Семинар или поговорим о технологии его подготовки и проведения



Семинар или поговорим о технологии его подготовки и проведения

oboznik.ru - Семинар или поговорим о технологии его подготовки и проведения

Семинарская форма проведения занятий имеет свою историю, которая начинается с древнегреческих и римских школ. С XVII века семинары стали обычной формой обучения в западноевропейских, а в XIX веке и в русских университетах. «Семинар» в буквальном переводе с греческого — «сеятель знаний». Основные функции семинара: познавательная, воспитательная и контрольная. И сегодня семинарские занятия занимают одно из центральных мест в системе форм и методов обучения курсантов и слушателей военно-учебных заведений.

Напомним: семинары проводятся по наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы и имеют целью углубленное изучение слушателями учебной дисциплины, привитие им навыков самостоятельного поиска и анализа учебной информации, а также формирование и развитие у обучаемых научного мышления, умения активно участвовать в творческой дискуссии, делать правильные выводы, аргументированно излагать и отстаивать свое мнение. Важно, чтобы, например, семинар по оперативно-тактической подготовке находился в тесном единстве со всеми другими видами занятий и прежде всего с групповыми упражнениями.

Именно за счет этой связи может быть достигнута практическая направленность семинара. В противном случае окажется (как это частенько случается), что на семинаре все слушатели хорошо выступают, но стоит реально коснуться тех или иных вопросов на практическом занятии, как оказывается, что их знания весьма малы. Обычно на семинаре под руководством преподавателя слушатели обсуждают поставленные вопросы, обмениваются мнениями, вырабатывая единое понимание положений.

Оно и понятно: ведь основные цели семинара — это углубленное изучение учебной дисциплины, закрепление и систематизация теоретических знаний, привитие слушателям навыков самостоятельного поиска и анализа учебной информации. Однако поставленные цели семинара достигаются благодаря тому, что обучаемые рассматривают трудные для усвоения вопросы, требующие повторения, детализации и доказательности; а также тому, что у них формируются умения давать ответы на поставленные вопросы, высказывать и отстаивать свою точку зрения.

Это также и выработка у обучаемых единства взглядов по изучаемым вопросам; выявление плохо понятого или неусвоенного материала, устранение пробелов в знаниях слушателей для подготовки их к изучению последующих учебных вопросов. Цели семинара также достигаются благодаря пополнению обучаемыми знаний и обсуждению вновь возникших вопросов, связанных с темой занятия; формированию у них методических навыков ведения дискуссии, публичных выступлений, а также установлением обратной связи со слушателями и получения от них необходимой информации при подготовке и проведении последующих занятий. Семинары, которые в своей основе должны носить проблемный характер, предоставляют возможность посредством творческой дискуссии и взаимного обмена мнениями обсудить те или иные вопросы, глубоко и всесторонне разобрать их содержание, проанализировать и сопоставить противоречия между новыми и старыми взглядами.

В результате слушатели приходят к аргументированным обобщениям и выводам. Придать семинару проблемный характер, создать на нем обстановку дискуссии — задача сложная. Она решается только при условии умения преподавателя выделить главное, создать проблемную ситуацию, вызвать обучаемых на свободный обмен мнениями, убедительно и доходчиво подводить итоги обсуждения каждого проблемного вопроса и подготовленности слушателей к такому занятию. Семинары, при условии соблюдения требований методики их проведения, выполняют многогранную роль. Темы семинаров определяются учебной программой дисциплины и тематическим планом.

Как правило, семинару предшествуют лекции по той же теме. Если кафедра считает, что отдельные темы могут быть изучены обучающимися самостоятельно, то семинар может проводиться после самостоятельного изучения ими рекомендованной литературы или же после проведения ряда лекционных и самостоятельных занятий. Решаемые на семинарах задачи способствуют развитию у слушателей творческого, профессионального (оперативно-тактического) мышления, познавательной мотивации и своевременного использования знаний в условиях учебных занятий. Подготовка к семинару требует от преподавателей и слушателей основательной предварительной работы, которая заключается прежде всего в полном и глубоком усвоении содержания рассматриваемой темы. Организуя семинар, преподаватель должен выделить главные проблемные вопросы, которые способствовали бы не только изучению обучаемыми учебного материала, но и развитию их творческого мышления.

