Военно-экономическое обеспечение обороны Российской Федерации
Начиная разговор о военно-экономическом обеспечении обороны государства, необходимо прежде всего до конца понимать, что это словосочетание значит. Военно-экономическое обеспечение обороны государства – это та часть экономики государства, которая включает в себя комплекс отдельных и взаимосвязанных экономических и социальных институтов, целью которых является поддержание и развитие оборонного потенциала государства.
Общеизвестно, что армия – один из главнейших государственных институтов, залог суверенитета и государственности страны. Во всех странах, где есть армия, ее формированием снабжением и улучшением преимущественно занимается государство, так как это главный гарант власти, законодательства и обороноспособности страны. Россия в этом плане не является исключением: как и в остальных странах, не смотря на некоторое стороннее вмешательство в обороноспособность страны из частного сектора экономики в вопросах снабжения и модернизации армии, доминирующим субъектом и контрагентом в деле обороны страны является именно государство.
Отсюда следуют два вывода:
1) в государственном аппарате есть военные должности (Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 г., ст. 114);
2) обороноспособность армии зависит от той части государственного бюджета, которая выделяется армии на ее существование и совершенствование (Федеральный бюджет на 2015 г., ст. «Национальная оборона»). Эти выводы, соответственно, подкреплены Конституцией РФ и «Законом о федеральном бюджете», что лишь подтверждает правомерность этих суждений.
Актуальность данной работы: в современном мире развитие движется в геометрической прогрессии – армия тоже не остается в стороне. Сегодняшние реалии таковы, что государство, не имеющее высокоорганизованной, мобильной и технически развитой армии, рискует поставить свой суверенитет под большой вопрос. И чтобы соответствовать этим реалиям, Россия активно проводит как технологические, так и структурные реформы обороны, включая экономические реформы в данной сфере.
Цель работы: провести структурный анализ военной экономики Российской Федерации с конкретными примерами, для того, чтобы сделать вывод об эффективности работы военной экономики РФ и обороны вцелом. Рассматривая армию – как структуру, можно выделить три ее основные составляющие: экономическая, социальная и научная. Начнем с экономической составляющей.
Экономическая сфера военного обеспечения государства
Как уже помечалось ранее, большая часть военных расходов государства создается из бюджета страны. Поэтому первым вопросом в экономической сфере обороны страны будет вопрос о том, сколько Правительство России тратит на обороны нашей страны. Прежде всего, хотелось бы предоставить следующие факты: согласно «Федеральному закону о федеральном бюджете России на 2015 и на плановый период 2016 и 2017 годов», на оборону страны, согласно разделу «Национальная оборона» в 2015 году будет выделено 3,28 трлн. рублей, что составляет примерно 25,7% от общего объема госбюджета.
Сравнивая с прошлым годом, рост расходов на оборону увеличился на 33%. Согласно плану на 2016 год, расходы сократятся на 1,1%, или на 173,7 млрд. рублей. В 2017 году планируется вновь увеличить расходы на оборону в размере 124,5 млрд. руб., или на 0,8% от общего объема госбюджета. При упоминании о вступившем в силу с 1 декабря 2014 года новом законе о бюджете на 2015 год, сразу вспоминается то беспокойство, которое возникло в СМИ, сразу после обнародования сего документа.
Многие издания лишь намекали заголовками, а некоторые и в открытую выстраивали предположения, что Россия, ввиду сложившейся международной ситуации, готовится к открытым боевым действиям. Это, отчасти, было правдой. Согласно заявлению председателя комиссии Госдумы по вопросам депутатской этики Виктора Заварзина, которое он сделал на пресс-релизе: Сегодня ни у кого не вызывает сомнения, что современной России нужны мощные вооруженные силы, соответствующие современным вызовам и угрозам. Армия и флот должны быть готовы к применению в кратчайшие сроки, вооружены современным оружием, оснащены высокоинтеллектуальной боевой и специальной техникой, готовыми к ведению войн нового типа" (http://ria.ru/defense_safety/20141024/1029903925.html#ixzz3VXUSD6h5) .
