Применение педагогических информационных технологий в образовательном процессе



Применение педагогических информационных технологий в образовательном процессе

oboznik.ru - Применение педагогических информационных технологий в образовательном процессе

Одной из главных задач в деятельности руководящего и преподавательского состава военного вуза является повышение качества образовательного процесса и приведение его содержания в соответствие с современными требованиями к подготовке военных кадров. В разработке и внедрении новых перспективных форм обучения основной упор делается на внедрение инновационных технологий с использованием новейших разработок, различных форм и способов представления информации, что является экономически целесообразным и позволяет значительно повысить эффективность образовательного процесса.

Сегодня профессиональный и методический уровень профессорско-преподавательского состава вуза, состояние учебной материально-технической базы (УМТБ), особенно на кафедре тактики (и управления войсками). позволяют достаточно широко использовать технологии активного обучения в ходе проведения основных видов занятий по тактике и тактико-специальным дисциплинам, если: — на лекциях и практических занятиях широко применяются элементы проблемного обучения; — на семинарских занятиях — военные игры; — для повышения эффективности образовательного процесса за счет повторения учебного материала и усиления его зрительного восприятия проводятся занятия с использованием опорных конспектов; — на тактических занятиях и групповых упражнениях, цель которых — приобретение курсантами практического опыта в планировании, организации тактических действий используются учебно-тренировочные карты (УТК).

Остановимся более подробно на проведении занятий с использованием опорных конспектов и учебно-тренировочных карт на примере организации учебного процесса в Дальневосточном высшем военном командном училище. Опорный конспект — метод обучения, обеспечивающий взаимодействие педагога и обучаемого на основе предельного обобщения, кодирования, «свертывания» знаний с помощью условных знаков, символов, схем, графиков, таблиц и их последующего «развертывания», полноценного воспроизведения в сознании обучаемых2 .

Составление опорных конспектов организует самостоятельную работу обучаемых под руководством преподавателя. Интенсификация обучения за счет усиления зрительного восприятия — один из методов, применяемых на кафедре. Зрительное восприятие усиливается, если использовать на занятии опорный конспект с графически изложенной учебной информацией.

Эффективность учебного процесса возрастает и за счет повторения изучаемого материала. Зрительные ощущения занимают одно из центральных мест в познавательном процессе. Через глаз мозг человека получает яркие впечатления об окружающем и прежде всего о световых и динамических качествах предметов и явлений. В общем потоке воспринимаемой информации на долю зрительной приходится до 90 проц. от ее общего объема.

На втором месте стоит информация, воспринимаемая на слух (речь, звуковые сигналы) — до 8 проц. и очень незначительный объем приходится на долю остальных сигнализаторов2 . Опорный конспект представляет собой схему с определенным объемом информации. Это краткие записи со знаками, расчетными формулами и необходимыми чертежами. Пользуясь ими как ориентирами, курсант вспоминает учебный материал и воспроизводит его в сжатом виде или в полном изложении и переносит в свой конспект.

Опорный конспект можно демонстрировать с помощью ПЭВМ, мультимедийного проектора или других проекционных аппаратов. Разработка опорного конспекта — дело непростое и творческое. Составляя опорный конспект, следует иметь в виду, что курсант способен запомнить больше информации, если она подается образно. Осмысленное запоминание имеет огромное превосходство над механическим. Для облегчения же процесса запоминания нужно стремиться делать опорный конспект так, чтобы, читая его, курсант мог найти дополнительную информацию. Новое, более важное должно привлекать внимание своей необычностью. Правильно «свернутая» информация не загружает память второстепенными сведениями, повышает способность к воспроизведению запоминаемого. На кафедре используются различные варианты применения опорного конспекта.

Вариант 1

1. Лекционный учебный материал излагается в ускоренном темпе. Курсанты не ведут записи, внимательно слушают и работают вместе с преподавателем.

2. На доске высвечивается нужный фрагмент опорного конспекта. Преподаватель в сжатой форме повторяет учебный материал и делает выводы.

3. Выдаются бланки опорного конспекта в уменьшенном виде и курсанты, «прорабатывая» их, делают записи в своих конспектах.

