17 Ноябрь 2019

Территориальная оборона

oboznik.ru - Территориальная оборона
#военнаямысль#оборона#армия

В наши дни организация территориальной обороны страны является одной из сложнейших задач военно-политического руководства. В условиях все возрастающей активности террористических организаций, которые, как правило, получают щедрую финансовую поддержку от организаций и правительств государств, заинтересованных в нестабильности в том или ином регионе мира, данная тема приобретает особую актуальность. Если вспомнить недавний отечественный опыт проведения контртеррористических операций на Северном Кавказе, то становится очевидным, что организация территориальной обороны является жизненно важной необходимостью. Тем более, что как ни один раз подчеркивал Президент Российской Федерации, угрозы для нашей страны сохраняются.

Для начала определимся, что же понимается под территориальной обороной? Это комплекс мероприятий общегосударственного характера, имеющих целью защиту населения, объектов и коммуникаций на территории Российской Федерации от действий противника, диверсионно-террористических актов, а также создание благоприятных условий для функционирования органов государственного и военного управления, предприятий, коммуникаций и жизнедеятельности населения.

К числу основных задач территориальной обороны (ТО) относятся: охрана и оборона важных военных и государственных объектов и объектов на коммуникациях; борьба с диверсионно-разведывательными, террористическими силами и силами специальных операций противника; обеспечение введения и поддержания режимов чрезвычайного и военного положения. О сложности и масштабности задач, которые возлагаются на территориальную оборону, можно судить по количеству объектов в России, которые требуется в условиях военного времени охранять от диверсий. Перечислим только потенциально особо опасные объекты: 9 атомных электростанций с 29 ядерными энергетическими установками; 9 атомных судов гражданского назначения с 15 ядерными энергетическими установками; около 30 научно-исследовательских организаций со 113 исследовательскими ядерными установками; 12 предприятий топливного цикла; 16 региональных специальных комбинатов по переработке и захоронению радиоактивных отходов.

Кроме того, в Российской Федерации более 3600 хозяйственных объектов, располагающих значительными запасами опасных химических веществ, функционирует свыше 8000 взрыво-и пожароопасных объектов, в эксплуатации находится около 150 тыс. км магистральных газопроводов, 62 тыс. км нефтеи 25 тыс. км продуктопроводов. Общая протяженность трубопроводов составляет более 220 тыс. км.

В настоящее время в нашей стране нет войск, сил и средств и иных структур, специально подготовленных для территориальной обороны и обороны памятников искусства и мастерских деятелей искусств http://bagetmaster.com.ua/ . А между тем, в отличие от Российской Федерации такие войска уже давно созданы во многих государствах мира. Например, в США в последнее десятилетие уделяется особое внимание совершенствованию территориальной обороны.

Достаточно сказать, что национальная гвардия систематически совместно с регулярными вооруженными силами проводит плановые учения, в том числе и по предотвращению внутренних беспорядков, а также по борьбе с диверсантами и террористами. Показательно, что после 11 сентября 2001 года в США было принято 12 новых федеральных законов, регулирующих вопросы национальной безопасности при кризисных ситуациях. Столь же серьезный подход к решению вопросов территориальной обороны применяется и в западноевропейских странах. Например, регулярно проводятся специальные учения типа «Винтекс/Симекс», «Прошнер-Пойнг», «Хилекс», «Рекс», «Альфа» с обязательным привлечением армейских формирований.

Во Франции вопросы территориальной обороны решают формирования военной жандармерии, в Германии и Великобритании — это территориальные войска, в Дании — войска «Защиты родины» («Хевери»), в Нидерландах — войска гражданской обороны и военной полиции, в Греции — жандармерия и национальная гвардия. Если же обратиться к опыту других стран, то, например, в Турции задачи территориальной обороны возложены на жандармерию, в Египте — на войска безопасности и гражданской обороны, во Вьетнаме — на войска народного ополчения, в Алжире — на национальную жандармерию.

К тому же у нас недостаточно разработана и нормативно-правовая база по территориальной обороне. Со времени провозглашения Российской Федерации как суверенного государства по существу не было создано ни одной базовой теоретической разработки в области территориальной обороны. «Наставление по территориальной обороне», д е й с т в о в а в ш е е в советский период, утратило свою силу и упразднено, а разработанные позже нормативные документы не предполагают принципиально новых решений существующих проблем.