Это мнение разделяют не только на уровне нижней палаты, но и на высших уровнях в Правительстве. В частности, в недавно показанном документальном фильме «Крым. Путь на Родину», Владимир Путин не двусмысленно заявил, что для обеспечения обороны страны, а так же новых субъектов РФ (Республика Крым и город федерального значения Севастополь), Россия в тот момент привела свои ядерные силы в полную боевую готовность (http://russia.tv/brand/show/brand_id/59195).
Не стоит также забывать, что на российских унитарных государственных предприятиях, составляющих опору нашей военной экономики (к примеру, «УралВагонЗавод»), работают тысячи ученых на благо нашей Родины, которых необходимо обеспечивать зарплатами, жильем и премиями. Согласно Росстату, их у нас в стране сейчас 66 тыс. чел., в возрастной группе до 29 лет. Это значит, что не малая часть выделенных средств уходит и на поддержку молодых ученых (http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/science_and_innovations/science/#).
На мой взгляд, это в очередной раз доказывает предусмотрительность, актуальность и, главное, отлаженность в действиях всех уровней нынешней власти России и вполне оправдывает увеличение гос. затрат на военные нужды, особенно в текущей непростой ситуации с нашими западными коллегами. Но, если вдруг пропустить вполне обоснованные объяснения такого хода со стороны Правительства, то можно обратиться к опыту других стран и здравому смыслу. В частности, обратимся к ситуации в США. Судя по текущей внешней и внутренней политике Штатов, администрация Обамы намерена продолжать придерживаться курса сокращения военного бюджета в пользу поддержания экономики, начатым еще в 2012 году.
Так, 24 февраля 2015 года, министр обороны США Чак Хейгел, во время представления статьи бюджета по военным расходам («Opportunity, Growth and Security Initiative”), заявил, что правительство продолжает снижать расходы на оборону страны и придерживается плана, согласно которому к 2021 году военный бюджет будет сокращен на $454 млрд. по сравнению с текущими расходами. Уже закрыто несколько экспериментальных проектов и только в этом году состав армии США будет сокращен на 70 тыс. чел. «Главное – экономика, нам сейчас не до войны» - так заявил президент США во время выступления перед Конгрессом 24 февраля 2015 года (http://www.vestifinance.ru/articles/40194).
Очевидно, что Америка продолжит двигаться по пути развития сферы информационной войны и «международной травли» всякого неугодного, в попытке сохранить статус-кво политического гегемона, делая ставку на обрушение суверенитета противника изнутри, а не внешней агрессией – так безопаснее и «цивильнее». В свою очередь, задача нашего текущего и последующих правительств осознавать, что, не смотря на весь текущий военный потенциал России, мы все же вынуждены пока догонять в этом вопросе наших западных коллег ради поддержания мирового баланса и суверенитета нашего государства.
Но это уже отдельная тема для разговора. Теперь, когда нам понятен путь принятия бюджета на военные нужды на государственном уровне, как закона, настало время взглянуть на военную экономику России в целом. Как уже помечалось ранее, большая часть финансовых и материальных ресурсов в военной экономике России выделяется в виде государственных ассигнаций и поддерживается государством. Но это вовсе не значит, что в военном секторе экономики не присутствуют представители частного сектора. Военная экономика не может зависеть только от государства.
Развитие данного сектора экономики неразрывно связано с текущими показателями экономического потенциала государства, развитием энергетики, науки и устойчивых внутренних торгово-финансовых связей, проходящих через частный и публичные сектора экономики. «Ничто так не зависит от экономических условий, как именно армия и флот. Вооружение, состав, организация, тактика и стратегия зависят прежде всего от достигнутой в данный момент ступени производства и от средств сообщения» — Ф. Энгельс Осознав слова великого экономиста, можно сделать вывод, что на практике существование высокоразвитой и продуктивной военной экономики не возможно исключительно за счет государства. Военно-промышленному комплексу необходимы не только административные, но и рыночные механизмы - например, конкуренция - для устойчивого и успешного экономического развития, гарантом которого является гос. оборон. заказ.
