12 Сентябрь 2018

Социальная поддержка военнослужащих

oboznik.ru - Социальная поддержка военнослужащих

За последние двадцать лет ситуация в нашем обществе существенно поменялась, что естественно повлияло и на жизнедеятельность Вооруженных Сил РФ. Демократические процессы, происходящие в начале второго тысячелетия, затронули все общество в целом, включая и ВС РФ, что вызвало необходимость создания военного права и регулирования деятельности Вооруженных Сил.

Актуальность темы заключается в том, что военнослужащие нуждаются в социальной поддержке со стороны государства. Необходимо понимать, что исходя из человеческого фактора, реальная работоспособность человека, вовлеченного в воинскую деятельность, напрямую зависит от того, в каких условиях он живет. Готовность отдать жизнь за свою Родину должна быть подкреплена реальными действиями со стороны государства, направленными на создания благоприятных условий для жизни военного и его семьи.

Важно отметить, бессмысленно требовать от человека полной отдачи на службе, если он не обеспечен всем необходимым. Социальная защищенность – это наличие механизмов, с помощью которых реализуются правовое положение военнослужащих и гарантии обеспечения и прав и свобод. Правительства большинства стран утверждают, что военнослужащие – это особая социальная группа, которая должна быть обеспечена всем необходимым за счет финансирования со стороны государства, так как жизнь «человека в форме» заключается в защите целостности России и обеспечения безопасности ее населению.

Цель данной работы – это анализ социально-экономических прав военнослужащих и механизмов государственной поддержки.

Для достижения данной цели определены задачи:

 Рассмотреть, как изменились механизмы социальной защиты военнослужащих за последние 10-20 лет;
 Проанализировать зарубежный опыт и сравнить его с отечественным;
 Раскрыть основные правовые гарантии защиты социально-экономических прав военнослужащих РФ на сегодняшний день и рассмотреть основные проблемы, связанные с их реализацией.

I. Формирование механизмов социальной поддержки военнослужащих

Идея социальной защиты прошла очень долгий путь для того чтобы в конце концов устояться в умах современного общества. Впервые мысль о защите интересов простого человека на государственном уровне начала зарождаться со времен появления частной собственности. Из истории известны яркие случаи организации народных движений с целью обращение внимания на потребности человека. Например, Спартака в Древнем Риме, У. Тайлера в Англии и т.д. В разные исторические периоды ряд выдающихся мыслителей-утопистов таких, как А.Н. Радищев, В.Г. Белинский, Н.Г. Чернышевский и другие, активно агитировали за создание социально защищенного общества, но, к сожалению, на тот момент эти идеи не были актуальными.

Исходя из проведенных исследований, реальные шаги по закреплению статуса военнослужащих, как социально незащищенной группы были произведены примерно 10-15 лет назад, так как в то время были внесены существенные изменения в законодательную базу касательно данного вопроса, но на тот момент это были несущественные шаги на пути к глобальной цели. По результатам опроса центра военно-социологических, психологических и правовых исследований ВС РФ в 2005 году многие военнослужащих высказывали мнение, что суть социальной защиты заключается в выполнении руководством всех служебных обязанностей и уставов. К сожалению, на момент опроса 80 процентов опрошенных придерживались мнения, что они не имеют правовых гарантий для выполнения своих служебных обязанностей, а две трети из них утверждали, что их непосредственные командиры отдавали приказы, которые противоречат уставам. Каждый четвертый респондент признавался в том, что хочет уволиться из армии, так как военное дело перестает быть престижным.

Другая часть военнослужащих ассоциирует социальную защищенность с качественным медицинским обеспечением, предоставлением комфортных жилищных условий и т.д. Правовая база военной службы имеет неразрывную связь с законодательством РФ, которое определяет права и обязанности каждого солдата и офицера. Первым правовым документом, который не только определяет права и обязанности военнослужащего, но и направления политики РФ по вопросам социальной защиты является Федеральный закон РФ «О статусе военнослужащего» от 27 мая 1998 г. №76-ФЗ. Статья 5 данного Федерального закона гласит о том, что государство гарантирует защиту чести и достоинства, свободы военнослужащих.

