1 Март 2020

Боевая готовность войск

#бой#тактика#тактическаяподготовка

В энциклопедических источниках отмечается: «Боевая готовность — состояние, определяющее степень подготовленности войск к выполнению возложенных на них задач… Это, в конечном итоге, венец боевого мастерства в мирное время и ключ к победе на войне». 1

О понятии «боевая готовность», ее сути и необходимости поддержания в войсках написано множество трудов. Особую значимость боевая готовность имеет для отечественных Вооруженных Сил. Несвоевременное и неорганизованное приведение их в боевую готовность с началом Великой Отечественной войны обернулось тяжелыми последствиями не только для армии, но и для страны в целом, гибелью миллионов людей.

В советский период из этого урока был сделан соответствующий вывод. Хотелось бы напомнить, какие усилия пришлось приложить военными и невоенным людям всей страны, чтобы в последующем поддерживать на должном уровне в течение многих десятилетий боеспособность армии и флота и тем самым сохранить мирный труд своих граждан. Эта проблема актуальна и теперь. Накоплен опыт по созданию стройной системы боевой готовности отечественных Вооруженных Сил. Это пример созидательного, самоотверженного труда народа и армии.

В послевоенное время военной наукой была дана объективная оценка причин просчетов в вопросах обеспечения боевой готовности Красной армии накануне войны и в ее начальный период и выработаны определенные рекомендации, чтобы впредь не допускать ошибок. Все, что делалось в советский период в области совершенствования организационно-штатной структуры соединений и частей, их технического оснащения, системы управления, боевой выучки, боевого, технического и тылового обеспечения, укрепления морально-психологического состояния личного состава, дисциплины и организованности, в итоге было направлено на то, чтобы войска в случае войны не были застигнуты врасплох.

Был сделан вывод, что Вооруженные Силы страны должны находиться в постоянной высокой боевой готовности к отражению внезапного нападения агрессора, быть способными в любой момент выполнить поставленные перед ними задачи. После Второй мировой войны в развитии теории и практики боевой готовности можно выделить пять основных этапов. Первый этап охватывает восемь с половиной лет — с 1945 по 1953 гг. Он обусловлен переводом ВС на мирное положение, их реорганизацией и модернизацией. В это время была осуществлена полная механизация и моторизация армии, проведено техническое обновление всех родов войск, создана реактивная авиация и образованы войска ПВО страны. В этот период были сформулированы требования к поддержанию боевой готовности войск в мирное время.

Было учтено, что во время войны в Корее (1950–1953 гг.) применялись новые боевые образцы вооружений — реактивная авиация, эффективные зажигательные средства — напалм, некоторые виды бактериологического и химического оружия. Второй этап занял шесть лет — с 1954 по 1960 гг. Он характерен массовым оснащением всех видов Вооруженных Сил ядерным оружием, созданием и внедрением новых вооружений, перестройкой организационных структур и, соответственно, пересмотром взглядов на характер операции и боя. Войска перешли на новую систему поэтапного приведения соединений в боевую готовность, в соответствии с которой предусматривались три стороны боевой готовности: повседневная, повышенная и полная. Третий этап включает последующие десять лет — с 1961 по 1970 гг.

Это было десятилетие создания стратегических ядерных сил, массового внедрения во все виды ВС ракет различного назначения, появления военно-космических средств, резкого скачка в развитии информационных и управляющих систем. В этот период по состоянию уровней боевой готовности Вооруженные Силы были разделены на несколько категорий. При этом большая часть войск, сил и средств, способная немедленно приступить к выполнению боевых задач без дополнительного развертывания относилась к войскам постоянной готовности.

Это ракетные войска стратегического назначения, все зарубежные группировки войск, значительная часть войск ПВО, ВВС и ВМФ. Ко второй категории относились соединения с коротким сроком готовности (1–2 суток). Большинство таких соединений входило в состав приграничных военных округов. К третьей категории относились войска сокращенного состава со сроками мобилизационной готовности до 10–15 дней. К четвертой категории относились кадрированные соединения со сроком развертывания от 20 до 30 суток от начала войны. Четвертый этап продолжался с 1971 по 1980 гг. и также был весьма насыщенным по содержанию. В состоянии Вооруженных Сил, их боевой готовности произошел в это время резкий качественный рывок. Их стратегический потенциал возрос в несколько раз.