МЕТОДИКА ПОДГОТОВКИ СЕМИНАРА

Уровень проведения семинара определяется качеством подготовки преподавателя и слушателей. Сначала разрабатываются план проведения занятия, учебно-методические материалы, необходимые для проведения занятия, и готовится задание слушателям. Все эти документы обсуждаются на заседании кафедры (предметно-методической комиссии) и утверждаются начальником кафедры (председателем предметно-методической комиссии). План проведения семинара является основным документом преподавателя.

В нем указываются: тема, учебные и воспитательные цели, время, место проведения занятия, учебно-материальное обеспечение. В основной части плана излагаются: тезисы вступительного слова, требования руководящих документов, учебные вопросы и их краткое содержание с необходимыми расчетами, слайдами, схемами, обоснованиями и формулировками наиболее важных положений, а также расчет времени. В учебно-методических материалах излагается методика рассмотрения учебных вопросов. При этом обращается внимание на то, чтобы вопросы обсуждались широко, с использованием примеров и опыта практики войск (сил). То есть, преподавателю даются конкретные рекомендации, как начать, вести и завершить обсуждение вопроса. Указывается также порядок применения иллюстрационного материала, технических средств обучения и контроля за знаниями слушателей. При разработке учебно-методических материалов следует особое внимание уделить постановке и решению проблемных вопросов.

Их нужно формулировать так, чтобы слушатели не могли на них найти готовые ответы в уставах, наставлениях, учебниках и учебных пособиях. И вопросы должны быть сформулированы таким образом, чтобы не дублировались вопросы лекции, учебника и учебного пособия. В противном случае занятие превратится в простой пересказ дидактического материала и семинар потеряет главное — творчество. По мере изучения учебной дисциплины сложность вопросов должна возрастать, а степень их конкретизации уменьшаться. К правильному ответу слушатель должен подходить через анализ, сравнения, обобщения определенных теоретических положений, данных, фактов, а также опыта войск (сил).

Задание (план семинара) является основным методическим документом для подготовки слушателей к занятию, и разрабатывается он на кафедре (предметно-методической комиссией). Задание должно быть своевременно разработано, размножено (из расчета один экземпляр на одного — двух слушателей) и выдано на первых занятиях по изучаемой теме. Это обеспечит целеустремленную и своевременную подготовку к семинару и мобилизует слушателей на лучшее восприятие лекций, повысит их внимание, поможет тщательнее вести необходимые записи.

В задании должны быть отражены: тема семинара; учебные цели; тема доклада, сообщения, реферат, если в них есть необходимость; литература для подготовки к семинару (основная, дополнительная, нормативная и справочная), а также ее наличие в электронной библиотеке; наглядные пособия, технические средства обучения; методические рекомендации по подготовке к семинару. Формулируя учебные цели, необходимо акцентировать внимание слушателей на закреплении и расширении знаний по дисциплине.

Определение учебных и воспитательных целей зависит от темы семинара, выносимых на обсуждение учебных вопросов, уровня подготовленности обучающихся, учебного времени и тех задач, которые преподаватель намечает решить на данном занятии. Воспитательные цели формулируются в задании, которым пользуются только преподаватели. При выборе основных вопросов необходимо иметь в виду, что по своему содержанию семинар не может охватывать все проблемы данной темы. Он должен включать наиболее важные, сложные вопросы. Остальной материал слушатели могут усвоить самостоятельно, используя конспект лекций и учебник.

Известно, что почти по каждой теме имеется большое число различных учебных материалов. Рекомендовать все источники нецелесообразно, так как слушатели не смогут их изучить и детально проработать. В методических рекомендациях, предназначенных для слушателей, целесообразно определить последовательность и порядок изучения вопросов, методы работы с рекомендованной литературой, структуру ответов, их продолжительность и т.д. Следует указать вопросы, на которые необходимо обратить особое внимание, установить их связь с будущей практической деятельностью, подготовить примеры из опыта войн, вооруженных конфликтов и боевой подготовки. Следует добиваться, чтобы на каждом последующем курсе обучения сложность проблемных вопросов, выносимых на семинар, постоянно возрастала.

