30 Сентябрь 2018

Анализ технического обеспечения сухопутных войск Вооруженных Сил СССР

oboznik.ru - Анализ технического обеспечения сухопутных войск Вооруженных Сил СССР

В интервью еженедельной газете «Военно-промышленный курьер» 22 мая 2013 года член Общественного совета, председатель Военно-промышленной комиссии при правительстве Российской Федерации генерал-полковник А.Ситнов, оценивая решение военного руководства страны о передаче военных ремонтных предприятий в промышленность, подчеркнул, что «в России сегодня превалируют теории западного мира, построенные на рыночных отношениях… Отсюда повсеместный аутсорсинг: люди, зарабатывающие на эксплуатации бюджетных средств,… не знакомы с прежней системой обеспечения Вооруженных Сил, не имеют опыта» .

На основе данного суждения представляется актуальным с позиций сегодняшнего дня вспомнить о существовавшей в недалеком прошлом системе технического обеспечения Сухопутных войск Вооруженных Сил СССР, проанализировать ее структуру, выявить положительные и негативные стороны и сделать предварительные выводы о возможностях адаптации ее основ к условиям нынешнего времени. Система технического обеспечения Сухопутных войск Вооруженных сил СССР представляла собой совокупность органов управления, учреждений, соединений, частей и подразделений технического обеспечения (ремонтно-восстановительных (РВО), научно-исследовательских, учебных, органов снабжения вооружением, техникой, боеприпасами, техническим имуществом и т. п.) от Центра до подразделения, объединенных единством цели и функционирующих на основе общих принципов. Структура системы технического обеспечения соответствовала организационной структуре войск и имела три основных иерархических уровня: стратегический, опeративный и войсковой.

Стратегический уровень составляли звенья Центр — Вооруженные Силы на ТВД. Оперативный уровень системы состоял из фронтового (окружного) и армейского (корпусного) звеньев. Войсковой уровень включал дивизионное, полковое, батальонное, ротное звенья и личный состав (экипажи, расчеты, водители), непосредственно использующий вооружение и военную технику (ВВТ). Каждое звено системы технического обеспечения войск имело характерные задачи и соответствующие им органы управления, силы и средства. Взаимоотношению органов управления различных звеньев была свойственна иерархическая подчиненность. По функциональным признакам систему технического обеспечения можно представить в виде ряда подсистем: управления техническим обеспечением; обеспечения вооружением и техникой, боеприпасами, техническим имуществом; эксплуатации; восстановления; подготовки кадров, оперативной, боевой и специальной подготовки .

В звене Центр — группировка войск на стратегическом направлении (ТВД) для решения задач технического обеспечении существовали стационарные ремонтные заводы, арсеналы, базы, склады, научно-исследовательские учреждения, полигоны, учебные центры, учебные заведения, аппарат военной приемки. Стационарные ремонтные заводы — по ремонту бронетанкового воору-жения и техники, автомобильной техники и других видов ВВТ — предназначались для капитального ремонта и модернизации вооружения, техники и агрегатов. Так, для производства капитального ремонта автомобильной техники в системе технического обеспечения ВС СССР в 1991 году имелось 58 авторемонтных заводов, в том числе 11 заводов центрального подчинения, 10 заводов принадлежащим видам ВС, 37 заводов окружного и группового подчинения.

Производственные возможности этих предприятий обеспечивали потребность видов ВС РФ и военных округов в капитальном ремонте автомобильной техники. В среднем за год они могли отремонтировать 54 тыс. машин, 140 тыс. двигателей, 170 тыс. агрегатов. Кроме того, авторемонтные заводы ежегодно выпускали средства обслуживания и ремонта автомобильной техники различных модификаций: МТО-АТ, ПАРМ-1М, ПАРМ-3М, эвакуационные средства, технологическое оборудование для ремонтных средств оперативного звена. После развала СССР к концу 1999 года в системе ГАБТУ МО оставалось всего лишь 25 автомобильных ремонтных заводов, в том числе: центрального подчинения – 8, заводов видов ВС – 9, военных округов – 83 .

Арсеналы, базы и склады ракетно-артиллерийского управления предназначались для ремонта, приема, хранения и выдачи вооружения, ракет и боеприпасов. Базы и склады хранения бронетанкового вооружения и техники, автомобильной техники, средств инженерного вооружения, других видов вооружения и техники, а также технического имущества предназначались для их приема, хранения, комплектования и выдачи (отправки) войскам. Характерной особенностью учреждений технического обеспечения центрального подчинения являлась их четкая специализация по родам войск, специальным войскам и службам. Во фронтовом звене после выполнения ряда мероприятий мобилизационного характера предполагалось иметь два типа ремонтно-восстановительных органов: объединенный – для комплексного и специализированного восстановления вооружения и техники всех видов и специализированный – для восстановления некоторых видов вооружения, техники и агрегатов.