На Западе это давно не новая практика. Так, на сегодняшний день, более половины вооружения США создано частными предприятиями или предприятиями, долю которых имеет государство. В России, к примеру, возьмем ОАО «ОРКК» (Объединенная ракетно-космическая корпорация) – одной из ее основных задач является курирование проекта ГЛОНАСС, т.е. запуск новых спутников и поддержание работоспособности. Однако, в данной сфере у российского проекта много конкурентов – в частности система GPS, создателями которой являются США и которой сегодня активно пользуются по всему миру, включая Россию. Дабы бороться за свое будущее существование и достойное место на рынке, ГЛОНАСС развернул на российском рынке настоящую борьбу за пользователей, сервисы и доверие покупателей. И, не смотря на скептические ожидания, с блеском отвоевала отечественный рынок: на сегодня система ГЛОНАСС имеет точность в 2,8 метра, поддерживает возможности почти любого сервиса, требующего спутниковую разведку и работает гораздо стабильнее (особенно в высоких широтах), чем GPS, при том же количестве спутников. Поэтому в Правительстве было принято решение: к 1 июня Российская Федерация отключится от системы GPS в пользу ГЛОНАССа (http://glonass-iac.ru/).
К слову, Министерство Обороны РФ уже 2 года использует эту систему и даже успело, в сотрудничестве с «ОРКК» запустить собственный спутник «ГЛОНАСС – К», предназначенный исключительно для военных целей. В свою очередь для безопасности страны это означает, прежде всего, заметное снижение точности американских систем ПРО и крылатых ракет дальнего действия, что в разы увеличит обороноспособность нашей страны. А во-вторых, повысит уровень секретности российских военных объектов, снижая риск утечки информации государственной важности.
Говоря о роли частных компаний в ВС России, нельзя не упомянуть ОАО «УралВагонЗавод» - одного из главных поставщиков военной техники для российской армии. Данный промышленный комплекс способен ежегодно производить 1,5 тыс. ед. танковой и военной техники.
Среди военной продукции завода выделяются:
• Инженерная машина разграждения ИМР-3М
• Боевая машина огневой поддержки ТЕРМИНАТОР
• Боевая машина огневой поддержки ТЕРМИНАТОР-2
• Бронированная машина разминирования БМР-3М
- Бронированная ремонтно-эвакуационная машина БРЭМ-1М
- Модернизированный танк Т-72
- Танк Т-90C M
- Танк Т-90С
У каждой из данных машин современные и конкурентоспособные ТТХ, некоторые из которых не имеют аналогов в мире. На сегодняшний день предприятие процветает, производя не только высокотехнологичную военную и гражданскую технику для обеспечения нужд государства, но и выставляя продукцию на экспорт. Данная политика обеспечивает корпорации стабильный экономический рост (http://www.uvz.ru/company/fin_MSFO - Статистических данных после 2013 года нет):
Год |
2011 |
2012 |
2013 |
Чистая прибыль(млн.р.) |
4,577 |
2,204 |
10,964 |
Таблица 1. Чистая прибыль ОАО "УВЗ" за 2011-13 г.г.
Несмотря на то, что большая часть прибыли корпорации составляют продажи гражданской техники, «УВЗ» отдает предпочтение в обновлении основных средств прежде всего военной продукции. Об этом свидетельствует, прежде всего, сокращение отрицательной амортизации за 2011-2012 года с 1, 038 до 774 млн. рублей.
Подводя итог по экономической составляющей военной экономики страны, хочется заметить, что, не смотря на все ляпы, ошибки и непоследовательности реформы ОПК в 2010-2011 годах, сегодня, даже в условиях кризиса, можно наблюдать относительный рост по некоторым показателям (например, высокие технологии и тяжелое машиностроение), что свидетельствует о конкурентоспособном уровне российской экономики и сильном экономическом потенциале.
Научная сфера военного обеспечения государства
Продолжить разговор хотелось бы уже о научной составляющей военной экономики нашей страны, а конкретно об ученых, имеющих кроме научных, еще и воинские звания. Решение так сузить тему возникло из вывода, что ученые, занятые в ВПК России, как косвенно, так и напрямую, уже были затронуты в разговоре об экономической сфере военной экономики России. Боеспособность и мощь современных армий напрямую зависит от технологической обеспеченности и тех научных ресурсов, которыми армия располагает.
