитиков, в частности, ими неверно были указаны продолжительность и способы ведения военных действий во Второй мировой войне. Это побудило ученых многих стран к поиску принципиально новых методов политического, социологического и военного прогнозирования. Однако их вновь постигла неудача — уже в послевоенное время, когда кончилась эра «классических войн» и началась полоса войн новой технологической эпохи информатики, космоса, электроники, робототехники, искусственного интеллекта, «неожиданными» оказались новые формы информационных операций в ходе войн во Вьетнаме, на Ближнем Востоке, в Югославии, в Ираке. В советское время футурология как прогностическая наука не признавалась по идеологическим соображениям. Отмечалось, что «марксизм-ленинизм отвергает буржуазную футурологию, поскольку она не имеет предмета исследования… порочна в силу своей классовой ограниченности». Такое неприятие футурологии, как рождающейся новой науки нанесло большой ущерб советской военной теории, в том числе и ортодоксальному марксистко-ленинскому учению, обрекая его на застой. Сегодня мы уже с уверенностью можем сказать, что зарождение военной футурологии явилось определенным рубежом в развитии философии и теории военного познания.

Военная практика показала жизненность постулата военной футурологии как прогностической науки нового уровня. Если ввести условную градацию различных ступеней приведения по степени сложности, масштабности задач, совершенству применяемой методологии, то его эвристическую форму, основанную на опыте, интуиции, догадках, можно отнести к первому уровню; расчетное прогнозирование, использующее более совершенные методы исследования, в том числе математическое моделирование, электронно-вычислительную технику, автоматизированные системы — ко второму уровню, а футурологию как новую, более высокую ступень научно-философского предвидения — к третьему уровню. В принципе, предвидение, прогнозирование, футурологические методы — это логические категории одного порядка, они имеют стержень и единое назначение — взгляд в будущее. Их нельзя противопоставлять друг другу. Они тесно взаимосвязаны и переплетены. Но при этом у них своя специфика, различная глубина проникновения в будущее, свои методы исследования и свои принципы. Взаимосвязь предвидения, прогнозирования и футурологии основывается на диалектических принципах, которые играют двоякую роль в футурологии — с одной стороны, они являются ее логической основой, «несущей конструкцией», а с другой — выполняют функцию практических рекомендаций, как методологически правильно выстроить исследование, прогноз, чтобы достичь поставленной цели. В эпоху сетецентрических войн футурология как философскометодологическая наука призвана давать теоретические ориентиры военному искусству с перспективой на 10—15 лет, при этом «отсекать» нереальные пророческие предсказания. Это важно, потому что на переломном этапе военного дела в военной теории происходит смешение пророчества и реальности.

Вот один из таких примеров. В одной из отечественных газет в 2011 году была опубликована статья под названием «Войну поймали в сеть», в которой отмечалось, что отныне «решающие сражения будут происходить в информационной, а не в физической среде». Это тот случай, когда пророчество и реальность не разграничиваются. «Физическая сфера» в  нынешнем военном искусстве  — это та материально-техническая база войск, которая реально существует сейчас и которая обусловливает современные способы боевых действий. Просто «перешагнуть» через нее и перейти к сетецентрическому управлению войсками пока невозможно. Необходимо, чтобы технические средства оснащения позволяли детально отслеживать действия неприятельских и своих войск на поле боя, вплоть до отдельного солдата, в реальном масштабе времени.

И все же мы должны смотреть вперед, в будущее. В последнее время в Вооруженных Силах Российской Федерации предпринимается немало усилий, для того чтобы обеспечить информационнотехнический прорыв. Выступая с докладом о стратегии развития России до 2020 года на расширенном заседании Государственного Совета, президент Российской Федерации отметил, что «использование новейших технологий потребует и переосмысление стратегии строительства Вооруженных Сил Российской Федерации. Ведь передовые научные разработки в области био, нанои информационных технологий могут привести к революционным изменениям в области вооружения…».

Понятно, что коренные изменения в материально-технической базе Вооруженных сил неизбежно повлекут за собой радикальные изменения в стратегии, оперативном искусстве и тактике. И вот тут военная футурология призвана выполнять не только функцию прогнозирования, то бишь пророчеств, в области военного искусства, но и научно предсказывать основные особенности и этапы ее развития, тем самым «окрылять военную практику», используя весь ее методологический инструментарий, методы поисковых прогнозов, такие как экстраполяция, корреляционные, системные и факторные анализы. Теория математического моделирования, метод аналогий дают возможность, опираясь на использование достижений в кибернетике, обеспечить опережающее развитие военной информации, включая ее в качестве равноправной концептуальной составляющей в триаду военного искусства. Прогноз — это взгляд в будущее, основанный на научной теории.

