10 Сентябрь 2018

О мышлении командира в бою

oboznik.ru - О мышлении командира в бою

Ощущения и восприятия играют значительную роль, так как дают исходный материал для мышления командира. Однако они преимущественно отражают отдельные стороны явлений, объектов, предметов, внешнее соединение их свойств и качеств, что не обеспечивает проникновения в сущность связей и отношений, какие имеются между предметами и явлениями. Например, командир батальона обнаружил на поле боя колонну противника в составе пятнадцати танков. Сам по себе это важный факт. Но для командира еще более ценно установить, является ли данное подразделение элементом боевого порядка войск, с которыми уже ведется бой, или это вновь прибывшее подразделение, а также определить вероятный характер применения этих танков. На все эти вопросы на основе лишь восприятия ответить нельзя. Это можно сделать в результате анализа фактов и явлений, то есть мыслительной деятельности.

Мышление — это высший познавательный процесс, сущность которого в отражении в сознании людей объективной действительности в ее закономерных, наиболее существенных связях и отношениях. Если человек пользуется выученной наизусть таблицей умножения, то это еще не мышление. Мышление активизируется в тех случаях, когда у человека возникают вопросы, на которые нельзя получить ответы путем восприятия предметов и явлений. В поисках ответа на эти вопросы человек прибегает к новым действиям, операциям, направленным на раскрытие внутренних связей, сущности явлений, которые зачастую скрыты и не действуют непосредственно на органы чувств человека.

Мышление является мощным рычагом в познании действительности, проникновения в тайны природы, явлений объективной действительности, социальных и экономических отношений. Успешное управление войсками в бою невозможно без проникновения в сущность сложной, быстро меняющейся боевой обстановки, без раскрытия замыслов противника, противопоставления им своих творческих, неожиданных для врага способов и приемов ведения боевых действий. Поэтому трудно переоценить значение мышления командира. Управление войсками — это только один из видов деятельности человека. Поэтому естественно предположить, что если есть мышление командира как специфическое мышление, то должно быть и мышление математика, историка, изобретателя и ряда других профессий.

Известный географ Н. Баранский по поводу специфичности мышления считал, что существует географическое мышление, которое характеризуется тем, что оно, во-первых, привязано к определенной территории, «кладет» свое суждение на карту и, во-вторых, связанное, комплексное, не замыкающееся в рамках одного элемента или отрасли. Поэтому мы вправе сказать, что существует и мышление командира. Рассмотрим сначала, какие качества присущи мышлению командира, которые нередко, особенно применительно к конкретной личности, называют качествами ума. В интересах всестороннего освещения мышления оно рассматривается как бы самостоятельно.

Однако в жизни мышление не изолировано, а тесно связано с проявлениями психики. Большую роль в нем играют воля, чувства и эмоции. Поэтому будет, например, неверно представлять, что функцией мышления является принятие решения, разработка планов боя, а воли — обеспечение их исполнения. Уже при выработке решений, составлении планов на их содержание оказывают влияние чувства и воля, а при проведении в жизнь требуется и ум. В бою обстановка быстро и резко меняется. Часть данных будет неизвестна командиру. Как показывает опыт Второй мировой войны, даже в условиях менее динамичных боевых действий того времени удавалось вскрыть, например при подготовке наступления, в системе обороны противника не более 60 проц. целей. Еще труднее проникнуть в замысел вражеского командования, так как оно стремится не только скрыть его, но и ввести в заблуждение относительно своих истинных планов. Поэтому сведения, особенно о противнике, часто носят противоречивый характер.