Объединенным органом, предназначенным для комплексного и специализированного ремонтов и эвакуации всех типов вооружения и техники фронта, ведения технической разведки, являлась фронтовая ремонтно-восстановительная база (ФРВБ). Она включала: управление базы и подразделения обеспечения; ремонтно-восстановительный полк ракетно-артиллерийского вооружения (рвп РАВ) – для среднего ремонта ракетно-артиллерийского вооружения и текущего ремонта базовых машин; два ремонтно-восстановительных полка бронетанковой техники (рвп БТ) – для среднего ремонта танков, БМП, БТР, их вооружения и средств связи, а также среднего ремонта базовых машин, относящихся к бронетанковой технике; ремонтно-восстановительный полк автомобильной техники (рвп АТ) – для среднего ремонта автомобильной техники; отдельный ремонтно-восстановительный батальон инженерной техники (орвб ИТ) – для среднего ремонта средств инженерного вооружения и текущего ремонта базовых машин; отдельный ремонтно-восстановительный батальон средств химической защиты (орвб СХЗ) – для среднего ремонта вооружения и средств РХБЗ; отдельный ремонтно-восстановительный батальон средств связи (орвб СС) – для среднего ремонта средств связи; фронтовую мастерскую ремонта и поверки измерительной техники (мрпит); отдельный эвакуационный батальон (оэб), предназначенный для эвакуации всех видов вооружения и техники, разведки маршрутов перемещения, районов размещения и развертывания частей и подразделений базы, путей эвакуации, выявления (уточнения) районов наибольшего выхода вооружения и техники из строя и определения состояния этих районов и поврежденных объектов, выявления в полосе действий фронта промышленных и других предприятий, пригодных для нужд технического обеспечения; отдельный батальон материального обеспечения базы, в который входил обменный пункт агрегатов (ОПА), предназначенный для сбора и отправки неисправных агрегатов во фронтовые специализированные агрегаторемонтные части, для получения от них отремонтированных агрегатов и выдачи их в ремонтно-восстановительные части базы, а также для взаимного обеспечения техническим имуществом частей базы при комплексном ремонте.

То есть в ФРВБ были сосредоточены силы и средства всех технических и специальных войск (инженерных, РХБЗ, связи), позволяющие выделять из ее состава как комплексные, так и специализированные отделения. Для комплексного ремонта и эвакуации вооружения и техники одновременно в нескольких районах, на различных направлениях действий войск организационно-штатная структура ФРВБ позволяла выделить одно-два отделения базы. В состав каждого отделения комплексного восстановления вооружения и техники, как правило, могли входить: один-два ремонтно-восстановительных батальона бронетанковой техники; ремонтно-восстановительный батальон машин и агрегатов; ремонтно-восстановительный батальон РАВ для общевойсковых соединений; одна-две ремонтные роты инженерной техники; ремонтный взвод средств РХБЗ; три-четыре ремонтных отделения средств связи; одна-две выездные группы фронтовой мастерской ремонта и поверки измерительной техники. В состав отделений для специализированного восстановления вооружения и техники включались соответствующие специализированные части и подразделения ФРВБ.

Количество и состав их определялся условиями обстановки. Кроме того, из состава ФРВБ и ее отделений для выполнения комплексных и специализированных работ по ремонту вооружения и техники, эвакуация которых на СППМ фронта не целесообразна, могли высылаться соответствующие подразделения к местам выхода их из строя или на пути эвакуации. В зависимости от боевого состава фронта во фронтовой комплект органов технического обеспечения могло входить две-три ФРВБ. Для обеспечения агрегатного метода ремонта во фронте имелись специализированные ремонтно-восстановительные органы — фронтовая ремонтно-восстановительная база агрегатов бронетанковой техники (ФРВБА БТ), фронтовая ремонтно-восстановительная база агрегатов автомобильной техники (ФРВБА АТ), отдельный ремонтно-восстановительный батальон агрегатов инженерной техники (орвба ИТ). В составе соединений и частей родов войск, специальных войск и тыла фронтового подчинения также имелись штатные силы и средства технического обеспечения. Органы снабжения системы технического обеспечения входили в состав фронтовой тыловой базы (ФТБ) и фронтовой бригады материального обеспечения (фбрмо), где имелись соответствующие склады с установленными запасами материальных средств (имущества). Таким образом, во фронте только для ремонта автомобильной техники могло насчитываться: мастерских типа МТО – 1100— 1300, типа ПАРМ-1А – 400—500, типа ПАРМ-3М – 35—40 единиц. Расчётные среднесуточные возможности ремонтных частей и подразделений фронта по среднему ремонту машин составляли 200—220 единиц, а по капитальному ремонту агрегатов до 200 комплектов .

