Общественно-политическая ситуация в стране и ее отражение в жизни общества

В предвоенный период в СССР сложилась противоречивая и многоаспектная общественно-политическая ситуация. Характер взаимоотношений общества и власти определялся разновекторными тенденциями. Государству одновременно приходилось решать исключительно сложные задачи ускоренной и масштабной индустриализации; форсированной коллективизации и механизации сельского хозяйства; культурной революции, предполагавшей качественные изменения в социальной сфере. Системная модернизация страны, коренные изменения в ее экономике существенно повлияли на качество и направленность социальных процессов и духовную жизнь общества. Политика индустриализации и коллективизации способствовала значительной миграции населения и приобщению огромного числа пришедших на производство бывших крестьян к навыкам индустриального труда и городской культуре. Приоритет в развитии тяжелой и оборонной промышленности в ущерб промышленности легкой и пищевой носил вынужденный характер. Однако это приводило к дороговизне и дефициту товаров народного потребления и продуктов питания. В 1939–1941 гг. эта проблема обострилась настолько, что в ряде регионов вновь была введена карточная система, отмененная в масштабах страны в 1934 г.
С началом третьей пятилетки на производстве обнаружились трудности, которые привели к замедлению темпов роста экономики. Для наведения порядка на производстве руководство СССР приняло меры по ужесточению трудового законодательства и применению к нарушителям жестких административных и даже уголовных наказаний. 20 декабря 1938 г. СНК СССР утвердил постановление об обязательном введении трудовых книжек на всех предприятиях и в учреждениях. Это постановление было направлено прежде всего на борьбу с текучестью кадров. В январе 1939 г. вышло еще одно постановление СНК СССР, согласно которому опоздание на работу свыше 20 минут приравнивалось к прогулу. Это решение явилось своеобразной предтечей указа Президиума Верховного Совета СССР от 26 июня 1940 г. «О переходе на восьмичасовой рабочий день, на семидневную рабочую неделю и о запрещении самовольного ухода рабочих и служащих с предприятий и учреждений». Об этом я узнал от историка, с которым мы оказались вместе во время посещения здесь.
Данный указ, принятый в условиях уже начавшейся Второй мировой войны, не только вводил ряд строгих мер за прогулы, опоздания и самовольный уход с работы, но и фактически прикреплял работника к предприятию 17 . В 1940–1941 гг. на основании этого указа судебные органы приговорили 3,2 млн нарушителей к шести месяцам исправительных работ без отрыва от производства с удержанием четверти заработка, еще 633 тыс. человек подверглись тюремному заключению на срок от двух до четырех месяцев 18 . В октябре 1940 г. была проведена реформа фабрично-заводского обучения, имевшая большое значение для создания системы трудовых резервов, которая вполне оправдала себя в период Великой Отечественной войны. Специально созданное Управление трудовых резервов при СНК СССР (позднее — Народный комиссариат трудовых резервов) в плановом порядке занималось обеспечением предприятий и строек рабочей силой, причем основной упор делался на подготовку молодых рабочих. Наряду с обычными школами фабрично-заводского обучения создавались ремесленные училища и ремесленно-железнодорожные училища. Было объявлено о мобилизации и призыве в школы трудовых резервов 800 тыс. юношей и девушек.
Они обучались за государственный счет, обеспечивались обмундированием, довольствием и получали стипендии. Срок обязательной отработки по окончании училища увеличивался до четырех лет. В декабре 1940 г. было принято постановление, запрещающее самовольное оставление школы. За самовольный уход из училища (школы) предусматривалось уголовное наказание 19 . В предвоенный период активно использовались формы материального и морального поощрения работников за качественный и производительный труд. Значительно вырос фонд заработной платы — с 82 до 127 млрд рублей. Если в 1937 г. был установлен минимальный размер заработной платы в пределах от 110 до 115 рублей, то в 1940 г. в среднем по стране зарплата составляла уже 331 рубль (у рабочих — 324 рубля, у инженерно-технических работников — 696 рублей). В предвоенные годы был предпринят ряд важных мер, направленных на развитие социально-бытовой сферы предприятий и обеспечение преимущественного снабжения трудящихся ряда наиболее значимых отраслей экономики, в первую очередь работавших на оборону. Вводились льготы для многодетных матерей, студентов, учащихся профессиональных училищ.