Особое внимание уделялось повышению боевой готовности Ракетных войск стратегического назначения. Они перешли на новый уровень управления. Была введена в строй система «Сигнал А». Эта усовершенствованная система управления ракетными войсками совмещалась с централизованной системой боевого управления Вооруженными Силами (ЦБУ «Центр»). Время предупреждения о стартах МКР было доведено до 30–35 минут, а о стартах РСД и БРЛП — до 5–8 минут. В системе боевой готовности появился новый элемент «аэромобильность», что повлияло на сроки осуществления маневра. Этому способствовала вьетнамская война, где в массовом количестве применялись многоцелевые вертолеты.

С учетом возросшей наземной и воздушной мобильности войск на поле боя пришлось вносить определенные коррективы в нормативы приведения войск в боевую готовность. Существенно и то, что война во Вьетнаме, а также войны на Ближнем Востоке (1967, 1973, 1982 гг.) положили начало войнам новой технологической эпохи, где характерным явилось массовое применение управляемого высокоточного оружия: во Вьетнаме это ЗРК, управляемые авиабомбы, самонаводящиеся авиационные ракеты «Шрайк», на Ближнем Востоке — управляемые ракеты ПТУР, ЗУР, авиационные ракеты класса «воздух-воздух», отвечающие концепции «выстрелилпоразил». Пятый этап в развитии системы боевой готовности войск занял период с 80-х по 90-е годы. Главным его содержанием стали войны в Афганистане (1979–1989 гг.), в зоне Персидского залива (1991), военные кампании на Северном Кавказе (1994–1996; 1999–2000). Существенно то, что от одной локальной войны к другой все более интенсивно стали внедряться новые системы вооружения. Если в войне в Корее было введено в действие 9 принципиально новых боевых систем, во Вьетнаме — 25, на Ближнем Востоке — 30, то в войне в зоне Персидского залива — 100.

Новое качество проявилось еще в том, что в 90-х годах неуклонно повышался удельный вес применения высокоточного оружия. Если в операции «Буря в пустыне» (1991) доля управляемых бомб составляла 8 проц., то через 7 лет при проведении операции против Ирака «Лис пустыни» (1998) их удельный вес возрос до 70 проц., в операции «Устрашающая сила» (1999) против Югославии — до 90 проц. всех американских средств поражения составляли управляемые высокоточные. С учетом изменившихся условий в 70-х годах была разработана новая система приведения войск в боевую готовность. Она предусматривала распорядительный порядок и возможность экстремального развертывания сил и средств в случае внезапного возникновения кризисной ситуации.

Подлинный переворот во взглядах на войну, способы ее ведения и соответственно систему обеспечения боеготовности ВС был обусловлен грандиозными научными прорывами в ядерной физике, оптике, физике твердого тела, радиофизике, теплофизике, космической, электронной и лазерной технике и других научных отраслях. Развитию теории и практики боевой готовности ВС во многом способствовала стройная система оперативно-стратегических учений на ТВД. Так, с 1971 по 1980 годы было проведено 9 таких учений на Западе, 7 учений на Востоке, 2 учения на Юге, 4 оперативно-стратегических учения войск ПВО, 3 оперативно-стратегического учения ВВС, 2 стратегических учения ВМФ. Весь спектр проблем боевой готовности ВС того времени нашел отражение в военно-теоретических трудах, появившихся с 1961 по 1990 гг., в том числе в таких, как «Начальный период войны» (1964), «Общие проблемы советской военной стратегии» (1969), «Стратегическая операция на театре военных действий» (1966), «Война и военное искусство» (1972), «Война и армия» (1977), «Современная война» (1978), «Военная стратегия» (1970), «Общевойсковой бой» (1965), Полевой устав Вооруженных Сил (1948) и др. Анализ теории и практики боевой готовности войск в советский период был бы неполным без освещения психологического аспекта проблемы.

В учебниках психология рассматривается как наука о закономерностях, механизмах, условиях, факторах и особенностях развития и функционирования психики человека. Отдельной ее ветвью является военная психология, изучающая закономерности психики и поведения людей в условиях военной службы, особенно в боевой обстановке. 2

Исследование боя — это исследование законов человеческой деятельности в бою. В свое время Клаузевиц писал: «Бой составляет конечную цель армии, а человек есть первое орудие боя, без точного знания человека и его состояния в решающий момент боя невозможна никакая тактика». Но природа психологии человека на протяжении веков остается неизменной. Люди по-прежнему руководствуются в своем поведении страстями, низменными наклонностями, инстинктами, и в частности, наиболее сильным — инстинктом самосохранения, который может проявляться в бою в разных формах: в виде страха, безразличия, а иной раз и паники.