Для того чтобы командир был в состоянии разбираться в противоречивых данных обстановки, по отдельным ее данным проникать в сущность замыслов врага, схватывать то главное, без чего невозможно принимать целесообразные решения, необходимо иметь такое качество, как глубина мышления. В подчинении любого командира теперь, как правило, находится значительно больше сил и средств, чем в прошедшей войне. Это, с одной стороны, определяет большие возможности подразделений для самостоятельных действий, но, с другой — расширяет круг решаемых командиром вопросов. Принимая решение, приходится учитывать множество данных, мысленно охватывать многие одновременно совершающиеся явления боя, своевременно ставить боевые задачи, отдавать указания значительному количеству непосредственно подчиненных должностных лиц, продумывать многообразные вопросы по всестороннему обеспечению боевых действий.

Такая деятельность обеспечивается широтой мышления командира. Для того чтобы принять решение, позволяющее успешно разгромить врага, очень важно глубоко уяснить задачу и проанализировать обстановку. Однако в связи с тем, что в ходе боевых действий обстановка постоянно изменяется, противник оказывает упорное сопротивление, этот анализ продуктивен только тогда, когда осуществляется с предвидением вероятных ее изменений. Предвидение очень важно и потому, что командир, как правило, не располагает исчерпывающими данными, особенно о группировке и замыслах противника. Поэтому не случайно, что бытует такое выражение «командир — человек, который предвидит». Есть различные мнения о том, чем является предвидение. Видимо, целесообразно говорить о дальновидности как качестве мышления, которое является основой предвидения, но последнее невозможно также и без глубины и широты ума. В современных условиях командиры всех звеньев при управлении войсками будут располагать ограниченным временем. Однако в любых условиях боя нельзя запаздывать с принятием решения, постановкой боевых задач.

Успешно решать эту сложную проблему офицеру позволит такое важное качество мышления, как быстрота. Принимая решение, твердо его отстаивая и проводя в жизнь, командир при изменении обстановки должен быть способным уточнить его или принять новое, применить другие приемы и способы ведения боевых действий. При резко и быстро меняющейся обстановке плохо, когда решение является догматическим, шаблонным. Целесообразно, чтобы оно учитывало вероятность этих изменений и позволяло осуществлять определенные контрмеры. Умение считаться со сложившимися условиями обстановки, своевременно подмечать изменения в ней и вносить соответствующие коррективы в решения или принимать новые свидетельствует о гибкости как качестве мышления командира. Гибкость мышления командира связана с таким качеством, как критичность мышления.

Она позволяет правильно оценивать свои решения и действия, тщательно взвешивать предложения и имеющиеся данные. Ведь в бою, как уже говорилось выше, не все данные достоверны, точны. Поэтому анализ данных обстановки следует осуществлять с определенной критичностью, не принимая все безоговорочно, особенно при оценке данных о противнике. Известную долю критичности целесообразно проявлять и в отношении докладов о действиях и положении своих войск, так как подчиненные командиры не всегда имеют точные данные, а признаться в этом иногда считают неудобным. В то же время критичность мышления не имеет ничего общего с недоверием, подозрительностью и мнительностью Командир несет полную ответственность за свои решения, приказы и распоряжения.

Поэтому, прислушиваясь к мнению и советам подчиненных, командир в то же время принимает решение самостоятельно. Самостоятельность его решений и действий в значительной степени зависит от самостоятельности мышления, которая заключается в уверенности и устойчивости суждений, умозаключений и мнений. Получающий все большее признание при подготовке боя метод параллельной работы требует, чтобы командир приступал к выработке решения и планированию боя на основе предварительных боевых распоряжений вышестоящего начальника, не ожидая полного завершения планирования боя в вышестоящем органе управления, не надеясь на подсказку сверху. Если же учесть, что в ходе боевых действий командир будет получать указания от вышестоящего начальника гораздо реже, чем прежде, то можно сделать вывод, что в современных условиях значение этого качества мышления резко возросло.