На предприятиях учреждались комиссии по охране труда при профкомах и вводился институт инспекторов по охране труда. При крупных предприятиях создавались собственные амбулатории и поликлиники, медико-санитарные части. Рабочим и служащим предоставлялись регулярные отпуска, для их полноценного использования ускоренными темпами создавалась санаторно-курортная база в Крыму, на Кавказе и в других регионах страны. К 1938 г. в СССР насчитывалось 1838 санаториев и 1270 домов отдыха, причем их сеть постоянно расширялась. Для ударников производства и их семей предусматривались существенные скидки при приобретении путевок. Жилищная проблема в стране оставалась весьма напряженной. Большинство рабочих по-прежнему испытывали острую нужду в жилье (в среднем по стране на одного рабочего приходилось менее 7 кв. метров жилья) 20 . С середины 1930-х гг. прилагались усилия по введению нового стандарта жилья: нормой должна была стать отдельная квартира для каждой
семьи. В условиях, когда для многих, снимавших угол или живших в бараке, пределом мечтаний была комната в коммунальной квартире, такой стандарт задавал очень высокую планку качества жизни. К сожалению, добиться в этом вопросе существенного прогресса в предвоенный период не удалось. Политические репрессии 1930-х гг., принудительные переселения прямо или косвенно затронули миллионы людей. Эти жесткие меры являлись не только проявлением политической борьбы различных течений в ВКП(б) и обществе в целом, но и в условиях угрозы близкой войны радикальным способом борьбы против «шпионов, националистов и других антисоветских элементов». Среди репрессированных в 1937–1938 гг. около 10% (55 тыс. человек в 1937 г. и более 60 тыс. в 1938 г.) составляли члены и кандидаты в члены ВКП(б) . Всего в эти годы пострадало 8,5% от общего состава коммунистической партии 22 . Одним из следствий политики сплошной коллективизации стали репрессии в отношении части зажиточного крестьянства, выступившей в качестве активных противников создания колхозов.
Так, 30 июля 1937 г. был издан оперативный приказ наркома внутренних дел СССР Н. И. Ежова № 00447 «Об операции по репрессированию бывших кулаков, уголовников и других антисоветских элементов» . В соответствии с этим документом более 770 тыс. человек были осуждены. При этом в число арестованных вошли почти 380 тыс. «бывших кулаков» и свыше 200 тыс. «прочих контрреволюционных элементов» 24 . Репрессивная политика в деревне была прекращена в ноябре 1938 г., после принятия специального постановления ЦК ВКП(б) и СНК СССР. Вхождение в состав СССР Прибалтики, западных областей Украины и Белоруссии, Бессарабии и Северной Буковины усложнило социально-политическую ситуацию. В ходе «советизации» этих регионов часть населения подверглась репрессиям, что в определенной степени было обусловлено наличием на присоединенных территориях враждебных советской власти элементов и даже антисоветского подполья .В предвоенные годы органами НКВД было проведено несколько операций по выселению (депортации) десятков тысяч человек из приграничных районов в отдаленные регионы СССР. С целью ликвидации «потенциальной разведывательной базы» репрессии были также распространены на лиц, принадлежавших к национальностям «буржуазно-фашистских государств», преимущественно граничивших с СССР . В этот же период наблюдалось усиление антирелигиозной пропаганды, сопровождавшейся закрытием храмовых зданий, монастырей, преследованием служителей культа .
По различным подсчетам, общее число репрессированных с 1935 по 1941 г. по политическим мотивам составило 1 868 085 человек 28 . В предвоенные годы использовалась и система принудительного труда. На 1 января 1939 г. в системе Главного управления лагерей Народного комиссариата внутренних дел (ГУЛАГ НКВД) числились почти 1,7 млн заключенных 29 . В 1940–1941 гг. в ГУЛАГе были образованы специальные производственные управления. Заключенные использовались для работ в шахтах, на рудниках и металлургических предприятиях, на лесозаготовках. Наблюдалась и тенденция к специализации труда заключенных в соответствии с их подготовкой и квалификацией. Для ряда специальностей инженерно-технических работников и квалифицированных рабочих организовывались специальные условия и устанавливались нормы оплаты труда, которые, правда, были ниже, чем в «гражданских» отраслях и сильно зависели от финансового положения мест заключения . Репрессивная политика вызывала неоднозначную реакцию в обществе. В донесениях НКВД сообщалось, что в рабочей среде, в целом лояльной к советской власти, были те, кто остро критически характеризовали советскую действительность . Незадолго до войны значение Политбюро ЦК ВКП(б) в системе выработки и принятия решений начало меняться, что объяснялось процессом постепенного увеличения роли Совнаркома. 21 марта 1941 г. СНК СССР и ЦК ВКП(б) приняли постановление «Об образовании Бюро Совнаркома». Помимо В. М. Молотова, первоначально возглавившего его как глава правительства, в состав Бюро вошли: Н. А. Вознесенский (первый заместитель), А. А. Анд-
