Повышение мобилизационной готовности государства в условиях нарастания военной угрозы
Возрастание угрозы нападения фашистской Германии на СССР потребовало от советского руководства принятия неотложных мер по повышению мобилизационной готовности страны. Была разработана экономическая программа, целью которой являлось завершение создания мощного военно-экономического потенциала. Определены основные направления: быстрый рост капитальных вложений в создание индустриальной базы в восточных районах; повышение темпов развития тяжелой индустрии; строительство предприятий-дублеров; строительство промышленных предприятий с расчетом их быстрого перевода на выпуск военной продукции; создание системы государственных трудовых ресурсов; накопление мобилизационных запасов и государственных резервов. В начале 1940 г. начался процесс частичной мобилизации промышленности, включая передачу оборонным наркоматам заводов, выпускавших гражданскую продукцию. Так, наркомату авиационной промышленности было передано свыше 60 предприятий.
Все это позволило к концу 1940 г. увеличить число предприятий, привлеченных к выпуску авиационной техники, по сравнению с 1937 г. на 75%. В результате к началу Великой Отечественной войны Советский Союз по мощности авиазаводов превосходил Германию. Частичная мобилизация экономики сыграла большую роль в развертывании военного производства. Выполняя программу по созданию в восточных районах СССР заводов-дублеров, к лету 1941 г. на Урале, в Поволжье, Западной и Восточной Сибири была размещена почти шестая часть всех военных заводов страны. По некоторым видам вооружения и боеприпасов они производили свыше 34% продукции всей оборонной промышленности. Экономическая программа, разработанная и принятая XVIII съездом ВКП(б), состоявшимся в марте 1941 г., обеспечивала ускоренное развитие энергетической базы страны, черной и цветной металлургии, машиностроения, химии, легкой промышленности и сельского хозяйства. В марте 1940 г. в составе экономического совета при СНК СССР были созданы советы по ведущим отраслям промышленности, в том числе и оборонной. Председателями советов были назначены Н. А. Вознесенский, А. Н. Косыгин и другие. Вместо действовавших в 1938–1939 гг. шести наркоматов для руководства промышленностью был организован 21 наркомат .
Ужесточался режим рабочего времени. В июне 1940 г. был принят указ Президиума Верховного Совета СССР о переходе на восьмичасовой рабочий день семидневной рабочей недели и запрещении самовольного ухода рабочих и служащих с предприятий и учреждений. В целях реализации экономической программы XVIII съезда ВКП(б) в октябре 1940 г. был принят указ о государственных трудовых резервах, которым предусматривалось создание ремесленных, железнодорожных училищ, а также школ ФЗО. Ежегодный прием в них предполагался от 800 тыс. до 1 млн городской и сельской молодежи. Уже в 1940/41 учебном году в системе трудовых резервов обучались 717 тыс. человек. Помимо этого на предприятиях и в учреждениях в 1940 г. было подготовлено около 2 млн новых рабочих и служащих. В этом же году 1,7 млн человек повысили свою квалификацию, из них 1,5 млн рабочих 2 . Внимание партийных и государственных органов было обращено и на необходимость форсированной подготовки новых квалифицированных кадров. К 1940 г. численность населения СССР достигла 191,7 млн человек, в том числе городского — 60,6 млн и сельского — 131,1 млн 3 , при этом число рабочих и служащих составляло 31,2 млн 4 . Наличие достаточного количества людских ресурсов, на первый взгляд, обеспечивало успешное развитие народного хозяйства СССР, а также комплектование вооруженных сил. Однако война предполагает развертывание массовой армии, что, с одной стороны, отвлекает из сферы производства значительную часть трудоспособного населения, а с другой — диктует необходимость увеличения квалифицированных кадров, занятых в военном производстве. Поэтому еще до войны требовалось резко увеличить подготовку квалифицированных кадров прежде всего для промышленности, чтобы не только обеспечить потребность народного хозяйства, но и создать некоторые резервы. Большое внимание уделялось и подготовке специалистов с высшим и средним образованием. На 1 января 1941 г. в СССР насчитывалось 908 тыс. специалистов с высшим образова-
нием (из них 290 тыс. инженеров) и 1,5 млн человек со средним специальным образованием (из них 320 тыс. техников). В последнем предвоенном 1940/41 учебном году в стране насчитывалось 817 высших учебных заведений, в которых обучались 812 тыс. студентов, а также 3773 техникума и средних специальных учебных заведения с 975 тыс. учащихся 5 . Создание многочисленных новых кадров квалифицированных специалистов имело огромное значение как для развития народного хозяйства, так и для дальнейшего укрепления обороноспособности Советского государства в канун величайших военных испытаний. Важнейшее значение для подъема экономики СССР сыграли решения XVIII партийной конференции (февраль 1941 г.), обсудившей план развития народного хозяйства СССР на текущий год и вопросы, связанные с увеличением темпов роста оборонной промышленности и совершенствованием работы транспорта. Как отмечалось на конференции, это была «война моторов и резервов». «Советский Союз, — сказал в своем докладе заместитель Председателя СНК СССР и председатель Госплана СССР Н. А. Вознесенский, — не может не учитывать этих технико-экономических, как и других особенностей современной войны и принимает меры к тому, чтобы вооружать свое народное хозяйство передовой техникой и вообще держать страну в состоянии должной готовности» 6 . В документах конференции подчеркивалось, что перед советской промышленностью встали особенно ответственные задачи в связи с обострением международной обстановки, так как экономика была и остается базой оборонной мощи страны. Поэтому промышленность и транспорт должны работать исключительно организованно и максимально производительно. Требовалось решительно и быстро устранить недостатки, стоящие на пути подъема этих отраслей экономики. Вся первая половина 1941 г. проходила в напряженной работе по повышению темпов развития оборонной индустрии и совершенствованию боеспособности Вооруженных сил СССР.