Так, например, угроза жизни, причинение вреда или оскорбление военнослужащего определяется, как отягчающее обстоятельство при определении ответственности виновного. Следовательно, теперь военный законодательно защищен от посягательства на честь, достоинство и в первую очередь здоровье. Статья 10 ФЗ регламентирует право на труд военнослужащего, т.е. во время службы по контракту он имеет право на занятие воинских должностей, повышение по службе, повышение проф. квалификации и т.п. Также было принято постановление Правительства РФ от 27 февраля 1999 г. №231 «О порядке назначения и выплаты ежемесячного пособия супругам военнослужащих, проходящих военную службу по контракту в период их проживания с супругами в местности, где они вынуждены не работать или не могут устроиться по специальности». Наиболее важным аспектом данной темы я считаю предоставление военнослужащим жилья. В следующей части работы будет описан процесс предоставления жилых помещений в США и в России на сегодняшний день, но на период 1998 года данную процедуру в полной мере определяла статья 15 ФЗ .

На весь срок военной службы служебными помещениями обеспечивались:

 Военнослужащие, назначенные на воинские должности после окончания военного образовательного учреждения профессионального образования и получения в связи с этим офицерского воинского звания (с 1988 г.), и совместно проживающие с ними члены их семьи
 Офицеры, призванные на военную службу в соответствии с указом Президента РФ
 Офицеры, заключившие контракт о прохождении военной службы после 1 января 1998 г.
 Прапорщики и мичманы, сержанты, старшины, солдаты, матросы, поступившие на военную службу по контракту после 1 января 1998 г. Другими словами, пока человек служит на вышеперечисленных условиях, ему и его семье предоставляется служебное жилье, которое принадлежит государству.

В Постановлении Правительства РФ №487 от 4 мая 1999 г. определило условия и порядок заключения жилищного договора между военнослужащим и Министерством обороны РФ. При увольнении из армии он обязан освободить помещение, за исключением случаев, когда военнослужащий по общей продолжительности службы 20 лет и более или при увольнении по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности службы 10 лет и более. В любой из перечисленных ситуаций военнослужащий имел право на оформления жилья в собственность.

В 1994 г. Курская область (взята в качестве примера) участвовала в реализации правительственной программы обеспечения военнослужащих, проходящих службу в воинских частях, выводимых из Западной группы войск. Данную программу финансировало Правительство ФРГ. Российская, Турецкая и Финская фирмы выступали в роли подрядчиков. Строительство военного поселка им. Маршала Жукова в Курской области стало самым крупным прецедентом в реализации данной программы. Было построено 1326 квартир, общежитие и создана необходимая инфраструктура, включающая школу, поликлинику, 2 детских сада, дом культуры, отделение связи, комбинат бытового обслуживания и полевой банк. Для прибывших в поселок военнослужащих были решены все вопросы касаемо трудоустройства членов их семьи на рабочие места в военном городке и устройства детей в детские сады и школу, которая впоследствии стала элитным лицеем с кадетским корпусом, т.е. дети военнослужащих имели возможность на получение высококачественного образования, несмотря на то, что школа находится в поселке 15 км от города.

Также я хочу рассмотреть вопрос здравоохранения военнослужащих, который регламентируется статьей 16 ФЗ . Для служащих на государственной военной службе существуют специальные военно-медицинские учреждения, в которых они и члены их семьи имеют право на бесплатную медицинскую помощь. В неотложных случаях военнослужащим обязаны беспрепятственно и бесплатно оказать медицинскую помощь в любом учреждении здравоохранения. Также на рассматриваемый момент времени военнослужащие ( кроме «срочников» и курсантов» имели право на платное санаторно-курортное лечение на период отпуска и на 6 установленных законом на момент убытия в отпуск минимальных размеров оплаты труда и 3 установленных законом на момент убытия в отпуск минимальных размеров оплаты труда на супругу(а) и каждого несовершеннолетнего ребенка. Также существовала менее существенная поддержка военнослужащих, чем предоставление жилья и здравоохранения, но она тоже имела место быть.

Например, Федеральный Закон «О статусе военнослужащего» предусматривал страховые гарантии права на возмещения ущерба , право на образование , льготы при проезде на транспорте и почтовых отправлениях, право на обжалование неправомерных действий , право на социальную защиту членов семьи в случае потери кормильца .

Итак, исследование данных десяти-пятнадцати летней давности показывают, что государство обеспечило для военнослужащих:

• Правовые основы защиты свободы, чести и достоинства военнослужащих;
• Права на свободу передвижения и выбора места жительства;
• Право на труд;
• Право на льготный проезд;
• Право на денежное довольствие, продовольственное и вещевое обеспечение;
• Право на бесплатную медицинскую помощь;
• Право на служебное жилое помещение;
• Право на оформление жилого помещения в собственность в соответствии с необходимыми для этого условиями и др.