Это относится и к проекту «Наставления по территориальной обороне», изданному в 1989 году, которое давно устарело. Таким образом, назрела необходимость пересмотра, доработки и корректирования отдельных положений теории территориальной обороны и приведения ее в соответствие с требованиями времени. Если же рассматривать вопросы, касающиеся использования общевойсковых формирований в системе задач территориальной обороны, то здесь также немало нерешенных проблем.

В Военной доктрине РФ (2010 г.) в ст. 28 п. «г» в числе основных задач Вооруженных сил предусмотрено «осуществление мероприятий по территориальной обороне…». В развитие данной статьи были приняты некоторые законодательные документы, в которых предусматривается, что планирование и осуществление территориальной обороны в границах военных округов, организацию и поддержание взаимодействия всех сил, в том числе и от других федеральных органов исполнительной власти, участвующих в территориальной обороне, охрану и оборону важных военных объектов в военное время в полосах ответственности действующих фронтов отвечает Министерство обороны РФ. В борьбе же с диверсионноразведывательными, террористическими силами и десантами противника, в обеспечении установления и поддержания режима военного положения Министерство обороны только принимает участие. Представляется, что такое разделение задач является неоправданным и искусственным, потому что эти задачи в принципе неразделимы.

Это подтверждает и богатый отечественный опыт. Так, если обратиться к опыту Великой Отечественной войны, то увидим, что задачи территориальной обороны в военное время могут решаться только комплексно при участии различных по составу сил и средств и при тесном их взаимодействии и наличии единого руководства. Система построения территориальной обороны во время войны строилась по территориальному принципу при строго централизованном руководстве ее организацией.

В каждой области, входящей в состав военного округа, создавалась боевая группа. Территория области, в свою очередь, разбивалась на боевые участки. Во главе каждого из участков назначался начальник, который отвечал за организацию борьбы с диверсионными группами противника, действующими в границах его участка. Начальнику боевого участка на время выполнения задач по уничтожению диверсантов подчинялись все воинские части Красной Армии и НКВД, а также вооруженные отряды, расположенные на его территории.

Начальники боевых участков и групп имели постоянную взаимосвязь с местными органами государственной власти, воинскими частями НКВД, милицией, начальниками соседних боевых групп и участков. Командующий войсками военного округа лично и через штаб регулярно контролировал уровень готовности боевых групп к выполнению возложенных на них задач. Для борьбы с отдельными группами противника, проникшими в тыл, привлекались также батальоны народного ополчения, истребительные отряды, команды Осоавиахима.

Охрана объектов, расположенных на территории военных округов, осуществлялась войсковыми подразделениями, полками НКВД, вооруженными рабочими отрядами. Каждому из таких подразделений назначались определенные объекты, за сохранность которых они несли ответственность. В современных условиях, как показывает войсковая практика, требуется пересмотреть некоторые руководящие документы в отношении организации территориальной обороны. Территориальный принцип (в том понимании, как он изложен в руководящих документах) уже не отвечает современным требованиям и должен быть дополнен новым содержанием.

В некоторых военных округах на проводимых оперативно-стратегических учениях зоны территориальной обороны создавались не по территориальному принципу, как в минувшую войну, что означало равномерное распределение сил и средств территориальной обороны по многим областям, а по-новому, а именно — по административно-войсковому принципу, при котором основные усилия сосредоточивались в наиболее сложных областях (районах), При этом выделялись критически важные объекты, от которых во многом зависело жизнеобеспечение населения, и на их охрану и оборону выделялись наибольшие ресурсы.

Характерно, что для управления войсками в этом случае создавался совместный оперативный штаб, в состав которого входили представители от всех силовых структур, а также авиации, инженерных войск, РЭБ, РХБЗ. Однако современная система управления силами и средствами территориальной обороны в полной мере пока еще не отвечает вероятным угрозам. В частности, она не обеспечивает в полной мере своевременность выполнения задач по охране и обороне важных военных, государственных объектов, а также по борьбе с диверсионнотеррористическими формированиями. Сегодня требуется наличие системы защищенных пунктов управления и совершенствования системы связи оповещения территориальной обороны.