Вариант 2

1. Лекционный учебный материал излагается в несколько ускоренном темпе. Курсанты ведут конспективные записи.

2. На доске высвечивается нужный фрагмент опорного конспекта. Преподаватель в сжатой форме повторяет учебный материал и делает выводы.

3. Выдаются бланки опорного конспекта. Курсант на основании знаний, полученных на лекции, и при повторении ее с помощью опорного конспекта в часы самостоятельной подготовки вносят эти данные в свой конспект.

Возможны и другие варианты и методические приемы проведения занятий с использованием опорного конспекта. Между методами обучения существуют не только различия, но и тесная взаимосвязь: успешное применение одного метода обязательно предполагает сочетание его с другим. Методы обучения нельзя рассматривать также и в отрыве от форм обучения. В обучении курсантов по дисциплине «Тактика» на кафедре применяется методика планомерного и поэтапного привития знаний и умений.

В каждой форме обучения эта методика позволяет объединить управляемый со стороны руководителя занятий процесс получения знаний и практических навыков последовательно и по этапам1 . Первый этап  — стремление обучаемого к овладению данной специальностью. Это весьма важный этап, содержанием которого является формирование у обучаемых желания и стремления овладеть конкретной специальностью.

Главное заключается в том, чтобы возбудить у обучаемых желание освоить данную специальность. В этом случае он будет проявлять целеустремленность и готовность к овладению ею. Это обстоятельство играет не только мобилизующую роль, но и ориентирует обучаемого в его будущей специальности. Обучаемый знакомится со специальностью и у него складывается полное представление о ней, что делает процесс овладения ею более устойчивым.

Овладение специальностью начинается с самых первых занятий — рассказа о виде, роде Вооруженных сил, об истории училища, о важности осваиваемой специальности для службы в Вооруженных силах и т. д.

Второй этап — знакомство обучаемого с содержанием изучаемой дисциплины. Усвоение знаний и формирование определенных навыков и умений у курсантов рассматривается как единый процесс овладения действием с определенными показателями, вследствие чего обучение выступает уже не как заучивание знаний с последующим их применением, а как овладение обучаемыми непосредственно самим содержанием дисциплины. Отражение в умственном плане условий, на которые обучаемый фактически ориентируется при выполнении действия, называется ориентировочной основой действий.

Ориентировочная основа действий представляет собой систему знаний, которая во многом определяет эффективность обучения. Она составляет основу при подготовке курсанта и проходит в процессе обучения соответствующие формы сокращения до постановки выполняемого действия на автоматизированный контроль. Когда же действие освоено обучаемым до автоматизма, ориентировочная основа действий в умственном плане сворачивается и принимает формы, которые не всегда поддаются самонаблюдению. В зависимости от того, учитываются или не учитываются в процессе освоения специальности все те существенные условия, которые определяют его безошибочность, сформированная ориентировочная основа действий может быть полной и неполной.

Цель данного этапа достигается последовательным переходом обучаемых от одного указания к другому, с первого раза безошибочно выполняющих каждую операцию и действие в целом. Это возможно при использовании обучаемыми учебно-тренировочных карт (УТК). Знакомство обучаемых с учебно-тренировочными картами необходимо для их уверенного чтения, понимания смысла и соотношения элементов карты с изучаемым объектом. При этом оно заключается не в том, чтобы просто читать и тем самым знакомиться с УТК. Руководитель занятия должен объяснить, почему те или иные элементы, ориентиры, указания о порядке выполнения отдельных операций и по их контролю вошли в состав УТК. Обучаемым показывают, как и в каком порядке выполняется действие и как строится весь процесс овладения им с использованием УТК. Это, по сути дела, тот же рассказ или показ при традиционном обучении. Но при этом данные методы применяются более целенаправленно, а именно для предварительного ознакомления с логикой осваиваемого действия и его ориентировочной основой.

Заданное таким образом руководителем занятия содержание УТК служит обучаемым пособием в дальнейших действиях при непосредственном освоении учебной дисциплины. Третий этап  — обучение непосредственно на местности или ее макете. Обучение на этом этапе является основной формой для освоения любой специальности. При этом необходимо различать два фактора: обучение непосредственно на местности или ее макете; наличие УТК, с помощью которых обучаемый познает и приобретает необходимые знания и навыки.