В бою командир очень редко располагает абсолютным превосходством над противником в силах и средствах. Зачастую ему приходится смело идти на ослабление второстепенных направлений для того, чтобы сосредоточивать превосходящие силы на главном направлении. В то же время обстановка обычно не бывает до конца ясной. Важно также не бояться применять новые, оригинальные приемы борьбы с противником. А это возможно при наличии у командира такого качества ума, как смелость мысли. В бою надо уметь трезво оценить обстановку, определить достоверные данные, отмести сомнительные, как бы ни были они заманчивы. Здесь нельзя не учитывать, что человеку обычно свойственно положительно относится к тем сведением, которые подтверждают его гипотезы и выводы, соответствуют его желаниям.

Тут на помощь командиру и приходит расчетливость. Так, Mapшал Советского Союза А. Василевский писал, что каждый военачальник будь то командир части или дивизии, командующий армией или фронтом, должен быть в меру расчетливым и осторожным. Следует отметить, что расчетливость была свойственна многим советским командирам до конца Великой Отечественной войны, несмотря на множество блестящих побед, одержанных над немецко-фашистскими войсками. Этого нельзя сказать о немецко-фашистском командовании. По этому поводу генерал Г. Гудериан писал «Прошлые успехи, особенно победа на западе, одержанная в столь неожиданно короткий срок, так затуманили мозги руководителям нашего Верховного командования, что они вычеркнул из своего лексикона слово «невозможно».

Для победы в бою весьма важно обмануть противника, ввести его в заблуждение относительно наших истинных целей, что обеспечивается хитростью ума командира. Военная история знает немало полководцев, которым было присуще это качество ума. В русской армии оно наряду с другими было сильно развито у М. И. Кутузова. Не зря А. В. Суворов говорил о нем: «Хитер, хитер! Умен, умен! Никто его не обманет». В современных условиях хитростью можно добиться того, что противник нанесет удары оружием массового поражения и удары другими средствами поражения по ложным объектам, перебросит войска туда, где фактически наше командование не планирует активных боевых действий, и этим самым ослабит те направления, на которых будет наступление. Командиру в бою приходится действовать в сложной обстановке, оперировать большим количеством противоречивых, разной степени достоверности данных, а результаты его работы в виде решений и планов боевых действий должны быть ясными, простыми, легко пониматься подчиненными. В то же время ясность и простота как качества мышления не означают примитивизма. Наоборот, это результат высокой подготовленности командира. Таким ярко выраженным качеством ума, как, впрочем, и многими другими, обладал А. В. Суворов. Его решения и планы были настолько ясными и простыми, вели самым коротким путем к победе, что некоторые его современники, а впоследствии и историки были сбиты с толку. Многие его победы они приписывали счастью.

Однажды он вынужден был с досадой воскликнуть: «Раз счастье, два счастье, помилуй Бог, когда-то надо и умение!». Они не могли понять, что Суворов умел принимать не простые, а гениально простые решения, в любой сложной обстановке умел находить «простые» пути для счастливых побед. Ясность и простота мышления были свойственны многим из советских военачальников в годы Великой Отечественной войны. Поэтому для многих операций, проведенных войсками Советской армии, были характеры большая простота и ясность замысла, решительность целей. Такими операциями, в частности, являлись Сталинградская, КорсуньШевченковская, Белорусская, Ясско-Кишиневская и ряд других. Все они были блестяще выполнены и привели к окружению и разгрому крупных группировок немецко-фашистских войск. Таким образом, мышлению командира свойственны разнообразные качества. И все перечислить в одной статье сложно. Конкретно у каждого командира эти качества могут быть развиты в разной степени, но они тесно связаны и дополняют друг друга.

Эффективность мышления командира во многом зависит от умения практически применять разнообразные формы и методы мышления. Так, без анализа и синтеза нельзя понять сложный характер явлений вооруженной борьбы, проникнуть в их сущность и взаимосвязь. Анализ, в частности, позволяет глубоко понять интересующие командира явления, извлечь нужные сведения из самых скудных данных об обстановке. Благодаря же синтезу командир может охватить обстановку в целом. При недостатке данных обстановки, особенно о противнике, а этот недостаток в бою обычное явление, большое значение имеет способность офицера делать умозаключения, которые позволяют по одним каким-то действиям противника ожидать его определенных последующих действий.