Одной из задач ВС РФ является: «…поддержание боевого потенциала и мобилизационной готовности группировок войск (сил) общего назначения на уровне, обеспечивающем отражение агрессии» (Федеральный закон от 31 мая 1996 г. № 61-ФЗ «Об обороне»). Необходимо осознавать, что выполнение этой задачи, в свою очередь, зависит от ценности и потенциала рабочих кадров, состоящих на военной службе и занимающихся военной деятельностью.
Ведь именно от их успехов в военной сфере науки зависит будущее не только нашей армии, но и всего государства. Наше правительство это прекрасно осознает и постоянно привносит улучшения и нововведения в данном направлении как в самой структуре ВС и военной науке, так и в направлении обеспечения научно-военных кадров всеми необходимыми ресурсами и возможностями для успешной деятельности на благо Родины. Процесс начался еще в 1999 году, вместе с формированием Военно-научного комитета Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации. ВНК ВС РФ подчиняется непосредственно начальнику Генштаба – первому заместителю министра обороны Российской Федерации (http://stat.ens.mil.ru/science/military_scientific_committee.htm).
Основными задачами ВНК являются:
• Научное обоснование перспектив роста и развития ВС РФ
• Совершенствование системы военной науки, а также планирование исследований и координации научно-исследовательских институтов и организаций Министерства обороны РФ
• Руководство военно-историческими исследованиями и издательской деятельностью в рамках ВС
• Организация и координация совместных военно-научных проектов иностранными партнерами Однако преобразования на создании ВНК не закончились, а скорее, наоборот.
Так, в 2013 году, по указу министра обороны Сергея Шойгу было создано 3 научные роты в следующих родах войск: ВВС, ВМФ и воздушно-космическая оборона. Суть данного нововведения состоит в том, чтобы студенты-отличники, только что выпустившиеся из вузов, прошли военную службу на особых условиях, при которых они будут вести научную деятельность на благо ВС в тех направлениях, по которым они защищали дипломные работы.
Первый набор продемонстрировал, что молодые ученые и вправду заинтересованы в подобной деятельности: отбор проходил в условиях трех человек на одно место (http://www.rg.ru/2013/07/04/ohota-site.html). На данный момент в научные роты востребованы только студенты авиа-, судостроительных и радиотехнических вузов. Но, согласно сообщению Министерства обороны от 25 февраля 2014 года, эксперимент с научными ротами более чем удался: только за первые полгода службы призыва 2013 года было зарегистрировано 15 патентов со стороны призывников научных рот. Со стороны Министерства обороны были приняты решения об увеличении количества научных рот до 11, а так же о присвоении званий лейтенантов рядовым и ефрейторам научных рот, пожелавших продолжить служение в армии по окончании срока призыва (http://www.rg.ru/2014/05/24/reg-cfo/shoigu.html).
Данное решение было принято министром обороны как знак начала реакции на запросы военных-ученых. По итогам проведенного опроса среди призывников научных рот было выявлено, что подавляющее большинство респондентов готовы продолжать научную деятельность, но при условии, что ученым будут предоставлены все необходимые социальные условия и льготы.
В свою очередь, присвоение внеочередного офицерского звания за службу на благо военной науки отвечает сразу нескольким требованиям:
• повышенные заработные платы
• система льготного кредитования
• особый пакет социальных льгот для военнослужащих и их семей
• повышенный статус в армии и общественное признание, престиж.
Стоит также отметить, что начато решение проблемы ограниченности бюджета на военные разработки и производство, путем привлечения в военную сферу частных компаний и их представителей, при этом сохраняя военную этику и уровень ограниченной гласности (Перспективы взаимодействия производства и науки. – Выпуск шестой: кадровый потенциал российской военной науки: структура, карьерный рост, миграция/ Ф.Э. Шереги, М.Н. Стриханов, В.И. Савинков. (Научное издание). – М., 2012 – С. 117.).
