Почему любовь к родине все активнее окрашивается в тона хаки

Тема патриотизма особенно часто стала появляться в материалах федеральных СМИ с 2013 года. Патриотическое обрамление становится непременным условием проведения мероприятий и акций самого разного уровня в разнообразных сферах жизни в России. Впрочем, патриотизм как любовь и отстаивание интересов родины всегда присутствовал в политической риторике представителей практически всех движений и сил. Фактически любой деятель, заявляющий, что он не является патриотом, автоматически сведет свою общественную поддержку на «ноль». Эта ситуация объективна и вполне нормальна.
Проблема в другом. Когда у какого-либо политического актора возникает монополия на определение сущности патриотизма, это, как и всякая монополия, может привести к самым непредсказуемым последствиям. Не говоря уже о том, что, не соглашаясь с определением патриотизма в заданной и фактически навязанной интерпретации, но вынужденные этому подчиниться, поскольку все еще действует у нас принцип «кто не с нами, тот против нас», люди могут отнестись к пониманию патриотической идеи как к обременению, от которого нужно любой ценой избавляться.
Данные «Медиалогии» фиксируют, что примерно с 2013 года теме патриотизма в федеральных СМИ посвящается примерно от 700 до 1400 сообщений в месяц. О любви к родине вспоминают в случае масштабных праздников, при обсуждении воспитания молодежи, рассуждениях об истории, образовании и т.д. Все эти темы активно педалируются в российской политике.
Анализируя высказывания федеральных политиков и государственных деятелей, вполне можно выделить черты патриотизма, которые понимаются как правильные. По сообщениям «Ъ», в марте 2014 года спикер Совфеда Валентина Матвиенко заявляла, что волна патриотизма, которая вошла в каждый российский дом после Олимпиады, смыла Крым с политической карты Украины и прибила его к политической карте России. Эта же риторика близка и президенту России Владимиру Путину. Именно патриотизмом и исторической принадлежностью Крыма к России традиционно оправдывается вся политика последних лет в отношении Украины. Ополченцы юго-востока также представляются россиянам через федеральные телеканалы практически патриотами России. В частности, в одном из репортажей «Вестей», посвященном георгиевской ленточке, корреспондент произносит такую фразу: «На востоке Украины за право носить этот знак причастности к подвигам наших предков патриоты отдают жизни».
Игра на подобных принципах помогает ряду политических и общественных деятелей получать поддержку своим проектам. Режиссеры Андрей Кончаловский и Никита Михалков уже получили гарантии на солидный кредит от государства на развитие сети отечественных фастфудов.
В направлении развития государственного патриотизма работают разные ведомства. В частности, Роспатриотцентр, курирующийся Росмолодежью. В апреле 2015 года стало известно, что данное ведомство разработало специальную федеральную программу патриотического воспитания граждан. Ее авторы считают необходимым за пять лет увеличить долю россиян, «гордящихся своей страной», на 8%, добиться роста числа призывников в армию на 10%, повысить «чувство гордости, глубокого уважения и почитания к символам государства».
Тема уважения к государству все время всплывает и когда идет обсуждение преподавания российской истории. В частности, недавно депутат-единоросс Ирина Яровая внесла законопроект, предполагающий введение единой линейки базовых учебников по истории, русскому языку и литературе. «У нас одна страна, у нас один язык, у нас одна культура, у нас общие традиции, и должна быть обеспечена преемственность поколений», – заявляла парламентарий. Также она упоминала, что инициатива разработана «в контексте защиты национальных интересов». А в 2014 году была инициировала разработка единой концепции преподавания истории.
«Вольно или невольно мы принижаем то, что было сделано нашими предками, – считает президент России Владимир Путин. – Зачем? Мне непонятно».
При этом подобное понимание патриотизма оборачивается тем, что все не согласные с устоявшейся концепцией автоматически оказываются «национал-предателями» или «пятой колонной». То же самое справедливо и для оценки международной обстановки. Запад, критически воспринимающий национальные интересы России, автоматически становится официальным оппонентом нашей страны. Этому способствует и развитие агрессивных движений и акций. Например, антимайдан был откровенно настроен против не поддерживающих присоединения Крыма.
Как итог – оказавшиеся помимо своей воли «национал-предателями» люди лишаются права публично высказывать собственное мнение, в том числе и о том, что они ничуть не меньше, чем их оппоненты, любят свою страну и что им вовсе не безразлично, что с ней происходит. Так, на акции памяти по погибшему Борису Немцову многие из участников шествия держали в руках флаги с триколором. При этом нелишне напомнить, что при жизни оппозиционеру и яростному критику нынешней политики Кремля Борису Немцову крайне редко предоставлялось эфирное время на федеральных каналах.
Апофеозом государственного патриотизма стали в настоящее время байкерские движения. Часто неграмотные, не стесняющиеся нецензурных выражений люди на мотоциклах, на которых нет ни одной отечественной детали и которые стоят много больше десятка российских автомобилей вроде «Лады-Калины» (кстати, и слово «байкер» также не имеет отечественных корней), получают государственные субсидии, их акции освещаются СМИ, а их мероприятия получают поощрение аж самого российского президента. «Вы не просто развлекаетесь и гоняете на мотоциклах, что само по себе неплохо, но и совмещаете это с нужными нашему народу патриотическими мероприятиями», – говорил Путин в 2011 году на празднике в Новороссийске.
Приходится констатировать, что поощрение подобных инициатив – символ современного патриотического воспитания. Возможно, поэтому не приходится удивляться тому, что, к примеру, в Ростове-на-Дону был запланирован и с успехом прошел «Парад детских войск», в котором принимали участие около 600 воспитанников детских садов области, в том числе и одетых в военную форму. Организаторы мероприятия объяснили проведение милитаристского шоу причинами патриотического свойства, мол, мероприятие посвящено 70-летию Великой Победы. Или же что в тегах, подготовленных «Медиалогией» по дайджесту всех публикаций в федеральных СМИ на тему патриотизма за последние пять лет, есть что угодно, кроме любви к родине. Встречаются такие слова, как «война», «НКО», «законопроект» и даже «фастфуд», а любви как таковой нет. Оно и верно: не бывает и быть не может любви к отечеству, к родине (см. определение патриотизма в любом словаре) по принуждению. Любой любящий и любимый это вполне подтвердит: это чувство должно быть абсолютно искренним и безграничным.
ng.ru
Другие новости и статьи
« Минобороны улучшит военную форму одежды кадет, суворовцев и нахимовцев
Пушкин и народное творчество »
Запись создана: Понедельник, 25 Май 2015 в 13:23 и находится в рубриках Новости, О патриотизме в России, Современность.
метки: патриотизм
Темы Обозника:
COVID-19 В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медикаменты медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение охрана патриотизм пенсии подготовка помощь право призыв продовольствие расквартирование ремонт реформа русь сердюков служба спецоперация сталин строительство управление финансы флот эвакуация экономика