Например, при обнаружении признаков готовящегося отхода противника можно сделать умозаключение о том, что следует ожидать сильного огневого удара по нашим войскам, обеспечивающего организованный выход из боя и отход. Перед выходом из боя возможны и частные контратаки. Большое значение имеет умелое применение командиром таких методов мышления, как индукция, дедукция и аналогия. Например, в предыдущих боях было замечено, что противник перед началом наступления проводит огневую подготовку.

Рассуждая по аналогии, можно предположить, что и в данном случае он поступит подобным же образом. Путем индукции, т. е. идя от единичных факторов, например, о характере подавления противник при прорыве его обороны в нескольких проведенных боях, можно определить наиболее целесообразную степень поражения. Применяя метод дедукции, это общее положение о степени поражения противника можно использовать в конкретных условиях при определении необходимой плотности артиллерии на один километр фронта и продолжительности огневой подготовки. Раскрывая дальше особенности мышления командира, попытаемся подойти к этой проблеме с точки зрения известных в психологии видов мышления человека. В основном выделяется три вида мышления. Наглядно-действенное мышление — это отражение связей и отношений предметов и явлений, которые непосредственно включены в практическую деятельность человека. При образном мышлении человек оперирует в основном содержащимися в памяти образами предметов и явлений, которые в прошлом были практически включены в его деятельность.

Наконец, абстрактно-логическое мышление отражает так предметы и явления, такие их закономерно причинно-следственные связи, которые не поддаются чувственному наглядно-действенному образному познанию. В соответствии с этим нагляднодейственное мышление ниже по уровню, чем образное, а последнее ниже абстрактно-логического. Между этими видами мышления нет непреодолимой преграды, они взаимосвязаны. В процессе деятельности, выполнения той или другой работы человек может, например, от абстрактно-логического мышления переходить к образному или пользоваться только отдельными образами. Какими же видами мышления и когда пользуется командир при управлении войсками в бою? Возьмем для примера командира бригады. До начала боя основным содержанием деятельности командира является организация боевых действий. Он располагает достаточно полными данными о своих войсках и соседях и обычно неполными — о группировке, силах и средствах противника. Зачастую не ясен замысел противника, о нем можно только предполагать, имея в виду несколько вариантов.

В то же время известен замысел своего старшего начальника и имеется конкретная боевая задача. Находясь в такой ситуации, командир принимает решение, ставит боевые задачи, организует взаимодействие и обеспечение боевых действий войск, мобилизует личный состав и проводит другую работу по подготовке боя. Наиболее интенсивно мыслительная деятельность происходит при выработке решения. Для принятия целесообразного решения командир как бы создает модель предстоящего боя или, как еще говорят, — его образ. Степень приближения этой модели к реальной действительности зависит от того, насколько глубоко ему удастся проникнуть в сущность боевой обстановки, путем умозаключений дополнить ее, предвидеть, как будут развиваться боевые действия. Благодаря синтезу все элементы обстановки объединяются в единую картину боя. В это время для мышления характерно развернутое применение различных мыслительных операций, форм и методов мышления. Большое значение имеет опора на такие понятия, которые непосредственно не воспринимаются и образно не представляются: направление главного удара, соотношение и плотности сил и средств, психологическое состояние подразделений и т. п.