Требуют дальнейшего совершенствования и программно-технические средства и способы информационного обеспечения, в частности, создание единой информационной системы территориальной обороны страны. Важную, если не основную роль в системе территориальной обороны играют общевойсковые формирования, выделенные из резерва военного округа. Они выполняют свойственные им задачи, но не в обычных условиях: им назначаются не полосы, а ответственные районы (сектора) территориальной обороны, нередко больших размеров.

Целями действий общевойсковых воинских частей и подразделений при борьбе с диверсионнотеррористическими группами являются подвижные, часто малоразмерные, хорошо замаскированные объекты — это могут быть и десанты, а также отряды местных иррегулярных вооруженных формирований. Такие объекты, так же как и объекты на коммуникациях, могут располагаться на значительном удалении друг от друга, что обусловливает необходимость действий войск по отдельным направлениям, затрудняет их управление и взаимодействие.

Наступление и оборона, как основные виды действий в общевойсковом бою, при борьбе с диверсионно-террористическими группами не подходят. Здесь нужны другие способы вооруженной борьбы, нестереотипные тактические приемы, которые в деталях пока не разработаны, а необходимость, как видим, в этом есть. Назовем условно такие действия специальными. Полагаем, что специальные действия займут отдельный раздел в общей тактике, тем более что они относятся не только к территориальной обороне.

В зависимости от целей и задач можно выделить следующие виды специальных действий: — информационно-технические (составная часть информационно-технической борьбы); — противодиверсионные (противоповстанческие, противопартизанские); — контртеррористические; — информационно-психологические; — поисково-спасательные; — разведывательно-поисковые; — изоляционно-блокирующие; — ударно-штурмовые.

Специальные действия отличаются характерными особенностями, к которым относятся: специальные цели и задачи боевого применения сил и средств; особые принципы боевого применения сил и средств; специальный состав сил и средств; специальное вооружение; особые требования к подготовке личного состава. Полагаем, что в программу боевой подготовки мотострелковых подразделений, воинских частей и соединений целесообразно внести дополнительно раздел по территориальной обороне.

Нельзя забывать, что важную роль в поддержке общевойсковых подразделений в борьбе с ДРГ, десантами противника играют боевые вертолеты. С их помощью ведется воздушная разведка, выявляются цели, и по ним наносятся точечные удары. Поэтому при решении вопросов территориальной обороны важно заранее продумать, например, как в борьбе с диверсионноразведывательными группами противника авиация будет взаимодействовать с общевойсковыми формированиями. Что же касается артиллерии и минометов, то они, по нашему мнению, могут входить в состав истребительных, блокирующих отрядов при действиях по уничтожению высадившихся десантов и ДРГ. Особое внимание при решении вопросов территориальной обороны следует уделить роли и месту инженерных подразделений. Ведь, например, при блокировании ДРГ без дистанционного минирования возможных направлений действий противника не обойтись. Думается, необходимо заранее продумать вопрос о том, чтобы с общевойсковыми формированиями, выделенными из резерва военного округа, в обязательном порядке действовали подвижные отряды заграждения.

Как видим, налицо настоятельная необходимость в постоянном совершенствовании способов применения соединений и воинских частей силовых структур, как в подготовке, так и в проведении мероприятий по защите населения, территории и важнейших объектов инфраструктуры страны. Не менее важно в конкретной исторической и политической обстановке определять роль и место территориальной обороны в системе других оборонительных мероприятий.

И. ВОРОБЬЕВ, В. КИСЕЛЕВ

Другие новости и статьи

« Преимущества наступления ночью

Блестящий тактик воздушного боя »

Запись создана: Воскресенье, 17 Ноябрь 2019 в 0:20 и находится в рубриках Новости.

метки: ,

Темы Обозника:

COVID-19 В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медикаменты медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение охрана патриотизм пенсии подготовка помощь право призыв продовольствие расквартирование ремонт реформа русь сердюков служба спецоперация сталин строительство управление финансы флот эвакуация экономика

СМИ "Обозник"

Эл №ФС77-45222 от 26 мая 2011 года

info@oboznik.ru

Самое важное

Подпишитесь на самое интересное

Социальные сети

Общение с друзьями

   Яндекс.Метрика