К сожалению, на период введения данных привилегий государство не достаточно тщательно подготовило механизмы их осуществления. На это повлиял ряд причин, например, коррупция и недостаточное финансирование социальной сферы. Целый ряд льгот был отменен практически сразу после их введения, так как правительство признало их слишком дорогими и посчитало нецелесообразным выделять на них средства. Например, в двухтысячные года было очень сложно добиться бесплатного перелета в отпуск, т.к. авиакомпании просто не принимали воинские перевозочные документы из-за огромного долга Министерства Обороны. Также, немногие военнослужащие смогли воспользоваться льготами на установку и пользование телефоном. Например, в Курском и Воронежском гарнизонах военным удалось добиться этого только через суд.

II. Международный опыт

В качестве примера социальной защиты военнослужащих я хочу привести США. Система защиты и стимулирования в этом государстве имеет некоторые сходства и различия с данной системой в РФ. Социальное обеспечение военных США базируется на программе пенсионного обеспечения военнослужащих. В целом можно увидеть сходство с отечественной системой, т.к. при выслуге лет военнослужащий РФ имеет право на достаточно высокую пенсию, но если рассмотреть процесс осуществления американской системы можно увидеть существенные различия.

Пенсионное обеспечение является основной частью финансового стимулирования для военнослужащего вооруженных сил США.

Американская система пенсионного обеспечения включает в себя три составляющие:
 Военная пенсия;
 Пенсия по программе федерального социального страхования;
 Личные отчисления военнослужащих на персонализированные пенсионные счета в банках, страховых компаниях, паевых инвестиционных фондах или брокерских фирмах, работающих на национальном рынке ценных бумаг .

Иными словами, военнослужащий ВС США служит в армии ради того, чтобы обеспечить свою старость, и при этом на сегодняшний день военнослужащие в США являются наиболее социально защищенной профессионально группой населения в стране.

Существует определенный перечень нормативно-правовых документов, регламентирующих пенсионное обеспечение для военнослужащих США, к которым относятся:

 «Свод законов США» - раздел 10 «Вооруженные силы»
 «Закон о модернизации системы пенсионного обеспечения военнослужащих»
 «Закон о выплатах увольняемым с действительной военной службы»
 «Закон о реформе пенсионного обеспечения военнослужащих» Все эти законы были приняты в 1970-80х годах, что в среднем на 30 лет раньше, чем в РФ.

Конечно, на позднее принятие законов в РФ есть объективные причины, но необходимо признать факт того, что военнослужащие США реально имеют целое поколение военнослужащих, которые в сравнении со своими ровесниками из России ни в чем не нуждаются. Министерство обороны США ежегодно проводит мониторинг изменений уровня жизни в стране и в соответствии с этим проводит изменения в законодательных актах в связи с корректировкой выплачиваемой пенсии.

Если национальный конгресс поддерживает эти изменения, то их вносят в соответствующие статьи бюджета Министерства Обороны США. Для управления средствами был основан пенсионный фонд министерства обороны , в который каждый год перечисляются ассигнования из бюджета Пентагона. Например, в 2011 году на пенсионное обеспечение военнослужащих было выделено 47,97 млрд долларов США, при этом пенсии перечисленные военнослужащим из этой суммы не облагаются налогами.

По состоянию на 2010 финансовый год активы пенсионного фонда МО США составили 1,46 трлн долларов США . Существует три возможных плана выплат для военных пенсионеров:
 Final Pay – для поступивших на военную службу до 8 сентября 1980 г. За основу берется 50% последнего должностного оклада, а за каждый дополнительный год выслуги свыше 20 лет увеличивается на 2,5% должностного оклада;
 High-3 – для поступивших на службу с 9 сентября 1980 г. по 1 августа 1986 г. За основу берется 50% среднего должностного оклада за любые три года непрерывной службы, а за каждый год выслуги свыше 20 лет пенсия увеличивается на 2,5% среднего должностного оклада;
 CSB/REDUX – для поступивших на военную службу после 1 августа 1986 г.

За основу берется 40% среднего должностного оклада за любые три года военной службы, а за каждый год свыше 20 лет пенсия увеличивается на 3,5% среднего должностного оклада. Также вводится выплата в размере 30 тыс. долларов после 15 лет военной службы, если военнослужащий готов продлить контракт еще на 5 лет. По законодательству США каждый американский гражданин прослуживший в армии 180 и более дней и уволенный не по причине недостойного поведения получает статус «ветеран» и получает право на ветеранские льготы, которые регламентирует Министерство по делам ветеранов.