Накануне фашистской агрессии в Советском Союзе в течение весьма короткого срока была проведена огромная организаторская работа по решению первостепенной задачи — всемерно увеличить объем оборонного производства, чтобы оснастить армию и флот современным оружием, военной техникой, создав при этом необходимые резервы и значительные мобилизационные запасы. Образование очагов войны в Европе и на Дальнем Востоке, начало Второй мировой войны и возникновение непосредственной угрозы вооруженной агрессии против СССР потребовали от советского руководства ускоренного проведения ряда мероприятий, связанных с дальнейшим повышением обороноспособности страны. Немаловажное значение приобрело и более рациональное размещение производства на территории СССР, что выразилось в создании на востоке страны промышленных центров и заводов-дублеров, удаленных на значительное расстояние от западных границ Советского Союза. Дальновидность этих мероприятий особенно проявилась в военные годы, когда снабжение Красной армии опиралось главным образом на промышленность Урала, Сибири, Закавказья, Средней Азии и Казахстана.
В результате коллективизации были созданы крупные предприятия сельскохозяйственного производства — колхозы и совхозы. Увеличилось производство сельскохозяйственной продукции. Валовой сбор (во всех категориях хозяйств) в 1940 г. составил: зерновых культур — 95,5 млн тонн, картофеля — 75,9 млн тонн, сахарной свеклы — 18 млн тонн, подсолнечника — более 2,6 млн тонн, хлопка-сырца (заготовки) — свыше 2,23 млн тонн 7 . Советское государство последовательно осуществляло механизацию сельского хозяйства. Массовое внедрение техники способствовало появлению в сельской местности новых профессий: трактористов, комбайнеров, шоферов, электриков, связистов и других. На 1 июля 1940 г. численность механизаторских кадров на машинотракторных станциях (трактористов, бригадиров и их помощников, а также комбайнеров) составила 1,1 млн человек. Только в течение 1940 г. было подготовлено на курсах при МТС и в школах механизации сельского хозяйства 446 тыс. человек (трактористов, комбайнеров и механиков-комбайнеров) 8 . Большое значение для укрепления оборонного могущества Советского Союза в связи с нарастанием военной угрозы имело форсирование развития всех видов транспорта и средств
связи. Так, эксплуатационная длина советских железных дорог увеличилась с 58,5 тыс. км в 1913 г. до 106,1 тыс. км в 1940 г., то есть на 81% 9 . В начале 1941 г. ежедневная погрузка превысила 100 тыс. вагонов, таким образом, грузооборот железнодорожного транспорта СССР превзошел показатели 1913 г. в 6,3 раза. Накануне войны вагонный парк советских железных дорог был способен одновременно поднять в 2,5 раза больше груза, чем вагонный парк царской России накануне Первой мировой, а локомотивы могли перевезти эту возросшую массу грузов в 1,5 раза быстрее, чем раньше 10 . Повышение мобилизационной готовности также было тесно связано с созданием резервов и мобилизационных запасов.