В то же время конкретные образы позволяют лучше понять обобщенные положения, понятия. Как видно, при организации боевых действий основным видом мышления командира бригады является абстрактнологическое, позволяющее вскрыть взаимосвязь явлений, характеризующих обстановку, и проникнуть в ее сущность. Значительно помогает командиру и образное мышление, обеспечивающее оперирование содержащимися в памяти образами тех или иных явлений, действий подразделений, что, в частности, позволяет лучше представить реальную обстановку, нанесенную на карту условными знаками. Роль нагляднодейственного мышления в это время незначительна. Мышление протекает в виде развернутых словесных формулировок «во внутренней» и внешней речи. При постановке подчиненным боевых задач и, особенно, организации взаимодействия значение образного мышления возрастает, так как в этом случае нужно наглядно представлять, что должны сделать те или другие элементы боевого порядка полка и подразделения различных родов войск и специальных войск для достижения единой цели при действии на том или ином участке местности с учетом фактора времени. Это, однако, не умаляет значения абстрактно-логического мышления, ибо и в этом случае необходимо представлять себе во всей сложности предстоящий характер боя, а также действия всех подчиненных, приданных и поддерживающих подразделений. При ведении боевых действий командир бригады обычно располагает большим количеством данных о противнике, да и замысел вражеского командования становится яснее. Однако и в этих условиях он не располагает полными данным о противнике.

Меньше сведений, чем при подготовке боя, будет о соседях и даже о своих войсках. В некоторых случаях, выполнив очередную боевую задачу, или при резких изменениях обстановки, когда потребуется перейти от одного вида боевых действий к другому, например, от обороны к наступлению, не всегда можно будет сразу получить новую боевую задачу. В это время командир следит за изменениями боевой обстановки, обычно путем личного наблюдения на главном направлении, уточняет план боевых действий и, в частности, свое решение, по мере надобности отдает распоряжения. Типичным является большая быстрота мышления и реагирования на изменения обстановки. Мышление больше выражается во внешней речи, оно в значительной степени образное, а нередко и наглядно-действенное. Ввиду того что часто наблюдается только часть подчиненных подразделений, а командиру надо осмысливать обстановку на всем фронте

боевых действий, быть готовым при резких изменениях боевой обстановки или с выполнением очередной боевой задачи принять новое решение, и он постепенно думает над этим, роль абстрактно-логического мышления в ходе боя остается по-прежнему ведущей. Таким образом, в деятельности командира по управлению войскам основным видом мышления является абстрактно-логическое. Велика роль и образного мышления, а наглядно-действенное имеет меньшее значение. Следовательно, характерно мышление нескольких видов, причем, чем выше командир по своему служебному положению, тем сильнее у него должно быть развито абстрактно-логическое мышление, поэтому в процессе обучения и в ходе выполнения служебных задач его развитию уделяется должное внимание. Управление войсками и, в частности, принятие решения на бой относятся к разряду творческих или эвристических задач. Генерал армии С. М. Штеменко писал: «Как-то уж повелось, что, говоря о людях интеллектуального труда, имеют в виду работников искусства, литературы, реже техников и почти никогда — военных.

Между тем военное дело тоже требует и творческого вдохновения, и высокоразвитого интеллекта. Подчас военным людям приходится обращаться с неизмеримо большим, чем другим специалистам, количеством исходных элементов и слагаемых, осмысливание которых позволяет сделать определенные выводы и на основе их прийти к наилучшему решению». Мышление командира является творческим, ибо не только догматическое, но даже формально-логическое мышление, для которого характерны недостаточная гибкость суждений и глубина проникновения в обстановку, не могут обеспечить успешной деятельности командира по управлению войсками в современных условиях.

При этом следует подчеркнуть, что проявлять творчество при управлении войсками должны не только крупные военачальники, но и нижестоящие командиры. В развитии мышления трудно переоценить роль обучения. В то же время следует подчеркнуть, что это развитие осуществляется эффективно только в том случае, когда ставятся соответствующие цели и создаются необходимые условия. Ввиду этого в учебных программах, в планах и конспектах занятий, в учебно-методических материалах определяется не только то, чем офицер овладевает по тому или другому вопросу, но и какие качества ума при этом будут развиваться. Эту задачу обучения руководитель не может забывать и при проведении занятий. Проведенные эксперименты показали, что результаты обучения повышаются, если с военнослужащими изучаются не только содержание предмета, но и закономерности быстрого и прочного овладения знаниями, выработки умений и навыков, приемы и методы самостоятельной работы и другие подобные вопросы.