На сегодняшний день около 27 млн. бывших военных имеют право на ветеранские льготы. Американские законы определяют ряд льгот для ветеранов:

 Пособия по инвалидности;
 Программа профессиональной реабилитации;
 Оказание помощи в получении образования;
 Выплата пособий по безработице;
 Льготное медицинское обслуживание;
 Страхование жизни;
 Ссуды на строительство жилья;
 Организация похорон;
 Право на перелет на рейсах Министерства Обороны при наличии свободных мест;
 Бесплатное пользование: военных гостиниц, центров поддержки семьи, спортивных комплексов и полей для гольфа. Каждый военный пенсионер имеет специальную идентификационную карту военного пенсионера, при предъявлении которой он имеет право на вышеперечисленные льготы.

В рамках вооруженных сил США существует программа по трудоустройству ветеранов в гражданском секторе. Преимущественно на работу берут ветеранов, награжденных медалью «Пурпурное сердце»

III. Социальная поддержка российских военнослужащих в наши дни.

На сегодняшний день военнослужащие обладают некоторыми льготами и пользуются рядом государственных механизмов по поддержке людей их профессии. В 2015 году для военных предусмотрены следующие льготы: Ежемесячная надбавка за выслугу лет составит не более от 10 до 40%; Материальная помощь – один оклад денежного содержания; Единовременное пособие для тех военнослужащих, выслуга которых менее 20 лет – 2 оклада, а у кого 20 лет и более – 7 окладов денежного содержания; Ежемесячная надбавка за классную квалификацию – 5-30%; Надбавка за особые условия службы не более 100%; Если военнослужащий добросовестно выполняет свои обязанности, то он может рассчитывать на премию, которая может составить до 3х окладов денежного содержания в год; Если в 2015 году военнослужащих погибнет, то его семья получит выплату 3млн. рублей, которая будет поделена в равных долях на каждого наследника; Если военнослужащий получит увечья или заболевания из-за выполнения своих воинских обязанностей и в результате будет уволен по состоянию здоровья, то ему будет выплачено 2млн. рублей. То есть любой военнослужащий имеет ряд льгот, которые стимулируют его к добросовестному выполнению своих обязанностей. Следующий механизм – военная ипотека требует более подробного рассмотрения. Точное название военной ипотеки – это накопительно-ипотечная система жилищного обеспечения военнослужащих в России.

Ее основы устанавливаются Конституцией РФ, Федеральным законом «О статусе военнослужащих» и Федеральным законом №117-ФЗ «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих» от 20 августа 2004 года. Последний из перечисленных вступил в силу 1 января 2005 года, а в 2009 году уже работал в штатном режиме. Иными сломами, если раньше военнослужащий получал служебную жилую площадь, которую было необходимо освободить по окончанию службы ( если он не имел заслуги, предусмотренные законом, которые позволили бы ему получить ее в собственность ), то сегодня абсолютно каждый человек военной профессии имеет возможность после трех лет службы приобрести свою собственную квартиру или дом с использованием инструментов ипотечного кредитования.

Без сомнений подобные условия сделали военную профессию сегодня очень популярной среди молодежи, т.к. они имеют реальную возможность приобрести собственное жилье на очень выгодных условиях. Смысл заключается в том, что по факту платежи по ипотеке за заемщика выплачивает государство, а именно 233 тысячи 100 рублей в год. Данные платежи осуществляет ФГКУ «Росвоенипотека» за счет средств федерального бюджета. Для сравнения в США военные не имеют таких выплат со стороны государства. Для наглядности по результатам статистики, подготовленной Министерством Обороны на 1 ноября 2014 г. около 99 тысяч военнослужащих приобрели жилье с использованием «военной ипотеки», где общая сумма составила около 143 млрд. рублей. Изначально накопительно-ипотечной системой жилищного обеспечения военнослужащих занималось АИЖК , но данная программа стала настолько популярной, что к 2013 году нишу захватили «Газпромбанк», «Связь-Банк», «ВТБ24», «Банк Зенит», «Сбербанк России».