Для полного усвоения слушателями содержания пройденной темы или раздела опытные преподаватели включают в задание несколько больше вопросов, чем требуется для обсуждения на самом занятии. Вопросы семинара должны отвечать следующим требованиям: раскрывать основное содержание темы; быть достаточно емкими, охватывающими суть проблемы, но строго очерченными по своему содержанию; формулироваться в утвердительной форме. Формулировка вопросов должна побуждать слушателей к активному поиску ответов при самостоятельной работе и в ходе занятия. Готовиться к занятию преподаватель начинает заблаговременно, сразу после получения им учебно-методических материалов, разработанных на кафедре. Ему необходимо тщательно изучить учебный материал, требования руководящих документов по выносимым вопросам, рекомендованные пособия и руководства. Желательно, особенно начинающим преподавателям, посетить лекции по теме семинара.

Полезно ознакомиться с материалами периодической печати, последними военно-научными трудами. Это поможет преподавателю более глубоко разобраться в теории вопроса для последующего и всестороннего анализа выступлений слушателей. Перед каждым семинаром по новой теме (в целях единого понимания вопросов и порядка их изучения преподавателями) начальник кафедры, его заместитель или председатель ПМК проводит с ними инструкторско-методическое занятие. Указания, полученные преподавателями в ходе инструкторско-методического занятия или после открытого, показного занятия, являются основой для дальнейшей работы по подготовке к семинару.

Готовясь к нему, преподавателю следует уделить внимание подбору и подготовке иллюстрационного материала и технических средств обучения. В частности, можно использовать: учебное видео, слайды, аудио материалы и компьютерное обучение. Для проведения семинара преподавателю целесообразно составить личный сценарий проведения занятия, который оформляется в произвольной форме. В нем указываются: тема и цель семинара, тезисы вступительного слова, последовательное наименование каждого учебного вопроса. Кроме того, в плане преподаватель раскрывает методические приемы, с помощью которых он планирует достичь учебных целей. Добиваясь индивидуализации в обучении, педагог определяет, кого и по какому вопросу обязательно следует спросить. В отдельных случаях в сценарии могут быть отмечены фамилии слушателей, которых преподаватель намерен обязательно заслушать.

Указывается также, откуда взят учебный материал, основные теоретические положения, на которых следует остановиться в заключительной части семинара, и ориентировочный расчет времени. Могут быть подготовлены записи цитат, характерных примеров, указаны основные методические приемы, а также слайды, схемы, которые предполагается использовать в ходе занятия. Для разработки личного сценария педагог часто использует собственные условные обозначения, символы, знаки, сокращения. Достоинство этого материала заключается в том, что он объединяет все элементы методики проведения семинара. Даже при быстром взгляде на этот «сценарий» преподаватель сразу видит, что он должен сделать, сказать, продемонстрировать, какой вопрос задать, как оживить семинар, завязать творческую дискуссию, на что обратить особое внимание.

В личном сценарии могут быть указаны конкретные фамилии обучающихся, которых необходимо опросить на семинаре, особенно проявивших пассивность на предыдущих занятиях, или, наоборот, хорошо успевающих и способных задать деловой тон обсуждению конкретного вопроса. Однако заранее сообщать слушателям, кто и по какому вопросу должен выступать, не следует. Подготовка преподавателя и слушателей к семинару осуществляется на основе задания (плана семинара), которое разрабатывается на кафедре (предметно-методической комиссией) и доводится до обучаемых накануне проведения первых занятий по теме семинара, как правило, на последней лекции по данной теме.

Семинар проводится не ранее чем за пять-шесть дней после завершения последней лекции по теме семинара. Многолетней практикой установлено, что оптимальная продолжительность занятия по оперативно-тактическим дисциплинам (ОТД) должна быть не менее четырех часов. В ходе работы на семинаре должно быть отработано 4-6 учебных вопросов, 1-2 сообщения или доклад (реферат). Подготовка к семинару, как правило, включает следующие этапы: – разработку (уточнение) учебнометодических материалов к семинару; – плана его проведения занятия и задания ; – методическая разработка на проведение занятия; – дидактические материалы; – учебные и справочные материалы, а также личная подготовка преподавателя и слушателей. Важнейшим моментом подготовки к семинару является подготовка самого преподавателя.