Наконец, в рамках нового курса реформ и преобразований в военной науке ВС РФ, с 11 по 12 марта 2015 года в Москве прошла Всеармейская конференция изобретателей и рационализаторов Вооруженных Сил Российской Федерации, под эгидой Управления интеллектуальной собственности Министерства обороны РФ. В рамках празднования 95-летия истории военного изобретательства в России, на конференции прошли выставка и презентации наиболее перспективных изобретений и рационализаторских предложений в сфере военной науки.
В заключение раздела о научной стороне военной экономики, хотелось бы сказать, что, не смотря на масштаб проделанных работ в данной области, делать какие-либо выводы об успешности данных реформ и преобразований пока рано. Однако те результаты, которых уже удалось достичь (например, значительное замедление «утечки мозгов»), внушают крайне положительные ожидания.
Социальная сфера военного обеспечения государства
Наконец, мы подошли к социальному аспекту военно-экономического обеспечения государства. Прежде, чем продолжить говорить о данном аспекте, необходимо заметить, что эта часть военно-экономического обеспечения государства делится на 2 части – это («Вооружение и экономика» №2 (10) 2010, Цырендоржиев С Р.- канд. воен. наук, доц., Брезгин В.С., с.13): 1. социальное обеспечение, а так же льготы и гарантии для военнослужащих; 2. духовное состояние и потенциал военнослужащих Обе составляющие играют, порой, недооцененные, но не менее важные роли в военной структуре страны. Кто будет воевать за Родину, если постоянный состав не сможет позволить себе достойную жизнь, а призывников будут содержать в плохих условиях? Или как армия будет успешно вести борьбу с противником, если члены ВС морально не готовы к войне за независимость интересы своей страны, а что еще хуже – боятся идти в бой с противником? Решение подобных задач является одним из наиболее приоритетных направлений деятельности Министерства обороны при распределении расходов выделенной части госбюджета, с привлечением подконтрольных государственных и негосударственных организаций, а так же некоммерческих структур (фондов).
Начнем с социального обеспечения военнослужащих. В него прежде всего входит заработная плата военнослужащих. Кроме определенной нормы, положенной каждому военнослужащему, согласно его званию и должности (Федеральный закон Российской Федерации от 7 ноября 2011 г. N 306-ФЗ), система денежного обеспечения военнослужащих так же предусматривает ежемесячные надбавки за:
• за выслугу лет
• за классную квалификацию
• за особые условия службы
• за выполнение заданий, связанных с риском для жизни
• за работу с секретными сведениями.
Система устроена таким образом, что чем больше лет военнослужащий получает надбавки, тем больший процент они предполагают. Надбавки сами по себе являются процентной долей от заработной платы военнослужащего, положенной ему, согласно званию и должности.
Стоит заметить, что система денежного обеспечения военнослужащих также предусматривает выдачу премий, таких как приложение к награде за выполнение задания (определяется руководителем федерального органа исполнительной власти или Правительством РФ), или как сезонная выплата (50% от установленной заработной платы).
Более того, система предусматривает ежемесячную надбавку за особые достижения в службе в размере 100% оклада, премию за добросовестное исполнение своих обязанностей и эффективную службу в размере 3 окладов (в расчете на год). И наконец, законом предусмотрена обязательная ежегодная материальная помощь в размере хотя бы одного оклада.
Но социальное обеспечение военнослужащих на этом не заканчивается. Так, каждому военнослужащему России государство гарантирует жилье (согласно Федеральному закону от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» - прожиточный минимум составляет 18 квадратных метров). Оговаривается, что, в зависимости от особенностей и места службы, военнослужащему могут быть выделены деньги на покупку или строительство жилья, отдано готовое жилье под ключ (в рамках федеральной программы по обеспечению военных кадров жилой площадью) или предоставлено временное служебное жилье на правах договора о социальном найме.