Уметь управлять поведением человека в бою, воспитывать в нем бесстрашие, воодушевлять на подвиг, мобилизовывать на выполнение боевой задачи — это значит обеспечить надлежащую боеспособность подразделения в любой обстановке. Наполеон говорил: «Инстинкт всякого человека заключается в том, чтобы не дать убить себя беззащитным».

Философы утверждают, что именно знание человека создало римскую тактику и обеспечило успехи Юлия Цезаря. 3 Бой испытывает человека на духовную и физическую прочность. Примечательно высказывание известного историка Б. М. Теплова о страхе в бою. «Вопрос не в том, — пишет он, — переживает человек в бою эмоции страха или не переживает никакой эмоции, а в том, переживает ли он отрицательную эмоцию страха и положительную эмоцию боевого возбуждения. Последняя — необходимый спутник военного призвания и военного таланта». 4

Поддержание надлежащей боевой готовности в бою невозможно без боевой сплоченности подразделения, без смелых, решительных действий военнослужащих, что является результатом целенаправленной их подготовки и воспитания. Пожалуй, самое трудное и самое важное в деятельности командира — это управление поведением людей в бою. Для этого надо находить пути к сердцу каждого солдата, пробуждать в нем лучшие боевые качества. М. И. Драгомиров писал, что «только война вызывает то совместное напряжение всех духовных сторон человека, в особенности его воли, которое показывает всю меру его мощи и которое не вызывает никаким другим родом деятельности». 5

В качестве вывода из рассмотренного отметим, что без воспитания таких боевых качеств у военнослужащих, как решительность, отвага, смелость, боевая активность, готовность пойти на разумный риск, твердость характера, инициативность, коллективизм, войсковое товарищество, взаимовыручка, хладнокровие перед лицом смертельной опасности, вера в превосходство своего оружия, умение управлять собой в стрессовых ситуациях невозможно обеспечить высокую боевую готовность подразделения. Забота об этом — важнейший долг командира.

Силой своего интеллекта, глубиной предвидения, оригинальностью замысла на бой, военной хитростью, решительностью действий, достижением внезапности, стремительностью маневра, четкостью и гибкостью согласования боевых усилий сил и средств, твердостью и гибкостью руководства подразделениями командир может удвоить, утроить боевые возможности подразделения. Решающую роль в обеспечении боевой готовности играет фактор времени. Потеря времени ничем невосполнима. Укрепление боеготовности и боеспособности подразделения — это работа сегодняшнего дня и на перспективу. Требуется учитывать не только то, что вероятный противник имеет сегодня, но и то, каким оружием он будет располагать завтра.

ЛИТЕРАТУРА

1 . Советская военная энциклопедия, т. I, 1976. М.: Воениздат. С. 511.

2 . Военная психология и педагогика. Учебное пособие. М.: «Совершенство». 1998. С. 10.

3 . Шумов С. Оружия, армия, война, бой. Киев-Москва: «АльтернативаЕвролинц», 2003. С. 399.

4 . Теплов Б. М. Ум полководца. М.: Педагогика. 1990. С. 97.

5 . Драгомиров М. И. Разбор войны и мира. СПб.:1898. С. 14.

И.Н. ВОРОБЬЕВ, В.А. КИСЕЛЕВ

Другие новости и статьи

« Патриотизм и его проявление у тружеников тыла и учащейся молодежи

Классическая литература как духовный ресурс возрождения человека »

Запись создана: Воскресенье, 1 Март 2020 в 0:09 и находится в рубриках Новости.

метки: , , ,

Темы Обозника:

COVID-19 В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение вуз выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение оружие офицер охрана патриотизм пенсии пенсия подготовка право призыв продовольствие расквартирование реформа русь сердюков служба сталин строительство управление учеба финансы флот экономика

А Вы как думаете?  

Комментарии для сайта Cackle

СМИ "Обозник"

Эл №ФС77-45222 от 26 мая 2011 года

info@oboznik.ru

Самое важное

Подпишитесь на самое интересное

Социальные сети

Общение с друзьями

   Яндекс.Метрика