Военная футурология — это аккумуляция научных знаний. Модель сетецентрических действий, формируемая в настоящее время, предполагает отход от фронтального противоборства и переход в тактическом звене от огневого воздействия на противника к информационно-огневому и энергетическому; увеличение глубины ближнего и дальнего боя; трансформацию факторов поля боя — скорости, времени, пространства, а также огня, маневра и удара; превалирование глубинного боя; неконтактные действия войск с «перевернутым фронтом»; единение боевых усилий в информационно-коммуникационном пространстве ударного блока (средств поражения) со вспомогательным блоком (средствами обеспечения) по принципу «все в одном». Но для реализации концепции сетецентрических действий предстоит многое сделать, в том числе требуется обеспечение ком-

плексной автоматизации системы управления войсками во всех звеньях и создание средств, позволяющих формировать единую картину «поля боя». Получая от различных источников информацию, доводить ее до руководства в удобном для принятия решения виде, а также обеспечивать планирование и боевое применение войск (сил) и оружия в близком к реальному масштабу времени. Для того чтобы освоить «сетецентрическую тактику», требуется перестроить всю нижнюю систему боевой подготовки войск, интенсивно внедрять новые тактические приемы. Войска должны в любых условиях уметь противодействовать противнику в захвате огневой и тактической инициативы; упреждать его в действиях по принципу «первым разведал — первым поразил»; научиться эффективно применять по всей глубине расположения противника высокоточное оружие большой и малой дальности; компенсировать средства поражений с системой разведывательно-информационного обеспечения; опережать противника циклом разведки; применять сетевые принципы управления оружием; овладевать методами нанесения энергетических ударов; научиться держать противника в постоянном напряжении. Возрастают требования к организаторским качествам общевойсковых командиров.

Умение маневрировать на поле боя всегда было показателем их большого мастерства. Ударно-огневой маневр теперь основывается на триаде: превентивность, мобильность, внезапность. Мастерство состоит в том, чтобы упреждать противника в действиях, срывать его маневр, навязывать ему свою волю. Появилось новое понятие в тактике — сетецентрический шок, что означает ошарашить противника неожиданными новыми тактическими приемами, обманными действиями, применением приемов военной хитрости. По-новому теперь требуется осуществлять и защиту войск. Здесь тоже появился новый термин — «структурная защита», предполагающая применение активно-упреждающих тактико-технических, инженерных и специальных приемов, ориентированных на противодействие не только существующим, но и перспективным средствам нападения противника.

Осуществляя приказы «интегрального управления», командиры должны переходить от иерархической, строго централизованной системы управления к управлению разновидными тактическими группами в едином информационном поле. Требуется формирование единой цифровой карты оперативной обстановки, позволяющей повысить качество восприятия обстановки поля боя, а также создание информационной управляющей защиты сети, где связаны между собой органы управления и объекты управления.

Как видим, военная футурология — это объективная наука, и, чтобы она реально вошла в обиход военной теории и повседневную практику, требуется разработать учебное пособие по методологии прогнозирования, где важно аргументированно обосновать насущную необходимость такой науки, изложить, как исторически формировалась методология военно-научного познания; как происходил процесс перехода от интуитивных подходов в военном деле к созданию научного фундамента военной кибернетики; какие имели место достижения и неудачи военно-научной мысли, какие уроки и выводы вытекают из этого; каково современное состояние военного прогнозирования; изложить и обосновать методологические принципы военной футурологии; методы и модель прогнозирования вооруженной борьбы, включая и систему сетецентрических действий. Полагаем, что уже давно пришло время появиться «Рабочей книги (учебному пособию) по прогнозированию». Данное издание будет интересным не только для ученых, но и для общевойсковых командиров.

И. ВОРОБЬЕВ, В. КИСЕЛЕВ

Другие новости и статьи

« Нарушения при призыве граждан на военную службу

Исторические аспекты разработки и принятия конституции 1993 года »

Запись создана: Вторник, 9 Октябрь 2018 в 13:28 и находится в рубриках Новости.

метки: ,

Темы Обозника:

COVID-19 В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медикаменты медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение оружие охрана патриотизм пенсии подготовка помощь право призыв продовольствие расквартирование реформа русь сердюков служба спецоперация сталин строительство управление финансы флот эвакуация экономика

А Вы как думаете?  

Комментарии для сайта Cackle

СМИ "Обозник"

Эл №ФС77-45222 от 26 мая 2011 года

info@oboznik.ru

Самое важное

Подпишитесь на самое интересное

Социальные сети

Общение с друзьями

   Яндекс.Метрика