Перечисленные выше опции так же предусматривают возможность наличия семьи у военнослужащего, живущей вместе с ним. При решении вопроса о выборе жилья, военнослужащему необязательно напрямую обращаться к государству – в Российской Федерации имеется множество коммерческих банков, которые согласны предоставлять военнослужащим как жилищные, так и потребительские кредиты на особых условиях (к примеру, «Газпромбанк» (http://www.sravni.ru/bank/gazprombank/kredit/dlja-voennosluzhashhikh-s-obespecheniem/)).
Вдобавок ко всему, военнослужащим гарантировано бесплатное медицинское обслуживание (в том числе в специализированных санаториях), повышенная ставка по социальному страхованию, обучение в любом учебном заведении, связанным с Министерством обороны и, наконец, безвозмездный проезд на общественном транспорте.
Настало время перейти к разговору об организации духовных качеств военнослужащих. Подготовка высокого боевого духа в российской армии происходит по следующим принципам:
• Спорт – и оздоровительные и развлекательные мероприятия, цель которых является не только поднятие физического здоровья военнослужащих, но и выработать такие качества, как выносливость, стойкость, целеустремленность и, самое главное, умение работать в команде;
• Культурные мероприятия должны не только расширять культурное богатство военнослужащих, но и напоминать солдатам о том, за что и за кого они сражаются, воспитывать патриотизм;
• СМИ – их главная задача состоит не только в поддержании уровня общей информационной осведомленности военнослужащих, но и информационная война с другими СМИ (иностранными), чья деятельность может довести военнослужащих до сомнения в утверждениях руководства;
• Учеба – на протяжении всего процесса обучения новых военных кадров, институты обучения обязаны не только поднимать профессиональный уровень подопечных до пригодного, но и, в процессе обучения, вселять патриотизм в сердца будущих военнослужащих.
Подводя итог по социальному обеспечению ВС РФ, хочется заметить, что, пусть система и не идеальна, зато сразу видно, что ее создатели стремились максимально удовлетворить и облегчить и без того непростую жизнь военнослужащих. Вдобавок хочется обратить внимание на тот факт, что был сделан не малый акцент на духовное воспитание военнослужащих, программы которого подразумевают множество мероприятий, проводимых полностью за счет бюджета, а потому бесплатных для военнослужащих. Я уверен, что это правильное направление социальной политики в военной сфере экономических отношений, которое следует дальше развивать в ногу с неофициальным тезисом Владимира Путина: «Армия – это наше все!»
Заключение
В заключение можно сказать, что в целом система военно-экономического обеспечения государства в России работает хорошо. Да, к сожалению имеются недочеты, и кое-где они достаточно грубые, а где-то наоборот, мы наблюдаем прекрасные показатели. Но на то она и система, что все процессы и результаты взаимосвязаны и обратно зависимы из-за практической невозможности удовлетворить спрос всей системы на модернизацию – приходится жертвовать развитием одних частей ради прогресса других.
Автор уверен, что именно умение правильно распределять ресурсы и бюджет государства с целью одинаково прогрессивного развития военно-экономического обеспечения страны во всех его проявлениях определяет компетентность органов власти в обеспечении обороны государства. И все же, не смотря на целый ряд недостатков в военно-экономическом обеспечении, Российская Федерация располагает одной из самых мощных армий мира, так что властям остается только доводить механизм управления системой военно-экономического обеспечения государства до уровня, близкого к идеальному, грамотно распределяя усилия и ресурсы на развитие.
Студент 6 взвода Военной кафедры Финуниверситета (Факультет МЭО, Группы Э2-1) Митюшенков Алексей Николаевич
Научный руководитель: доцент Военной кафедры Финуниверситета, к.э.н., полковник запаса Толстов Сергей Петрович
Другие новости и статьи
« Организация Главного управления тыла РККА
Структура и содержание духовности »
Запись создана: Среда, 31 Октябрь 2018 в 21:13 и находится в рубриках Новости.
метки: военная кафедра, военная экономика, оборона, армия, экономика
Темы Обозника:
COVID-19 В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медикаменты медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение оружие охрана патриотизм пенсии подготовка помощь право призыв продовольствие расквартирование реформа русь сердюков служба спецоперация сталин строительство управление финансы флот эвакуация экономика