В общевойсковой (танковой) армии для комплексного и специализированного ремонтов всех типов вооружения и техники армии, технической разведки и эвакуации имелась армейская ремонтно-восстановительная база (АРВБ) в составе: управление базы и подразделения обеспечения; отдельный ремонтно-восстановительный батальон ракетно-артиллерийского вооружения (орвб РАВ) – для среднего и текущего ремонтов РАВ и текущего ремонта базовых машин; отдельный ремонтно-восстановительный батальон бронетанковой техники (орвб БТ) – для среднего и текущего ремонтов танков, БМП, БТР, их вооружения, средств связи и среднего ремонта базовых машин; отдельный ремонтно-восстановительный батальон автомобильной техники (орвб АТ) – для среднего и текущего ремонтов автомобильной техники; отдельная ремонтная рота инженерной техники (оремр ИТ) – для среднего и текущего ремонтов средств инженерного вооружения и текущего ремонта некоторых базовых машин; отдельная ремонтная рота средств РХБЗ (оремр РХБЗ) – для среднего и текущего ремонтов вооружения войск РХБЗ; отдельная ремонтная рота средств связи (оремр СС) – для среднего и текущего ремонтов средств связи; мастерская ремонта и поверки измерительной техники (мрпит); отдельный эвакуационный батальон (оэб), имеющий такое же предназначение, как и аналогичный батальон ФРВБ; рота материального обеспечения базы, в которую входил обменный пункт агрегатов, предназначенный для сбора и отправки неисправных агрегатов в фронтовые специализированные агрегаторемонтные части, для получения из них отремонтированных агрегатов и выдачи их в ремонтно-восстановительные части базы, а также для взаимного обеспечения техническим имуществом частей базы при комплексном ремонте.

Структура ремонтно-восстановительных частей АРВБ позволяла выделять силы и средства в состав одного-двух комплексных отделений базы для восстановления вооружения и техники одновременно в нескольких районах и для усиления дивизий, действующих на главном или на изолированном направлениях. В состав каждого отделения для комплексного восстановления вооружения и техники могли входить: ремонтная рота танков; ремонтная рота автомобильной техники; ремонтная рота вооружения (выездная); один-два ремонтных взвода инженерной техники; ремонтный взвод средств РХБЗ; одна—две ремонтные бригады средств связи; выездная группа армейской мастерской ремонта и поверки измерительной техники.

В отделения для специализированного восстановления вооружения и техники включались соответствующие специализированные подразделения АРВБ. Количество и состав их определялся условиями сложившейся обстановки. Из состава АРВБ и ее отделений для выполнения комплексных и специализированных работ по ремонту вооружения и техники, эвакуация которых на СППМ армии нецелесообразна, могли высылаться соответствующие подразделения к местам выхода их из строя или на пути эвакуации. Таким образом, организация АРВБ позволяла осуществлять функции технической разведки, эвакуации и ремонта вооружения и техники по всем техническим службам и специальным войскам, осуществляющим техническое обеспечение. Кроме того, в соединениях и частях армейского подчинения существовали штатные подразделения технического обеспечения, предназначенные для текущего ремонта и эвакуации вооружения и техники, оказания личному составу помощи в их обслуживании.

Подсистема снабжения техническим имуществом (запчастями) в армейском звене была представлена соответствующими складами, которые входили в состав армейской бригады материального обеспечения (абрмо). Всего в армии для ремонта автомобильной техники предполагалось иметь 200-300 батальонных мастерских, 65-90 полковых и 5-6 ремонтных батальонов соединений . В дивизионном звене содержался отдельный ремонтно-восстановительный батальон, предназначенный для текущего и среднего ремонтов артиллерийского вооружения, бронетанковой, автомобильной техники, средств инженерного вооружения и связи, вооружения войск РХБЗ, эвакуации вооружения и техники.

Структура и оснащение отдельного ремонтно-восстановительного батальона обеспечивали выполнение комплексного ремонта вооружения и техники дивизии, за исключением пусковых установок, отдельного оборудования ракетных и зенитных ракетных комплексов и некоторых других видов вооружения, средства для ремонта которых были сосредоточены в ремонтно-восстановительных частях оперативного звена. Структура отдельного ремонтно-восстановительного батальона позволяла делить его на технологически самостоятельные группы и использовать их для ремонта вооружения и техники автономно в двух районах.