Основная работа в этом направлении развернулась уже на втором году третьей пятилетки. Большое значение для советской экономики, оборонной промышленности и обеспечения войск имело накопление топлива. Советское государство на 1 января 1941 г. располагало резервом в 7,5 млн тонн угля, что могло обеспечить потребность народного хозяйства СССР в течение 20 дней, а оборонной промышленности — в течение 35 дней. На несколько бóльший срок рассчитаны были госрезервы нефтепродуктов, составлявшие на тот же момент 1,6 млн тонн. Значительных результатов достигло накопление госрезервов и мобзапасов хлебофуража. На 1 января 1941 г. в госрезерве имелось 6,1 млн тонн хлебофуража, в том числе 2,4 млн тонн составляла мобилизационная часть. При решении проблем повышения мобилизационной готовности страны особое внимание уделялось совершенствованию вооруженных сил. Техническое перевооружение Красной армии отразилось на изменении ее организационной структуры. Были учреждены автобронетанковые войска, различные виды авиации и специальные войска. Ответом на рост агрессивных устремлений германского фашизма и японского милитаризма явилось увеличение Советским Союзом численности вооруженных сил до 1,4 млн человек. Смешанная территориально-кадровая система их комплектования не отвечала возросшим требованиям постоянной боеготовности войск. Закон о всеобщей воинской обязанности от 1 сентября 1939 г. предусматривал отказ от милиционно-территориальных формирований. Вооруженные силы СССР стали кадровыми. Их организационная структура совершенствовалась на базе возрастания технической оснащенности, с учетом оценок вероятного характера будущей войны и выводов из опыта уже начавшейся Второй мировой. Наряду с совершенствованием пехоты, артиллерии и кавалерии довольно быстро развивались автобронетанковые войска и военно-воздушные силы. При этом танковым войскам и авиации в будущей войне отводилась чрезвычайно важная роль. К началу Второй мировой войны производственные мощности советской авиапромышленности отставали от потребностей военно-воздушных сил военного времени. Чтобы устранить разрыв между потребностями в боевых самолетах и возможностями авиационных заводов Комитет обороны при СНК СССР еще в сентябре 1939 г. вынес решение «О реконструкции существующих и о строительстве новых самолетных заводов». Наркомат авиапромышленности обязан был к 1 июля 1941 г. закончить реконструкцию действующих, а также построить в течение 1940–1941 гг. девять новых заводов. Кроме того, в авиапромышленность передавался ряд заводов из других отраслей народного хозяйства. Война помешала полностью осуществить эти мероприятия. Авиапромышленность СССР накануне фашистской агрессии имела 24 самолетостроительных завода, в том числе 15 заводов истребительной, вспомогательной и девять бомбардировочной и штурмовой авиации. Еще в годы довоенных пятилеток в стране по существу заново была создана крупная танковая промышленность. Перед войной девять заводов выпускали танки, танковую броню и моторы. С началом Второй мировой войны значительная часть танков, состоявших на вооружении Красной армии, устарела. И в связи с возросшей опасностью вражеского нападения на Советский Союз перед советскими конструкторами встала необходимость сконструировать новые броневые машины, которые по всем танкотехническим данным были бы лучше иностранных. Однако выпуск танков в СССР накануне войны далеко не соответствовал производственным возможностям, которые имелись у советских танковых заводов. Например, Кировский завод позволял выпускать 55–60 танков КВ в месяц. Помимо этого
вступали в строй, готовясь к выпуску новых танков, Челябинский (танки КВ) и Сталинградский (танки Т-34) тракторные заводы. Планировалось, что годовая производственная мощность у челябинцев к 1 января 1942 г. может быть доведена по танкам КВ до 1300–1600 штук, а у сталинградцев по танкам Т-34 даже до 4700–5400 штук. Однако развертывание выпуска танков в значительной мере тормозилось ограниченными мощностями по моторостроению. Так, производственная мощность завода № 75 (Харьков) — единственного, выпускавшего дизель-моторы для танков, составляла к началу 1941 г. 5500–6000 моторов в год. Начало Второй мировой войны и нарастание угрозы германского нападения на СССР заставили высшие партийные и государственные органы Советского государства срочно осуществить ряд дополнительных мероприятий по увеличению мощностей промышленности вооружения. Несколько машиностроительных заводов было привлечено к производству артиллерийско-стрелкового вооружения, и одновременно выделены значительные средства для расширения этих предприятий и перевода их на производство вооружения. К началу 1941 г. численность Вооруженных сил СССР выросла, по сравнению с 1939 г., более чем в 2,9 раза, достигнув 5,4 млн человек, при этом на Сухопутные войска приходилось 79,3%, Военно-воздушные силы — 11,5%, Военно-морской флот — 5,8%, Войска противовоздушной обороны — 3,4% 11 .
Боевая мощь Красной армии и Военно-морского флота в связи с мерами по усилению обороноспособности страны, начатыми с весны 1940 г., также возросла. Однако не всё намеченное удалось осуществить: не было завершено перевооружение войск новой боевой техникой и вооружением усовершенствованных конструкций; не закончилось формирование и укомплектование танковых и авиационных соединений; ощущался недостаток автотранспорта и средств механической тяги в артиллерии.
Кроме того, производственные возможности оборонных заводов не удалось полностью использовать для увеличения выпуска зенитных орудий, противотанковой артиллерии, ручных, станковых и крупнокалиберных пулеметов и автоматов. Не были также созданы запасы вооружения для развертывания массовой армии и не приняты своевременно меры для наращивания мощностей заводов, изготовлявших порох, взрывчатые вещества и элементы артиллерийских выстрелов (их осуществление планировалось начать со второй половины 1941 г.). Все это не могло не сказаться на военно-экономической подготовке Советского государства к отражению фашистской агрессии, ходе вооруженной борьбы в начальный период войны.
Великая Отечественная война 1941–1945 годов. В 12 т. Т. 7. Экономика и оружие войны. — М.: Кучково поле, 2013. — 864 с., 20 л. ил., ил.
Другие новости и статьи
« Злободневные вопросы теории и практики общевойскового боя
Борис Полевой: «В партизанском краю» »
Запись создана: Суббота, 4 Май 2019 в 0:28 и находится в рубриках Межвоенный период.
Темы Обозника:
COVID-19 В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медикаменты медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение оружие охрана патриотизм пенсии подготовка помощь право призыв продовольствие расквартирование реформа русь сердюков служба спецоперация сталин строительство управление финансы флот эвакуация экономика