По мере овладения действием на местности (макете) руководитель занятий постепенно сокращает количество указаний, содержащихся в УТК, доводя обучаемых до такого положения, когда они могут работать уже без УТК, но с обязательным произношением вслух выполняемых действий. Это свидетельствует о том, что обучаемые перешли на следующий этап.

Четвертый этап — выполнение действия в форме громкой речи — характеризуется тем, что в процессе выполнения каждая операция громко проговаривается и объясняется обучаемым, что является обязательным условием данного этапа обучения. Кроме того, этот метод позволяет руководителю занятий или любому другому лицу контролировать выполнение обучаемым каждой операции нового действия.

В этом плане громкость речи является неформальным требованием, поскольку она позволяет передать в понятной форме содержание выполняемого действия другому человеку. Тем самым формируемому действию придается свойство осознанности и обеспечивается непроизвольное перенесение содержания действия в умственный план. Кроме того, громкая речь вырабатывает у обучаемых умение подавать команды, принимать доклады. Как показала практика обучения, громкая речь способствует развитию ее у личного состава, слабо владеющего русским языком (иностранные военные специалисты). По мере освоения действия быстрота выполнения возрастает и громкое проговаривание каждой отдельной операции становится ненужным, так как начинает тормозить процесс.

Поэтому обучаемый перестает громко проговаривать отдельные этапы организации тактических действий и непроизвольно переходит к их проговариванию про себя. Пятый этап  — формирование действия во «внешней речи про себя». Этот этап характеризуется тем, что речь как последняя явная предметная опора исключается, но ориентировка обучаемого в выполняемом действии еще полностью существует. После выполнения каждой операции обучаемый, как правило, на какое-то время останавливается и, проговаривая про себя содержание последующей операции, ориентируется в особенностях ее выполнения.

В этом случае правильность выполнения операции можно контролировать только по конечному результату и по тем докладам, которые время от времени производит обучаемый согласно действующим уставам. В дальнейшем все операции обучаемый выполняет слитно, не проговаривая каждую из них в отдельности, а начинает проговаривать про себя более крупные операции. Затем такое проговаривание прекращается совсем. Членораздельность речи, проговариваемой про себя, начинает мешать обучаемому быстро выполнять действия. Это последний, завершающий, этап освоения действия.

Шестой этап — формирование действия во внутренней речи. Достижение этого этапа означает, что ранее незнакомое действие, выполнявшееся сначала медленно, с использованием дополнительных разъяснений, постепенно оказалось освоенным, в результате чего у обучаемого появилось знание об этом действии. Причем знание сформировалось не в результате предварительного заучивания, а непосредственно в процессе тренировок. Каждой форме занятия присущи несколько методов обучения, но один из них будет основным.

В свою очередь, применяемые методы или приемы обучения оказывают влияние на форму обучения, обогащают ее содержание. Так, при проведении группового упражнения, тактического занятия используются методы тренировки, объяснения и показа (демонстрации). Но главное внимание должно быть уделено тренировке, а не объяснению и показу, иначе у обучаемых не будут выработаны необходимые навыки и умения, т. е. основное содержание этой формы обучения будет обеднено и занятие не достигнет своей цели. Формы и методы обучения следует применять творчески. Умелое их сочетание позволяет успешнее достигать поставленные учебные цели, открывает широкие возможности для осуществления принципа единства обучения и воспитания. Поэтому при планировании занятий по тактике руководитель занятия для достижения поставленных целей должен правильно определить, какие применить приемы и методы обучения, чтобы выработать у обучаемых навыки и умения действовать на поле боя, в какой последовательности проводить занятия, чтобы постепенно усложнять условия обучения, переходить от простого к более сложному. В ходе занятий по тактике большое значение имеет выработка у обу-чаемых умения применять знания на практике.

Поэтому в процессе обучения следует в большей степени применять методы, связанные с практической деятельностью самих обучаемых, т. е. тренировки и практической работы. Формы и методы обучения не являются незыблемыми и постоянными. На их развитие непрерывное влияние оказывают изменения в содержании тактики как предмета обучения. В приобретении курсантами необходимых знаний и умений, выработке и закреплении практических навыков большую роль играет методическое мастерство преподавателей—руководителей занятий, их способность комплексно использовать наиболее эффективные методы и приемы обучения.