На 2015 год определены примерные условия процентных ставок по «военной ипотеке»:
Таблица 1 – Процентная ставка

Возраст заемщика, лет

22 и менее

23-25

26-28

29 и больше

Размер процентной ставки при приобретении нового жилья, %

10,75

10,50

10,25

9,75

Размер процентной ставки при приобретении вторичного жилья, %

11,25

11,00

10,75

10,25

Проанализировав Таблицу 1, следует сделать вывод о том, что военнослужащим действительно идут на уступки. Конечно, в разных банках условия по ипотечному кредитованию для военнослужащих могут отличаться от данных таблицы. Например,   «Сбербанк России» предлагает военнослужащим ипотеку в среднем под 12,5% годовых. Однако, для гражданского физического лица процентная ставка по ипотеке в этом банке начинается от 14,5%, а в «ВТБ24» ипотека выдается физическому лицу примерно под 15,95% годовых. Нельзя не заметить, что военнослужащие имеют явное преимущество перед гражданскими лицами, учитывая и тот факт, что ипотечный заем вместо них оплачивается из Федерального бюджета.

На сегодняшний день ипотечный кредит предоставляется в размере 2,2 млн. рублей. Конечно, этой суммы может и не хватить на покупку большой
квартиры в центре города, даже, если это Воронеж, а не Москва, где стоимость квадратного метра жилой площади значительно ниже. Данную сумму можно потратить на покупку комнат в коммунальных квартирах, квартиру в многоквартирных домах или жилые дома с земельными участками. На случай, если предоставленной государством суммы будет недостаточно, военнослужащий может добавить свои собственные сбережения, которых не будет хватать на ту жилую площадь, которую он нацелен приобрести. Каждый участник накопительно-ипотечной системы не менее чем через три года после включения его в данную систему имеет право на заключение договора целевого жилищного займа.

Целевой жилищный заем – это денежные средства, предоставляемые участнику накопительно-ипотечной системы на возвратной и в установленных Федеральным законом случаях безвозмездной или возмездной основе уполномоченным федеральным органом. Данный заем предоставляется для: 1. Приобретения жилого помещения или жилых помещений под залог приобретаемых жилого помещения или жилых помещений; 2. Погашения первоначального взноса при получении ипотечного кредита и погашения обязательств по ипотечному кредиту. Изначально, перед утверждением данной программы как программы на постоянной основе в 2007 году был проведен эксперимент по ипотечному кредитованию, в который было привлечено ограниченное число военнослужащих. Основными целями эксперимента были: проверка реализуемости условий ипотеки и разработка мер и механизмов, которые позволят военнослужащим беспрепятственно с правовой точки зрения пользоваться данной программой. Постановление Правительства РФ №51 «О проведении эксперимента по ипотечному кредитованию участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих» от 29 января 2007 года полностью регламентировало данный эксперимент.

Для реализации права на жилищный заем каждый участник эксперимента обязан предоставить в Федеральное управление документы:  Оригинал договора целевого жилищного займа, оформленный и подписанный участником эксперимента (в трех экземплярах);  Копию договора ипотечного кредита, заверенная кредитной организацией;  Копию договора об открытии банковского счета с ограниченным режимом пользования, которым предусматривается возврат кредитной организацией Федеральному управлению первоначального взноса без распоряжения участника эксперимента в случае неосуществления в течение 6 месяцев государственной регистрации права собственности участника эксперимента на жилое помещение. Первоначально специальный ипотечный продукт для военнослужащих был разработан АИЖК для того, чтобы каждый военнослужащий имел возможность иметь свое собственное жилье, что помогло поднять уровень жизни военных всей страны.

По состоянию на 2007 год общая сумма, предоставляемая государством, на приобретение жилой площади составляла 760400 рублей, что включало первоначальный взнос и сумму кредита. Исследования показывают, что за 8 лет существования программы сумма, предоставляемая из бюджета государства, увеличилась на 202,47 %, то есть на 25,31% в год.

По данным «Росстат» инфляция на 2014 год составила примерно 11,4%, впервые поднявшись так высоко с кризисного 2008 г., то есть рост выплат военнослужащим действительно очень существенный. Помещение, под которое будет оформляться «военная ипотека» должно соответствовать ряду правил:

 Являться отдельной квартирой либо отдельно стоящим зданием (коттеджем, таунхаусом, либо отдельной комнатой);
 Быть подключенным к электрическим, паровым или газовым системам отопления, обеспечивающим подачу тепла на всю площадь жилого помещения, либо иметь автономную систему жизнеобеспечения;
 Иметь исправное состояние сантехнического оборудования, дверей, окон и крыши (для квартир, которые находятся на последнем этаже).

Данные требования указывают на то, что военнослужащему необходимы все условия для проживания. Государственные органы внимательно отслеживают в каких условиях он будет в будущем проживать.