реев, Л. П. Берия, Н. А. Булганин, Л. М. Каганович, А. И. Микоян. На Бюро Совнаркома возлагались рассмотрение всех текущих вопросов, подготовка квартальных и месячных планов снабжения и многие другие . Перед войной в руководстве страной произошли новые заметные изменения. 6 мая 1941 г. И. В. Сталин сменил В. М. Молотова на посту председателя Совета народных комиссаров СССР. Это был решительный шаг, значительно повысивший роль и значение правительства в системе органов государственной власти. В. М. Молотов стал заместителем председателя СНК, сохранив за собой пост народного комиссара иностранных дел. Заместителем И. В. Сталина по Секретариату ЦК ВКП(б), то есть вторым человеком в партии, стал А. А. Жданов. Назначенный секретарем ЦК ВКП(б) А. С. Щербаков сменил его в качестве куратора Управления пропаганды и агитации ЦК, одновременно сохранив за собой пост первого секретаря Московского обкома и горкома ВКП(б). В предвоенные годы активизировалось проведение военной и военно-технической политики. Все важные административные решения, определявшие ее содержание, оформлялись совместными постановлениями ЦК ВКП(б) и СНК СССР. В качестве своеобразных «приводных ремней» государственного управления, помимо Политбюро и Совнаркома, использовались и другие, специально созданные органы власти. Так, в апреле 1937 г. был образован Комитет обороны при СНК СССР, а с ноября 1937 по март 1941 г. функционировал Экономический совет при Совнаркоме .
В целом, во второй половине 1930-х гг. в связи с возрастанием военной опасности была проделана большая работа по укреплению кадровой и военно-технической базы Вооруженных сил СССР. С развитием военной техники и вооружения повысилась боевая мощь и мобилизационная готовность Красной армии, значительно возрос уровень механизации и моторизации войск.И. В. Сталин держал в поле пристального внимания подбор руководящих кадров Красной армии, от которых требовалась безусловная политическая надежность. Многие высшие командные и политические должности были доверены тем, с кем Сталин был лично связан еще со времен Гражданской войны. Одним из них был член Политбюро ЦК ВКП(б) К. Е. Ворошилов, возглавлявший военное ведомство с ноября 1925 по май 1940 г. За год до войны К. Е. Ворошилова на посту наркома обороны сменил С. К. Тимошенко. В целом советское руководство уделяло большое внимание повышению качества подготовки командного состава армии, развивая сеть военно-учебных заведений — училищ и академий. В 1941 г., перед началом Великой Отечественной войны, подготовку военных кадров осуществляли: 15 военных академий, 10 военных факультетов при гражданских вузах, семь высших военно-морских и 203 средних военных училища и ряд других. Для переподготовки и усовершенствования командных и начальствующих кадров функционировало более 100 курсов .
В основу мобилизационных мероприятий последних предвоенных лет были положены положения «Закона о всеобщей воинской обязанности», принятого Верховным Советом СССР 1 сентября 1939 г. Согласно этому закону, воинская обязанность устанавливалась для всех слоев населения, а существовавшие ранее ограничения и запреты для отдельных социальных групп отменялись. Срок службы в Красной армии определялся в три года, на флоте — в пять лет. Накануне нападения нацистской Германии на СССР, в середине мая 1941 г. начался призыв приписного состава на большие учебные сборы. Он дал свыше 800 тыс. человек.
В целом, личный состав Вооруженных сил СССР за два с половиной предвоенных года увеличился более чем в 2,3 раза. По состоянию на 22 июня 1941 г. они насчитывали 5,7 млн человек 35 . Столь масштабное укрепление Вооруженных сил значительно усиливало оборонную мощь СССР и позволяло советскому военно-политическому руководству решать важные геостратегические задачи в условиях нарастания военной опасности. При этом приходилось считаться с тем, что этот необходимый процесс имел определенные негативные демографические и экономические последствия, ведь в армию призывались миллионы трудоспособных мужчин репродуктивного возраста (в основном от 19 до 40 лет). Это обостряло проблему
дефицита рабочей силы в городе и на селе: всего свыше 5% от общей численности самодеятельного населения состояло на службе в Вооруженных силах 36 . Вопрос обеспечения политической надежности армии имел для Советского государства особое значение, и работа в этом направлении велась методично и непрерывно. 10 мая 1937 г. в Красной армии был восстановлен институт военных комиссаров. Военные комиссары вводились во всех войсковых частях и соединениях, от полка и выше, а также в штабах, управлениях и учреждениях. 30 декабря 1937 г. по постановлению Политбюро ЦК ВКП(б) заместителем народного комиссара обороны СССР и начальником Политического управления РККА с присвоением звания армейского комиссара 2 ранга был назначен Л. З. Мехлис. Он являлся членом ЦК ВКП(б), а в марте 1938 г. был введен в состав Оргбюро ЦК. Как заместитель наркома обороны Л. З. Мехлис вошел и в состав Главного военного совета РККА при Наркомате обороны СССР.