К недостаткам существовавшего отдельного ремонтно-восстанови-тельного батальона, по-видимому, можно было бы отнести отсутствие специализированного подразделения для ведения технической разведки и неделимость роты по ремонту вооружения. Органами снабжения в дивизионном звене являлись склады артиллерийский, бронетанкового имущества, автомобильного имущества и другие, входившие в состав отдельного батальона материального обеспечения.

В отдельных частях дивизионного подчинения имелись штатные подразделения технического обеспечения, которые осуществляли текущий ремонт, эвакуацию вооружения и техники, оказывали помощь экипажам (расчетам, водителям) в проведении технического обслуживания. В полках дивизии имелись ремонтные роты для комп¬лексного и специализированного текущего ремонтов, эвакуации вооружения и техники, а также для оказания помощи экипажам (расчетам, водителям) в техническом обслуживании. Возможность выделения из состава ремонтных рот самостоятельных ремонтно-эвакуационных групп обеспечивали соблюдение принципа соответствия их структур закономерностям процесса выхода из строя вооружения и техники.

В батальонном звене системы технического обеспечения для оказания помощи экипажам (расчетам, водителям) в обслуживании вооружения и техники и в устранении простейших неисправностей батальоны (дивизионы) имели отделения технического обслуживания. Состав и возможности этих отделений были неодинаковы. Ротное звено системы технического обеспечения характеризовалось различной структурой органов технического обеспечения. Некоторые роты (батареи) — рота материального обеспечения, зенитная ракетная батарея зенитно-ракетного полка — имели штатные отделения технического обслуживания, предназначенные для оказания помощи расчетам (водителям) в обслуживании вооружения и техники и устранении неисправностей.

В ротах (батареях), входящих в состав батальонов (дивизионов), и в некоторых других подразделениях штатные средства технического обеспечения отсутствовали. Личный состав (экипажи, расчеты, водители), выполняя боевые и специальные функции в соответствии со своим основным тактическим предназначением, участвовал также в выполнении некоторых функций технического обеспечения. Всего в составе дивизии для технического обслуживания и ремонта автомобильной техники содержалось до 50 мастерских типа МТО, 8 комплектов ПАРМ-1А, один комплект ПАРМ-3М, 10-12 эвакотягачей .

Для подготовки и решения вопросов ремонта автомобильной техники в условиях военного времени система восстановления ВВТ предусматривала постоянное совершенствование ремонтных средств войскового уровня и оснащение ими войск, содержание на хранении достаточного (расчетного) количества подвижных средств ремонта оперативного уровня, создание и хранение различных специальных ремонтных комплектов, а также использование промышленной базы народного хозяйства.

Проводилась работа по изготовлению, накоплению и обновлению материальной части ремонтных органов, в том числе ремонтных комплектов, технологического оборудования, ремонтных мастерских, машиноремонтных и агрегаторемонтных средств. Была разработана организационно-штатная структура ремонтных органов оперативного уровня, созданы кадры этих формирований во всех военных округах, разработаны нормы и порядок содержания подвижных ремонтных средств оперативного уровня, нормы и порядок накопления и содержания ремонтных комплектов, а также документы, которые определяли порядок использования ремонтных предприятий народного хозяйства в условиях военного времени. Таким образом, существовавшая система технического обеспечения Сухопутных войск ВС СССР соответствовала действующим на тот период времени взглядам на вероятный характер военных действий и была в состоянии обеспечивать проведение крупномасштабных операций войск с достаточной степенью эффективности.

Текущий и средний ремонты ВВТ выполнялись в войсках силами РВО, максимально приближаемых в ходе боевых действий к местам выхода техники из строя, что позволяло оперативно возвращать в строй значительную часть вооружения и техники, получивших боевые повреждения, и тем самым поддерживать боеспособность войск на необходимом уровне. Начальник эксплуатации ВВТ Вооруженных сил РФ – Начальник ГАБТУ МО РФ генерал-полковник С.А. Маев на научно-практической конференции «Проблемы организации технического обеспечения объединенной группировки войск (сил) при проведении контртеррористической операции в Северо-Кавказском регионе» в 2000-м году отмечал: «… Я не могу привести примеров, чтобы недостаточное количество типов ВВТ, их конструктивное несовершенство или неумелое владение ими личным составом, неэффективная организация технического обеспечения войск ограничивали бы замыслы командования» .