Она включает: уяснение задания к семинару; разработку плана проведения семинара — основного документа преподавателя, который утверждается начальником кафедры или председателем предметно-методической комиссии.

Подготовка преподавателя также предполагает знание им темы в целом: что читалось на лекциях, что изучалось ранее, что будет отрабатываться в соответствии с тематическим планом дисциплины в дальнейшем, новинки литературы; выписку важнейших понятий и определений; подготовку справочных материалов, подбор (разработку) дидактического материала, наглядных пособий, а также выбор методики проведения семинара в данной учебной группе. При разработке плана проведения семинара особое внимание необходимо обратить на его продуманность: на какие подвопросы разбить основные вопросы, какие определить методы и приемы их отработки; какие дополнительные вопросы избрать для активизации развертывания дискуссии; порядок применения и использования технических средств обучения, наглядных пособий и классной доски; содержание вступительного и заключительного слова.

Кроме того, как показывает практика, для качественного проведения семинара преподавателю необходимо иметь слайды для показа на полилюксе или компьютере. Объем плана проведения семинара для преподавателя зависит от его личной подготовленности. Методическое руководство подготовкой слушателей со стороны преподавателя к семинару включает: определение содержания самостоятельной работы; проведение консультаций, особенно индивидуальных; осуществление контроля подготовки слушателей к занятию; методическую помощь докладчику. Консультации проводятся как групповые, так и индивидуальные. Групповые консультации носят установочный характер и призваны раскрыть содержательную и методическую стороны самостоятельной работы. Они позволяют преподавателю настроить слушателей на предстоящую работу.

Индивидуальные консультации помогают преподавателю конкретно поработать со слушателем по сложным или непонятным вопросам, не отвлекая от подготовки к занятиям других обучаемых.

Особое внимание при проведении консультаций необходимо обратить на рекомендуемую литературу, указанную в задании к семинару. Практика показывает, что почти по каждой теме имеется большое количество различных материалов. Однако, если обучаемым рекомендовать всю литературу, то, повторяем, их внимание при подготовке может несколько рассредоточиться, и они вместо главного могут остановиться на второстепенном вопросе. Опыт показывает, что в среднем слушатель может изучить за час до 10 страниц текста. Норма эта ориентировочна, но ее можно использовать при определении объема литературы для обязательного изучения.

Поэтому в ходе консультаций преподавателю целесообразно по каждому вопросу указать тот источник, как правило основной, на который необходимо обратить особое внимание. Одним из способов мотивации обучаемых при подготовке является заблаговременное вручение задания на семинар, как правило, еще до начала лекционного курса по данной теме. Это обеспечивает их целесообразную и целеустремленную подготовку активизируя работу на лекциях. Наиболее сложна работа с докладчиками, если на семинаре предусмотрено выступление с докладом или рефератом.

Суть методической помощи каждому докладчику сводится к следующему. Преподаватель заблаговременно ставит перед ним задачу, знакомит с требованиями к докладу, помогает составить план, определить структуру, дает советы по методике написания. Поэтому работа с докладчиком весьма сложна и включает несколько консультаций. В целом, можно сказать, что от предварительной подготовки всех: и преподавателя, и докладчиков, и слушателей напрямую зависит качество семинара.

Полковник Валерий КИСЕЛЕВ, доктор военных наук, профессор; полковник Федор ХВАТОВ, кандидат военных наук, профессор. Учебно-методический центр ОА ВС РФ

См. также: Военная кафедра Финансового университета при Правительстве РФ начала учебный процесс в новой системе военной подготовки



Другие новости и статьи

« Русофобия – инструмент информационной войны

Идеи патриотического воспитания в публицистике Н.М. Карамзина начала XIX в. »

Запись создана: Пятница, 12 Октябрь 2018 в 7:12 и находится в рубриках Новости.

Метки: , ,



Дорогие друзья, ждем Ваши комментарии!

Комментарии

Загрузка...

Контакты/Пресс-релизы