Мастерство руководителя занятий заключается в том, чтобы определить главное звено в обучении, основной элемент или прием, конкретную сумму знаний, усвоение которых ведет к повышению уровня практических умений и навыков. Это мастерство приобретается кропотливым трудом, творческим поиском новых, более совершенных форм и методов обучения личного состава, внедрением в практику обучения всего нового и полезного, что рождается лучшими методистами. Основными путями повышения уровня подготовки курсантов следует считать совершенствование профессионального и методического мастерства профессорскопреподавательского состава, улучшение содержания, организации и методики проведения занятий, дальнейшее приближение условий обучения к боевой действительности, распространение передового опыта организации и проведения занятий. Метод проведения занятия с использованием учебнотренировочных карт наиболее эффективен при отработке последовательности и содержания работы командира подразделения по организации тактических действий, когда обучающиеся действуют по определенной схеме, приведенной в учебно-тренировочной карте.

УТК представляет собой последовательность действий обучающегося по организации различных видов тактических действий. Разрабатывая УТК, следует иметь в виду уровень подготовки курсантов, знание ими материала пройденных тем, наличие учебно-материальной базы. УТК могут быть полные и сокращенные. В полных УТК подробно описаны все действия обучающихся по организации тактических действий, а в сокращенных указываются лишь последовательность и названия выполняемых действий, которые дополняются в виде тактических схем — понятий. Сокращенные УТК играют роль своеобразных «опорных сигналов», содержание которых курсанты усваивают раньше, еще при изучении действий по полным УТК. Обучение с помощью УТК осуществляется в несколько этапов по схеме: «прочитал — подумал — сделал».

Одним из важнейших путей совершенствования образовательного процесса на кафедре является всестороннее применение на лекционных и других видах занятий различного вида технических средств обучения. Особое место в применении ТСО на занятиях занимает мельтимедиапроектор. Его широкие функциональные возможности позволяют одновременно демонстрировать весь спектр дидактических материалов — начиная с демонстрации слайдов и заканчивая применением обучающих программ.

В настоящее время фонд дидактического материала по дисциплинам кафедры позволяет на должном уровне поддерживать инновационные методы применения технических средств обучения. Применение ПЭВМ и мультимедийного проектора обеспечивает использование электронных учебных пособий и обучающих программ на всех видах занятий, в том числе и в ходе самостоятельной работы курсантов.

Использование технических средств обучения благотворно сказывается на восприятии обучающимися учебного материала, что в конечном счете заметно повышает эффективность проведения занятий. Фото из архива «АС»

ЛИТЕРАТУРА

1 Волотов Г. П., Калинин А. П., Переверзев Е. А. Тактическая подготовка курсантов — командиров мотострелковых отделений. Учебнометодическое пособие. М.: Воениздат, 2004. 184 с.
2 Шаталов В. Ф. Технология интенсификации обучения на основе съемных и знаковых моделей учебного материала. Энциклопедия образовательных технологий, том 1. М.: 2006. С. 287—297.
3 Якушкин В., Гудов Д. Информационные технологии в учебном процессе//Военный вестник. 2007. № 4. С. 69—74.
4 Брагин С., Юрченко Н. Применение инновационных технологий в образовательном процессе//Войсковой вестник. 2003. № 5. С. 61—66.
5 Тихомирова А. И. Внедрение информационных технологий в процессы военного обучения.//Военная мысль. 2009. № 10. С. 45—51.

В. ГРЫЗЛОВ, А. ГУРКИН, Армейский сборник №7 за 2012 г.



Другие новости и статьи

« Международно-правовые основы участия Вооруженных Сил РФ в поддержании мира и безопасности

Вторая жизнь МиГ-31: самый опасный перехватчик в мире выходит на новую высоту »

Запись создана: Вторник, 21 Апрель 2015 в 19:07 и находится в рубриках Новости.

Метки: , , ,



Дорогие друзья, ждем Ваши комментарии!

Комментарии

Загрузка...

Контакты/Пресс-релизы