Анализ социальной адаптации студентов
Результаты описательного и факторного анализа социальной адаптации позволили нам типологизировать респондентов. Основу типологии составляет фактор активности студентов: стремление добиваться больших результатов в обучении и спешить на учебу, туда, где тут аудитории. Данный фактор использован как основополагающий, потому что, во-первых, учебная деятельность для студента должна быть приоритетной, во-вторых, конструктивная активность свидетельствует об эффективности адаптации и мотивирует к действиям. В качестве основных переменных для типологизации использованы такие, как мотивы обучения, активность в студенческой группе, соблюдение дисциплинарных норм, самооценка общего процесса адаптации.
В результате нами выделены три типа респондентов – «достиженцы», «прагматики» и «пассивные». «Достиженцы» самый многочисленный тип в изучаемой совокупности респондентов (309 человек или 41% опрошенных). Эти студенты стремятся добиваться успехов в обучении и соблюдать дисциплинарные нормы. Они идентификацируют себя с группой, легко адаптируются в целом к студенческой жизни, их ведущим мотивом является общение с друзьями. «Прагматики» также довольно распространенный тип (265 человек или 35% опрошенных). Это студенты, которым свойственно не стабильное, а периодическое стремление достигать лучших результатов в учебе, ведущими мотивами у них являются получение хороших оценок, признания и уважения со стороны одногруппников.
Они характеризуют процесс адаптации, как сопровождающийся трудностями. Представители данного типа, не имеют полной идентификации с группой, некоторые даже готовы перейти в другую. «Пассивные» таких студентов немного (19 человек или 2,5% опрошенных). Эти студенты не стремятся к достижению лучших результатов, не проявляют активности в группе, не участвуют в решении ее проблем и планировании мероприятий. Они ориентированы в основном только на обучение, в связи с этим имеют трудности в процессе адаптации к студенческой жизни в целом, так как от них требуется включение и вживание в новые социальные статусы, выполнение новых социальных ролей, требований и норм.
Таким образом, проведенное исследование показало, что большинство первокурсников, порядка 80%, говорят о своей адаптированности по каждой из выделенных форм. Выявленная самооценка успешности адаптации подтверждается результатами о сроках приспособления. Студенты отмечают, что они овладели необходимыми навыками и умениями, установили контакты в новом социальном окружении в течение первых трех месяцев обучения. Вместе с тем, исследование показало, что есть ряд трудностей и проблем, которые необходимо решать вузу, а выявление вышеуказанных типов будет способствовать целенаправленной практической работе по ускорению адаптации.
Другие новости и статьи
« Военнослужащих разрешили увольнять за отказ от жилья
Cоциально-психологическая адаптация молодежи »
Запись создана: Вторник, 14 Апрель 2015 в 0:17 и находится в рубриках Новости.
метки: адаптация
Темы Обозника:
COVID-19 В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медикаменты медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение оружие охрана патриотизм пенсии подготовка помощь право призыв продовольствие расквартирование реформа русь сердюков служба спецоперация сталин строительство управление финансы флот эвакуация экономика