Вступив в новую должность, Л. З. Мехлис столкнулся с проблемой значительного некомплекта политсостава РККА. Главными причинами этого были быстрый рост численности Красной армии и политические чистки. Только в 1938 г. из Красной армии были уволены свыше 3 тыс. политработников. Чтобы ликвидировать кадровый дефицит, Л. З. Мехлис предложил выдвигать наиболее проверенных и грамотных красноармейцев и младших командиров на должности заместителей и помощников политруков. По постановлению Центрального комитета ВКП(б) от 1 апреля 1938 г. был произведен набор 5 тыс. коммунистов и комсомольцев — заместителей политруков для зачисления их в кадровый состав армии и флота и направления на учебу на курсы младших политруков.
12 августа 1940 г. институт военных комиссаров был упразднен. В Красной армии и Военно-морском флоте теперь вводились должности заместителей командиров (начальников) по политической части. В мае 1940 г. началась переаттестация политработников. К февралю 1941 г. помимо кадровых офицеров ее прошли 99 тыс. политработников запаса. Суммарная численность политсостава превысила 122 тыс. человек (при общем контингенте командноначальствующего состава РККА в 540 тыс.) . Военно-патриотическая и оборонная работа среди населения в предвоенные годы также являлась одним из важных направлений в деятельности партийных и государственных органов.
Руководство этой работой на местах возлагалось на региональные первичные организации ВКП(б), а также на постоянно взаимодействовавшие с ними организации ВЛКСМ. Большую работу по мобилизации сил народа на отпор врагу, подготовке военных резервов, укреплению местной противовоздушной обороны вели организации Всевообуча (Всеобщее военное обучение). Для подготовки молодежи к прохождению службы в Вооруженных силах в предвоенные годы были образованы такие организации, как Союз обществ друзей обороны и авиационно-химического строительства СССР (Осоавиахим), Общество спасания на водах (ОСВОД), Общество друзей радио (ОДР), Общество содействия развитию автомобилизма и улучшению дорог (Автодор) и другие. К началу войны Осоавиахим насчитывал в своих рядах 13 млн членов, объединенных в 329 тыс. первичных организаций, которые проводили оборонно-массовую работу среди населения. В 1941 г. в Осоавиахиме завершили подготовку около 400 тыс. летчиков запаса, пилотов-планеристов, парашютистов, авиамехаников, морских специалистов, автомобилистов, мотоциклистов и связистов 39 . Осоавиахим, будучи военизированной организацией, имел общественный статус, но фактически являлся государственной структурой, финансирование которой осуществлялось преимущественно из бюджета .
Другим важным источником средств являлись членские взносы. В условиях начавшейся Второй мировой войны перед Осоавиахимом была поставлена задача подготовки резерва кадров по различным военным специальностям. С марта 1940 г. вводились новые программы военного обучения. Суть их заключалась в переходе от подготовки значкистов к комплексному обучению будущего бойца, который должен был заниматься политической, строевой, огневой, тактической, физической, химической подготовкой. К началу Великой Отечественной войны по новой программе прошли обучение порядка 2,6 млн человек (более 20% от общей численности Осоавиахима) . Осоавиахим внес большой вклад в формирование, особенно среди молодого поколения, чувства советского патриотизма.
Особую актуальность приобретала военно-патриотическая работа в пограничных союзных республиках СССР, которые в 1941 г. первыми подверглись германской агрессии. Помимо Осоавиахима оборонную работу вели и другие общественные организации. В общеобразовательных школах учащиеся привлекались к военным играм, походам, военнофизкультурным соревнованиям. Они также являлись членами оборонных кружков. Подобные мероприятия способствовали ознакомлению допризывников с материальной частью оружия, получению знаний по топографии, улучшали их общую физическую подготовку.
Великая Отечественная война 1941–1945 годов. В 12 т. Т. 10. Государство, общество и война. — М.: Кучково поле, 2014. — 864 с., 24 л. ил., ил.
Другие новости и статьи
« Деятельность государственных органов и общественных организаций в годы войны
Запись создана: Вторник, 12 Март 2019 в 0:46 и находится в рубриках Межвоенный период.
Темы Обозника:
COVID-19 В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медикаменты медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение охрана патриотизм пенсии подготовка помощь право призыв продовольствие расквартирование ремонт реформа русь сердюков служба спецоперация сталин строительство управление финансы флот эвакуация экономика