Можно сделать вывод, что предоставление ипотеки на льготных условиях – это отличный стимул для любого защитника Родины, потому что он всегда знает, что у него в собственности есть жилье, куда он всегда может вернуться. С каждым годом количество «заемщиков в пагонах» растет семимильными шагами, например, в 2011 году в сравнении с 2010 на 74% больше военнослужащих реализовали свою возможность по участию в накопительно-ипотечной системе. К сожалению, на сегодняшний день правительство не может создать еще более благоприятных условий, на которые надеются военнослужащие. Так, сумма займа, предоставляемая военнослужащим, практически не изменилась в сравнении с 2011 г. Сравнивая российскую систему социальной помощи с американской, можно сделать вывод, что в США заботятся только о выживших ветеранах, по сути экономя на них. Бесспорно Министерство Обороны США осуществляет крупные отчисления для военнослужащих, но почему в такой развитой стране нет социальных программ по приобретению жилья?

Заключение

В заключении можно подвести итог о том, что систему социальной помощи военнослужащим на сегодняшний день нельзя назвать идеальной, но она делает все предпосылки для того, чтобы такой стать в будущем. Я считаю, что Правительство РФ должно принять меры по возвращению всех льгот, которые были убраны из-за существенных затрат бюджета. Ряд льгот был заменен на выплаты, что в целом тоже неплохо. Вооруженные силы РФ – это сильнейшая армия в мире, и люди, которые трудятся там на благо всего российского общества должны иметь достойный уровень жизни и несменную опору в лице государства. Сегодня каждый военнослужащий имеет возможность приобрести жилье, имеет право на бесплатную медицину, различные надбавки и премии, что делает его жизнь качественно целой.

Список используемой литературы

  1. Официальные документы
  2. Федеральный закон РФ «О статусе военнослужащего» №76-ФЗ от 27 мая 1998 г.
  3. Федеральный закон РФ «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих» №117-ФЗ от 20 авгкста 2004 г.
  4. Указ Президента РФ «Вопросы накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих» №449 от 8 мая 2006 г.
  5. Постановление Правительства РФ  « Об утверждении правил формирования и ведения реестра участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих Министерством Обороны РФ, федеральными органами исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена служба» №89 от 21 февраля 2005 г.
  6. Монографии и учебные пособия
  7. Методическая брошюра. Накопительно-ипотечная система жилищного обеспечения военнослужащих. Под ред. Начальника службы расквартирования и обустройства Министерства обороны Российской Федерации А.В. Гребенюка Москва, 2007 г. 67 с.
  8. Проблемы правового регулирования социального обеспечения военнослужащих: Монография. Омск: Издательство Омского государственного университета, 2009 г.
  9. Военное право: Практикум. Омск: ОмГу, 2008 г.
  10. Статьи из периодических изданий
  11. Зарубежное военное обозрение №11, 2012 г.
  12. Зарубежное военное обозрение №8, 2012 г.
  13. Военнослужащие и члены их семей как субъекты правоотношений по социальному обеспечению//Актуальные проблемы российского права. №4, 2009 г.
  14. Зарубежные источники
  15. Stateside Legal, January 2010
  16. U.S. Social Security (Publication No. 05-10017), 2005
  17. Интернет-ресурсы
  18. www.ria.ru – Официальный сайт РИА Новости
  19. www.bs-life.ru – Информационный сайт
  20. www.gks.ru – Официальный сайт Росстат РФ
  21. www.sberbank.ru – Официальный сайт ОАО «Сбербанк России»
  22. www.vtb24.ru – Официальный сайт ОАО «ВТБ24»

Студент 6 взвода Военной кафедры Финуниверситета (Факультет МЭО, группа Э2-1) Качибая Павел Сергеевич
Научный руководитель: Доцент Военной кафедры Финуниверситета, к.э.н., полковник запаса Толстов Сергей Петрович

Другие новости и статьи

« Понятие патриотизма в современном мире

О необходимости изучения истории »

Запись создана: Среда, 12 Сентябрь 2018 в 12:35 и находится в рубриках Новости.

метки:

Темы Обозника:

COVID-19 В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение вуз выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение оружие офицер охрана патриотизм пенсии пенсия подготовка право призыв продовольствие расквартирование реформа русь сердюков служба сталин строительство управление учеба финансы флот экономика

А Вы как думаете?  

Комментарии для сайта Cackle

СМИ "Обозник"

Эл №ФС77-45222 от 26 мая 2011 года

info@oboznik.ru

Самое важное

Подпишитесь на самое интересное

Социальные сети

Общение с друзьями

   Яндекс.Метрика