Поэтому эффективность развития мышления будет больше, если изучать качества командирского мышления, мыслительные операции емкого методы мышления, пути их выработки. Не следует доказывать, что при слабом знании этих вопросов, в том числе и руководителями занятий, трудно рассчитывать на воспитание творчески мыслящих офицеров. Большую пользу может оказать разработка учебных материалов, в которых бы давались рекомендации и на конкретных примерах раскрывалось применение методов, форм и приемов мышления.

Например, как, используя анализ, вскрыть группировку противника при недостаточном количестве данных о нем или как применяется синтез, когда данных обстановки много, в том числе и второстепенного характера. В развитии мышления офицеров трудно переоценить значение поучительно создаваемой тактической обстановки для проведения групповых упражнений, летучек и учений. В это же время для того, чтобы это развитие шло последовательно, т. е. от простого к сложному, чтобы целеустремленно вырабатывались те или иные качества мышления, важно тактическую обстановку разрабатывать по определенной системе, последовательно наращивая сложность отрабатываемых учебных вопросов. Это обеспечивается применением критериев сложности создаваемой тактической обстановки. К сожалению, таковые не везде имеются. Поэтому сложность обстановки зависит часто от ее авторов, в результате чего в начале учебного года обучаемые могут решать более трудные задачи с точки зрения мыслительной деятельности. При определении критериев сложности тактической обстановки за основу рекомендуется взять следующие положения.

Во-первых, критерием может служить количество данных обстановки, которые становятся известными обучаемым. Естественно, чем большим количеством данных располагает командир, тем легче принимать решение и проводить другие мероприятия по управлению войсками, хотя избыточная информация при известных обстоятельствах может и осложнить мышление. Во-вторых, критерием сложности может быть наличие или отсутствие боевой задачи в конкретных условиях обстановки. В первом случае командир окажется в более легком положении, ибо он, например, не стоит перед выбором: обороняться ему или наступать.

Это определено в задаче старшим начальником. Чем больше сил и средств находится в распоряжении командира, тем легче выполнять боевые задачи, а следовательно, меньше надо проявлять творчества, искусства. Поэтому третьим параметром трудности задач может быть количество сил и средств, находящихся в распоряжении командира, их соотношение с силами и средствами противника. В-четвертых, критерием сложности может являться количество времени, которым располагают обучаемые для принятия решений и осуществления другой работы по управлению войсками. В-пятых, критерием сложности предлагается считать количество решений, которые могут быть приняты обучаемыми командирами в данной тактической обстановке. Чем больше альтернатива выбора решений, тем более сложной является обстановка.

Сравнительно недавно полагали, что, если обучаемые военнослужащие имеют определенную сумму знаний, то они могут успешно решать задачи соответствующего характера. Однако одних знаний для решения задач мало. Надо еще обладать методом решения задач, научиться применять свои знания, осуществлять с ними определенные умственные действия. Ввиду этого целесообразно, чтобы при обучении подобающее место занимали тактические задачи, при отработке которых командиры овладевают методами управления войсками и особенно принятия решения на бой.

А. ШРАМЧЕНКО

Другие новости и статьи

« Вид поощрения военнослужащих: снятие ранее примененного дисциплинарного взыскания

Россия в период царствования Александра I »

Запись создана: Понедельник, 10 Сентябрь 2018 в 5:50 и находится в рубриках Новости.

метки: , , , ,

Темы Обозника:

COVID-19 В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение вуз выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение оружие офицер охрана патриотизм пенсии пенсия подготовка право призыв продовольствие расквартирование реформа русь сердюков служба сталин строительство управление учеба финансы флот экономика

А Вы как думаете?  

Комментарии для сайта Cackle

СМИ "Обозник"

Эл №ФС77-45222 от 26 мая 2011 года

info@oboznik.ru

Самое важное

Подпишитесь на самое интересное

Социальные сети

Общение с друзьями

   Яндекс.Метрика