Вместе с тем, несомненно, что в системе технического обеспечения имели место и значительные недостатки. К ним, повидимому, в первую очередь, следует отнести следующее: – маломощные подразделения эвакуации и полное их отсутствие в батальонном звене. Отсутствие в них эвакуационных средств, обладающих противопульной и противоосколочной защитой экипажей, обеспечивающих выполнение такелажных работ без выхода членов экипажа из-под брони и способных эвакуировать все типы боевых машин с повреждениями различной тяжести (путем буксирования, в полупогруженном и в погруженном состояниях); – маломощные и плохо оснащенные штатные подразделения технической разведки в оперативном звене и полное их отсутствие в звеньях дивизия – полк – батальон; – автомобильные базовые шасси большинства подвижных ремонтных средств, особенно войскового уровня, перестали соответствовать современным требованиям по мощности силовых установок, грузоподъемности и проходимости; – отсутствие в полковом звене штатных средств технического обеспечения инженерного вооружения, средств РХБЗ, связи и тыла; – громоздкие, тяжелые, крупногабаритные в транспортном состоянии и сложные в монтаже (демонтаже) элементы производственных палаток подвижных ремонтно-восстановительных органов; – недостаточная оснащенность подвижных мастерских автономными энергетическими установками, высокоэффективными транспортными и грузоподъемными механизмами; – применение в РВО устаревших производственных технологий; – отсутствие в подвижных мастерских малогабаритного, высокотехнологичного производственного оборудования, аппаратуры, приспособлений и инструмента; – низкое качество технического обслуживания и ремонта сложных и ответственных изделий, обусловленное недостаточной подготовкой специалистов РВО; – отсутствие в ремонтно-восстановительных органах всех уровней и звеньев высокоэффективных средств управления и недостаточная их защищённость от высокоточного оружия противника; – низкая квалификация специалистов-ремонтников, особенно армейских и фронтовых ремонтно-восстановительных органов.

Представляется очевидным, что при взвешенном и тщательно продуманном подходе к реформированию Вооруженных сил Российской Федерации, устранение вышеназванных и ряда других недостатков могло бы самым существенным образом повысить эффективность рассмотренной системы технического обеспечения без разрушения ее основ. Однако, последняя реформа предопределила, на наш взгляд, гибельные тенденции в системе восстановления вышедшего из строя вооружения и военной техники (особенно на оперативном уровне), затрагивающие как состав ремонтновосстановительных органов, так и существовавшие подходы к восстановлению ВВТ. За счет сил и средств баз и заводов по ремонту ВВТ и агрегатов было начато формирование отдельных батальонов с сокращением их по численному составу специалистов–ремонтников в пять – семь раз. Войсковым ремонтом планировалось охватывать только ту часть ВВТ, которая потребует текущего ремонта6 .

К сожалению, новое руководство Министерства обороны РФ без достаточных оснований уже тоже успело заявить о том, что «…Минобороны оставляет за собой функцию только текущего ремонта… средний, крупный, капитальный ремонт и ремонт с модернизацией – весь этот функционал мы хотели бы передать промышленности…»7 . Это значит, что в создаваемой системе восстановления ВВТ состав сил и средств войсковых РВО, предназначенных для текущего ремонта, останется практически прежним и возможности по ремонту ВВТ этой категории существенно не изменятся. Однако, при этом следует ожидать значительного снижения возможностей по своевременному восстановлению ВВТ, требующих среднего ремонта, что крайне отрицательно скажется на боеспособности войск (сил) при ведении ими боевых действий. В связи с таким положением возникает закономерный вопрос: следует ли Министерству обороны отказываться от армейских «токарей и слесарей»?

М. СИМАНЬКОВ, И. РЯБЦОВСКИХ

Другие новости и статьи

« Знамя Военно-Морского Флота

Современная трактовка объективных и субъективных причин революции 1917 года в работах отечественных историков »

Запись создана: Воскресенье, 30 Сентябрь 2018 в 3:43 и находится в рубриках Новости.

метки: , ,

Темы Обозника:

COVID-19 В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение вуз выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение оружие офицер охрана патриотизм пенсии пенсия подготовка право призыв продовольствие расквартирование реформа русь сердюков служба сталин строительство управление учеба финансы флот экономика

А Вы как думаете?  

Комментарии для сайта Cackle

СМИ "Обозник"

Эл №ФС77-45222 от 26 мая 2011 года

info@oboznik.ru

Самое важное

Подпишитесь на самое интересное

Социальные сети

Общение с друзьями

   Яндекс.Метрика